Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:48, реферат
Цель данного реферата: обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения. Попытаемся определить, какие проблемы носят глобальный характер, на какие группы они делятся. Обсудим, какие меры должны предпринимать люди для решения этих проблем.
Позиции сторонников «экологического пессимизма» были наиболее ярко выражены в проектах и прогнозах Римского клуба, начиная от концепции «нулевого роста», и далее в концепции «органического роста». Неверие в возможности НТП по преодолению глобального кризиса, отказ от прогрессивного общественного развития, углубление социального пессимизма сделали невозможным реализацию этой программы на практике и дальнейшее ее теоретическое развитие.
Подъем второй волны «технологического оптимизма» приходится на начало 80-х гг. и связан с работами Г. Кана, в которых он предлагает модели новой «супериндустриальной» цивилизации и отстаивает теорию «неограниченного роста». Не получив широкого распространения, оба эти подхода сменяются обращением взглядов к новой категории «качество жизни», которая наряду с материальными его показателями включает и его духовные аспекты. И вот духовной-то стороне «качества жизни» и отдается предпочтение. Огромное значение придавалось в данных концепциях развитию личности, совершенствованию ее мировоззрения. И здесь на первый план выдвигалась наука, религия, право, мораль.
Безусловно, подобные проекты оптимального разрешения глобальных проблем содержат определенные конструктивные элементы. Но провозглашая соответствующие действительности лозунги, ставя перед собой довольно определенные цели, теории «качества жизни» остаются на позициях абстрактного гуманизма,
Поиск путей формирования нового «глобального мышления» довольно подробно рассматривается в одном из первых докладов Римскому клубу «Цели человечества» (Э. Ласло). Определенная эволюция взглядов заметна и в другом докладе «Нет пределов обучению» (Дж. Боткин и другие), где главное внимание уделяется рассмотрению вопросов, связанных с реформой системы обучения. Будучи не в состоянии предложить реальные средства выхода из глобального кризиса, данные теоретики останавливаются на анализе тех препятствий, которые мешают в действительности внедрению «новых форм» обучения. Сходные утопические призывы к изменению современного образа мышления высказываются и в некоторых других докладах Римскому клубу. В частности, они получили дальнейшее развитие в широко известных работах бывшего президента Римского клуба А. Печчси «Человеческие качества» (1979. и «Сто страниц для будущего» (1981., где он отстаивает необходимость качественного изменения стиля и образа мышления.
Стремление решить глобальные проблемы современности, опираясь только на духовные преобразования в жизнедеятельности человечества, довольно четко и однозначно прослеживается и в разработках этих проблем религиозными идеологами. Церковь, активно включаясь в разработку глобальных проблем современности, всеми силами и возможностями стремится сохранить и расширить свое влияние на все слои населения. Для этих целей создаются различного рода «теологии природы», «экотеологии», «глобальные стратегии выживания» и т. д.
Религиозные идеологи в поисках путей решения глобальных проблем сосредоточивают внимание на борьбе за превосходство духа над материей. Признание превосходства духовности, моральности является условием успешного контроля над развертыванием глобальных проблем, над развитием технической цивилизации. Научно - технических прогресс признается силой, чуждой общественному прогрессу и содержит в своем развитии опасность порабощения человек, его духовной сущности. Поэтому лишь первенство религии и этики перед техникой будет способствовать разрешению глобальных проблем. Имея схожие позиции в главном и основном, религиозные идеологи, конкретизируя общие тезисы, вырабатывают свои специфические проекты решения глобальных проблем.
Приоритеты религии, религиозной этики в деле решения глобальных проблем отстаивают и многие западные ученые, в той или иной степени занимающиеся разработкой вопросов вероучения церкви. Наиболее характерна в этом плане позиция Л. Уайта и А. Тойнби, которые считают, что для разрешения глобальных проблем достаточно вернуться к древним (пантеистическим) воззрениям.
В современных условиях особо активно разрабатывается глобальная проблематика теологами-экуменистами. Для них характерно активное сотрудничество с различными научными центрами, привлечение на свои конференции ученых экспертов из различных стран. Но используя последние данные естественных наук, новейшие методы исследования, опираясь на положения и выводы ученых при создании общей теории, теологи-экуменисты опять же вслед за всеми другими религиозными идеологами, уходят от разработки реальных путей преодоления этих проблем.
Несмотря на имеющиеся определенные различия в подходах к анализу глобальных проблем среди отечественных исследователей, их объединяет общий концептуальный подход, который основывается прежде всего на признании объективности возникновения общечеловеческих проблем. Отсюда и подлинное их разрешение возможно при формировании определенных материальных и социальных предпосылок. Научно-технический прогресс как раз и призван создавать в обществе материальные, технико-технологические основы для преодоления глобального кризиса, которые, однако, сами по себе не могут привести к его разрешению. Для этого необходимы еще и определенные социальные условия, при которых достижения НТР будут использованы только на благо человек, условия, при которых человечество сможет сознательно регулировать свои отношения в обществе и взаимодействие с природой.
И здесь необходимо подчеркнуть, что наряду с социально - экономическим переустройством общества все большее значение приобретает формирование нового глобального сознания. Под влиянием научной мысли и труда стихийные формы взаимодействия человек с природой должны уступить место разумно организованным в соответствии с законами функционирования и развития биосферы. На смену господству технических и биологических законов взаимодействия общества и природы должны прийти социальные (разумные) законы. И этот переход на новую ступень развития, на новый уровень осмысления законов взаимодействия общества с природой В. И. Вернадский называет этапом формирования ноосферы. Формирование ноосферы — это длительный, сознательно организованный и направляемый процесс, который сегодня находится еще на этапе своего становления.
А формирование нового глобального сознания — это одна из его важнейших составляющих.
Главной отличительной особенностью научного подхода к анализу путей разрешения глобальных проблем является то, что формирование ноосферы рассматривается в тесной связи с необходимостью разработки и практической реализации технико-технологических мероприятий, направленных на преодоление глобального кризиса.
Огромную роль здесь имеет развитие международного научно - технического сотрудничества, совместная борьба с загрязнением окружающей природной среды. Но первостепенное значение придается таким формам сотрудничества, которые не ограничиваются периодическими контактами, взаимным ознакомлением с результатами и обменом информацией, а позволяет активно вести постоянные совместные научные исследования.
Важное место в развитии международного сотрудничества имеет осуществление международных исследовательских проектов, связанных с глобальными проблемами современности, проводимых под эгидой ООН и ее специализированных учреждений.
Читать полностью:http://all-
Как уже отмечалось, человечество во второй
половине XX в. столкнулось с проблемами,
которые затрагивают самые глубинные
основы существования цивилизации, интересы
всех народов. Их обострение явилось результатом
деятельности человек. Но и их разрешение
не* возможно без его осознанной и целенаправленной
деятельности. Глобальный характер этих
проблем для их разрешения требует совместных
усилий всех стран и народов мира.