Глобальные процессы формирования новой системы международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:54, доклад

Краткое описание

По мнению ряда ученых и политических деятелей, исчезновение идеологического возбудителя мировой политики в виде противоборства «коммунизм - антикоммунизм» позволяет вернуться к традиционной структуре отношений между национальными государствами, характерной для более ранних этапов Вестфальской системы. В этом случае распад биполярности предполагает образование многополярного мира, полюсами которого должны стать наиболее могущественные державы, сбросившие с себя ограничения корпоративной дисциплины в результате дезинтеграции двух блоков, миров или содружеств.

Вложенные файлы: 1 файл

Globalnye_protsessy_formirovania_novoy_sistemy.docx

— 19.82 Кб (Скачать файл)

Глобальные процессы формирования новой системы м.о

При подходе к анализу  новой системы международных  отношений, видимо, следовало бы исходить из того, что окончание холодной войны завершило в принципе процесс  оформления единого мирового сообщества. Путь, пройденный человечеством от изолированности континентов, регионов, цивилизаций и народов через  колониальное собирание мира, расширение географии торговли, через катаклизмы двух мировых войн, массовый выход  на мировую арену освободившихся от колониализма государств, мобилизацию  противоположными лагерями ресурсов всех уголков мира в противостоянии холодной войны, повышение компактности планеты  в результате научно-технической  революции, завершился наконец крушением «железного занавеса» между Востоком и Западом и превращением мира в единый организм с определенным общим набором принципов и закономерностей развития его отдельных частей.

По мнению ряда ученых и  политических деятелей, исчезновение идеологического возбудителя мировой  политики в виде противоборства «коммунизм - антикоммунизм» позволяет вернуться  к традиционной структуре отношений  между национальными государствами, характерной для более ранних этапов Вестфальской системы. В этом случае распад биполярности предполагает образование многополярного мира, полюсами которого должны стать наиболее могущественные державы, сбросившие с себя ограничения  корпоративной дисциплины в результате дезинтеграции двух блоков, миров  или содружеств. Известный ученый и бывший госсекретарь США Г. Киссинджер в одной из последних своих  монографий «Дипломатия» предсказывает, что формирующиеся после холодной войны международные отношения  все больше будут напоминать европейскую  политику XIX в., когда традиционные национальные интересы и меняющееся соотношение  сил определяли дипломатическую  игру, образование и распад союзов, изменение сфер влияния. В начале 90-х годов, если рассматривать мир с точки зрения геополитики, карта мира претерпела серьезные изменения. Распад Варшавского договора, Совета экономической взаимопомощи положил конец зависимости государств Центральной и Восточной Европы от Москвы, превратил каждое из них в самостоятельного агента европейской и мировой политики. Распад Советского Союза в принципе изменил геополитическую ситуацию в евразийском пространстве. В большей или меньшей степени и с разной скоростью государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве, наполняют реальным содержанием свой суверенитет, формируют свои собственные комплексы национальных интересов, внешнеполитические курсы, не только теоретически, но и по существу становятся самостоятельными субъектами международных отношений. Дробление постсоветкого пространства на пятнадцать суверенных государств изменило геополитическую ситуацию и для соседних стран, ранее взаимодействовавших с единым Советским Союзом, например

Китая, Турции, стран Центральной  и Восточной Европы, Скандинавии. Не только изменились локальные «балансы сил», но и резко возросла многовариантность отношений. Разумеется,

. Динамика экономического  усиления Китая и повышение  его внешнеполитической активности, поиск Японией более самостоятельного, подобающего ее экономической  мощи места в мировой политике  вызывают подвижки в геополитической  ситуации в Азиатско-тихоокеанском  регионе. Объективное возрастание  удельного веса Соединенных Штатов  в мировых делах после окончания  холодной войны и распада Советского  Союза в определенной степени  нивелируется повышением самостоятельности  других «полюсов» и определенным  усилением изоляционистских настроений  в американском обществе.

Другим измерением многополярности  можно считать регионализм. При  всей разноплановости, неодинаковых темпах развития и степени интеграции региональные группировки вносят дополнительные особенности в изменение геополитической кар ты мира. Сторонники «цивилизационной» школы склонны рассматривать многополярность под углом зрения взаимодействия или столкновения культурно-цивилизационных блоков.

Более материализованным  является экономический регионализм  в виде высокоинтегрированного Европейского союза, других региональных образований различной степени интеграции - Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, Содружества Независимых Государств, АСЕАН, Североамериканской зоны свободной торговли, аналогичных образований, зарождающихся в Латинской Америке и в Южной Азии. Хотя и в несколько измененном виде, но сохраняют свое значение региональные политические институты, например Организация латиноамериканских государств, Организация африканского единства и т.д. Они дополняются такими межрегиональными многофункциональными структурами, как североатлантическое партнерство, связка США - Япония, трехсторонняя структура Северная Америка - Западная Европа - Япония в виде «семерки», к которой постепенно подключается Российская Федерация.

Короче говоря, после окончания  холодной войны геополитическая  карта мира претерпела очевидные  изменения. Но многополюсность объясняет скорее форму, чем суть новой системы международного взаимодействия.

Глобальный экономический  организм

Соразмерны социально-политическим изменения и в мировой экономической системе. Принципиальный отказ большинства бывших социалистических стран от централизованного планирования экономики означал включение в 90-х годах в глобальную систему рыночной экономики масштабного потенциала и рынков этих стран.

Новые качества мировой экономической  системы - стремительное расширение зоны рыночного хозяйства, либерализация  национальных экономик и их взаимодействие через посредство торговли и международных  инвестиций, космополитизация все большего числа субъектов мировой экономики - ТНК, банков, инвестиционных групп - оказывают серьезное влияние на мировую политику, международные отношения. Мировая экономика становится настолько взаимосвязанной и взаимозависимой, что интересы всех ее активных участников требуют сохранения стабильности не только в экономическом, но и военно-политическом плане. Некоторые ученые, ссылающиеся на то, что высокая степень взаимодействия в европейской экономике начала XX в. не предотвратила развязывания. Наиболее существенным, в том числе и для формирования новой системы международных отношений, является тот факт, что процесс создания нового мирового экономического сообщества взаимодействует с демократическими преобразованиями социально-политического поля. Кроме того, в последнее время глобализация мировой экономики все больше играет роль стабилизатора мировой политики и сферы безопасности. Особенно это влияние заметно в поведении ряда авторитарных государств и обществ, движущихся от авторитаризма к демократии. Масштабная и увеличивающаяся зависимость экономики, например, Китая, ряда новых независимых государств от мировых рынков, инвестиций, технологий заставляет их корректировать свои позиции по политическим и военным проблемам международной жизни.

Как бы то ни было, новый этап мировой политики определенно выдвигает  ее экономический компонент на передний план. Так, можно предположить, что  объединению большой Европы в конечном счете препятствуют, скорее, не столкновения интересов в военно-политической области, а серьезный экономический разрыв между ЕС, с одной стороны, и посткоммунистическими странами - с другой. Подобно этому главная логика развития международных отношений, например, в Азиатско-тихоокеанском регионе диктуется не столько соображениями военной безопасности, сколько экономическими вызовами и возможностями. На протяжении последних лет такие международные экономические институты, как «семерка», ВТО, МВФ и Всемирный банк, руководящие органы ЕС, АТЭС, НАФТА, явно сравниваются по влиянию на мировую политику с Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей ООН, региональными политическими организациями, военными союзами, а нередко и превосходят их. Таким образом, экономизация мировой политики и формирование нового качества мировой экономики становятся другим основным параметром формирующейся сегодня системы международных отношений.


Информация о работе Глобальные процессы формирования новой системы международных отношений