Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение внешнеторговой политики государства, основных методов государственного регулирования внешней торговли и анализ внешнеторговой политики России на современном этапе её развития. Вопрос о внешнеторговой политике России стал особенно актуальным в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию. Корректировка внешнеторговой политики приведет к изменению состояния экономики России в целом, так как внешняя торговля несет огромное значение для экономики страны.
Введение……………………………………………………………………… 3
Внешнеторговая политика и её виды ………………….. 5
Либерализация во внешнеторговой политике…….…………..6
Политика протекционизма……………………………………..9
Методы регулирования внешней торговли…………….14
Тарифные методы регулирования……………………………..15
Нетарифные методы регулирования…………………………..16
Современная внешнеторговая политика России……….22
Заключение…………………………………………………………….…….27
Список использованной литературы………………………………………29
В
последние несколько лет
Протекционистская внешнеэкономическая политика несет в себе как положительные, так и негативные моменты для национальной экономики и общества.
Положительные стороны протекционизма:
В целом большинство современных экономистов считают, что протекционизм отрицательно влияет на мировую торговлю, и выделяют следующие его недостатки:
1. Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм нарушает специализацию страны на определенных производствах. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (например, географическое положение). Протекционизм препятствует этому, так как приходится перераспределять ресурсы между более и менее эффективными производствами, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.
2. Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции.
3. Протекционизм не способствует снижению цен, так как импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости.
4. Необдуманное использование протекционистской политики, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует получить ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.
5. Протекционизм отрицательно влияет на экспорт страны. Защищая внутренний рынок от иностранных производителей, данная страна сокращает доходы других стран, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.
Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами. На фоне громких заявлений «большой двадцатки» о недопустимости протекционизма в реальности его политическая привлекательность настолько велика, что перевешивает доводы экономического здравого смысла при принятии решений.
Глава 2. Методы регулирования внешней торговли
С
каждым годом число мер
Инструменты государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Классификация этих инструментов впервые была предложена Секретариатом ГАТТ в конце 60-ых гг. ХХ века.
Таблица 1. Классификация инструментов внешнеторговой политики.
Методы |
Инструмент торговой политики |
Регулируют преимущественно | ||
Тарифные |
Таможенные пошлины |
импорт | ||
Н е т а р и ф н ы е |
количественные |
Квотирование |
импорт | |
Лицензирование |
экспорт |
импорт | ||
Добровольные ограничения |
экспорт |
|||
скрытые |
Государственные закупки |
импорт | ||
Требование к содержанию местных компонентов |
импорт | |||
Технические барьеры |
импорт | |||
Налоги и сборы |
импорт | |||
финансовые |
Субсидии экспорта |
экспорт |
||
Кредитование экспорта |
экспорт |
|||
Демпинг |
экспорт |
2.1 Тарифные методы регулирования
Тарифные методы регулирования
внешней торговли являются наиболее
распространенными и постоянно
используемыми – в форме
Таможенный тариф – главный
инструмент внешнеторговой политики,
это систематизированный
В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто – экспортные и транзитные.
В соответствии со способом установления пошлин различаются:
Наиболее распространенные в международной торговле адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости пересекающего таможенную границу товара. Примером адвалорной пошлины является пошлины на ввоз в Россию новых иностранных автомобилей. На сегодняшний день размер данной пошлины составляет 30 % от стоимости автомобиля, однако ради вступления в ВТО Россия обязалась единовременно снизить пошлины на иномарки с 30 до 25%, а затем в течение семи лет — до 15%. Специфические пошлины взимаются в виде твердой ставки с единицы товара. Основными видами специфических пошлин являются пошлины на ввоз сельскохозяйственной продукции, например, риса, пшеницы, и т. д. Комбинированные пошлины сочетают в себе оба вышеуказанных способа установления пошлин.
Важное место в системе
2.2 Нетарифные методы регулирования
Нетарифные методы регулирования внешней торговли - совокупность экономических, административных и технических мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования. При этом экономические меры включают контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры, а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные и специальные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, НДС, другие налоги). 6
Административные меры включают запреты, или так называемые эмбарго, в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.
ЮНКТАД выделяет семь основных нетарифных мер государственного регулирования внешней торговли: паратарифные методы, меры контроля за ценами, финансовые меры, меры количественного контроля, меры автоматического лицензирования, монополистические меры, технические меры.
Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры предпринимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на неё существенное воздействие. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, НДС и акцизы. НДС, акцизы и другие паратарифные платежи применяются для защиты интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирования конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.
Меры контроля над ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины). Компенсационные меры направлены против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность, антидемпинговые меры направлены на борьбу с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары. Антидемпинговые пошлины представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны – импортера. Введение антидемпинговой пошлины возможно только после проведения специального расследования с целью установления самого факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт действительно причинил или может причинить материальный ущерб отрасли импортирующей данный товар страны.
Финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли, например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операция.
Меры количественного контроля (квотирования), устанавливающие количественные ограничения на ввоз и вывоз конкретных товаров. Под квотами понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты, равной 0, имеет место эмбарго, то есть запрет на импорт или экспорт. При экспорте квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей дискриминационного характера. Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса страны, контроля за движением товаров. Одной из разновидностей квот являются тарифные квоты. Тарифные квоты представляют собой ограничения на количество товаров, в отношении которых применяется обычная таможенная пошлина. В отношении товаров, перемещаемых вне квоты, как правило, действует повышенная пошлина. Примером тарифной квоты является квота на ввоз мяса в страны Таможенного союза. Так квота на поставки мяса кур в Россию на 2012 год утверждена правительством РФ в объеме 250 тысяч тонн для всех стран, на импорт замороженного куриного фарша - 70 тысяч тонн (из которых 56 тысяч тонн отводятся ЕС и 14 тысяч тонн - остальным странам), замороженного фарша индейки - 10 тысяч тонн для всех стран. Другой разновидностью квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта, которые распространяются в основном на продукцию отраслей, находящихся в кризисном положении. При чем «добровольность» в этом случае относительна, так как соглашения подписываются под нажимом импортеров. Согласно соглашениям, объем экспорта устанавливается по отдельным видам товаров на определенный период.