Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение источников финансирования и основных напрвлений деятельности Группы Всемирного Банка. Осуществление назначенной цели требует решения следующих задач:
− исследование истории, функции, целей и задач ГВБ;
− анализ структуры и деятельности Группы Всемирного Банка;
− ознакомление с операциями, проводимыми Всемирным банком;
− рассмотрение специфики сотрудничества МВФ и Всемирного Банка в конкретных областях.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Группа Всемирного Банка. Общие положения…………………………4
1.1. История, функции, цели и задачи Группы Всемирного Банка…………...4
1.2. Анализ структуры и деятельности Группы Всемирного Банка…………11
Глава II. Операции проводимые Всемирным банком…………………………..20
2.1. Анализ финансовых операций Всемирного Банка………………………20
2.2. Анализ нефинансовых операций Всемирного Банка……………………25
2.3. Сотрудничество МВФ и Всемирного Банка в конкретных областях...27
Заключение………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы…………………………………………….35
Приложение………………………………………………………………………37
Глава II. Операции, проводимые Всемирным банком
2.1. Анализ финансовых операций Всемирного Банка
Два тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка — Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) — предоставляют средства в кредит по низким процентным ставкам, под нулевой процент или в виде грантов странам, не имеющим доступа к международным рынкам капитала или имеющим такой доступ на невыгодных условиях. МБРР действует на рыночной основе, пользуется своим высоким кредитным рейтингом, позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Всемирный банк самостоятельно покрываем свои операционные расходы, не используя для этого внешние источники финансирования.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) предоставляет кредитные средства правительствам стран со средним уровнем дохода, а также правительствам платежеспособных стран с низким уровнем дохода. Финансовая устойчивость МБРР позволяет ему привлекать дешевые средства на рынках капитала и предоставлять эти средства заемщикам на выгодных для них условиях. Объем кредитования в 2011 финансовом году: 46,6 млрд. долл. США по 164 новым операциям в 46 странах.
Хотя МБРР получает небольшую прибыль по своим кредитам, более значительный доход он получает от собственного капитала. Этот капитал состоит из резервов, накопленных в течение многих лет, и средств, получаемых в виде взносов от 187 государств-членов Всемирного банка. Прибыль МБРР используется также для покрытия операционных расходов, частично перечисляется МАР и используется для облегчения бремени задолженности стран.
В 2012 финансовом году объём новых зарезервированных кредитных ресурсов МБРР составил 20,6 млрд. долл. США по 93 операциям, что намного превышало среднеисторический уровень (13,5 млрд. долл. США в 2005-2008 финансовых годах), но уступало рекордному объему в 44,2 млрд. долл. США в 2010 финансовом году в самый разгар кризиса и 26,7 млрд. долл. США в 2011 финансовом году. Наибольшую долю новых займов МБРР получили страны Европы и Центральной Азии (6,2 млрд. долл. США) и Латинской Америки и Карибского бассейна (6,2 млрд. долл. США), за которыми следовали Восточная Азия и Тихоокеанский регион (5,4 млрд. долл. США ). Далее шли Ближний Восток и Северная Африка (1,4 млрд. долл. США), Южная Азия (1,2 млрд. долл. США) и Африка (147 млн. долл. США). Среди секторов наибольшая сумма средств была зарезервирована для совершенствования государственного управления и судебно-правовой сферы (5,4 млрд. долл. США), затем шли транспортный сектор (3,4 млрд. долл. США), энергетика и горнодобывающая промышленность (2,8 млрд. долл. США) и здравоохранение и другие социальные услуги (2,5 млрд. долл. США). По тематическим направлениям наибольшая доля средств была зарезервирована на цели развития финансового и частного секторов (16%), за которым следовали совершенствование управления государственным сектором (13%) и развитие человеческого потенциала (13%). В 2012 финансовом году Казначейское управление Банка провело от имени стран-членов хеджевые операции на сумму, эквивалентную 2,5 млрд. долл. США, в том числе на сумму, эквивалентную 2,3 млрд. долл. США, в форме хеджей процентного риска и 149 млн. долл. США в форме хеджей валютного риска. Наряду с этим оно осуществило своповые операции на общую сумму, эквивалентную 9,5 млрд. долл. США, в целях управления своими балансовыми рисками. Кроме того, Казначейское управление заключило своповые соглашения на сумму, эквивалентную 269 млн. долл. США, для нужд Международного механизма финансирования иммунизации.
Большую часть своих финансовых средств МБРР получает от продажи облигаций на международных рынках капитала. В 2012 финансовом году МБРР привлёк сумму, эквивалентную 38,4 млрд. долл. США, путем выпуска облигаций в 23 валютах. Благодаря своей репутации на финансовых рынках и финансовой устойчивости МБРР имел возможность привлечь столь значительные заёмные средства на очень выгодных условиях, невзирая на сложные условия на рынке. В качестве кооперативного учреждения МБРР стремится не к максимизации прибыли, а к получению доходов в объеме, достаточном для обеспечения своей финансовой устойчивости и поддержания текущей деятельности в области развития.
Из общей
суммы доступного для распределения
чистого дохода, полученного в 2012
финансовом году, исполнительные директора
утвердили направление
В соответствии с мандатом МБРР в области развития, основным принимаемым им на себя финансовым риском является страновой риск, связанный с предоставляемыми им займами и гарантиями. Риски по процентным ставкам и валютные риски сведены к минимуму.
Суммарным показателем уровня риска для Банка является отношение собственного капитала к сумме предоставленных займов, которое поддерживается на стабильном уровне в соответствии с финансовыми прогнозами и прогнозами риска МБРР. По состоянию на 30 июня 2012 года этот показатель составлял 27,0%7.
В соответствии с решением об общем и выборочном увеличении капитала, которое было одобрено Советом управляющих 16 марта 2011 года, предусматривается увеличение подписного капитала на 86,2 млрд. долл. США, причем 5,1 млрд. долл. США из этой суммы будет оплачено в течение пятилетнего периода.
Международная ассоциация развития (МАР) предоставляет долгосрочные беспроцентные займы, именуемые кредитами, и гранты правительствам 81 беднейшей стран мира, практически лишенных возможности осуществлять заимствования на рыночных условиях. Кредитные операции МАР финансируются за счет взносов стран-доноров, перечисления чистой прибыли МБРР, грантов Международной финансовой корпорации (IFC) и поступлений от погашения ранее предоставленных МАР кредитов.
Дополнительные средства МАР получает по мере погашения странами предоставляемых на срок от 35 до 40 лет беспроцентных займов. Эти средства затем вновь используются для предоставления кредитов. На долю МАР приходится почти 40% общего объема наших кредитных операций.
Рисунок 1
Действуя через МБРР и МАР, Всемирный банк предоставляет займы двух основных видов: инвестиционные займы и займы на цели развития. Инвестиционные займы предоставляются для финансирования товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах. В то время как Всемирный банк наблюдает за использованием средств каждого займа, и оцениваем результаты реализации проектов, заемщик реализует проект и программу в соответствии с согласованными условиями. Три четверти средств непогашенных займов управляются директорами по странам, работающими в постоянных представительствах Банка в государствах-членах.
Долгосрочные займы (кредиты) МАР являются беспроцентными, однако по ним взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75% предоставленных средств. Взимаемый МАР сбор за резервирование средств составляет от нуля до 0,5% неиспользованной суммы кредита.
Объем зарезервированных финансовых ресурсов МАР в 2012 финансовом году составил 14,8 млрд. долл. США, в том числе 12,1 млрд. долл. США в форме кредитов, 2,2 млрд. долл. США в форме грантов и 0,4 млрд. долл. США в виде гарантий. Самая крупная доля ресурсов была предоставлена Африке, которая получила 7,4 млрд. долл. США. Южно-Азиатский (5,3 млрд. долл. США) и Восточно-Азиатский и Тихоокеанский (1,2 млрд. долл. США) регионы также получили значительные доли зарезервированного финансирования, за ними следовали Латинская Америка и Карибский бассейн (0,4 млрд. долл. США), Европа и Центральная Азия (0,4 млрд. долл. США) и Ближний Восток и Северная Африка (0,1 млрд. долл. США). Крупнейшими странами-получателями стали Индия (2,7 млрд. долл. США) и Нигер (1,3 млрд. долл. США). Объем зарезервированных средств на цели развития инфраструктуры составил 5,1 млрд. долл. США. Значительные средства были выделены также на развитие образования и здравоохранения и других социальных услуг (в совокупности 3,4 млрд. долл. США), совершенствование государственного управления и судебно-правовой сферы (3,3 млрд. долл. США) и развитие сельского хозяйства (2 млрд. долл. США). Среди тематических направлений наибольшие доли средств были выделены на цели развития сельских регионов (24%), развития человеческого потенциала (16%) и городского развития (13%)
Целью грантов является содействие разработке проектов путем стимулирования нововведений, сотрудничества между организациями и участия местных заинтересованных сторон в работе над проектами. В последние годы гранты МАР, финансируемые напрямую, либо управляемые в рамках партнерских отношений, использовались в следующих целях:
Хотя Банк известен, прежде всего, как финансовое учреждение, одной из наиболее важных функций, выполняемых им, является анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения. Всемирный банк делает это, работая по нескольким направлениям: занимается исследовательской работой по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическими и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах. Всемирный банк анализирует перспективы экономического развития страны, в том числе, например, банковский и финансовый сектора, торговля, проблема бедности и система социальной защиты.
Всемирный банк также используем его ресурсы и банк знаний для распространения информации между его клиентами, с тем, чтобы они располагали всеми необходимыми знаниями и навыком для решения задач развития и содействия экономическому росту. Говоря о банке знаний, имеется в виду его обширные контакты, богатые знания, информацию и опыт, обретенный банком за много лет работы во многих странах, над многими проектами, участвуя в процессе развития. Конечная цель заключается в содействии революции знаний в развивающихся странах.
Результаты анализа, рекомендации и знания Банка передаются его странам-клиентам, их правительствам, другим участникам процесса развития, а также обществу в целом. Для этого Банк использует целый ряд инструментов:8
Еще одной важнейшей функцией Банка является содействие расширению возможностей собственного персонала, наших партнеров и населения развивающихся стран – содействие обретению ими знаний и навыков, необходимых для оказания технической помощи, повышения эффективности деятельности государственных органов и оказания услуг, стимулирования экономического роста и реализации программ сокращения бедности. Для удовлетворения огромных потребностей в информации и для поддержания диалога по вопросам развития Банком налажены связи и созданы специальные сети, объединяющие множество участников процесса развития.
Консультативные службы и веб-страница «Задавайте нам вопросы» предоставляют информацию по телефону, факсу или через Интернет. В Банке действуют более 25 консультативных служб. Своевременно отвечающие на запросы сотрудники Банка оказывают неоценимую помощь нашим клиентам и партнерам, удовлетворяя их потребности в информации. Часто они служат первым, а иногда и единственным источником информации для клиентов, партнеров и населения развивающихся стран.
Глобальная сеть обучения в области развития – это разветвленная сеть центров дистанционного обучения, использующая последнюю информацию и самые современные и передовых коммуникационные технологии для налаживания связей между теми, кто участвует в процессе развития по всему миру.
Глобальные и региональные программы Института Всемирного банка объединяют активных участников процесса развития, давая им возможность общаться и обмениваться информацией и опытом в онлайновом режиме с целью пополнения знаний и совершенствования навыков.
Служба Интернет-трансляций B-SPAN – это Интернет-портал, при помощи которого Всемирный банк проводит семинары и конференции на такие темы, как устойчивое развитие и сокращение масштабов бедности.
2.3. Сотрудничество МВФ и Всемирного Банка в конкретных областях
Международный валютный фонд (МВФ) связан с созданием Бреттон-Вудской валютной системы в 1944 г. и он был неотъемлемой частью этой системы. Но крах Бреттон-Вудского валютного порядка не привел к ликвидации МВФ. Этот факт показывает, что МВФ является необходимым институтом регулирования международных валютных отношений.
Политику МВФ преимущественно контролирует Международный валютно-финансовый комитет (МВФК), 24 членами которого являются министры финансов или управляющие центральных банков стран и групп стран, представленных в Исполнительном совете. МВФК проводит заседания два раза в год и представляет Фонду рекомендации по общему направлению политики. Комитет по развитию, который, как и МВФК, насчитывает 24 члена министерского ранга, представляет рекомендации Совету управляющих МВФ и Всемирного банка по вопросам, затрагивающим развивающиеся страны. Его заседания проводятся два раза в год.
В 1999 г. между МВФ и Всемирным банком было достигнуто соглашение о сотрудничестве, которое зафиксировало условия и необходимые действия для повышения эффективности совместной работы в сферах, где полномочия двух институтов частично совпадают (структура и функционирование финансовых институтов, достаточность рынков валюты и капитала, текушая и потенциальная возможность страны-члена производить внутренние сбережения, финансовые последствия реализации программ экономического развития для внутреннего и внешнего финансового положения, проблемы внешнего долга).