Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 16:40, курсовая работа
Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира, она является средством осуществления движение товаров и услуг в мировой экономике.
Изучение аспектов международной торговли актуально, в современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано с значительными преимуществами, оно позволяет:
o более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники,
o в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики,
o более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В настоящее время РФ, как и все страны мира, стремится занять выгодное положение на мировом рынке, попытки вступления в ВТО с целью извлечения экономических и политических выгоды подтверждают это.
Введение 4
Мировая экономика 6
Субъекты мировой экономики 8
Государство 9
Транснациональные компании. 10
Международные экономические организации. 12
Субъекты мировой экономики. Классификация по СНС. 14
Международная торговля 16
Мировой товарооборот 18
Структура МТ 18
Специализация МТ 20
Условия торговли 20
Коэффициенты эластичности МТ 21
Квоты МТ 22
Торговый баланс 23
Регулирование международной торговли 25
ГАТТ 26
ВТО 28
ГАТС 29
Россия и ВТО 31
Цели и задачи присоединения 7 31
Угрозы при вступлении РФ в ВТО 32
Возможности при вступлении РФ в ВТО 34
Заключение 36
Список источников 38
Внешнеторговая квота (ВТК) определяется как полусумма (S/2) экспорта (Э) и импорта (И) страны, отнесенная к ВВП или ВНП и умноженная на 100%. Она характеризует среднюю зависимость от мирового рынка, ее открытость к мировой экономике.
Анализ значимости экспорта для страны оценивается экспортной квотой — отношение суммы экспорта к ВВП (ВНП), умноженное на 100%; импортная квота рассчитывается как отношение суммы импорта к ВВП (ВНП), умноженное на 100%.
Рост экспортной квоты свидетельствует о росте его значимости для развития экономики страны, но сама эта значимость может быть как положительной, так и отрицательной. Она безусловно положительна, если расширяется экспорт готовой продукции, а вот рост экспорта сырья, как правило, ведет к ухудшению условий торговли для страны-экспортера. Если при этом экспорт монотоварен, то его рост может привести к разрушению экономики, поэтому такой рост называют разрушающим. Результатом такого роста экспорта становится недостаточность средств для его дальнейшего наращивания, а ухудшение условий торговли по доходности не позволяет приобрести на экспортную выручку необходимое количество импорта.
Результирующим показателем, характеризующим внешнюю торговлю страны, является сальдо торгового баланса, которое представляет собой разницу между суммой экспорта и импорта. Если эта разница положительная (к чему стремятся все страны), то баланс активный, если отрицательная — пассивный. Торговый баланс входит составной частью в платежный баланс страны и во многом определяет последний.
Современные тенденции в развитии международной торговли товарами и услугами
Развитие современной МТ происходит под влиянием общих процессов, протекающих в мировой экономике.
Мировому рынку присущи тенденции, связанные с дальнейшей интернационализацией мирового хозяйства и его глобализацией. Они проявляются в росте роли МТ в развитии мировой экономики, а внешней торговли — в развитии национальных экономик. Первое подтверждается ростом коэффициента эластичности мирового товарооборота (по сравнению с серединой 1980-х гг. более чем в 2 раза), а второе — ростом экспортной и импортной квот для большинства стран.
Существенные сдвиги происходят в товарной структуре МТ: увеличилась доля готовых изделий и сократилась доля продовольствия и сырья (без топлива). Это произошло в результате дальнейшего развития НТП, который все более заменяет натуральное сырье синтетическим, позволяет осуществлять ресурсосберегающие технологии в производстве. В то же время резко выросла торговля минеральным топливом (особенно нефтью) и газом. Это обусловлено комплексом факторов, среди которых развитие химической промышленности, изменения в топливно-энергетическом балансе и беспрецедентный рост цен на нефть, которые в конце десятилетия, по сравнению с его началом, увеличились более чем в 2 раза.
В торговле готовыми изделиями растет доля наукоемких товаров, высокотехнологичной продукции (микротехника, химическая, фармацевтическая, авиакосмическая и т. п. продукция). Особенно четко это проявляется в обмене между развитыми странами — технологическими лидерами.
В торговле развивающихся стран есть ряд весьма острых проблем, возникающих прежде всего из-за того, что главным фактором их конкурентоспособности остается цена, а условия торговли, изменяющиеся не в их пользу.
Для современной МТ характерна тенденция к развитию торговли услугами, особенно деловыми (инжиниринг, консалтинг, лизинг, факторинг, франчайзинг и др.).
Мировому рынку товаров и услуг присущи тенденции, связанные с дальнейшей интернационализацией мирового хозяйства. Кроме роста роли МТ в развитии мировой экономики, превращения внешней торговли в неотъемлемую часть национального воспроизводственного процесса, имеет место четкая тенденция к ее дальнейшей либерализации. Это подтверждается не только снижением среднего уровня таможенных пошлин, но и устранением (смягчением) количественных ограничений импорта, расширением торговли услугами, изменением характера самого мирового рынка, на который сейчас поступают не столько излишки национального производства товаров, сколько заранее согласованные поставки произведенных специально для конкретного потребителя товаров.
По мере развития мировой торговли все более актуальным становился вопрос участия государства в этом процессе. На сегодня сформировались и реализуются две концепции государственного отношения к мировой торговле:
Идея протекционизма во внешней торговле сформулирована меркантилистами еще в XV-XVII вв. Суть ее в следующем: в интересах собственного национального производства государство активно регулирует внешнюю торговлю, всячески поощряя экспорт и ограничивая импорт.
В период промышленной революции широко распространилась концепция свободной торговли - фритредерство. Согласно ей государство проводит политику либерализации внешней торговли, открывая внутренний рынок для иностранных товаров, капитана и рабочей силы.
В реальной жизни государство в своей внешнеторговой политике вынуждено создать элементы и протекционизма, и фритредерства. Так или иначе, но сегодня государство должно не только провозглашать концепцию своей политики во внешней торговле, но и реально осуществлять меры по ее реализации, используя различные инструменты. Как правило, их делят на две группы.
Первая группа - таможенные пошлины (тарифы). Это традиционные и наиболее активно применяемые средства государственною регулирования внешней торговли: импортные (фискальные и протекционистские), экспортные и транзитные пошлины. Механизм их применения достаточно прост: единица измерения ввозимых товаров или единица декларируемой импортером стоимости товара облагается налогом в виде пошлины, что приводит к удорожанию ввозимых товаров на внутреннем рынке.
Вторая группа инструментов государственного регулирования - нетарифные ограничении (или так называемые нетарифные барьеры). К ним относят: административный запрет на импорт; количественные ограничения (так называемое квотирование); введение стандартов здравоохранения, безопасности, экологичности, установления уровня минимальной цены; введение правил по расфасовке и маркировке; и т. д.
Таким образом, государство, используя разнообразный инструментарий регулирования объема товарных потоков из страны и в страну, добивается определенных результатов в обшей экономической политике.
Высокая значимость МТ для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами — членами этих организаций.
Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:
В соответствии с основополагающими положениями ГАТТ торговля между странами должна осуществляться на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), т. е. в торговле стран — членов ГАТТ устанавливается режим наибольшего благоприятствования (РНБ), гарантирующий равенство и недискриминацию. Однако одновременно были установлены исключения из ПНБ для стран, входящих в экономические интеграционные группировки; для стран, бывших колоний, находящихся с бывшими метрополиями в традиционных связях; для приграничной и каботажной торговли. По самым приблизительным подсчетам на долю «исключений» приходится не менее 60% мировой торговли готовой продукцией, что лишает ПНБ универсальности.
ГАТТ признает в качестве единственно приемлемого средства регулирования МТ таможенные тарифы, которые итеративно (от раунда к раунду) снижаются. В настоящее время их средний уровень составляет 3-5%. Но и здесь есть исключения, позволяющие использовать нетарифные средства защиты (квоты, экспортные и импортные лицензии, налоговые льготы). К ним отнесены случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения платежного баланса, осуществления программ регионального развития и помощи.
ГАТТ содержит принцип отказа от односторонних действий и принятия решений в пользу переговоров и консультаций, если такие действия (решения) могут привести к ограничению свободы торговли.
ГАТТ — предшественница ВТО — принимала свои решения на переговорах-раундах всех членов этого Соглашения. Всего их прошло восемь. Наиболее значимые решения, которыми ВТО руководствуется в регулировании МТ до настоящего времени, были приняты на последнем (восьмом) Уругвайском раунде (1986-1994 гг.). Этот раунд еще более расширил круг вопросов, регулируемых ВТО. В него была включена торговля услугами, а также программа сокращения величины таможенных пошлин, активизации усилий по регулированию МТ продукцией отдельных отраслей (в том числе сельского хозяйства) и усиления контроля за теми направлениями национальной экономической политики, которые оказывают влияние на внешнюю торговлю страны.
Было принято решение об эскалации таможенных пошлин по мере повышения степени обработки товаров при снижении пошлин на сырье и ликвидации их на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки, фармацевтические товары — всего на 40% мирового импорта. Была продолжена либерализация торговли одеждой, текстилем и сельскохозяйственными товарами. Но последним единственным средством регулирования признаны таможенные пошлины.
В области антидемпинговых мер были приняты понятия «законные субсидии» и «приемлемые субсидии», к разряду которых отнесены субсидии, направленные на охрану окружающей среды и региональное развитие при условии, что их размер составляет не менее 3% общей величины импорта товара или 1% его общей стоимости. Все остальные отнесены к незаконным и их применение во внешней торговле запрещено.
К числу вопросов экономического регулирования, воздействующих на внешнюю торговлю косвенно, Уругвайский раунд отнес требования о минимальном экспорте товаров, произведенных на СП, обязательном использовании местных компонентов и ряд других.
Уругвайский раунд принял решение о создании ВТО, ставшей правопреемницей ГАТТ и сохранившей его основные положения. Но решения раунда дополнили их задачами обеспечения свободы торговли не только за счет либерализации, но и путем использования так называемых увязок. Смысл увязок состоит в том, что любые решения государства о повышении тарифа принимаются одновременно (в увязке) с решением о либерализации импорта других товаров.
ВТО не входит в сферу деятельности ООН. Это позволяет ей проводить собственную независимую политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.
Определенной спецификой отличается регулирование международной торговли услугами. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, не образуют единого рынка, который имел бы общие черты. Но ему присущи общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.
В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.
Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.
ГАТС включает в себя три части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень.
Соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры.
Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их производством и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО).
Региональный уровень международной торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.
Национальный уровень регулирования касается внешней торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.
Информация о работе Движение товаров и услуг в мировой экономике