Деловая культуры Беларуси и пути ее совершенствования в контексте мирового опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Общей целью данной работы является изучение понятия и сущности деловой культуры и деловых отношений, а также особенностей деловой культуры Российской Федерации.
Основными задачами, которые реализуются в настоящей работе, выступают следующие:
1) изучить теоретический аспект деловой культуры: её сущность, значимость при ведении международного бизнеса;
2) дать характеристику российской и белорусской деловой культуре;
3) изучить основные пути совершенствования деловой культуры российского и белорусского обществ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1 Сущность деловой культуры и стили делового общения……………..5
1.1 Понятие деловой культуры и делового общения………………………….5
1.2 Значимость деловой культуры при ведении международного бизнеса…...8
1.3 Культурные особенности межнациональных бизнес-контактов…………10
Глава 2 Особенности деловой культуры России………………………………16
2.1 Возникновение и развитие деловой культуры в России…………………..16
2.2 Этические нормы деловых связей и деловых отношений в России……...21
2.3 Пути совершенствования деловой культуры в России …………………...23
Глава 3 Деловая культуры Беларуси и пути ее совершенствования в контексте мирового опыта………..…………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников..................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая! доработанная.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Коммуникации  в высококонтекстных культурах зависят в значительной степени от контекста невербальной части сообщения, в то время как в низкоконтекстных культурах коммуникации построены на основе сообщения, выраженного вербально.

Показана высокая  корреляция между высоко/низкоконтекстным параметром и параметрами Хофстеда - индивидуализмом/коллективизмом и уровнем иерархической дистанцированности.

Например, в  низкоконтекстной североамериканской культуре относительно низки иерархические  различия и высок уровень индивидуализма. Напротив, высококонтекстные арабские культуры характеризуются значительным различием между иерархическими уровнями и низким уровнем индивидуализма.

Большинство современных  менеджеров западного склада, сотрудники международных компаний эффективнее  в странах с низко контекстным языком, так как они опираются в работе на отчёты, контракты и другие письменно документированные акты. Но даже в низкоконтекстных культурах общение в значительной степени зависит от культурных особенностей.

В высококонтекстных  культурах требуется значительное время до начала деловой части взаимоотношений, так как необходимо лучше узнать будущего партнёра по совместному бизнесу. На Ближнем Востоке, к примеру, если у вас не найдётся времени и желания выпить чашечку кофе и поговорить на отвлечённые темы, то Вы не сможете продвинуться к деловой части разговора.

В Китае в  ещё большей степени смысл  сказанного зависит от контекста, так  как прямая конфронтация считается  неприличной. Здесь фраза "согласен" скорее всего будет означать 15%-нoe согласие, "мы могли бы" может трактоваться как "ни за что", а "мы рассмотрим" - "мы-то да, а тот, кто принимает решения - нет". Поэтому для понимания истинного смысла сказанного очень важно понимать контекст разговора и статус говорящего.

Ещё более осложняется  понимание контекста тем, что один и тот же тип невербальных коммуникаций может принимать отличные значения в разных культурах.

Соответствие  нормам поведения взгляда "глаза  в глаза", например, может меняться в зависимости от страны и от ситуации. В США прямой взгляд считается признаком честности и надежности, а уклонение от него - либо невнимательностью, либо желанием что-то утаить, нечестностью. Однако в Латинской Америке настойчивый взгляд будет считаться агрессивностью. Длительный контакт взглядов между представителями разных полов может быть интерпретирован как приглашение к более интимным отношениям в средиземноморских и латиноамериканских странах.

Улыбка в  западных странах претворяет начало коммуникаций, это часть процедуры  знакомства. На Ближнем Востоке улыбка собеседника может скрывать замешательство, презрение, ярость. Для азиатских культур, особенно японской, китайской, индонезийской, поддержание улыбки на лице - это часть корректного поведения, за которым может скрываться весть спектр чувств - от дружелюбия до гнева. В Германии принято улыбаться в семейном кругу, кругу друзей, на отдыхе, но в процессе делового общения улыбка дарится крайне выборочно.

Крепкое рукопожатие  считается признаком силы и характера  в США, в то время как в азиатских  странах принято более слабое, но длительно рукопожатие. Общаясь с мусульманами или ортодоксальными иудеями, надо вести себя чрезвычайно осторожно с представителями противоположного пола, так как мужчина не должен прикасаться к посторонним женщинам. Этот запрет включает и запрет на рукопожатие.

Это же относится  ещё в большей мере к поцелуям. Большинство деловых коммуникаций не предполагает обмен поцелуями. Однако в странах Латинской Америки, Средиземноморья и части Африканских  стран после установления дружеских  отношений встречи могут сопровождаться поцелуями в щеку, сочетаемыми с рукопожатием, дружеским объятием или похлопыванием по спине. В Азии, где существует традиция поклонов, вежливый полупоклон будет высоко оценён вашим азиатским партнёром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Особенности деловой культуры России

 

2.1 Возникновение  и развитие деловой культуры  в России

 

Развитие этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического  пути, пройденного российским государством. Особенность России состояла в том, что тот общий путь развития, который для других стран облегчался интенсивным обменом традиций, она часто проходила в одиночку. Так, в Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникали торговые и промысловые поселения. Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости), бобровники, бортники и другие тогдашние «промышленники». [4, c. 60-61]

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Как отмечал историк Д.И.Иловайский, предпринимательство было связано с исторически сложившимся характером российского народа – «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам».

Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли  способствовать развитию русского предпринимательства, экономист академик В.П.Безобразов выделяет особо черты, которые стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех на протяжении многих веков:

чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;

практический расчет –  умение сосредоточиться на ближайших  и важнейших целях жизни и  пожертвовать в момент действия всеми  более отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;

самообладание среди разнородных  и противоположных потребностей жизни и стремления к их удовлетворению;

трезвость характера, не позволяющая  увлекаться никакими чувствами и  страстями, удаляющими от  поставленной задачи, от начатого предприятия;

сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая  предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств. [4, c. 62-63]

С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения в  мировую торговлю происходит постепенное  усвоение общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли. Первый толчок к правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно, попытки осуществления государственного контроля за качеством ввозимых и вывозимых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям. Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению новых черт деловых отношений.

Значительно изменилось правовое положение купцов при Екатерине II. Они вышли из разряда податных сословий с освобождением от внесения податей в подушный оклад, который был заменен обложением их капиталов 1%-м сбором, причем размеры капиталов объявлялись самими купцами «по совести», чем последние очень гордились. Очень оживило торговлю с другими странами снятие с нее и промышленности различных ограничений, в связи с открытием Екатериной первых кредитных учреждений, развитием торгового мореплавания, учреждением заграничных консульств и заключением торговых конвенций.[4, c.63]

Деловую культуру любого национального рыночного  сообщества, в том числе и российского, можно охарактеризовать по двум основным признакам: традиционному и временному.

Традиционные  отличия закладываются в каждую культуру на пути исторического развития и могут включать в себя особенности территориальные, этнические, демографические, психологические, религиозные, социальные, этические, моральные, правовые и всякие другие.

После распада  Советского Союза Россия оказалась  в сложных экономических и  социальных условиях. Переход к рынку  был связан со значительными социальными  потрясениями. Все это отразилось на поведении первых российских бизнесменов - «новых русских». Ситуация, в которой они оказались, во многом напоминала положение второй половины XIX века. России вновь пришлось ускоренными темпами проходить этап первоначального накопления капитала. Дореволюционные традиции ведения дел были утрачены, а советские не соответствовали условиям рынка. В результате, у российских предпринимателей отсутствовали элементарные нормы ведения дел. Если в советские времена на неотесанность партнеров закрывали глаза, так как они выступали как представители государства, гарантировавшего выполнение даже невыгодных контрактов, то после распада СССР, когда никаких гарантий нельзя было получить, такое поведение российских бизнесменов вызывало недоверие. Нестабильность политической системы, недостаточность законодательной базы, дезорганизация системы управления, задержка платежей также негативно сказались на отношении к «новым русским» со стороны иностранных партнеров.

В период перестройки  система ценностей и этические представления людей начали быстро меняться. Зарождавшаяся этика российского бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стране при социализме. Первая культура связана с описанной выше традиционной административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов. Воззрения, связанные с ней и привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения субъектов – участников предпринимательской деятельности, составивших класс российских бизнесменов. Здесь выделяются следующие варианты.

1. Представители  партийной (комсомольской) номенклатуры, а также хозяйственники, занимавшие  командное положение в промышленности  в 80-е годы. Эти люди во многом  придерживаются этических ценностей прежних бюрократических структур.

2. Люди, пришедшие  в предпринимательство из «нормальной»  жизни. Они в целом характеризуются  высоким уровнем интеллекта и  достаточно высокими моральными  качествами. Их отличительными чертами  являются стремление восстановить традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики.

Вторая культура – это жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Несмотря на огромную личную опасность частного предпринимательства  для человека в советский период, оно все равно существовало, базируясь на недостатках системы, и в последний период социалистического развития сильно влияло на общество. Уже к началу 90-х годов, по некоторым оценкам, в теневом секторе экономики производилось около 20% совокупного общественного продукта и было занято примерно 25-30 млн. человек. Деятели теневой экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры.

В настоящее  время на стыке поведенческих  традиций этих групп происходит своеобразный процесс мутации, поиск новых  жизнеспособных форм. Соответственно этика нового класса бизнесменов  в России представляет собой явление  сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разный экономический базис. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики. Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения.

В настоящее  время, российские бизнесмены отходят от методов «дикого капитализма» и стремятся вести дела в соответствии с международными нормами ведения бизнеса. Необходимо отметить, что, в соответствии с ранее написанным текстом, на особенности ведения бизнеса и межнациональных коммуникаций непосредственно влияет культура России.

В настоящее  время в России в сфере малого и среднего бизнеса действует около 6 млн человек, из которых 4,1 млн индивидуальные предприниматели (информация о распределении предприятий по формам собственности представлена в Приложении 4). В секторе малого и среднего предпринимательства без учета внешних совместителей занято 16, 8 млн человек, а это почти 25% от экономически активного населения России, то есть каждый четвертый работник. Это достаточно большая цифра, но, тем не менее, она должна постепенно приближаться к 70% как в развитых странах ЕС. Огромное разнообразие бизнес-культур позволяет прогнозировать элементы поведения представителя той или иной деловой культуры. При прогнозировании полезно учитывать поведенческие стереотипы, источник и уровень власти, деловую этику, мотивацию, тип мышления и особенности восприятия времени. [10]

Информация о работе Деловая культуры Беларуси и пути ее совершенствования в контексте мирового опыта