Демократизация КНР после событий на площади Тяньаньмэнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выяснение того, как повлияли данные события на политику Китая, что пришлось сделать китайскому руководству в ответ на реакцию международной общественности и можно ли связать столь трагичные события с нынешним ростом экономики и достижениями Китая.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

30 мая была предпринята попытка  мирно вытеснить людей с площади  Тяньаньмэнь [1]. Однако манифестанты воспрепятствовали продвижению колонн бронетехники.

В ночь с 3 на 4 июня в Пекин вошли  армейские подразделения с танками [6], которым протестующие оказали вооруженное сопротивление, особенно ожесточенное на южном и западном подступах к Тяньаньмэнь. Демонстранты забрасывали танки камнями и бутылками с зажигательной смесью. Войска применили слезоточивый газ и оружие.

В результате столкновений в центре Пекина погибли как мирные жители, так и военнослужащие, однако о  конкретном количестве жертв до сих пор не известно.

Китайское правительство объявило о 241 жертве [26], но список погибших опубликован не был. Оценки количества погибших среди гражданского населения разнятся от 400-800 человек до 3000 человек. Количество раненых, как правило, оценивается от 7 до 10 тысяч [11]. Некоторые источники говорят о трех тысячах раненых гражданских и шести тысячах раненых военных.

После подавления акций правительство произвело масштабную серию арестов среди оставшихся сторонников протестов, наложило запрет на распространение иностранной прессы и поставило под свой строгий контроль освещение событий в китайских СМИ. Подавление демонстраций вызвало волну международного осуждения правительства КНР, следствием чего стали различные санкции и другие меры в отношении Китая.

На Западе и в диссидентских  кругах в самом Китае события на площади Тяньаньмэнь расцениваются как "выступления за демократию", официальный Пекин говорит об этих событиях как о попытке "контрреволюционного мятежа".

Председатель КНР Ху Цзиньтао заявлял, что официальный Пекин не намерен менять отношение к событиям 1989 года. Он отмечал, что принятые в тот период меры сыграли "решающее значение" для успешного экономического роста КНР в последующие годы [26].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 3. Реакция международного  сообщества на события

 

События на площади Тяньаньмэнь, вызвали бурную реакцию в международных кругах.

Трагедии, которая развернулась вокруг площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года [19], оказали непосредственное воздействие на международные отношения Китая. Уже 5 мая вместе со своими союзниками, Соединенные Штаты быстро ввели ряд дипломатических и экономических санкций против Китая [15]. Подробная информация об этих санкций варьировались от страны к стране, но в целом они были связаны с подвеской на высоком уровне официальных визитов, официальной помощи в целях развития и экспортных кредитов, продажи военного и полицейского снаряжения.

Не все страны были полностью  согласны со всеми пунктами, предложенных санкций, однако неодобрение произошедших событий взяло верх. Конгресс США принял следующие санкции [30]:

1. Приостановление частных инвестиций

2. Приостановление экспорта на  оборону (боеприпасы, вертолеты, самолеты и др.)

3. Отказ от лицензий на экспорт любых товаров и технологий, используемых в ядерном производстве, если президент считает, что данные продукты могут использоваться в производстве ядерных устройств

4. Ограничение экспорта товаров  и технологий из Китая

5. Обеспечение прав человека

 Ослабление контроля передачи передовых технологий в Китай, как отдельными правительствами, так и Координационного комитета, было также отложено. Под давлением со стороны Соединенных Штатов и членов Европейского сообщества, Всемирный банк и Азиатский банк развития согласился прекратить кредитование Китая. Эти официальные мероприятия были дополнены неофициальными и спонтанными решениями частных лиц и учреждений в Европе, Японии и Соединенных Штатов пересмотреть целесообразность ведения бизнеса с Китаем [32].

Чистое воздействие всех этих решений  по вопросам внешних отношений Китая было существенным. Уровень официального диалога между Китаем и Западом резко упал. Западные страны приостановили военные отношения по большей части, хотя некоторые низкоуровневые контакты с участием обменавоенными, обсуждения стратегических вопросов, и проектирование систем оружия, по всей видимости, продолжались. В Китае было резкое снижение доходов от туризма (на 20 процентов в 1989), прямых иностранных инвестиций (на 22 процентов в первой половине 1990), а также кредитования в иностранной валюте (на 40 процентов в 1989) [31], хотя Пекин был в состоянии защитить остатки иностранной валюты путем введения строгого контроля над импортом.

Из этого следует, что отношения Китая с большой частью мира были глубоко затронуты событиями на площади Тяньаньмэнь. Еще стоит отметить, что после событий 1989 года [7] западные страны начали осуществлять политику сдерживания Китая, нарушали китайский суверенитет, вмешивались во внутренние дела страны, используя проблему Гонконга, вопрос о правах человека и проблему Тайваня, Тибета и впервые международное сообщество заинтересует проблема Синцзянь – Уйгурского автономного округа.

Стоит отметить, что с течением времени отношения к этому событию со стороны Запада стало постепенно переходить в стадию «забывания». Многие санкции уже в 1997 году были отменены [13]. На Западе эти события по сей день рассматриваются, как «выступление за демократию», однако сам Китай не собирается пересматривать историю и говорит об этих событиях, как о попытке «контрреволюционного мятежа».

Единственными, кто все ещё ссылается  на события на площади – это  Соединенные Штаты Америки. В заявлении Госдепартамента также содержится призыв пересмотреть оценку событий на Тяньаньмэнь, выпустить заключенных и перестать преследовать семьи жертв. Количество погибших до сих пор неизвестно. По западным оценкам, погибли несколько сотен или даже тысяч демонстрантов.

В 18-ю годовщину тяньаньмэнських  событий споуксмен Госдепартамента  США Том Кейси в письменном заявлении сказал, что "уже давно прошли все сроки предоставления как можно более полных данных китайским правительством о количестве убитых, задержанных или пропавших без вести... Семьи погибших и простые граждане Китая заслуживают ответа" [12].

Комментируя эти заявления, Цзян Юй подчеркнула, что "политические потрясения, произошедшие в конце 80-х годов  в Китае, уже давно получили четкую оценку".

Цзян Юй заявила, что американские заявления преследуют исключительно  политические цели.

"Китайское правительство выражает  решительное недовольство и резкий  протест в связи с продолжающимися  из года в год беспочвенными  обвинениями и нападками на  китайскую сторону, попранием  принципов международных отношений,  грубым вмешательством во внутренние  дела Китая", - сказала она [12].

Китай требует от США исправить  эту порочную практику и на деле задуматься о том, каким образом  решать существующие на территории США  серьезнейшие нарушения прав человека, добавила дипломат.

Стоит отметить, что санкции предполагали произвести суровые ответные реакции. Однако этого не произошло.

 

 

 

 

 

Глава II. Выводы, сделанные Китаем, и изменение внешней политики

 

2.1. Изменение  внешней политики Китая после  событий на площади.

 

После событий на площади  Тяньаньмэнь, Китаю коренным образом  пришлось пересмотреть свою внешнюю политику. КНР столкнулась с реальностью международной обстановки и скорректировал внешнюю политику, уделяя самое серьезное внимание отношениям с крупными странами, укрепляя отношения добрососедства и дружбы с сопредельными странами, придавая первостепенную значимость отношениям со странами третьего мира, начал проводить независимую и самостоятельную мирную внешнюю политику, добившись в этом деле весомых успехов. Главное на что пришлось пойти Китаю - это демократизировать свою внешнюю политику и «открыться» для мирового сообщества.

После событий на площади Западные страны стали давить на Китай, нарушали его суверенитет, проводили политику сдерживания и вмешивались во внутренние дела Китая, указывая на проблему Гонконга и Тайваня. Постоянно ссылались на ущемления прав человека и ограничение демократии. В таких условиях китайское руководство вынуждено было отреагировать.

С 1989 г. и до 1997 г., когда было успешно проведено возвращение Гонконга [28], Китай неизменно проявлял принципиальность и не делал ни одной уступки по вопросу суверенитета. Возвращение Гонконга подтверждает концепцию «одна страна - две системы» и является подтверждением, что китайское руководство сделало важный шаг на пути завершения объединения страны. 

В дополнение к санкциям, осуществляемым западными странами в отношении Китая, некоторые  из них намеривались продавать оружие Тайваню. Франция в 1991 г. продала Тайваню корабли сторожевого охранения, что вызвало острую реакцию Китая, и китайско-французские отношения резко испортились. Америка усилила и активизировала продажу оружия Тайваню и поддержку сепаратистских сил. В 1992 г. США продали Тайваню 150 современных истребителей Р-16, в 1995 г. правительство США разрешило Ли Дэнхуэю посетить страну «в качестве частного лица», в 1998 г., когда Ли Дэнхуэй начал активно пропагандировать свою теорию «двух государств», США продали Тайваню оружия на сумму в 550 млн. долл. [13]. 

После этого Китай, выступая в защиту своего суверенитета и независимости, ликвидировал все попытки использовать тайваньский вопрос для вмешательства во внутренние дела. Это заставило США осознать чувствительность тайваньской проблемы для Китая. Официальные представители США, вплоть до президента Клинтона, открыто подтвердили свое обещание соблюдать «три нет» в тайваньской проблеме. Стоит отметить, что в тайваньском вопросе у США и некоторых западных стран не произошло каких-либореальных и значительных изменений. 

По вопросам о правах человека у китайского руководства был намечен четкий план по демократизации. Китай прекрасно понимал, что в этом направлении страны запада и США будут давить особенно сильно. Как это было раньше, в отношении Советского Союза.

После окончания холодной войны западные страны использовали вопрос о правах человека для вмешательства  во внутренние дела Китая. Начиная с 1990 г., за исключением только одного 1991 г., когда разразилась война  в Тайваньском проливе, западные страны на Женевской конференции  ООН по правам человека ежегодно вносили  резолюции, направленные против Китая, которые каждый раз проваливались [13]. 

В 1997 г., накануне открытия Женевской  конференции, четыре западные страны - Франция, Ирландия, Италия и Испания, решили не присоединяться к резолюции  против Китая [13]. 

В 1998 г. Европейский Союз объявил [14], что не будет выступать с предложениями, связанными с вопросом о правах человека в Китае ни как единая организация, ни в лице отдельных ее государств-членов. США также заявили о том, что не будут поддерживать резолюции, направленные против Китая. В ходе дискуссии на конференции по-прежнему обнаружились расхождения между Югом и Севером во взглядах на права человека, систему ценностей и критерии понятия «права человека».

Стоит отметить, что после событий  на площади 1989 года перед КНР встал  вопрос о внешнеполитической ориентации.

К концу 80-х годов устранение практически всех основных противоречий в советско-американских и советско-китайских отношениях, а также бесконфликтность китайско-американских отношений давали основание говорить об исчезновении геополитической структуры “большого треугольника”, то события на площади Тяньаньмэнь, повлекшие за собой обострение отношений КНР с США и другими странами западного мира, а также кардинальные изменения в СССР, закончившиеся его распадом и крахом коммунизма, заставили китайских руководителей подумать о возрождении политики “треугольных отношений” как одного из возможных средств противодействия чрезмерному влиянию США на международной арене [20]. Превращение мира из биполярного в однополюсный, в котором определяющую роль начинает играть Вашингтон, в сочетании с отказом России от соперничества с США практически по всем направлениям мировой политики, выдвинуло КНР с ее быстро растущим потенциалом и приверженностью идеологически неприемлемой для многих в США модели национального развития на место одного из главных оппонентов американскому внешнеполитическому курсу.

В целях усиления своих позиций  перед лицом американского давления Китай был вынужден реанимировать  политику, диктующуюся правилами  игры в “большом треугольнике”  Вашингтон-Пекин-Москва.

Подводя итоги, необходимо упомянуть, что уроки, которые Китай вынес после событий на площади Тяньаньмэнь, не прошли даром. Наоборот, это послужило сильным толчком для дальнейшего политического и экономического развития, демократизации и пересмотра устоявшихся постулатов внешней политики. Чему были крайне недовольны США и некоторые страны запада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Главные выводы

 

Главным выводом можно  назвать то, что принятые в тот  период меры сыграли "решающее значение" для успешного экономического роста  КНР в последующие годы.

Китаю пришлось «открыться»  именно после событий, произошедших на площади Тяньаньмэнь. Этому в  полной мере содействовала мировая общественность, потребовав демократизации политики Китая. США  ввели санкции в отношении Китая. Они преследовали свои цели, желая ограничить нарастающее сотрудничество Китая со странами Запада, однако тем самым они открыли дорогу для успешного экономического развития Китая. Так как КНР полностью пришлось пересмотреть свою внешнюю политику и пойти на ее демократизацию. 

Информация о работе Демократизация КНР после событий на площади Тяньаньмэнь