Деятельность международных экономических организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

Международные экономические, финансовые и валютные проблемы занимают сегодня центральное место в экономической жизни. Конечно, в той или иной степени они всегда присутствовали в ней. Международные валютные кризисы и периоды падения курса рубля оказывали очень сильное влияние на экономическое положение нашей страны в течение почти шестидесяти лет, прошедших с момента окончания второй мировой войны. Однако общественное мнение почти не осознавало этого. В течение долгого времени считалось, что при определении задач своей экономической политики Россия может абстрагироваться от международной конъюнктуры. Нефтяные шоки и вызванные ими нарушения экономического роста и равновесия в мировом масштабе заметно усилили международное влияние на состояние и перспективы российской экономики.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Разрастание международных экономических и финансовых организаций..4
1.1 Всемирные организации ..................................................................................5
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).............................10
3. Конференции с ограниченным кругом участников ......................................12
4. Организации, созданные по инициативе Запада ...........................................13
5. Банк международных расчетов (БМР)............................................................14
Заключение ............................................................................................................15
Литература ..............................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

2. Генеральное  соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 

Для утверждения  мирового экономического порядка, основанного  на либерализме и сотрудничестве между государствами, еще большее значение, чем создание Международного валютного фонда, имело учреждение Международной торговой организации (МТО), способной обеспечить постепенное искоренение протекционизма.

30 октября 1947 г. в Женеве 23 страны подписали предварительное соглашение под названием «General Agreement on Tarifs and Trade» (ГАТТ). В нем были определены принципы действия этой международной организации. Однако появившийся в марте 1948 г. документ – Гаванская хартия, – отражавший с таким трудом достигнутую договоренность о создании МТО как специализированной торговой организации ООН, так никогда и не был ратифицирован США. Так как МТО не появилась на свет, то страны, подписавшие ГАТТ, решили применять его принципы.

Таким образом, ГАТТ – это порожденный текущим  ходом событий институт, который взял на себя задачи наднациональной организации, хотя па самом деле не являлся таковой, будучи сконструирован по модели англо-американского клуба. Его институциональный аппарат ограничен – он включает в себя периодические сессии, совет, состоящий из представителей государств-членов, а также постепенно укрепляющийся секретариат, расположенный в Женеве. Тем не менее ГАТТ добилось признания в качестве настоящей организации – оно насчитывает 96 государств-членов; оно сумело утвердиться и успешно развиваться, несмотря па недоброжелательное отношение со стороны стран «третьего мира», которые в течение некоторого времени отвергали его и хотели заменить на ЮНКТАД, считая, что в нем полностью господствуют промышленно развитые страны с рыночной экономикой. Советский Союз и КНР, первоначально отказавшиеся войти в ГАТТ, в 80-х гг. начали подготовительные маневры для того, чтобы присоединиться к соглашению.

ГАТТ утверждает два основных принципа: свободу и  отсутствие дискриминации и мировой  торговле. Первый принцип означает осуждение количественных ограничении, антиконкурентной практики и вообще любых препятствий па пути свободной торговли, а также предусматривает движение к постепенному снижению таможенных тарифов. Второй принцип лег в основу положения о режиме наибольшего благоприятствования, которое обязывает каждое государство, подписавшее Соглашение, обеспечивать другим странам-участницам право на все те льготы, которые оно предоставляет в области внешней торговли одной из них. Таким образом автоматически обеспечивается углубление процесса либерализации международной торговли.

Это соглашение реалистично. Ослабление протекционизма осуществляется постепенно, в рамках многосторонних переговоров, на обоюдных основаниях. Чрезвычайно прагматичный характер деятельности ГАТТ позволил ему трать достаточно важную роль в. либерализации международного товарообмена. Его гибкость упрощает приспособление применяемых методов к конкретным обстоятельствам. Результаты уругвайского раунда и развитие идеи присоединения к Соглашения Советского Союза и КНР будут определяющими для будущего этой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Конференции  с ограниченным кругом участников 

Возникавшие в  слишком широких рамках ООН трудности  на пути принятия конкретных решений  по проблемам отношений между  Севером и Югом привели к попыткам создания более узких и конфиденциальных сообществ, от которых ожидали большей оперативности.

Эта идея была реализована  по инициативе сразу же после первого  нефтяного шока и выразилась в  созыве Конференции по международному экономическому сотрудничеству. В 1975–1977 гг. в Париже собрались представители ограниченного круга государств, включавшего страны различной политической ориентации и с разной экономической ситуацией. В центре дебатов были четыре основные темы: энергетика, сырье, развитие и финансовые проблемы. Конференция разочаровала многих, так как вопреки ожиданиям некоторых стран, она не привела к широкому соглашению по новому международному экономическому порядку. Однако эта конференция все же ознаменовала прогресс в выработке международного консенсуса по целому ряду вопросов (общий сырьевой фонд, долг самых бедных стран и т. д.) и создала фонд помощи наименее развитым странам в размере миллиарда долларов, распоряжаться которым было поручено Международной ассоциации развития.

Подобным же образом для выведения из тупика диалога Север–Юг главы государств Австрии и Мексики организовали в конце 1980 г. в Канкуне аналогичное совещание на уровне глав государств стран, наиболее заинтересованных в отношениях Север–Юг. Эта встреча имела прежде всего символическое значение.

Она подтвердила  на самом высоком уровне приверженность ведущих стран продолжению диалога  Север–Юг.

 

 

 

4. Организации,  созданные по инициативе Запада 

В силу стечения различных обстоятельств многие международные организации имеют «западную» окраску – они были созданы либо в расчете только на страны с рыночной экономикой, либо эти страны составляют подавляющее большинство их членов.

Это справедливо, например, для двух крупных учреждений: Организации экономического сотрудничества и развития, которая объединяет только промышленно развитые страны с рыночной экономикой, и Банка международных расчетов, созданного в межвоенный период и ставшего впоследствии излюбленным местом совещаний и контактов центральных банков стран с рыночной экономикой.

Две другие неформальные организации совершенно иной природы  пользуются довольно широкой известностью вследствие обострения рассматриваемых  ими проблем. Парижский клуб на уровне высших государственных лиц занят  поисками решения вопроса о задолженности. «Группа пяти» (или «шести», или «семи»), пытается координировать политику ведущих стран с рыночной экономикой на самых различных уровнях – от технических исполнителей до глав государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Банк  международных расчетов (БМР) 

БМР – самая старая из международных финансовых организаций – была создана в 1930 г. Помимо большинства стран Западной и Северной Европы, а также шести стран Восточной Европы (наследие периода между двумя мировыми войнами), в него входят США, Канада, Япония, Австралия и Южная Африка. Штаб-квартира банка находится в Базеле. Его независимость гарантируется его капиталом, насчитывающим 1500 миллионов золотых франков (золотой франк эквивалентен 0,290 грамма чистого золота или 1,94 доллара по курсу 108 долларов за унцию золота, зафиксированному в годовом отчете Банка в июне 1989 г.).

БМР представляет собой прежде всего центр сотрудничества центральных банков. Его Административный совет состоит из управляющих  пяти центральных банков государств-основателей (Германия, Бельгия, Россия, Великобритания, Италия), из пяти других администраторов того же подданства и из управляющих центральных банков Швейцарии, Швеции и Нидерландов.

БМР призван  обслуживать центральные банки. Он принимает в качестве депозитов  часть их ликвидных активов, предоставляет им кредиты в случае необходимости, размещает на рынке средства, находящиеся в его распоряжении основная часть пассива банка (помимо капитала и резервов) состоит из подобных вкладов в валюте или золоте) как правило, сверхкраткосрочных (на срок максимум до трех месяцев). чтобы выплачивать проценты по этим вкладам, БМР размещает их на рыночных условиях в центральных банках.

 

 

 

 

 

Заключение 

Таким образом, вот уже пятьдесят лет сотрудничество является вторым столпом западного  благоденствия. Как и либерализм, оно тоже должно будет развиваться в ближайшие годы. На уровне Западной Европы рамки этого развития были определены Маастрихтским договором: до конца этого века должен быть создан экономический и валютный союз. Он неизбежно приведет к политическому союзу, который, конечно, определится за это время. В масштабе всех западных «стран свободное обращение товаров, услуг и капиталов незаметно создало торговую, финансовую, валютную и, по правде говоря, экономическую взаимозависимость. Западные экономики функционируют все более и более согласованно, и границы свободы независимого маневрирования в экономической политике разных стран постоянно сужаются. Мы уже видели это в начале 80-х гг. во время периода замедления экономического развития, который последовал за нефтяным шоком, вызванным иранской революцией. Это видно еще более отчетливо с начала 90-х гг., в период стагнации, который переживает западная экономика. Согласование и координация экономической политики стали необходимыми для обеспечения роста при равновесии, что является задачей каждой из ведущих промышленно развитых стран. На практике они достигаются в неформальных рамках «Семерки», которая возникла в течение 70-х гг. Они должны структурно и институционально оформиться, диверсифицироваться в ближайшие годы.

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

 

  1. Герчикова И.Н. Международные экономические отношения: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М.: АО «Консалтбанкир», 2008.
  2. Максимова Л.М., Международные экономические отношения. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2002.
  3. Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2005 г.
  4. Семенов К.А. Международные экономические отношения. М.: Новости, 1991.
  5. Чекурова М.В. Международные экономические отношения. М.: МИНХ, 2005.

 


Информация о работе Деятельность международных экономических организаций