Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:51, дипломная работа
Цель работы: определить влияние деятельности представительства ООН в Беларуси на формирование механизмов защиты прав человека.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих ключевых задач исследования:
1. На основании изучения литературы выявить общетеоретические основания концепции развития прав человека и гражданина;
2. Выявить основные проблемы действующего законодательства Республики Беларусь в области защиты прав и свобод человека.
3. Охарактеризовать общие механизмы реализации и поощрения прав человека.
4. Обозначить особенности защиты прав человека на национальных и международных уровнях.
5. Охарактеризовать деятельность представительства ООН в Беларуси по защите прав человека.
Введение 2
Глава 1 Общетеоретические основы деятельности ООН 5
Глава 2 Права человека как ключевой объект деятельности ООН 16
2.1 Правовые рамки реализации и поощрения прав человека на национальном уровне 16
2.2 Реализация политических прав человека 19
2.2.1. Право на свободу выражения 19
2.2.2. Право на мирные собрания и свободу ассоциаций 20
2.2.3.Право на свободу и личную неприкосновенность 22
2.3. Реализация социально-экономических прав 24
2.3.1. Право на достойный жизненный уровень 24
2.3.2. Право на труд 25
2.3.3. Право на социальное обеспечение 27
2.3.4. Право на охрану здоровья 30
2.3.5. Право на образование 32
2.3.6. Права ребенка 34
2.3.6. Права женщин 36
2.4. Реализация культурных прав 38
2.4.1. Права национальных меньшинств 38
2.5. Гарантии реализации основных прав, свобод и в Республики Беларусь 42
Глава 3 Защита прав человека в Беларуси: деятельность представительства ООН 47
3.1. Принятие Республикой Беларусью международных норм в области прав человека 47
3.2. Взаимодействие международного и национального права 50
3.3. Перспективы развития механизма защиты прав человека на современном этапе 56
Заключение 65
Список использованных источников 68
Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Главными органами ООН, поименованными в Уставе ООН, являются:
– Генеральная Ассамблея ООН.
– Совет Безопасности ООН.
– Экономический и Социальный Совет ООН.
– Международный Суд ООН.
– Совет по опеке ООН.
– Секретариат ООН.
– Также могут создаваться вспомогательные органы.
Генеральная Ассамблея состоит из делегаций всех членов ООН. Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН (кроме споров и ситуаций, рассматриваемых Советом Безопасности), делать рекомендации членам ООН, Совету Безопасности. Генеральная Ассамблея, в частности, утверждает бюджет ООН, избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета, судей Международного Суда, решает вопросы приема и исключения из членов ООН, избирает Генерального секретаря ООН. При Генеральной Ассамблее действуют такие вспомогательные органы как Комиссия международного права, Специальный комитет по операциям по поддержанию мира, Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам.
Совет Безопасности в настоящее время состоит из 15 членов. 5 из них являются постоянными, еще десять избираются Генеральной Ассамблеей. Решение принимается как минимум 9 голосами членов Совета, если ни один из постоянных членов Совета Безопасности не проголосовал против. На Совет Безопасности возлагается ответственность за поддержание мира и безопасности от имени всех членов ООН. Решения Совета Безопасности обязательны для членов ООН. 54 члена Экономического и Социального Совета избираются Генеральной Ассамблеей ООН.
Экономический и Социальный Совет ООН разрабатывает меры по повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем, обеспечению международного сотрудничества в области культуры и образования, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. В этих целях Экономический и Социальный Совет, в частности, готовит проекты международных конвенций, созывает международные конференции, координирует деятельность специализированных учреждений ООН.
Совет по опеке, предназначенный для управления подопечными территориями ООН, фактически не функционирует с 1994 г., когда независимость получила последняя подопечная территория, и международная система опеки под эгидой ООН перестала существовать.
Международный Суд – правопреемник Постоянной палаты международного правосудия при Лиги Наций – является главным судебным органом ООН. В его состав входят 15 судей, избираемых одновременно Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности (избранным считается лицо, получившее большинство голосов в обоих органах). Международный Суд ООН осуществляет свою деятельность, в частности, разрешает межгосударственные споры и дает консультативные заключения по юридическим вопросам по запросам органов ООН, в соответствии со Статутом Международного Суда, являющемся неотъемлемой составной частью Устава ООН.
Секретариат ООН обеспечивает деятельность ее органов и возглавляется Генеральным секретарем, избираемым Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5-летний срок. Генеральный Секретарь в своей деятельности независим и является главным административным должностным лицом ООН. Секретариат является как бы связующим звеном в деятельности ООН.
Первоначальными Членами Организации Объединенных Наций являются государства, которые, приняв участие в Конференции в Сан-Франциско по созданию Международной Организации или ранее подписав Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 года, подписали и ратифицировали Устав ООН в соответствии со статьей 110.
Прием в Члены Организации открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе ООН обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять. Прием любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Если против какого-либо Члена Организации были предприняты Советом Безопасности действия превентивного или принудительного характера, Генеральная Ассамблея имеет право, по рекомендации Совета Безопасности, приостанавливать осуществление прав и привилегий, принадлежащих ему как Члену Организации. Осуществление этих прав и привилегий может быть восстановлено Советом Безопасности.
Член Организации, систематически нарушающий принципы, содержащиеся в настоящем Уставе, может быть исключен из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. 10
На 1 января 2004 года членами ООН является 191 государство мира. Последними, в сентябре 2002 года, вступили Швейцария и Восточный Тимор. Согласно п. 2 ст. 4 Устава ООН, прием государства в члены ООН осуществляется резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (принятой большинством в 2/3 голосов), по рекомендации Совета Безопасности ООН. Первоначально заявление о приеме рассматривается специально учрежденным при Совете Безопасности ООН комитетом по приему новых членов, который представляет Совету доклад со своими выводами. Вопрос об обязательности рекомендации Совета Безопасности ООН относительно приема нового члена для Генеральной Ассамблеи ООН рассматривался Международным Судом ООН, по запросу Генеральной Ассамблеи ООН. Консультативным заключением от 3 марта 1950 года Международный Суд постановил, что положительная рекомендация Совета Безопасности является обязательным условием для рассмотрения соответствующего вопроса Генеральной Ассамблеей. Осуществление прав и привилегий государства-члена ООН может быть приостановлено решением Генеральной Ассамблеи (по рекомендации Совета Безопасности), если против данного государства Советом Безопасности предприняты действия превентивного или принудительного характера. По прошествии таких обстоятельств права и привилегии восстанавливаются Советом Безопасности.
Исключение государства из ООН, согласно ст. 6 Устава ООН, может быть произведено за систематическое нарушение принципов, содержащихся в Уставе ООН. Решение принимается по аналогичной с приемом новых членов процедуре. Возможность выхода государства из ООН не предусмотрена, но, как отмечает Г.В. Игнатенко, «как бы презюмируется, поскольку ООН это добровольное объединение суверенных государств». Наряду с членством, в ООН сложился статус постоянных наблюдателей государств, не являющихся членами ООН. Сейчас этим статусом обладает, в частности, Святейший Престол (Ватикан).
Подводя итоги рассмотрению проблематики можно сделать следующий вывод:
ООН – международная организация государств, создана в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН, предварительно разработанный на конференции в Думбартон-Оксе в 1944 представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1945 государствами – участниками учредительной Сан-Францисской конференции 1945 и вступил в силу 24 октября 1945. На 1 сентября 1994 в состав ООН входило 184 государства (в т. ч. Российская Федерация). Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Штаб-квартира в Нью-Йорке. Официальными языками ООН являются английский, испанский, китайский, русский и французский; в Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности, Экономическом и Социальном советах официальным является также арабский язык. Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности».
Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси. В ООН в настоящее время входит 192 государства. Из международно признанных независимых государств в ООН не входит лишь Ватикан. Устав ООН явился первым в истории международных отношений договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека.
ООН – лауреат Нобелевской премии мира. Ранее, в 1988 году, Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН. К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945, а также Польша. В течение 1946–2006 в ООН было принято ещё 141 государство реально в этот период входило в состав ООН больше государств, но цифра меньше за счет выхода из состава ряда государств, таких как Югославия, Чехословакия вследствие их раздела на независимые государства.
В Беларуси сформирована нормативная правовая база, согласующаяся с соответствующими нормами международного права в области прав человека.
Помимо Конституции вопросы обеспечения прав человека получили отражение в Гражданском, Гражданском процессуальном, Жилищном, Избирательном, Трудовом, Уголовном, Уголовно-исполнительном и Уголовно-процессуальном кодексах, в кодексах Республики Беларусь о браке и семье, о судоустройстве и статусе судей, об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка», ряде иных законов.
Важным элементом системы защиты прав человека является Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», который вступил в силу с 22 января 2012 г. и направлен на комплексное и системное регулирование порядка реализации гражданами и юридическими лицами права на обращение в государственные органы, иные организации с целью защиты их прав, свобод и (или) законных интересов.
Закон определяет основы правового регулирования обращения граждан и юридических лиц в государственные органы, иные организации, права и обязанности заявителей, порядок подачи письменных и устных обращений, порядок организации личного приема, представительство при подаче обращений, сроки рассмотрения обращений, особенности рассмотрения отдельных видов обращений (коллективные, анонимные, повторные обращения, замечания и предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, электронные обращения).
В органах государственного управления всех уровней функционируют отделы по работе с обращениями граждан. Во всех государственных органах и организациях, а также у индивидуальных предпринимателей введена книга замечаний и предложений, создана единая система анализа и реагирования на общественное мнение о деятельности государственных органов и организаций, индивидуальных предпринимателей.
В стране широко применяется такая форма работы с обращениями граждан как проведение должностными лицами государственных органов управления личных и выездных приемов граждан.
В Беларуси действует система специализированных государственно-общественных институтов по защите и поощрению различных категорий прав человека, в рамках которых налажено конструктивное партнерство между государством и структурами гражданского общества:
- Национальная комиссия по правам ребенка;
- Национальный совет по гендерной политике;
- Консультативный межэтнический совет;
- Национальный совет
по трудовым и социальным
- Республиканский
- Межведомственная комиссия
по проблемам пожилых людей, ветеранов
и лиц, пострадавших от последствий
войн, при Министерстве труда
и социальной защиты
- Совет по вопросам
совершенствования
- Общественный координационный
совет в сфере массовой
Важным элементом защиты прав человека является система правосудия. Высокая степень демократичности судебного разбирательства достигается реализацией на практике таких принципов осуществления правосудия, как независимость суда, гласность, законность при осуществлении правосудия, состязательность и равенство сторон, беспристрастность.
Вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону, вплоть до уголовной. Независимость судей обеспечивается также установленным законодательными актами порядком их назначения.
Конституционный Суд обеспечивает защиту конституционных прав и свобод граждан, осуществляет контроль над конституционностью законодательных актов и инициатив.
Право на судебную защиту носит универсальный характер и реализуется посредством системы общих судов. В хозяйственных, третейских судах, Международном арбитражном суде при Торгово-промышленной палате граждане могут защитить свои интересы в качестве субъекта хозяйствования, в трудовых арбитражах – в качестве члена трудового коллектива.
Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов не только государственными органами, но и местными исполнительными и распорядительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями должностными лицами и гражданами.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» прокуратура Республики Беларусь определена как единая централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.
Важной составной частью политической системы Беларуси являются политические партии и общественные организации, обладающие широкими возможностями участия в жизни общества и государства.
Информация о работе Деятельность представительства ООН в Беларуси