Европейская ассоциация свободной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 16:35, реферат

Краткое описание

Европейская интеграция началась с создания Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС) в 1951 году и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) - в 1957 году. Не вошедшие в эти интеграционные сообщества европейские государства, в предчувствии нарастающих изменений в международной экономической системе, решили создать конкурирующее интеграционное объединение - Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Как же сложилась дальнейшая судьба этого "экономического блока"?

Вложенные файлы: 1 файл

Европейская ассоциация свободной торговли.docx

— 17.46 Кб (Скачать файл)

Европейская ассоциация свободной торговли

Краткая история и участники. Европейская интеграция началась с создания Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС) в 1951 году и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) - в 1957 году. Не вошедшие в эти интеграционные сообщества европейские государства, в предчувствии нарастающих изменений в международной экономической системе, решили создать конкурирующее интеграционное объединение - Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Как же сложилась дальнейшая судьба этого "экономического блока"?

Конвенция "Об учреждении ЕАСТ" (European Free Trade Association, EFTA) была подписана 20 ноября 1959 года в Стокгольме и вступила в силу 3 мая 1960 года. В июне 2001 года в текст Конвенции были внесены существенные изменения. Первоначально в состав Ассоциации входили семь государств: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция. Затем к ним присоединились: в 1970 году - Исландия, в 1986 - Финляндия (с 1961 -ассоциированный член), в 1991 - Лихтенштейн(1). Впоследствии из ЕАСТ некоторые государства вышли, вступив в ЕЭС, и на сегодняшний день в Ассоциации состоит всего 4 государства: Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн. ЕАСТ превратилась в некий автономный придаток к европейской интеграции.

В 1992 году было заключено, а в 1994 году вступило в силу Соглашение о Европейском экономическом пространстве - ЕЭП (European Economic Area, EEA), посредством которого Исландия, Норвегия и Лихтенштейн стали частью внутреннего рынка ЕЭС. Швейцария не присоединилась к ЕЭП, так как общенациональный референдум высказался против этого. Вместо этого, она заключила с ЕЭС ряд двусторонних соглашений.

В Соглашении о ЕЭП предусматриваются: свободное движение товаров, услуг, капитала и людей; сотрудничество в области науки, образования, экологической и социальной политики; создание правовой системы, обеспечивающей реализацию общих правил и норм. Соглашение дополняют двусторонние договоры между государствами ЕАСТ и Европейским Союзом об импорте некоторых сельскохозяйственных продуктов, а также двусторонние договоры между ЕС и Норвегией, ЕС и Исландией о свободной торговле рыбой.

В Конвенции об учреждении ЕАСТ декларируются четыре основные цели:

содействие росту экономической активности, обеспечению занятости, повышению производительности, рациональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни на территории государств-членов;

предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами;

ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории зоны свободной торговли;

содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.

Для достижения поставленных целей был взят курс на то, чтобы:

постепенно ликвидировать таможенные пошлины и количественные ограничения на ввоз и вывоз промышленных товаров между странами-участницами;

запретить предоставление экспортных субсидий и проведение иных действий, направленных на создание странами-участницами привилегированного положения для своих предприятий и т. д.

В преамбуле Конвенции указывается на определяющую роль в отношениях между государствами-участниками правил Генерального соглашения по тарифам и торговле - ГАТТ. Таким образом, правовой режим ЕАСТ изначально строился на приоритете норм ГАТТ, что объективно вело к унификации в странах-членах ЕАСТ (также как и в странах ЕЭС) внутреннего правового режима в области внешней и внутренней торговли на основе единых правил.

Изменения в Конвенции об учреждении ЕАСТ. ЕАСТ, как видно из изложенного, поставил более скромную задачу, чем ЕС. С самого начала не декларировалось намерение создавать таможенный союз или общий рынок, не предусматривалось проведение совместной экономической политики, свободного перемещения капитала и рабочей силы. Все положения учредительной Конвенции ограничивались внешней торговлей.

В странах ЕАСТ сохранялись национальные таможенные пошлины по отношению к товарам из третьих стран; торговая политика по отношению к третьим странам осуществлялась ими самостоятельно(2). С учетом этого обстоятельства страны ЕАСТ создали специальную систему контроля за происхождением товаров, которая также основана на правилах ГАТТ/ВТО.

Изменения и дополнения к начальному тексту Конвенции, произведенные в 2001 году, затронули ряд важных вопросов. Так, режим зоны свободной торговли распространился теперь и на товары сельскохозяйственного назначения, включая семена и морепродукты. Больше внимания уделено проблеме нетарифных ограничений, с правом их применения в виде исключения в известных случаях (которые перечислены в соответствующих статьях ГАТТ).

Государства-члены ЕАСТ юридически закрепили взаимное признание сертификатов, разрешений, маркировок соответствия и форм декларирования товаров; в приложении к Конвенции закреплены единые стандарты качества. Свобода передвижения распространяется теперь не только на товары, но и на лиц. Предусматривается свобода учреждения предприятий и ведения предпринимательской деятельности, оказания услуг. В этом смысле правовой режим внутри ЕАСТ был "подтянут" к правилам ВТО, а не только к правилам ГАТТ.

Более того, в новой редакции Конвенции государства-члены обязываются предоставлять гражданам других государств-членов те же условия жизни, занятости и труда, что и собственным частным лицам. Фактически речь идет о широкой свободе передвижения физических лиц на пространстве ЕАСТ, с правом выбирать род деятельности и профессию, включая право регистрации в качестве лица свободной профессии, а также право оставаться на территории государства-члена, включая проживание. Это более продвинутый правовой режим, чем режим, создаваемый правом ВТО. Одновременно юридически закреплено взаимное признание государствами-членами дипломов, сертификатов и других официальных свидетельств об образовании и квалификации, выдаваемых национальными органами.

В рамках ЕАСТ свобода учреждения и ведения предпринимательской деятельности допускается в любых организационно-правовых формах на основе принципа предоставления национального режима. Никакие внутренние ограничения не должны препятствовать свободному перемещению капитала в связи с учреждением предприятий в других странах ЕАСТ.

Как и в праве ВТО, в Конвенции об учреждении ЕАСТ содержатся важные положения, касающиеся применения антидемпинговых и компенсационных мер. Общность правового режима прослеживается и в том, что касается введения защитных мер в случае резкого роста импорта, наносящего или угрожающего нанести серьезный ущерб отрасли отечественной экономики.

Органы ЕАСТ. Органами ЕАСТ являются: Совет ЕАСТ, комитеты, секретариат. Совет ЕАСТ - главный орган; он состоит из представителей государств-членов и сосредоточен на обсуждении и принятии совместных решений. Он контролирует ход выполнения Конвенции об учреждении ЕАСТ, разрабатывает рекомендации правительствам стран-участниц, создает комитеты. Совет собирается дважды в год на уровне министров или постоянных представителей, на более низком уровне - еженедельно.

Решения и рекомендации принимаются, как правило, единогласно или квалифицированным большинством - 3 голоса против одного. Решения обязательны для всех государств-членов, рекомендации - для тех государств, к которым они обращены.

В рамках ЕАСТ работают комитеты: экономический комитет, консультативный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламентариев, бюджетный комитет и др. Время от времени по специальным вопросам создаются и созываются экспертные группы.

Текущими делами ЕАСТ занимается постоянный Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем. Он обеспечивает работу Совета, комитетов, экспертных групп; состоит из шести отделов, которые ответственны 'за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др. Располагается в Женеве, Швейцария. В связи с Соглашением о Европейском экономическом пространстве были учреждены еще две организации ЕАСТ: Наблюдательный орган ЕАСТ со штаб-квартирой в Брюсселе и Суд ЕАСТ со штаб-квартирой в Люксембурге(3).

Роль Наблюдательного органа ЕАСТ похожа на роль Комиссии ЕС, он является "гарантом соглашений" стран ЕАСТ. Соответственно роль Суда ЕАСТ похожа на роль Суда ЕС. Таким образом, видно, что правовой режим на экономическом пространстве ЕАСТ "подтягивается" не только к режиму ГАТТ/ВТО, но и к правовому режиму, сложившемуся и действующему на пространстве ЕС.

Система договоров ЕАСТ и государств-членов ЕАСТ. Выход из ЕАСТ некоторых первоначальных участников, и прежде всего Великобритании и Дании в 1972 году, ослабил организацию, и, тем не менее, организация выстояла.

У каждого государства-члена ЕАСТ имеется с ЕС соглашение о свободной торговле промышленными товарами (вступили в силу в 1973 году). На основе соглашений между сторонами с 1 июля 1977 года были полностью отменены таможенные пошлины, и, таким образом, в Европе возникла общая зона свободной торговли (для промышленных товаров), состоящая из стран ЕС и ЕАСТ.

Позднее государства-члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы, в том числе с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией и Чехией. Соответствующие декларации были подписаны с балтийскими государствами.

 


Информация о работе Европейская ассоциация свободной торговли