Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:09, реферат
Такое понимание безопасности уже утвердилось в современной науке и находит полное понимание среди большинства политиков. В Европе не будет мирных, стабильных отношений, если не будут решены экономические проблемы, не будут преодолены различия в уровнях развития; если будет углубляться разница между живущими богато и пребывающими на грани нищеты; если мы разрушим окружающую среду; если будут нарушаться права человека, а народы будут лишены возможности полноценного развития в условиях демократии.
1.Основная часть………………………….………………………………….....3
2. Список использованной литературы……………………………………….9
предмет Международные отношения
Реферат на тему:
Европейская безопасность с 2000 года. Инициативы России и возможности их реализации.
1.Основная часть………………………….………………………………….
2. Список использованной литературы……………………………………….9
1.Основная часть
Суть вопроса европейской системой безопасности определяется тем фактом, что категория безопасности уже не относится только к сфере военной угрозы, но включает в себя экономические, политические, социальные, экологические и культурные проблемы.
Такое понимание безопасности уже утвердилось в современной науке и находит полное понимание среди большинства политиков. В Европе не будет мирных, стабильных отношений, если не будут решены экономические проблемы, не будут преодолены различия в уровнях развития; если будет углубляться разница между живущими богато и пребывающими на грани нищеты; если мы разрушим окружающую среду; если будут нарушаться права человека, а народы будут лишены возможности полноценного развития в условиях демократии.
Обсуждение проблем
В июне 2003 г. был опубликован документ «Безопасная Европа в улучшающемся мире»,подготовленный под эгидой Высокого представителя по общей внешней политике и политике в области безопасности Европейского Союза Х. Соланы.
Этот документ примечателен
в нескольких отношениях. Руководство
ЕС особое внимание уделило не только
строительству европейских
Отношения с Россией занимают
небольшое место в доктрине безопасности
Европейского Союза, предложенной Х. Соланой.
С одной стороны, ЕС воспринимает
Россию как весьма влиятельную силу
в мировой политике, наравне с
такими странами как Япония, Китай,
Канада и Индия. Но с другой, - для
Европы Россия, теоретически, намного
более значимый фактор, чем Китай
или Индия, хотя бы в силу географической
близости. Кроме того, от политики России
во многом зависит положение дел
в тех регионах, которые включены
в «зону безопасности»
Для России, в свою очередь,
особое значение имеет включение
в «зону безопасности»
Прошло уже почти 20 лет после того как, в результате распада СССР, вокруг нынешней Российской Федерации возникло особое геополитическое пространство - т.н. «ближнее зарубежье», ставшее сразу объектом пристального внимания ведущих мировых держав.
И если для трех бывших прибалтийских республик задачу определения внешнеполитической ориентации после принятия этих стран в НАТО и ЕС можно считать в принципе решенной, то для остальных независимых государств, в первую очередь для стран так называемой «Промежуточной Европы», 1в силу совершенно различных причин, аналогичный процесс однозначного выбора геополитических приоритетов все еще далек от завершения.
Надо отметить, что вопрос геополитического выбора в первые годы независимости постсоветских республик не в малой степени был тесно связан с решением таких сложнейших задач как формирование эффективных институтов национального государства, создание рыночной экономики, демократизации внутриполитической жизни и, естественно, обеспечения национальной безопасности. Однако приходится с сожалением констатировать, что многие происходящие на пространстве СНГ процессы рассматривались, и, зачастую, продолжают рассматриваться сквозь призму взаимоотношений ведущих глобальных и региональных факторов, в первую очередь США и России.
В США, в частности, традиционно считали, что Россия все еще предпочитает вести старую «имперскую» политику и, в ответ на это, следуя советам З. Бжезинского, всячески стимулировали «преобладающие на постсоветском пространстве тенденции геополитического плюрализма».2
По мнению большинства политиков и экспертов, пиком этого противостояния можно считать 2008 год, так как в этом году в Европе произошли такие важнейшие геополитические события, как «частичное» признание независимости Косово, Абхазии и Южной Осетии, и именно по этим событиям мнение ведущих мировых держав диаметрально разделились.
Все это еще раз продемонстрировало отсутствие в мире консенсуса по основополагающим принципам международного права, уязвимость сложившейся системы европейской безопасности и наличие серьезных угроз территориальной целостности многих европейских государств.3
Считается, что снятию этих и целого ряда других угроз может способствовать заключение предложенного российским президент Д.А. Медведевым нового Договора о европейской безопасности (ДЕБ), который призван в юридически обязывающей форме обеспечить «равную» и «неделимую» безопасность для всех государств, расположенных в огромном регионе — от Владивостока до Ванкувера.
Сама идея разработки такого рода договора была выдвинута президентом Д.А.Медведевым еще на Берлинской конференции 4в июне 2008 года. Он
вернулся к этой идее в октябре 2008 года на конференции по мировой политике в Эвиане, уже после событий вокруг Южной Осетии и Абхазии. На этой конференции Д.А. Медведевым были предложены «пять принципов», которые, по его мнению, в дальнейшем могли бы стать фундаментом нового Договора о коллективной безопасности в Европе. Эти принципы следующие:
1. приверженность
2. недопустимость применения силы или угрозы ее применения в международных отношениях;
3. обеспечение гарантии равной безопасности;
4. недопустимость эксклюзивных прав на поддержание мира и стабильности в Европе ни для одного государства или международной организации, включая Россию;
5. установление базовых
параметров контроля над
Президент Д.А. Медведев также подчеркнул, что новый Договор о коллективной безопасности в Европе должен следовать принципу трех «не»:
«Не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других. Не допускать в рамках любых военных союзов или коалиций действий, которые
ослабляют единство общего пространства безопасности. И, в-третьих,— не позволять, чтобы развитие военных союзов осуществлялось в ущерб безопасности других участников Договора».5
К июлю 2008 г. идея
Договора о европейской
Можно заметить, что предложения российского президента касаются, в основном, темы т.н. «жесткой безопасности»— «неделимости» безопасности, контроля над вооружениями, урегулирования конфликтов на евроатлантическом пространстве. Причём, по мнению Д.Медведева, необходимо сосредоточиться именно на военно-политических вопросах, поскольку т.н. «hard security» играет сегодня определяющую роль, и «именно здесь в последнее время образовался опасный дефицит контрольных механизмов».7
Список использованной литературы
1. Выступление Д.Медведева на
Конференции по вопросам мировой политики
8октября 2008года, Интернет доступ по адресу:
http://kremlin.ru/transcripts/
2. Выступление Д.Медведева на
встрече с представителями политических,
парламентских и общественных кругов
Германии, 5 июня 2008 года. Интернет доступ
по адресу: http://kremlin.ru/transcripts/
3. Збигнев Бжезинский. «Великая шахматная доска», М.: Международные. отношения, 1998, стр. 240
4. Концепция внешней политики Российской Федерации, Интернет доступ по адресу: http://kremlin.ru/acts/785
5. Пашаева Г. ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НЕУРЕГУЛИРОВАННЫЕ КОНФЛИКТЫ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ/ Вестник МГИМО Университета. 2010. № 6. С. 46-51.
6. «Промежуточная Европа» —
пояс государств между ЕС и Россией, от
Балтийского до Каспийского моря, включая
три государства Южного Кавказа. См. Петер
Шульце, Политика кооперативной безопасности
в Европе: Сценарии и шансы, “Вестник Аналитики”,
№ 1(39), 2010, стр. 47. Интернет доступ по адресу:
http://www.isoa.ru/docs/
1 «Промежуточная Европа» — пояс государств
между ЕС и Россией, от Балтийского до
Каспийского моря, включая три государства
Южного Кавказа. См. Петер Шульце, Политика
кооперативной безопасности в Европе:
Сценарии и шансы, “Вестник Аналитики”,
№ 1(39), 2010, стр. 47. Интернет доступ по адресу:
http://www.isoa.ru/docs/
2 Збигнев Бжезинский. «Великая шахматная доска», М.: Международные. отношения, 1998, стр. 240
3 Пашаева Г. ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НЕУРЕГУЛИРОВАННЫЕ КОНФЛИКТЫ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ/
Вестник МГИМО Университета. 2010. № 6. С. 46-51.
4 Выступление Д.Медведева на встрече
с представителями политических, парламентских
и общественных кругов Германии, 5 июня
2008 года. Интернет доступ по адресу: http://kremlin.ru/transcripts/
5 Выступление Д.Медведева на Конференции
по вопросам мировой политики, 8октября
2008года. Интернет доступ по адресу: http://kremlin.ru/transcripts/
6 Концепция внешней политики Российской Федерации, Интернет доступ по адресу: http://kremlin.ru/acts/785
7 Выступление Д.Медведева на Конференции
по вопросам мировой политики 8октября
2008года, Интернет доступ по адресу: http://kremlin.ru/transcripts/