Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:14, реферат
Основным положением соглашения является требование проведения валютной интервенции каждым государством - членом ЕВС с целью ограничения колебаний валютных курсов путем создания ЭКЮ в качестве основы системы и путем расширения возможностей предоставления кредитов в ЕС. Целью моей работы является рассмотреть следующие вопросы: финансовая интеграция европейской валютной системы и современное состояние и перспективы развития европейской валютной системы.
Введение 3
Глава 1. Становление и особенности европейской валютной системы 5
1.1 История становления ЕВС 5
1.2 Особенности европейской валютной системы 6
1.3 Выявление основных противоречий внутри Европейского валютного союза 7
Глава 2. Настоящие и будущее европейской валютной системы 13
2.1. Современное состояние европейской валютной системы 13
2.2 Перспективы развития европейской валютной системы 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Содержание
ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА (ЕВС) — форма организации отношений стран — членов ЕС в валютной сфере, имеющая целью обеспечить устойчивое соотношение курсов национальных валют этих государств и тем самым содействовать стабилизации их внешнеэкономических связей в целом. ЕВС базируется на трех основных элементах. Первый — обязательство стран — участниц поддерживать колебание рыночного курса своих валют в пределах узкого диапазона — от взаимного центрального курса. Второй элемент ЕВС — специальная Европейская валютная единица (ЭКЮ), базирующаяся на корзине национальных валют. Третий элемент ЕВС — механизм оказания кредитной и взаимной финансовой помощи тем правительствам, которые испытывают финансовые затруднения при поддержании рыночного курса своей валюты в пределах согласованного диапазона отклонений.
Вступившее в силу в марте 1979 г. соглашение об экономическом и валютном сотрудничестве между государствами - членами Европейского экономического сообщества было первым шагом к образованию Европейской валютной системы (ЕВС). Его основной и важнейшей особенностью является режим валютных курсов, предназначенный для стабилизации курсов валют государств-участников в определенных пределах. В число ее государств - участников ЕВС входили Бельгия, Дания, Франция, Федеративная Республика Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.(Соединенное Королевство является членом ЕВС, однако не принимает участия в его соглашениях о валютной интервенции.) Цель соглашения о ЕВС состояла в стимулировании `более тесного валютного сотрудничества, направляемого на создание зоны валютной стабильности в Европе`.
Основным положением соглашения является требование проведения валютной интервенции каждым государством - членом ЕВС с целью ограничения колебаний валютных курсов путем создания ЭКЮ в качестве основы системы и путем расширения возможностей предоставления кредитов в ЕС.
Целью моей работы является рассмотреть следующие вопросы: финансовая интеграция европейской валютной системы и современное состояние и перспективы развития европейской валютной системы.
Еще в 1972 г., когда стало ясно, что система фиксированных паритетов больше не отвечает интересам подавляющего большинства стран, был создан Комитет по реформе международной валютной системы в составе 20 стран (так называемый Комитет двадцати), позже преобразованный во Временный комитет Совета управляющих МВФ, в задачу которого входило сформулировать принципы новой валютной системы, которая отвечала бы потребностям стран в последней четверти XX века. В январе 1978 г. Временный комитет провел заседание на Ямайке, на котором были сформулированы основные принципы новой валютно-финансовой системы, закрепленные в 1978 г. во второй поправке к Статьям соглашения МВФ.
На этих принципах основана международная валютно-финансовая система и сегодня. Ее главные черты следующие:
1) страны могут использовать
любую систему валютного курса
по своему выбору –
2) МВФ получил полномочия осуществлять жесткий надзор за развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении;
3) отменена официальная цена
золота, и оно перестало играть
роль официального средства
4) Созданы специальные права заимствования (СДР) как дополнительный резервный актив в международной валютной системе.
Современная валютная система не подчиняется каким-либо жестким правилам функционирования. По своему характеру это девизная система с комбинацией фиксированных и плавающих валютных курсов, регулируемая как на двусторонней основе путем соглашений между странами, так и на многосторонней – через механизмы МВФ.
Эта специфическая валютная система существует в Европе. Она эволюционировала от координации валютной политики стран ЕС через создание общей расчетной единицы – экю – и совместное установление валютных курсов к единой денежной политике и единой европейской валюте евро.
В рамках движения к большей экономической интеграции в марте 1979 г. ЕС объявил о формировании европейской валютной системы.
Европейская валютная система – созданная странами – членами ЕС зона скоординированного плавания по отношению к доллару курсов национальных валют с целью обеспечения их большей стабильности.
Основными параметрами ЕВС являются:
1) ограничение колебаний курсов
валют в пределах 2,25% в каждую
сторону от согласованного
2) создание европейской валютной
единицы – экю – расчетной
единицы курс которой
3) Образование Европейского
Механизм регулирования валютными курсов в рамках ЕВС назывался "змеей в туннеле" в силу того, что курсы могли плавать только в ограниченных пределах. Если отклонение курса от центрального паритета достигало 75% установленного соглашением размера, страна должна была принять ряд мер по недопущению выхода курса ее валюты за установленные пределы. Чаще всего эти меры выражались в валютных интервенциях ЦБ с целью продажи национальной валюты, если курс ее повышался, и скупки национальной валюты, если курс ее нежелательно падал.
При этом интервенции должны были проводиться симметрично как ЦБ страны, курс валюты которой укрепляется, так и ЦБ той страны, курс валюты которой падает по отношению к валюте первой страны. Например, если размер обесценения французского франка достигает предела 75% от 2,25% возможного колебания от центрального курса по отношению к немецкой марке, французский ЦБ должен начать продавать свои резервы марок, а немецкий ЦБ должен одолжить ему недостающее количество марок.
Расчеты осуществлялись через Европейский фонд валютного сотрудничества, действующий совместно с Банком международных расчетов. За время существования ЕВС произошло 15 крупных интервенций ЦБ с целью поддержания валютных курсов в рамках установленных параметров.
Теоретически создание валютного союза должно было открыть перед ЕС новые возможности для экономического роста и укрепить позиции Западной Европы на международной арене. Однако на пути реализации этих планов встал ряд существенных препятствий, в том числе и таких, которые отражают общие для ЕС противоречия.
Первое из таких противоречий это соотношение наднациональных и национальных инструментов экономической политики.
Суть проблемы состоит в том, что проведение общей экономической и валютной политики может сузить возможности национальных правительств принимать экстренные и гибкие меры, если экономические трудности в их стране поставят под угрозу социальную стабильность. Кроме того, форсированное сокращение государственных расходов и антиинфляционные мероприятия, почти всегда подрывают инвестиционную активность. Это, в свою очередь, создает реальную угрозу экономическому росту и занятости.
Чтобы соответствовать маастрихтским критериям, многие страны вынуждены частично свернуть социальные программы, что, естественно, натолкнется на протесты населения. Получается, что создание валютного союза уже тогда требовало напряженных усилий и жертв.
Ожидалось, что после образования валютного союза у национальных правительств существенно сузится поле для регулирования экономики. До валютного союза в случае спада они понижали ставку рефинансирования, увеличивали государственные расходы и помощь кризисным регионам. В условиях жесткой бюджетной дисциплины и единой экономической политики такая возможность исчезает или сужается. При этом языковые и культурные барьеры не позволят Европе создать единый рынок труда, аналогичный национальному. По этим, а также по некоторым иным причинам рабочая сила гораздо менее мобильна, чем капитал. Иначе говоря, многие люди, потерявшие работу в своей стране, предпочтут скорее остаться на месте, получая пособия по безработице, чем пуститься на поиски работы в других государствах-членах ЕС.
По мнению экономистов, экономические трудности, которые возникают в отдельных странах в связи с созданием валютного союза, начинают распространяться, и на соседние государства. В условиях исключительно тесных промышленных, финансовых и торговых связей внутри ЕС этот процесс может приобрести характер цепной реакции.
Противоположная точка зрения заключается в том, что валютный союз будет обладать мощным кумулятивным эффектом, и полученные таким образом преимущества с лихвой окупят затраты. Кроме того, предполагается, что высокая конъюнктура в одних странах будет гасить экономические трудности в других. В связи с эти возникает следующая проблема.
Проблема единства и нескольких скоростей. Внутри союза продолжают существовать группировки, отличающиеся друг от друга по уровню своего хозяйственного развития, возможностям экономической политики, мотивам интеграции. Прием новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы ведет к нарастанию такой неоднородности.
Сложность состоит в том, как сочетать рост интеграции вглубь и вширь. Обсуждение этой темы началось в 70-е годы после первого расширения ЕС, когда к Сообществу присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. Еще в 1995 г. была выдвинута идея так называемых концентрических кругов. Согласно этой идеи предлагалось создать модель неравномерного развития интеграции, основанную на индивидуальных программах для каждой из нескольких групп участников ЕС.
Маастрихтский договор стал первым в истории ЕС законодательным актом, предусмотревшим возможность развития интеграции в соответствии с принципом разных скоростей. Сделано это было именно применительно к валютному союзу, поскольку с самого начала было ясно, что выполнить к установленному сроку критерии конвергенции и ввести единую валюту смогут не все участники ЕС.
Интеграция на разных скоростях таит в себе серьезную опасность. До сих пор все участники ЕС продвигались вперед в едином темпе, для новых членов предусматривались адаптационные периоды, по истечении которых на них полностью распространялись все коммунитарные правила и нормы. Это заставляло более слабые страны подтягиваться до уровня основной группы, а само Сообщество разработало и реализовало на практике сложный механизм перераспределения средств в пользу менее благополучных регионов. Теперь же разные скорости могут привести к увеличению разрыва в уровнях экономического развития между странами, и таким образом вступить в противоречие с политикой экономической конвергенции.
Проблема фрагментации ЕС в связи с переходом к единой валюте не ограничивается отношениями между участниками «зоны евро» и остальными государствами Союза. Внутри самого валютного союза возникают более или менее постоянные коалиции. Одна из них - традиционный тандем Германии и Франции, который активно заявляет о себе и в валютной сфере. Поэтому от координации их действий будет во многом зависеть дальнейшая судьба валютной интеграции.
Кроме того, разные скорости способны серьезно изменить существующий внутри ЕС баланс сил. Страны, участвующие в валютном союзе, получают дополнительные шансы для укрепления своих позиций, тогда как государства арьергарда утрачивают часть нынешнего экономического и политического веса.
Баланс издержек и выгод, связанных с учреждением валютного союза, для каждой отдельной страны складывается по-разному. Выполнение программ конвергенции требует особенно крупных усилий от стран, имеющих значительный дефицит госбюджета и государственного долга. А ведь они в основном и составляют относительно слабую в экономическом плане часть ЕС. Существуют опасения, что, если более благополучные страны сравнительно легко перенесут бюджетную диету, то для некоторых это может только усугубить проблемы. Иначе говоря, богатые станут богаче, а бедные - беднее.
Третье противоречие это федерализм и национальный суверенитет. Дальнейшее продвижение по пути интеграции оказывается невозможным без расширения круга вопросов, решаемых на наднациональном уровне, то есть без усиления роли наднациональных органов. Руководство ЕС и государств-членов Союза видит решение проблемы в постепенном расширении практики принятия решений не единогласно, а большинством или квалифицированным большинством. По существу это означает, что передача части национального суверенитета органам ЕС будет осуществляться не добровольно, а принудительно.
Применительно к валютному союзу проблема суверенитета остро обозначилась еще на стадии подготовки Маастрихтского договора. В специально подписанном Протоколе Великобритания оговорила свое право сохранить полномочия в области валютной политики в соответствии с национальным законодательством, а Банк Англии зарезервировал возможность не участвовать в ЕСЦБ.