Европейский Валютный Союз и его антикризисная политика в отношении Ирландии и Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

В работе поставлена цель - проанализировать механизм ЕВС и эффективность его антикризисных действий в отношении Ирландии и Греции в 2008-2011 гг. При написании квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
изучить процесс создания ЕВС, основные проблемы и риски валютной интеграции;
выявить причины финансовых кризисов в Ирландии и Греции;
исследовать динамику развития отношений ЕВС с правительствами Ирландии и Греции в связи с антикризисными мероприятиями;
оценить эффективность антикризисных мер ЕВС.

Содержание

Summary 3
Введение 4
Глава 1. Создание и механизм Европейского Валютного Союза 13
1.1. ЕВС как этап европейской валютной интеграции 13
1.2. Проблемы и риски ЕВС 24
Глава 2. Деятельность ЕВС по преодолению кризисов в Ирландии и Греции 31
2.1. Меры ЕВС в связи с банковским кризисом в Ирландии 31
2.2. ЕВС и долговой кризис в Греции 42
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

Ибрагимов_Диплом 176 гр..doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

Ограничение суверенитета страны. Помощь этих уважаемых организаций, как известно, предполагает вмешательство в финансовую и социальную политику государства, согласование с Брюсселем любых бюджетных трат. Другими словами устанавливается контроль бюджета, переходящий в экономический диктат (можно вспомнить ту же Грецию или Украину).

Внутриполитические издержки. Обращение  правительства за помощью ирландцами, как и ожидалось, было воспринято как сдача национальных интересов, ударило по доверию ирландцев к власти и привело к распаду правящей коалиции. В такой ситуации премьер-министр Брайан Коуэн вынужден был объявить о намерении распустить правительство и назначить на начало 2011 г. новые парламентские выборы, со всеми вытекающими из этого последствиями. Так, согласно последним опросам, правящая партия «Фианна файл» набрала бы сейчас не более 17% голосов47.

Финансовые и инвестиционные проблемы. Дело в том, что страна, прибегающая  к внешней финансовой помощи неизбежно  теряет доверие инвесторов и сталкивается с выводом денег из страны. Что и произошло с Грецией, надолго потерявшей иностранных инвесторов. Понятны их опасения, что Ирландия может не справиться со своим гигантским долгом. Ведь ещё недавно гособлигации Ирландии котировались вровень с немецкими, самыми надежными в Европе, теперь же разница в 6 и более процентных пунктов, что грозит свести на нет все попытки стабилизировать экономику страны.

Ментальные издержки. Надо хорошо знать ирландцев, чтобы оценить  насколько для них унизительна  подобная ситуация. Ирландцы являются генетически очень гордой нацией и потому очень болезненно воспринимают любое давление извне. Кроме того, они патриотичны. В списке держав с самым патриотично-настроенным населением они находятся на более чем почётном 3-м месте после США и Венесуэлы48.

2.2. ЕВС и долговой кризис в Греции

Греция – слабое звено ЕС. Вступление Греции в Европейский Валютный Союз в 2001 г. имело двоякие последствия для страны. С одной стороны, это послужило толчком для экономического роста, с другой – обострило многие старые проблемы. У страны огромный внешний долг и растущий дефицит торгового баланса. А панацея от всех бед – иностранные инвестиции в страну не идут. Из-за плохого законодательства и вездесущей коррупции

Греция прослыла самой «непривлекательной страной для инвесторов в Евросоюзе». Стремление вступить в еврозону разбудило Грецию. Чтобы попасть туда, страна должна была соответствовать строгим «режимным условиям». Выполнение их стало сильным стимулом для активной экономической политики. Главная проблема страны – бремя государственного долга. В 2002 г. его отношение к ВВП составляло 104.9%. Это самый высокий показатель среди развитых стран. Вступление в единую Европу сопровождалось ростом импорта. Экспортная же конкурентоспособность греческих товаров последние полтора года неуклонно снижалась. В итоге, по данным доклада Международного валютного фонда, дефицит платежного баланса страны превысит 6% ВВП49.

Дефицит торгового баланса, к сожалению, не покрывается за счет притока капиталов в страну. Причина – сложность национального регулирующего законодательства, а также коррупция на местах. Наиболее трудной для иностранца является сама процедура «вхождения» иностранных предпринимателей на греческий рынок. Несмотря на то, что правительством были приняты меры по упрощению процедуры оформления иностранных компаний – введена так называемая система «одного окна», – она до сих пор вызывает нарекания у иностранцев из-за своей сложности, неэффективности50.

Обслуживающие систему чиновники, хоть и расположенные в «одном окне», все равно не могут принять решение без получения санкции в соответствующих инстанциях на уровне министерств. Иностранные бизнесмены недовольны тем, что их инициативы сталкиваются со стойким предубеждением со стороны греческих государственных чиновников и местного бизнеса. Удачно вести дела в этой стране можно только через организацию совместного бизнеса с греческими компаниями. Только с их помощью иностранной компании удается пробиться сквозь бюрократические барьеры и дебри местных корпоративных интересов.

В то время как в большинстве  других стран бизнесмен обращается к помощи адвоката только в случае проблем с законом, в Греции все наоборот – услуги адвоката нужны для того, чтобы эти проблемы у вас не возникли. Для успешного функционирования иностранного бизнеса в Греции до сих пор требуется политическое покровительство. Так, британской инвестиционной группе Loyalward для организации на восточном побережье Крита нового курорта с полями для гольфа потребовалось больше семи лет, чтобы преодолеть все законодательные и бюрократические барьеры. Для того чтобы сдвинуть процесс согласований с местными властями с мертвой точки, компании потребовалось заступничество на уровне кабинета.

В теории Греция – идеальное место для иностранных инвесторов. Здесь могут размещаться производства для последующего экспорта в страны Ближнего Востока и Балкан. Туризм просто ждет капиталовложений. Пытаясь преодолеть трудности, правительство вводит новый режим регистрации иностранных предприятий. По опробованной ранее в Ирландии модели в Греции теперь с каждым новым инвестором будет подписываться соглашение о льготном налогообложении на ближайшие 10 лет и освобождении от налоговых проверок. Однако насколько быстро дадут эффект эти нововведения, сказать трудно, слишком сильны в Греции традиции бюрократизма51.

Туризм – ведущая отрасль экономики, дающая основную часть доходов страны в иностранной валюте. Около 4% от всего объема производства приходится на помощь со стороны Европейского Содружества. За последние несколько лет, экономика Греции заметно стабилизировалась за счет того, что правительство ужесточило экономические меры с целью подведения Греции к введению единой валюты. В частности, Греция сократила дефицит бюджета до 2% и ужесточила денежную политику, в результате чего инфляция опустилась ниже 2,6% – самый низкий показатель за последние 26 лет. Дальнейшая реструктуризация экономики и сокращение безработицы – основные задачи сегодняшней Греции.

Стоить отметить, что переход  на евро вызвал рост потребительских  цен во всех странах Еврозоны. Причина  этого вынужденное округление цен  и естественно, что в большинстве случаев округление было сделано в пользу продавцов. В среднем стоимость потребительской корзины в Евросоюзе выросла за этот год на 4–5 процентов52.

Однако ни в одной стране это  не спровоцировало такого заоблачного  взлета цен как в Греции. Так, согласно обзору министерства развития цены на свежие овощи и фрукты после перехода на евро выросли на 95 процентов. В общем, стоимость основных товаров и услуг повысилась более чем на 10 процентов. Рост цен начал негативно сказывается и на макроэкономических показателях Греции, так инфляция в стране составила рекордные 3,6 процента. Это самая высокая инфляция во всей зоне евро53.

На внеочередном саммите стран Европейского союза (ЕС), рассматривали ряд вопросов посвященные проблемам в экономике Греции. Дело в том, что совокупный долг Греции превысил 300 миллиардов евро, а это 120% ВВП. Дефицит бюджета Греции — самый высокий в еврозоне. Он  составляет 12,7% ВВП, что вчетверо превышает разрешенный в еврозоне уровень. Греция стоит на грани дефолта, притом, что до конца года ей предстоит  выплатить почти четверть  своего государственного долга. По оценкам экспертов, более 30% ВВП страны «скрыто в тени». Кроме того, вскрылись финансовые махинации прежнего греческого правительства  с целью сокрытия истинных размеров долгов.  Теневые  сделки Афин с инвестиционными банками позволяли привлекать заемные средства,  не классифицируя их как долг.

На саммите Греция представила  свою антикризисную программу, которая предусматривает снижение государственных расходов, замораживание зарплат в госсекторе, повышение пенсионного возраста, увеличение налогов для богатых, улучшение собираемости налогов, а также привлечение инвестиций. По расчетам греческого правительства  эти меры должны привести к снижению бюджетного дефицита до 8,7%.  к концу 2010 года.

15 февраля  состоялся  саммит министров финансов еврозоны, где был рассмотрен план Афин по сокращению дефицита бюджета и принято решение подождать еще месяц, чтобы увидеть, как начнет работать антикризисная программа54.

Германией была отвергнута идея создания Европейского фонда валютного сотрудничества для оказания помощи таким странам, как Греция. По словам представителя Минфина ФРГ Михаэля Оффера, у Греции нет другого выхода, кроме решительных мер бюджетной экономии, сколь бы болезненными они ни оказались.

В финансовой помощи Греции было отказано также, чтобы не создавать прецедента для других проблемных стран.  Ведь  финансовые проблемы, подобные «греческим»,  назревают в Испании и Португалии. Эта группа отстающих стран — Португалия, Ирландия, Греция и Испания (сокращенно PIGS),  получила прозвище «поросята» (PIGS- в переводе с английского – свиньи). Они уже должны немецким банкам  535 млрд. евро, в том числе Греция – около 32 млрд. евро.

Греция проведет дополнительные миллиардные  сокращения бюджетных расходов в 2011 году, чтобы уложиться в согласованную с кредиторами программу, заявил в среду министр финансов страны Йоргос Папаконстантину. По его словам, сокращения составят в текущем году «не более 6 миллиардов евро».

Ранее предполагалось, что урезание расходов не превысит 3 миллиардов в 2011 году. Однако Греция не уложилась в согласованный с ЕС и МВФ график сокращения бюджетного дефицита, который снизился с 15,4% ВВП до 10,5% ВВП, но было запланировано 9,4%.

В текущем году планируется снизить  дефицит до 7,4%, однако глава миссии МВФ в Афинах Пол Томсен предупредил в среду, что существует серьезная опасность стабилизации дефицита на нынешнем уровне, если правительство не ускорит проведение структурных реформ в экономике.

Папаконстантину подтвердил, что среднесрочная программа бюджетных сокращений до 2015 года, которую правительство разрабатывает в эти недели, составит около 26 миллиардов евро55.

Министр финансов не уточнил, каких  сфер государственных расходов и  налоговой системы затронет новая  программа. Греческие аналитики предполагают, что правительство введет ряд новых торговых налогов, в очередной раз повысит НДС и попробует получить единовременные выплаты за легализацию незаконно выстроенной недвижимости.

Глава Минфина также сообщил, что  для повышения конкурентоспособности экономики правительство намерено сократить до 2015 года около 20% рабочих мест в госсекторе — 150 тысяч в абсолютном выражении. При этом увольнять греческих госслужащих, рабочие места которых защищены Конституцией страны, не планируется. Рабочие места будут сокращать по мере выхода работников на пенсию, а также предлагая служащим добровольное увольнение в обмен на компенсацию.

Также в 2011 году планируется начать масштабную приватизационную программу объемом до 50 миллиардов евро. Общие контуры программы, как ожидается, будут определены уже в мае.

Греция получает 110-миллиардный  пакет кредитов стран еврозоны и  МВФ в обмен на жесткую бюджетную  программу. Хотя стране не потребуются новые кредиты до 2012 года, официальным лицам в Греции и ЕС на протяжении последних месяцев приходилось неоднократно опровергать сообщения о якобы готовящейся реструктуризации 330-миллиардного греческого долга.

Греция наряду с другими странами еврозоны с финансовыми проблемами должна представить убедительную концепцию консолидации бюджетов с целью наведения порядка в налогово-бюджетной сфере. Изучение практического опыта и примеров разных стран показывает, что решительные меры по консолидации бюджетов могут способствовать росту экономики.

С учетом сказанного выше это означает, что даже с введением режима жесткой экономии ситуация с государственными финансами в Греции будет оставаться очень напряженной в течение длительного периода времени, вместе с тем это позволит в ближайшее время остановить рост внешнего долга. Постепенно мы приходим к выводу, что вступление Греции в Европейский Союз в 1980 г., и в Зону Евро 1 Января 1999, не способствовали росту благосостояния страны, это было ложное впечатление, но навязало нам оно систему экономического поведения, сознательно ущемляющую интересы наших правительств, наших социальных групп и «бизнесменов» балканского пошиба. Греция не отвечала критериям не только присоединения к Евросоюзу, но тем более критериям присоединения к зоне евро. Ее приняли в Европейский Клуб из политических соображений, и она оказалась на обочине из экономических трудностей.

 

Заключение

 

Основными целями создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов, между странами участниками, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках. Но одна и та же валютная система со своими стандартами не может существовать долго, так как ее развитие начинает отставать от развития экономики.

Результатом возникающих противоречий становится кризис. При кризисе мировой валютной системы нарушается действие ее структурных принципов, и резко обостряются валютные противоречия, существующая валютная система заменяется новой.

Рассмотрев экономическую ситуацию в Ирландии и в Греции, можно сделать следующие выводы. Ситуация в Ирландии и в Греции с начала 2008 года резко меняется и эти страны становятся проблемными в ЕС. Основными причинами являются их огромная задолженность.

Стремление Евросоюза оказать  финансовую помощь этим странам имеет  интерес не только в пользу странам  должникам, а также имеет собственный интерес. Это связано с тем, что при возникновении кризиса в одной стране, то оно может заразить и соседние («Эффект Домино»), что может, в конце концов, развалить Европейский Валютный Союз, поэтому Евросоюз считает помощь другим участникам ЕВС, в целях обеспечения интересов и своих.

Изучив причину возникновения  кризисной ситуации в Ирландии, выявились факторы, которые стали причиной кризиса. В этой ситуации причинами явились внутренние и внешние факторы.

Ирландия не смогла самостоятельно справиться с кризисом, в связи с тем что правительство Ирландии показало свою несостоятельность чтобы восстановить экономику своей страны, и сделать ее стабильной, поэтому страны Евросоюза оказали финансовую помощь Ирландии, для того чтобы преодолеть кризис, пока не случился дефолт.

Европейский Валютный Союз оказывает огромную финансовую помощь Ирландии. Ситуация в Ирландии начинает понемногу улучшаться, что также немаловажно, благодаря усилиям политики ЕВС в отношении Ирландии. На данный момент можно сказать, что антикризисная политика ЕВС оказалось эффективной в Ирландии, и эта политика, которая предполагает финансовую помощь, оказывает положительное влияние.

Помимо этого,  у Ирландии есть четкая программа по восстановлению экономики. Возможно, Ирландия вновь  попросит финансовую помощь от ЕВС. Позиции Германии и Франции в отношении Ирландии отображаются в том, что они видят перспективным в предоставлении финансовой помощи Ирландии. Это связано еще и с тем, что ирландского правительство показало ответственность и доверие перед ЕС.

Информация о работе Европейский Валютный Союз и его антикризисная политика в отношении Ирландии и Греции