Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопросов экономической интеграции в целом, а также на примере Европейского союза.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, объективную необходимость и историческую неизбежность международной экономической интеграции;
- определить основные условия и предпосылки эффективной международной экономической интеграции;
-рассмотреть виды международной экономической интеграции;
-выявить сущность и причины западноевропейской интеграции;
-изучить этапы интеграции и механизмы её осуществления;
-охарактеризовать Европейскую ассоциацию свободной торговли;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1.ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕИЗБЕЖНОСТЬ , ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ………….……...6
1.1. Понятие, объективная необходимость и историческая неизбежность международной экономической интеграции……………………………………6
1.2. Основные условия и предпосылки эффективной международной экономической интеграции………………………………………………………8
1.3. Виды международной экономической интеграции…………………...11
2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ…………...13
2.1.Сущность и причины Западноевропейской интеграции……………...13
2.2.Этапы интеграции и механизмы осуществления……………………...16
2.3. Европейская ассоциация свободной торговли………………………..24
3.ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ………………………………………………………27
3.1. Предпосылки возникновения и этапы эволюции ЕС…………………27
3.2. Цели и принципы деятельности ЕС……………………………………34
3.3. Институциональная структура ЕС……………………………………..35
3.4. Проблемы и перспективы ЕС на современном этапе………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая(ОКОНЧАТЕЛЬНО).doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

 Европейский  Совет глав государств- высший  орган ЕС, который определяет общие направления развития стран-членов, особенно в части решения валютных проблем, коренный вопросов внешней политики и обороны, внутренней безопасности и расширения состава интеграционного блока. Начиная с 1975 г. заседания Совета глав государств проводятся не менее двух раз в год.

 В состав  Совета Министров входят представители  государств-членов ЕС, как правило,  на уровне министров. Данный орган наделён законодательной властью, и его законодательные акты, принимаемые в форме регламентов, носят обязательный характер и включаются в национальные законодательства государств-членов ЕС.[9,с.41-42]

Европейская комиссия(ЕК). Этот исполнительный орган ЕС состоит  из 20 руководителей( комиссионеров), назначаемых  национальными правительствами  сроком на 5 лет, но независимых от них. За каждым комиссионером закреплена определённая область деятельности, он опирается на советников и консультантов. Общий штат комиссии насчитывает более 13 тыс. человек. Штаб- квартира ЕК находится в Брюсселе.

В качестве института, контролирующего исполнение соглашений стран-членов ЕС, Комиссия наблюдает за тем, как выполняются законодательные акты правительствами этих стран или другими организациями, в том числе предприятиями. Договор о ЕС, подписанный в 1991 г. в Маастрихе, расширил полномочия Комиссии по решению ряда вопросов и принятию санкций. В соответствии с этим договором ЕК предоставляются основные права:

  • Инициативы по выдвижению предложений для Совета и выработке политики ЕС;
  • Проводить политику ЕС на основе решений Совета или положений Договора;
  • Принимать решения в таких сферах, как угольная и сталелитейная промышленность,  атомная энергетика и конкуренция( расширены полномочия);
  • Вести переговоры от имени ЕС по вопросам международной торговли и трудовых соглашений с такими организациями, как Международная организация труда, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития;
  • Распоряжаться социальными, региональными, структурными и сельскохозяйственными фондами.[9,с.42-43]

Европейский Парламент. Участвует в законодательном процессе ЕС и в контроле за деятельностью ЕК. Обладает правами консультирования, принятия решений совместно с Советом Министров по отдельным вопросам законодательства, регулирующего единый рынок, поручения ЕК разработки предложений по некоторым направлениям политики. Европарламент имеет право инициировать рассмотрение вопросов в Суде, принимает активное участие в законодательном процессе через процедуры принятия решений и сотрудничества и утверждает бюджет Союза.

Суд Европейского союза. Состав и роль суда ЕС, как и различные виды процедур и вопросы, выносимые на его рассмотрение, определяются статьями Союзного Договора. Его роль состоит в том, чтобы статьи договора толковались и выполнялись в соответствии с законодательством ЕС. Начиная с 1 января 1995г. Суд состоит из 15 судей и 9 генеральных прокуроров. Территориально он располагается в Люксембурге. На рассмотрение Суда ЕС обычно выносятся вопросы , которые касаются:

  • Разногласий между государствами-членами, между государствами-членами и институтами ЕС, между институтами ЕС, между отдельными лицами и институтами ЕС;
  • Различных точек зрения по международным соглашениям;
  • Предварительных заключений, когда спорные вопросы, ожидающие решения в национальных судах, переданы на рассмотрение Суда ЕС.

Маастрихтский союзный договор расширил полномочия Суда ЕС, дав ему право накладывать  штраф на страну, не выполняющую  требования законов Союза.[9,с.44]

Европейская Аудиторская  палата. Основная задача- контролирование всех финансовых аспектов деятельности ЕС. В соответствии с Союзным Договором Аудиторской палате были предоставлены полные права по подготовке дел для рассмотрения Судом ЕС. Она может направлять своё мнение и замечания в любой институт Европейского союза или в государство-член ЕС и обеспечивает:

  • Надёжность счетов;
  • Регулярное получение взносов и осуществление расходов на законном основании;
  • Эффективное финансовое управление.

Контроль Аудиторской  палаты распространяется на все страны ЕС и третьи страны, получающие помощь от ЕС.[9,с.45]

Помимо рассмотренных  основных институциональных органов  ЕС в его рамках существует большое  число различных институтов экономического и финансового профиля. Назовём лишь наиболее авторитетные из них: Европейский инвестиционный банк(ЕИБ) ,Европейский социальный фонд , Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства(ФЕОГА)  ,Европейский фонд регионального развития(ЕВРР) [3,с.45]

Итак, ЕС располагает  многочисленными административными  средствами вмешательства в экономическую  жизнь западноевропейского интеграционного блока. Договоры и решения разных институтов достаточно чётко определяют различные области деятельности и порождают множество нормативных актов, директив и рекомендаций, которые ориентируют или влияют на направление экономической жизни в каждом из государств-членов ЕС.

3.4 Проблемы и перспективы ЕС на современном этапе

 

«Европа станет самым конкурентоспособным уголком мира к 2010 году»,– такая цель была поставлена членами ЕС в Лиссабоне в 2000 году , однако, на сегодняшний день становится очевидным, что план этот неосуществим. Низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, в частности, Китая, значительный уровень безработицы – это лишь небольшой перечень проблем, с которыми столкнулись Европейские государства, и решение которых сегодня является их первоочередной задачей.

Кроме того, одна из основных проблем, с которой вплотную столкнула Европа это – старение населения вследствие значительного  увеличения продолжительности жизни. Тогда как Америка решает эту проблему путем эмиграции и меньшей социальной защищенности граждан, Европа, где уровень социальной защиты довольно высок, пребывает в поисках разумного компромисса. Вместе с тем, все очевиднее становится факт: нынешняя система социальных гарантий и здравоохранения требует серьезных реформ, поскольку старая не приспособлена к нынешним условиям. Сталкиваясь с этой проблемой, Европа должна ускорить рост производительности труда и предоставить людям больше рабочих мест.

Европейской Комиссией в 2005г. принята новая стратегическая программа для ЕС, предусматривающая ускорение экономического роста и увеличение занятости. Она направлена на оживление Лиссабонского плана действий. [6,с.38].

Для того чтобы  сделать Европу более привлекательной для инвестиций и работы необходимо следующее:

- завершить  создание общего рынка в тех  областях, которые могут обеспечить  реальный рост и занятость  и имеют непосредственное отношение  к потребителям;

- создать открытые  и конкурирующие рынки как  внутри, так и вне Европы: переправить помощь государств в сектора с более высоким потенциалом роста, создать благоприятную деловую среду для малого и среднего бизнеса, обеспечить допуск на рынки третьих стран;

- усовершенствовать  общеевропейское и национальное законодательство с целью уменьшения бремени административных расходов;

- расширить  и усовершенствовать европейскую  инфраструктуру;

- продолжить  разрабатывать общий патент Европейского  Сообщества и двигаться вперед  к созданию консолидированной  базы налога на корпорации.

Чтобы знания и  инновации были направлены на рост экономики необходимо:

- добиться выделения  3% ВВП на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы;

- развивать  внедрение информационных и коммуникационных технологий;

- способствовать развитию инновационных центров, объединяющих региональные центры, университеты и бизнес;

- поддерживать  экологические инновации в области  энергосбережения и снижения  уровня вредных выбросов;

- поддерживать  Европейские технологические инициативы благодаря совместной деятельности государства и частных лиц;

- содействовать  созданию прочной промышленной  базы Европы посредством мобилизации  усилий государственных и частных  компаний;

- создать Европейский  технологический институт для  привлечения в Европу лучших умов, идей и производств.

Для увеличения и улучшения структуры занятости рекомендуется: привлечь больше людей в сферу занятости, в частности путем сокращения безработицы среди молодежи и модернизировать системы социальной защиты; увеличить способность рабочих и предприятий к адаптации к новым условиям и улучшить гибкость рынков труда в результате устранения препятствий перемещению рабочей силы; больше инвестировать в человеческий капитал посредством улучшения образования и повышения профессиональной квалификации путем реформирования Фонда структурных реформ ЕС и Фонда сплочения ЕС.

Также, в качестве одного из многообещающих источников роста экономики Евросоюза усматривается  реформа сферы услуг, которая  составляет в целом около 70% европейской  экономики . Главная идея реформы заключается в применении так называемого принципа «страны происхождения», который позволит «поставщику услуги» работать по всей территории Евросоюза, применяя законы и административные нормы своей страны. [6,с.39].

Согласно исследованию, проведенному датскими экономистами, эффект либерализации сферы услуг оценивается в 37 миллиардов евро, распределенных между потребителями и производителями. Более того, это позволило бы создать дополнительно порядка 600 тыс. новых рабочих мест. По данным Европейской Комиссии, создание единого рынка товаров способствовало ежегодному росту общеевропейского внутреннего продукта на 1,8%, поэтому соизмеримые или даже более значительные результаты, учитывая объем рынка услуг, ожидаются и от его либерализации. [6,с.39].

Итак, основными  проблемами Европейского Сообщества на современном этапе являются: низкий экономический рост, технологическое  отставание от США, конкуренция со стороны  растущих экономик мира, значительный уровень безработицы, старение населения.

Для решения  названных проблем необходима концентрация основных усилий ЕС на трех направлениях: это экономический рост и инновации; создание пространства «привлекательного  для инвестиций и трудовой деятельности», путем усовершенствования внутреннего рынка; значительное увеличение роста занятости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Международная экономическая интеграция–это особого рода международные экономические отношения региональной экономической группировки и каждого ее участника между собой и с третьими партнерами по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукта внутри интеграционной группировки и вне ее, направленного на повышение эффективности воспроизводственного процесса, каждого участника и всего объединения в целом. Эти отношения в своем развитии подчиняются общим экономическим законам и собственной внутренней логике, состоящей в устранении противоречий различного характера.

 В основе МЭИ лежит сложный комплекс причин, связанных с изменениями в развитии производительных сил и сдвигами на мировой экономической арене: глобализация хозяйственной жизни; углубление международного разделения труда; общемировая по своему характеру научно-техническая революция; повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены.

Эффективность МЭИ зависит от выполнения следующих условий: относительная развитость интеграционных группировок экономически и технически; фаза экономического развития стран на момент принятия решения об объединении; территориальная, экономическая, структурная, технологическая близость стран-участниц при наличии у них рыночной экономики, политическая воля руководителей государств к экономической интеграции.

Важнейшими факторами европейской интеграции можно считать коренное изменение социально-экономической структуры Европы после Второй Мировой Войны: потери восточноевропейского рынка; необходимость укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – США; компенсация исчезновения колониальной системы и потери утраченных колониальных торговых и иных связей.

Успешным примером западноевропейской интеграции выступает Европейский союз, который за период своего существования претерпевал различные изменения. Несмотря на все противоречия и трудности функционирования Европейский союз остаётся одной из самых крупных, а также успешной группировкой в мировой экономике.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Борко Ю.А. От Евросоюза-1 к Евросоюзу-2/ Белорусский экономический журнал.—2010.— №3. —С.16-35.
  2. Величковская Л. Сотрудничество Республики Беларусь и стран Евросоюза: два года после расширения ЕС/ Меркурий.—2006. —№3.—С. 31-37.
  3. Лавровская Т.В. Экономическая интеграция как развивающийся глобальный процесс. – М.: ИМЭ, 1991. - 353 с.
  4. Международные экономические отношения / Под общ. редакцией В.Е. Рыбалкина. – М., 1997. – 718 с.
  5. Международный интернет-портал [Электронный ресурс] / Официальный сайт Европейского союза. – Режим доступа: http://europa.eu/index_fr.htm. – Дата доступа: 07.04.2012.
  6. Мирской Е.В. Новая программа Европейского Союза // Внешнеэкономические связи. – 2005. - №2. – С. 38-41.
  7. Национ<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Ar

Информация о работе Европейский союз