Европейский союз как форма интегративного объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 16:26, реферат

Краткое описание

На данный момент в Европе в общей сложности расположено 65 стран: из них 50 независимых государств, 9 зависимых территорий и 6 непризнанных республик, 14 стран являются островными, 19 — внутриконтинентальными, 32 имеют широкий выход в моря и океаны. Учитывая этот факт, государства Европы не могут не взаимодействовать между собой. Отношения и связи государств могут быть как в политической сфере, так и в экономической. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным вопросам, таким как: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией.

Содержание

Введение 3
Глава 1.История развития ЕС 4
Глава 2.Правовая основа ЕС 11
Глава3.Система управления ЕС 12
Глава 4.Особенности экономической интеграции в ЕС 20
Заключение 23
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет

                              Кафедра истории и философии

 

 

 

 

 

Европейский союз как форма интегративного объединения

 

 

Реферат студента группы: БМК-11

Ушаковой Юлии Олеговны

 

Научный руководитель:

к.и.н, доцент Скребнев В.А.

 

Тамбов 2014

                                                  Оглавление

Введение                                                                                                           3

Глава 1.История развития ЕС                                                                        4

Глава 2.Правовая основа ЕС                                                                          11

Глава3.Система управления ЕС                                                                     12

Глава 4.Особенности экономической интеграции в ЕС                             20

Заключение                                                                                                     23

      Список использованной литературы                                                            26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение 

На данный момент в Европе  в общей сложности расположено 65 стран: из них 50 независимых государств, 9 зависимых территорий и 6 непризнанных республик, 14 стран являются островными, 19 — внутриконтинентальными, 32 имеют широкий выход в моря и океаны. Учитывая этот факт, государства Европы не могут не взаимодействовать между собой. Отношения и связи государств могут быть как в политической сфере, так и в экономической. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным вопросам, таким как: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией. В современном мире международные  организации являются основным организатором  общения государств. Международная  организация – это объединение  государств, образованная в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно – технической, правовой и иных областях, имеющая  необходимую для этого систему  органов, права и обязанности  производные от прав и обязанностей государств.

Европейский союз - это уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль

С помощью системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, который гарантирует свободное движение людей, товаров, капитала и услуг. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Интегративное объединение государств наиболее актуальная проблема в современном мире, ведь идея создания Европейского Союза была не только в укреплении экономики на пользу государств, которые его сформировали, но и остановить постоянный цикл войн в Европе между великими нациями.

Целью моего реферата является определение функций и организации Европейского союза как формы интегративного объединения.

Задачи:

  • рассказать об истории возникновения ЕС
  • узнать основную деятельность и органы ЕС
  • выяснить тенденции развития ЕС

 

 

 

                      Глава 1.История развития ЕС

Европейский Союз (ЕС) образовался как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1957 г. после слияния региональных организаций:

• Европейское объединение угля и стали (ЕОУС, 1951 г.);

• Римский договор 1957 г. о создании ЕЭС;

• Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ, 1957г.)

С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. Интеграционный процесс в ЕС идет в двух направлениях ~ вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. В настоящее время участниками ЕС являются 15 государств Западной Европы (по порядку вступления): с 1957 г. — Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия; с 1973 г. — Великобритания, Дания. Ирландия; с 1981 г. — Греция; с 1986 г. — Испания, Португалия; с 1995 г. — Финляндия, Австрия, Швеция. Кроме того, в период с 1991 по 1995 гг. были заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве со странами Восточной Европы и бывшего СССР. В 2002 г. планируется принятие в ЕС еще 6 стран — Польши, Чехии, Венгрии, Словении, Эстонии и Кипра.

Интеграция вглубь означает формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации.

Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий:

• отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

• введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

• свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;

• проведение общей аграрной и транспортной политики;

• создание валютного союза;

• координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

• унификация налоговых законодательств;

• выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

Выделяют 4 этапа Европейской интеграции:

  • Первый этап Европейской интеграции

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета. С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган. Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём структурной одновременной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).

  • Второй этап Европейской интеграции

В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия. Первая попытка в 1961—1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—1967.В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество. Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %).Предложение о вступлении в 1973 году поступило и Израилю. Однако из-за войны "Судного дня" переговоры были прерваны. А в 1975г вместо членства в ЕЭС, Израиль подписал договор об ассоциативном сотрудничестве(членстве).Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981.В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент. В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС.Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Единый европейский акт (Single European Act).

  • Третий этап Европейской интеграции

В 1992 все государства, входящие в Европейское Сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза - Маастрихтский договор. Маастрихтский договор учредил три опоры ЕС (pillars):1. Экономический и валютный союз (ЭВС),2. Общую внешнюю политику и политику безопасности(ОВПБ),3. Общую политику в области внутренних дел и юстиции. В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против. Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995.Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн. В 1997г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999г.). Основные изменения по Амстердамскому договору касались: общей внешней политики и политики безопасности ОВПБ, создания "пространства свободы, безопасности и правопорядка», координации в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

 

  • Четвертый этап Европейской интеграции

9 октября 2002 Европейская  комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов  на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население  этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ППС {note: Паритет покупательной способности} — примерно 840 млрд. долларов США, примерно равный ВВП Испании.Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении ([1]). В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живет по целому ряду основополагающих договоров.1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит еще немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.

Информация о работе Европейский союз как форма интегративного объединения