Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 13:03, контрольная работа
В Европе ситуация складывается иначе: не было крупных территориальных образования; общество не нуждалось во власти так сильно, как на Востоке, следовательно, правителям приходилось договариваться со своими подданными, а не принуждать их. Материальная независимость европейских феодалов (наличие крупной земельной собственности) не позволяла королевской власти вести себя наподобие восточных феодалов.
Италия. Исторически Италия
состоит из двух областей: севера и юга,
при этом различий между ними много как
культурного, так и экономического характера.
Северяне тяготеют к Кельско - германской
культурной традиции, южане - к Романской.
Север экономически развивается довольно успешно,
южные регионы находятся на постоянной
дотации государства. На юге высок процент
эмигрантов, северяне требуют ужесточения
эмигрантского законодательства. Административно-
Деволюция - единственный оптимальный способ сохранения национального суверенитета и снижения популярности сепаратистских лозунгов.
Современные модели федерализма.
Федерации по своему происхождению делятся на договорные и конституционные. Договорные возникают в результате союза нескольких самостоятельных государственных образований (США, Швейцария, СССР). Конституционные в результате превращения из унитарного государства в федерацию (Пакистан, Индия). В настоящее время договорных федераций в чистом виде не сохранилось. Основным их отличительным признаком является конституционно закрепленное право сецессии (право выхода). Те федерации, которые сохраняли это право до последнего времени, распались в конце 20 века. Другие федерации, изначально создававшиеся как договорные (США, Швейцария) исключили это право из своих Конституций. Федерации делятся на симметричные и ассиметричные. Симметричность федерации - все субъекты федерации обладают одинаковым набором прав (Германия); ассиметричные - кроме субъектов в их составе есть и не субъекты с меньшими полномочиями (США). Конституцией Эфиопии предусмотрено право сецессии, закреплено не за штатами, а за этносами, которые для того чтобы выйти из состава государства должны создать свои представительные органы, провести референдумы, а затем принять решение о выходе. Существует 2 подхода к построению федерации: национально-территориальный; территориальный. В зарубежной практике федерализма национальный, этнический фактор никогда не брался в основу строительства федерации. Федеративное устройство рассматривается лишь как способ децентрализации управления, но ни как способ решения этнических проблем. Лишь СССР изначально строился из национально-территориального признака.
Бельгия. По территории очень небольшое государство, но многонациональное государство. В 30-е годы в Бельгии была принята Конституция, по которой страна была поделена на 6 субъектов: 3 региона (фламандский, брюссельский (столица), болонский) и 3 языковых сообщества: фламандское, французское, немецко-язычное. Основными признаками Бельгийской федерации является центробежность, ассиметричность.
- у всех субъектов существуют свои исключительные полномочия, при этом в Конституции не существует принципа разделенных (совместных) полномочий;
- фиксированный характер полномочий;
- гарантированность полномочий, все они закреплены в конституционных законах;
- вертикальность полномочий (тот субъект, который принимает закон, несет ответственность за его выполнение).
В целом за регионами закрепляются вопросы, связанные с экономикой, социальным обеспечением. За языковыми сообществами закреплены вопросы образования, культуры. Если немецко-говорящего населения в Бельгии 2 %, то фламандцы (французы) и валлоны (голландцы) преобладают. Фландрия - экономически процветающий регион; Валлония - живет от кризиса к кризису. Фламандцы последние десятилетия получили распространение идеи создания самостоятельного государства. Во Фландрии образована ультра националистическая партия - Фламандский блок, которая была запрещена в 2004 году. Но до сих пор идеи антиваллонизма (националистической) идеи сильны во Фландрии.
Канада. Изначально колонизировалась французами, но в середине 19 века приоритет колонизации этих территорий перешел к Англии. Французские колонии также перешли под власть Англии. В 1867 году было образовано государство - Канада. Начиная с 60-х годов 20 века, сепаратистские настроения в Квебеке резко усиливаются. Квебек в 1964 году добивается от Оттавы (столицы) особого статуса во все федеральных программах. В провинции создаются все атрибуты государственности, оно пытается самостоятельно вести международную политику (с Францией). Из официальных документов Квебека исчезает понятие провинция. В конце 20 века (1995 год) был проведен референдум, где сепаратистам не хватило лишь 1 % голосов о принятии решения о выходе из Канады. При этом федеральное правительство не предпринимает никаких усилий для удержания Квебека в составе государства. Главная причина этого - в основе представлений о государстве в Канаде лежит приоритет прав личности, власти не в праве идти наперекор волеизъявлениям граждан. Выход Квебека может негативным образом сказаться на Канаде. Сама провинция может не сохранить свое территориальное единство, другие экономически сильные канадские провинции могут последовать примеру Квебека, часть экономически слабых провинций не сможет самостоятельно существовать из-за слабости своей экономической базы. Единственно правильное решение - дальнейшее развитие ассиметричность федерации (наделение Квебека дополнительными полномочиями). Этнический фактор учтен в строительстве таких федераций как Нигерия, Индия, Эфиопия.
В США проблема федерализма никогда не ставится во главу угла политической жизни. Однако в современной Америке происходит серьезные изменения теоретических подходов проблемы федерализма, так и в практическом развитии федеративных отношений. В американской конституции закреплены право федераций и совместные полномочия, все остальное передается на уровне штатов. В современной Америке существуют как глобальные, так и частные проблемы федерализма. В глобальном смысле это выражается в дальнейшем усилении самостоятельности штатов. В частном смысле - расширение международной самостоятельности штатов. В настоящее время 42 штата и Пуэрто-Рико имеют за рубежом 180 агентств, совокупный бюджет которого 100 миллионов $ в год. Последствия такой международной активности штатов не только положительные, но и отрицательные:
- политика штата зачастую идет вразрез с общегосударственной политикой;
- происходит распыление средств, в результате это ведет к тому, что на отдельные программы международного сотрудничества выделяются довольно скромные средства;
- недостаточная координация между штатами.
Кроме этого увеличивается самостоятельность штатов в области социального обеспечения, охраны окружающей среды, развитии систем здравоохранения и образования. В современных федерациях широкое распространение получил кооперативный федерализм. Классический пример кооперативного федерализма - Германия. Кооперативный федерализм - это система когда широкое распространение получает сотрудничество, обсуждение важнейших вопросов между федеральным центром и субъектами, а также субъектами между собой. В Германии существует огромное количество комитетов и комиссий, в которые входят представители различных земель, призванных решать проблемы межземельного сотрудничества, при чем решения этих комитетов и комиссий становятся обязательными для соответствующих земельных ведомств. Основные проблемы, стоящие перед федерализмом Германии - восстановление баланса властей на земельном уровне и уровне федераций. Законодательная власть неизбежно передает часть своих полномочий на уровень правительства, в итоге теряя законодательную инициативу. Федеральный центр, стремясь сохранить контроль над ситуацией в стране, уменьшает финансовую независимость земель. Земельные ландтаги (парламент) соглашаются на передачу части своих полномочий на федеральный уровень в обмен на расширение своего представительства в центре. В 2003 году была создана комиссия по федерализму, в 2006 году были приняты поправки Конституции Германии. Они более четко распределили полномочия между центром и землями (ограничили право федерального центра на передачу землям определенных (дополнительных) полномочий без финансового обеспечения). В 2006 году начался второй этап реформ федерализма в Германии, целью которого было создание новой системы финансовых взаимоотношений между центром и землями. Пока принципиального решения по этому вопросу не принято, удалось ли достичь соглашения, что уровень задолженности земель не должен превышать определенного уровня.
Способы разграничения компетенций федеративных государств.
- однозвенный. В Конституции устанавливается исключительная компетенция федерации (Германия, Эфиопия, Швейцария).
- совмещенный. Закрепляется сферой федерации и совместной компетенции (РФ, Нигерия, Пакистан). Сложность этого подхода - проблематично провести границу между совместной сферой полномочий субъекта.
- двухзвенный. Выделяется компетенция федерации и субъекта (Канада).
- трехзвенный. Выделяется сфера федерального субъекта совместной компетенции (Бразилия, ФРГ, Австрия, Индия, Малайзия).
- четырехзвенный. Т.е. федеральная сфера (и законодательные и исполнительные полномочия принадлежат федерации); земельная (и законодательные и исполнительные полномочия у субъекта), совместная сфера (законодательные компетенции у федерации, исполнительные компетенции у субъекта), рамочная (законодательные полномочия и у федерации и у субъекта, а исполнительные у субъекта).
Общие проблемы в сфере разграничении компетенции: все большая концентрация власти внутри общенационального правительства; повышение финансового бремени субъекта федерации, выполняют от 50 до 100 государственных функций без должного финансового обеспечения, ущемление прав МСУ, постоянная борьба между субъектами за субсидии, налоги. В составе Европы выделяют следующие федерации: Германия, Австрия, РФ, Бельгия, Швейцария. К унитарным государствам относятся Испания и Италия. В Азии: Индия, Пакистан, Малайзия, ОАЭ. В Африке: Коморские острова, Эфиопия, Нигерия, Танзания. В Америке: Канада, США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла. В Океании: Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Соединенные штаты Микронезии.
Основные модели систем органов государственной и муниципальной власти.
3 основные модели органов государственной власти:
- централизованно сегментарная;
- моноцефальная;
- монотеократическая.
Различия определяются формами взаимодействия между различными ветвями власти, способами их формирования и функционирования.
Централизованно сегментарная модель характерна для правовых государств с развитой системой разделения властей. Тот факт, что различные ветви государственной власти формируются не одинаковым способам, функционирует автономно друг от друга, придает этой системе сегментарный характер, с другой стороны все ветви власти действуют исходя из общих целей, что определяет централистский характер модели.
Моноцефальная модель характеризуется всевластием или одной ветви власти или всевластием одного человека (моно - один; цефал - голова). Характерна для авторитарных государств, полуфашистских или фашистских режимах.
Монотеократическая модель имеет сходство с моноцефальной. В этой системе определяющее влияние на государственные институты имеет официальная религия. Она сочетает в себе 2 основных элемента: единовластие, основанное на догмах и религии и сохранение некоторых видоизмененных общинных порядков. Наиболее ярко монотеократическая модель проявляется в исламских государствах: Иран, Саудовская Аравия. До марта 2008 года таким был и Непал. Непал - бедная страна, в ней идут постоянные гражданские войны. В настоящее время Непал - федеративная республика. Складывание монотеократических государств относится к 70 - началу 80-х годов. В отличие от арабских стран, граничащих с Израилем и вынужденные быстрыми темпами проводить модернизационные процессы (Иран, Сирия, Ливия). Страны персидского залива развивались более эволюционно. Первый скачок цен на нефть в 1973 году дал им дополнительные средства для проведения модернизации, которые не затрагивает устоев общества, исключением стал Иран, во главе с шахом Рез Пехлеви. Ислам делится на 2 направления: суннитское; шеридское. Быстрые темпы модернизации усилили социальный протест в обществе. Огромные массы людей, оторванные от привычной жизни и не улучшившие свое положение попав в города стали под знамя шеридского духовенства и в 1979 году в результате революции Иран был провозглашен исламской республикой став монотеократическим государством. Идеологом государства является аитолла Хамейни.
Имам - глава государства (избирается из числа наиболее уважаемых исламских богословов). В настоящее время Хаменои.
Консультационные советы при имаме (согласительные, наблюдательные, совет старейшин, совет стражей исламской революции). Президент избирается на 4 года всеобщим голосованием. Избирательным правом обладают граждане, достигшие возраста 14 лет. Законодательная власть: Меджлис избирается на 4 года. Судейская коллегия, которая назначается имамом.
На президентских выборах 2005 года был избран сторонник исламского радикализма - Махмуд Ахмадинежад. Его политика направлена на возврат к традиционному исламизму, на создание исламского государства на территории всех арабских стран, на разрыв отношений с Западом. Иран - 70 % населения ниже уровня бедности.
Глава государства.
1. Институт монархии в современных зарубежных странах.
2. Президентская власть в современном мире.
1. Институт монархии в современных зарубежных странах.
2 вида главы государства: монархия и президентская республика.
Институт монархии сохранился во многих странах Западной Европы, Ближнего Востока, Японии. В Канаде, Новой Зеландии, Австралии формально главой государства считается монарх.
Информация о работе Зарубежный опыт государственного и муниципального управления