Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:17, реферат
Индия выдви¬нула амбициозную задачу войти в число ведущих держав мира. Достаточно высокие темпы социально-экономического раз¬вития, обеспечившие улучшение жизни значительной части более чем миллиардного населения, ста¬ли фундаментальными достиже-ниями индийского общества и го¬сударства. Интенсивный рост наукоемких отраслей заложил основу конкурентных преимуществ и в других сферах. Тем не менее Индии предстоит решить непростые проблемы, чтобы обратить демографический вес в экономический дивиденд. В начале ХХI века число бедных со¬ставляло в этой стране около 300 миллионов, а около четверти населения оставалось неграмотным.
Источником потенциальной
Индийцы также считают, что Вашингтон слишком жестко осуществляет контроль над экспортом в Индию высоких военных технологий, в т.ч. двойного назначения.
У Вашингтона есть свои претензии к Индии. Америка недовольна индийскими ограничениями на инвестиции в представляющие для нее значительный интерес сектора экономики, такие, как страхование и розничная торговля [30].
Одним словом, несмотря на бурное развитие индийско-американских отношений за последнее десятилетие, между этими странами сохраняется немало проблем.
Индийцы постоянно подчеркивают, что являются независимыми участниками глобального политического процесса, о чем свидетельствует их участие в деятельности Группы 20, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), Шанхайской организации сотрудничества и других международных организаций.
В Вашингтоне считают, что Дели не вполне определился в своих внешнеполитических приоритетах, включая отношения с США. Реализация полномасштабного партнерства потребует в дальнейшем определенных важных решений обеих сторон, поскольку оно означает намного больше, чем общность ценностей и интересов. Речь идет о развитии взаимодополняющей политики и выработке стратегической линии в мировом масштабе .Похоже, что у Дели, как и у Вашингтона, пока еще нет ясности в том, как достигнуть этой цели.
По мнению ряда индийских политиков и экспертов, Индия еще не разобралась до конца в том, насколько ее интересы совпадают с внешней политикой США, в т.ч. и в отношении КНР. Это нелегкая задача, поскольку США, по их мнению, стали супердержавой, теряющей влияние и проводящей непоследовательную политику, а Китай, безусловно, растущая держава, хотя и «трудный сосед». Скорее всего, Дели продолжит, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, курс на развитие отношений как с США, так и с Китаем [32].
Дели – Пекин: прагматический подход
Индийско-китайские отношения претерпели огромные изменения после поражения Индии в военном конфликте с Китаем в 1962 г. Правда, с конца 1980-х гг. обеими сторонами предпринимались усилия по их нормализации. Тем не менее, в отношениях двух стран существует немало проблем. Главные из них – пограничная проблема и военное сотрудничество между Китаем и Пакистаном. Поэтому Дели вынужден оценивать свою безопасность с учетом как военной мощи и ядерных арсеналов КНР, так и военного потенциала Пакистана, а также террористической угрозы с его территории.
Индия, как и Китай, стремится к статусу великой державы. Как и Китай, она идет к нему постепенно, «торопится не поспешая».
Дели рассматривает китайское направление как одно из наиболее приоритетных с точки зрения ее безопасности, хотя, по мнению индийцев, Китай смотрит на Индию как на второстепенное направление в его внешней политике. Главное внимание КНР сосредоточено на странах Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.
Более того, усиление КНР расценивается многими индийцами как препятствие на пути роста влияния Индии в Азии. Тем не менее, Дели вынужден развивать отношения с Китаем, так как Индия не может игнорировать сам факт его возвышения в качестве второй крупнейшей державы в мире, к тому же непосредственного ее соседа.
Это и определяет двойственность китайской политики Индии. С одной стороны, Китай рассматривается как главная потенциальная угроза ее безопасности. С другой, прагматизм и учет реальностей требуют поддержания отношений с Китаем на весьма высоком уровне
Индия проявляет настороженность в связи с растущей мощью Китая, распространением его влияния в зоне Индийского океана, в т.ч. развитием китайско-пакистанских и китайско-мьянманских отношений, действиями Пекина в районе Южной Азии. В то же время она активно развивает торгово-экономическое сотрудничество с КНР. Xарактерно, что в конце 2010 г. в Индии вслед за Обамой побывал премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, в ходе визита которого был подписан ряд крупных торгово-экономических соглашений.
В целом отношения между Индией и Китаем можно охарактеризовать как весьма сложные и противоречивые. Подозрительность в отношении друг друга остается.
Весьма положительный сдвиг произошел и в двухсторонней торговле, объем которой в 2010 г. достиг $61,76 млрд (прирост на 42,4% по сравнению c 2009 г.), что выдвинуло Индию на позицию 10-го по величине торгового партнера КНР.
Индия – Россия: возможности расширения сотрудничества
Заметное место в индийской внешней политике занимают отношения с Россией, хотя, по мнению индийских политиков и экспертов, она существенно ослабла после распада СССР. Тем не менее, они считают, что РФ располагает большим экономическим потенциалом, который может позволить ей возродиться в качестве мощного государства. Интерес Индии к России определяется и тем, что никогда отношения между нашими странами не были отягощены какими-либо конфликтами или неразрешимыми противоречиями.
Политика России, как одного из центров влияния и силы в мире наряду с США, Китаем, Европейским Союзом, Японией, не противоречит глобальным устремлениям Индии, а дополняет и развивает саму концепцию многополярности.
Позиции Дели и Москвы совпадают по таким принципиальным вопросам, как установление демократического мирового порядка, основанного на многополярном мире. Обе страны придают большое значение сохранению системы ООН как центра многосторонней политики. Они считают, что безопасность и стабильность в Центральной Азии отвечают их приоритетным интересам. Индия и Россия заявляют, что глобальный терроризм во всех его формах и проявлениях является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности.
Однако объемы индийско-российского товарооборота скромны: в 2010 г. этот показатель составил около $9,2 млрд против $7,5 млрд в 2009 г., экспорт РФ – $7 млрд ($5,9 млрд в 2009 г.), импорт – $2,2 млрд ($1,5 млрд) [34].
Важной частью российско-индийских отношений остается военно-техническое сотрудничество (ВТС). Вместе с тем, во всех этих сферах Россия сталкивается с растущей конкуренцией со стороны других держав.
Москва заметно утратила влияние в Индии и выступает в роли «догоняющей» стороны в конкурентной борьбе за нее. Однако далеко не все еще потеряно. В отношениях между Россией и Индией есть важные сферы сотрудничества, которые могут придать импульс более широкой торгово-экономической и военно-технической кооперации двух стран.
Это подтвердилось в ходе визита президента РФ Д.А.Медведева в Индию 21-23 декабря 2010 г. Стороны подписали 30 документов. Среди них наиболее важным стало соглашение в области атомной энергетики, в соответствии с которым Россия построит в Индии не менее 18 блоков атомных электростанций.
«Рособоронэкспорт» и индийская корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL) заключили контракт на разработку проекта перспективного многофункционального истребителя пятого поколения. Стоимость совместной программы разработки и производства этого истребителя может достигнуть $8-10 млрд. Предполагается, что самолет поступит на вооружение ВВС Индии к 2017 г. Минобороны Индии закупит около 250 истребителей, большую часть из них – до 200 машин – в двухместной версии. Россия и Индия собираются в будущем также продавать такие машины третьим странам. Ориентировочная цена каждой из них – $85-100 млн.
Таким образом, отношения между двумя странами переходят от формата продавец-покупатель к взаимодействию в совместной разработке, производстве и маркетинге высокотехнологичной продукции.
По итогам переговоров Д.Медведев заявил, что российско-индийские отношения в последнее время вышли на качественно новый уровень и приобрели характер привилегированного стратегического партнерства. По его словам, объем товарооборота планируется довести до $20 млрд в 2015 г. В товарообороте двух стран пока преобладают энергоносители. Тем не менее, растет доля перспективных высокотехнологичных проектов. Среди них – использование навигационной системы ГЛОНАСС, сотрудничество в космосе, а также фармакология.
В совместном заявлении по итогам российско-индийского саммита было отмечено динамичное развитие сотрудничества Москвы и Дели по таким направлениям, как ВТС, энергетика, высокотехнологичные космическая и телекоммуникационная сферы.
Между правительствами двух стран было подписано соглашение об упрощении условий взаимных поездок отдельных категорий граждан, а также соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
* * *
Таким образом, Индия стремится позиционировать себя в качестве мировой державы, ведет дело к значительному улучшению отношений с США, нормализации отношений с Китаем. Дели исходит из того, что конфликтные отношения между Индией и Пакистаном вряд ли могут быть преодолены в обозримом будущем.
Индия учитывает изменения в конфигурации сил в мире, которая приобретает все более полицентрический характер. При этом центр мирового влияния смещается в Азию, где находится большинство крупных экономик мира и большая часть ядерных держав. Внешняя политика Индии реагирует на изменения в региональной и глобальной экономической и политической ситуации.
Значительное влияние на нее оказывают и цены на энергоносители, информационная революция, технологические инновации, а также миграция индийцев за рубеж и общее усиление миграционных потоков в мире.
Индия неоднократно подтверждала, что отношения между ней и Россией испытаны временем и традиционно характеризуются доверием и взаимопониманием, основанным на близости интересов и взаимной выгоде.