Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 03:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – узнать наиболее значимые интеграционные объединения АТР.
Задачи:
• Определить понятия АТЭС и АСЕАН;
• Изучить истории создания и развития АСЕАН и АТЭС;
• Проанализировать сотрудничество России с интеграционными объединениями.
Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АТР И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АТЭС И АСЕАН…………………………………………………..5
1.1. Развитие интеграционных механизмов в АТР……………………………..5
1.2. История создания и развития АТЭС и АСЕАН…………………………...12
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ АТР И РОССИИ………21
2.1. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………21
2.2. Перспективы сотрудничества России со странами АТЭС……………….25
2.3. Россия - АСЕАН – АТЭС……………………………………………….…..31
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы……………
…………………………………………………44
В 2007 г. был создан Финансовый
фонд диалогового партнерства
По просьбе стран АСЕАН
Россия проработала вопрос о налаживании
сотрудничества между Россией и
АСЕАН в области мирного
Основные предложения России заключаются в использовании возможностей ее коммуникационных спутников, технологий по защите информации, а также технологий, имеющих отношение к предупреждению и борьбе с последствиями природных бедствий и эпидемий. АСЕАН активно подключает своих партнеров к программам по оказанию технической помощи наименее развитым членам Ассоциации. Возможности участия России в таких проектах значительно возросла с появлением в РФ госкорпораций, контролирующих целые отрасли.
Если Россия действительно намерена интегрироваться в мировое хозяйство через АТЭС, ей необходимо заключение целого комплекса соглашений о свободной торговле со странами АТЭС, что позволит расширить и дифференцировать внешние товарные потоки. В конечном счете, в результате такого процесса снизится зависимость России от традиционных рынков, особенно – от европейского.22
Председательство России в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году призвано способствовать органичному встраиванию нашей страны в систему хозяйственных связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе в интересах модернизационного и инновационного развития национальной экономики, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока.
На посту председателя
АТЭС Россия намерена внести весомый
вклад в решение программных
задач этого объединения в
сферах торгово-инвестиционной либерализации,
облегчения условий для
В качестве основных составляющих деятельности АТЭС в сфере продовольственной безопасности видятся достижение и поддержание физической и экономической доступности продуктов питания, обеспечение соответствия их качества и безопасности международным стандартам, содействие наращиванию производства продовольственных товаров путем внедрения инновационных технологий, своевременное выявление и предотвращение угроз для сельскохозяйственного сектора, в том числе связанных с изменением климата и чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Перспективным представляется налаживание взаимодействия в области защиты и рационального использования биологических ресурсов Мирового океана.
Удешевление и повышение
надежности движения товаров по всей
логистической цепочке от производителя
до потребителя является одним из
ключевых факторов содействия международной
торговле. Имеется в виду выстраивание
экономически оправданных и безопасных
цепочек поставок товаров, организация
эффективного взаимодействия различных
видов транспорта, оснащение транспортных
узлов и коридоров современными
информационно-техническими средствами
и системами спутниковой
Сотрудничество в целях модернизации отвечает общим интересам экономик АТЭС. Речь прежде всего идет о налаживании обмена передовым опытом по формированию благоприятной институциональной среды для инновационного развития, создании региональных механизмов взаимодействия в научной, технологической и инновационной сферах.23
Вывод:
Прошедший форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в сентябре 2012 года, продемонстрировавший готовность и заинтересованность России поступательно наращивать всеобъемлющее сотрудничество с АСЕАН, восприняли в Юго-Восточной Азии как убедительную демонстрацию возрождения могущества России, её «возвращения» в Азию. Теперь предстоит выявленный на саммите потенциал сотрудничества конвертировать в практические дела. Приоритетные задачи АТЭС–2012 стали:
• либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция;
• укрепление продовольственной безопасности;
• формирование надежных транспортно-логистических цепочек;
• интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста.
В «портфеле» сотрудничества
России с АСЕАН должны появиться
крупные инвестиционные проекты. Они
будут втягивать в свою реализацию
самый широкий спектр хозяйствующих
субъектов различных форм собственности,
включая малые и средние
Один из важнейших трендов
экономик, входящих в региональную
группировку Юго-Восточной
2.3. Россия - АСЕАН - АТЭС
Опережающее развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сравнении с общемировыми показателями заставляет по-новому взглянуть на место Дальнего Востока в политическом, экономическом и социальном развитии России, на его роль для России в стратегической перспективе.
Смещение вектора политических
и экономических интересов
Форум АТЭС имеет большое значение, являясь индикатором развития политико-интеграционных процессов в АТР. Особая роль в создании форума отводилась АСЕАН. В течение 1989 года Япония и Австралия активно работали со столицами асеановских стран, стараясь убедить их принять участие в первой встрече министров торговли региона. Только их заверения, что страны АСЕАН будут играть ключевую роль в новой структуре, побудили лидеров стран АСЕАН согласиться с участием в работе форума. По их ожиданиям форум АТЭС должен был играть дополнительную роль в укреплении интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии. Как результат, с 1989 года в АТЭС входят 6 развивающихся государств АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). С 1998 членом АТЭС стала и Россия. Это является отправной точкой возникновения общих интересов у России и АСЕАН в АТЭС.24
Масштабность и динамика
происходящих в регионе процессов
оказывают влияние не только на страны,
которые географически
Российская Федерация
стала членом АТЭС В 1998 году, в этом
же году после вступления в АТЭС
Вьетнама и Перу число участников
объединения достигло 21. Правительства
трех крупнейших экономик АТЭС – КНР,
Японии и США – выступили за
присоединение России. При этом Вашингтон
стремился использовать форум и
участие в нем России как механизм
контроля над российскими
Являясь участником форума,
Россия имеет возможность принимать
участие и влиять на процесс формирования
новых взаимоотношений в
Интерес России к странам АТР начал возрастать в конце первого десятилетия ХХI века. Это происходило по ряду причин.
Во-первых, после глобальных кризисов 1998 и 2010 годов произошло значительное сужение доступа на мировые рынки.
Во-вторых, развитие отношений
со странами ЮВА диктуется необходимостью
диверсифицировать торгово-
В-третьих, Россия географически является неотъемлемой частью АТР. В ее азиатско-тихоокеанской части сосредоточены основные стратегические природные ресурсы, а также проживает 20% населения. В ряде источников указывается, что в частности на Дальнем Востоке проживает около 8% населения РФ. Поэтому корректней было бы заметить, что Дальний Восток и Байкальский регион занимают около 40% территории РФ, при этом численность населения не превышает 8% общего населения страны. За прошедшие годы на российской территории зарегистрирован наиболее интенсивный отток населения из этих регионов. В этой связи интеграция в процессы развития АТР может способствовать социально-экономическому развитию Дальневосточного и Байкальского регионов, и, как следствие, предотвращению дальнейшего оттока и снижения численности населения в этих регионах.
В-четвертых, АТР стал одним из наиболее перспективных центров мирового развития.
В-пятых, в АТР представлены
все современные тенденции
И, наконец, выбор развития интеграции со странами АСЕАН для России обусловлен перспективами и выгодами российского участия в крупных многосторонних объединениях. Именно такая форма деятельности создает новые формы и модули сотрудничества между государствами.
Отличительной чертой развития
государств в АТР является высокая
динамика интеграционных процессов
и ее позитивное влияние на формирование
нового, более справедливого
Преимущества сотрудничества с АТЭС отвечает российским интересам по ряду направлений. Первое из них – это заинтересованность в построении новой энергетической конфигурации как на территории самой России, так и на территориях партнеров по АТЭС. Это позволит потребителям энергоресурсов в АТЭС диверсифицировать географию импорта, осуществлять бесперебойные поставки энергоресурсов, обеспечить энергетическую безопасность в регионе, а также реализовывать крупные энергетические проекты.26
Другим перспективным направлением взаимодействия России с экономиками стран-участниц АТЭС является сотрудничество в области транспорта. Это может найти свою практическую реализацию в объединении Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей, в участии российских компаний в международных транспортных проектах, которые предусматривают строительство железнодорожных и автомобильных дорог из Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу. Это позволит сделать значительный шаг в развитии всей транспортной системы региона.
Информация о работе Интеграционные группировки АТР (АСЕАН, АТЭС)