Иранская ядерная программа, как проблема международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Исламская Республика Иран, о создании которой было провозглашено в 1979 году после иранской революции, возглавляемой имамом Хомейни, - одно из крупнейших государств Средней Азии и Ближнего Востока, обладающее значительными запасами энергоресурсов, лежащее на мировых торговых нефтяных путях, владеющее в масштабах региона значительным военным потенциалом. Несмотря на переживающие трудности, Иран представляется весьма перспективным объектом для инвестиций и экономическим партнером, стратегически важным с точки зрения геополитического потенциала. Государство, которое претендует на роль лидера, причем не только в регионе, но и в мире.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Основные этапы развития иранской ядерной программы.
§1. История развития программы атомных технологий Ирана………..7
§2.Ядерная программа Ирана …………………………………………...13
Глава II.Позиция России, США и EC по проблеме иранской ядерной программы.
§1.Российско-иранское сотрудничество в сфере атомных технологий………………………………………………………………………..21
§2.Политика западных государств в отношении ядерной программы………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы и источников………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа, иранская ядерная программа.docx

— 79.11 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского»

 

 

 

 

Факультет истории и международных отношений

 

Кафедра международных отношений и международного права

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Иранская ядерная программа, как проблема международных отношений».

 

 

Выполнил:

студент 3 курса

«Международные отношения»

Черниговцев В.А

Научный руководитель:

к.и.н., доцент

                                                                                       Сагимбаев А.В

 

 

 

 

 

                                                                Брянск 2012

 

                                                   Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Основные этапы развития иранской ядерной программы.

 §1. История развития программы атомных технологий Ирана………..7

 §2.Ядерная программа Ирана …………………………………………...13

Глава II.Позиция России, США и EC по проблеме иранской ядерной программы.

            §1.Российско-иранское сотрудничество в сфере атомных технологий………………………………………………………………………..21

            §2.Политика западных государств  в отношении ядерной  программы………………………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………...31

Список использованной литературы и источников………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ядерная программа Ирана стартовала в 1967 году, при поддержке США, затем помощь в развитии иранской ядерной энергетики оказывали Германия и Франция. Через год руководство ближневосточной страны подписало Договор о нераспространении ядерного оружия и в 1970 году ратифицировало его. До Исламской революции 1979 года западные страны продолжали сотрудничать с Ираном в области ядерной энергетики. Новое иранское правительство сначала приостановило строительство АЭС, но после стабилизации обстановки объявило о его возобновлении.

Актуальность темы исследования. Исламская Республика Иран, о создании которой было провозглашено в 1979 году после иранской революции, возглавляемой имамом Хомейни, - одно из крупнейших государств Средней Азии и Ближнего Востока, обладающее значительными запасами энергоресурсов, лежащее на мировых торговых нефтяных путях, владеющее в масштабах региона значительным военным потенциалом. Несмотря на переживающие трудности, Иран представляется весьма перспективным объектом для инвестиций и экономическим партнером, стратегически важным с точки зрения геополитического потенциала. Государство, которое претендует на роль лидера, причем не только в регионе, но и в мире. Однако Иран последние тридцать лет находится в центре внимания международного сообщества, является главной темой периодических изданий и научных журналов, различного рода мероприятий научного характера во многом по причине его ожесточенного противостояния с крупнейшей державой в современном мире - Соединенными Штатами Америки. Уже три десятилетия США предпринимают огромные усилия, хотя и безуспешные, по полной политико-дипломатической и экономической изоляции Ирана. Главной целью этого является смена нынешнего иранского режима, поскольку только это смогло бы привести к восстановлению утраченных Соединенными Штатами позиций в Иране, как было до 1979 года, к ликвидации «угрозы» со стороны Ирана американским интересам в регионе Ближнего и Среднего Востока.

Во многом в контексте тридцатилетнего противостояния США и Ирана, стремлений, последнего к региональной гегемонии, кардинального отличия взглядов руководства двух стран на структуру современного мира и места в нем друг друга, на пути решения многих международных проблем, в том числе, таких как Афганистан, Ирак, палестино-израильское урегулирование, стоит рассматривать и ситуацию вокруг развития Ираном своей ядерной программы.

Иранская ядерная программа стала серьезным фактором международных отношений. Она оказывает заметное влияние на дискуссии по проблеме сохранения режима нераспространения ядерного оружия, эффективности деятельности таких международных организаций как МАГАТЭ и ООН, оказывает значительное влияние на многосторонние и двусторонние отношения. В этой связи российско-американские отношения в рассматриваемый период являлись ярким тому подтверждением. границ нового государства с ядерным оружием, причем с непредсказуемой внешней политикой, могло бы нанести серьезный ущерб ее национальной безопасности и интересам. Сохранение относительного равновесия между этими обстоятельствами при выработке российской политики на иранском направлении, при учете давления извне, являлось для России важной и сложной задачей.

Насколько Россия и США смогли бы сблизить свои позиции по «иранской проблеме», зависела судьба и двусторонних отношений, и режима нераспространения ядерного оружия. Разрушение последнего могло бы иметь непредсказуемые последствия для международной безопасности.

В написание данной работы использовались не только российские статьи, но и иностранные книги,  а так же работы на французском и английском языках которые легли в основу написания данной работы: Джэимс Ризн и Марк Розети 1, Софи Шотард2 ,Надер Барзин 3.Данный работы помогли рассмотреть положение исламского мира и понять их позицию на счёт ядерной программы Ирана.Что касается отечественных источников, то в основу работы легли такие авторы, как Ногаев Н.Э4, Кораев Т.К5, Кудрявцев А6, Кузнецова С.И.7, Такей Р.8 Милай И.Ю9. Так же в основы работы лёг документ  : «Договор о нераспространении ядерного оружия» 1 июля 1968 года.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать этапы;

- рассмотреть позиции России, США и стран Запада;

- проанализировать ситуацию в исламском мире и позицию стран на Ближнем Востоке.

Целью является анализ истории современной ядерной программы Ирана, а так же её проблемы в международном аспекте. 

Данное исследование состоит из следующих частей: введение, три главы, заключение, список используемых источников и литературы и приложения. В первой главе два параграфа, во второй – два, в третьей-два.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные .

§1. История развития программы атомных технологий Ирана.

Исследования Ирана в ядерной области стартовали, подписанием в 1957 г. соглашения с США о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии в рамках американской пpoгpaммы «Атомы для мира». Пpoгpaмма предусматривала помощь Соединенных Штатов Ирану в развитии ядерной энергетики в виде поставок ядерных установок и оборудования, а также подготовку специалистов в этой области в обмен на право мониторинга и инспектирования соответствующих объектов для проверки их использования исключительно в мирных целях». В 1958 г. Иран стал членом МАГАТЭ10.

Затем технологическую помощь в строительстве реакторов оказывали Германия и Франция. Западногерманский концерн «Крафтверке унион» получил подряд на сооружение АЭС в районе г. Бушера, а французские фирмы развернули работы по другой АЭС, на реке Карун в районе г. Ахваз на юге Ирана. В 1960 г. между Ираном и Францией было подписано соглашение о сотрудничестве в деле очистки и обогащении ypaновых руд.

В 1960-1970-е гг. шах Мохаммед Реза Пехлеви решил превратить Иран в развитую индустриальную страну мира. По поводу сотрудничества Ирана с ведущими западными странами в области атомной энергетики шах совершил многочисленные зарубежные визиты.11

Иран был одним из тех стран, кто подписал (в 1968 г.) и ратифицировал (в 1970 г.) Договор о нераспространении ядерного оружия и изъявлял готовность поставить все свои ядерные объекты под контроль МАГАТЭ. Все объекты Ирана в те годы были открыты для инспекции данной организации.

В марте 1974 г. шахом Пехлеви была обнародована пpoгpaмма развития атомной энергетики. В результате её реализации Иран должен был на собственных АЭС производить до 23 тыс. МВт электроэнергии.12

Первоначальные планы этой пpoгpaммы включали создание замкнутого ядерного топливного цикла. Предполагалось строительство 23-х ядерных реакторов с целью обеспечения энергетической независимости Ирана. Планы по строительству АЭС были масштабны: должны были закупаться ядерные реакторы в Европе, в частности во Франции и Западной Германии, хотя этих стран на тот момент не было в числе подписантов Договора о нераспространении ядерного оружия.

Шах Пахлеви считал, что развитие атомной энергетики для Ирана гораздо выгоднее и перспективнее, чем сжигание на тепловых электростанциях нефти и газа. Ведь последние - невосполнимый источник валютных поступлений и ценными источник сырья для национальной нефтехимической промышленности. Был ряд факторов, толкавших шаха к развитию национальной атомной энергетики - необходимость быстрого покрытия возникшего дефицита электроэнергии, готовность западных стран в короткие сроки построить первые несколько АЭС, наличие свободных средств.13 Имели место и личные амбиции Пахлеви, считавшего свою страну, получившую в начале 1970-х гг. значительные суммы от продажи нефти, достойной иметь самые современные технологии. При этом Иран тогда твердо заявлял об исключительно мирной направленности его ядерной стратегии. Никаких признаков, которые говорили бы о наличии у Тегерана военной ядерной пpoгpaммы или планов о ней, в те годы не отмечалось.

В 1974 г. была создана Организация по атомной энергии Ирана (ОАЭИ), в задачи которой входила реализация пpoгpaммы развития атомной энергетики страны. Основные функции ОАЭИ были таковы: использование ядерной энергии для удовлетворения энергетических потребностей страны; приобретение технологий, необходимых для самостоятельного строительства атомных реакторов; приобретение технологий, необходимых для создания замкнутого ядерного топливного цикла; использование «ядерных» технологий в промышленных, сельскохозяйственных и медицинских целях; защита людей и окружающей среды от воздействия радиации. В том же 1974 г. Иран подписал с МАГАТЭ Соглашение о гарантиях и, сотрудничая с Францией, Западной Германией, США и рядом других стран, стал развивать собственную атомную промышленность.14

В условиях двуполярного мира Тегеран активно сотрудничал с Вашингтоном в военно-политической сфере. В 1975 г. США подписали Меморандум №292 «О сотрудничестве между США и Ираном в области ядерных исследований».15 На основе данного документа Ирану предоставлялась возможность, кроме обогащения ypaна, получить и технологию извлечения плутония - материала для атомных бомб, вырабатываемого в ядерных реакторах.

По прогнозам МАГАТЭ, ядерная пpoгpaмма, полное завершение реализации которой намечалось к 1994 г., уже к 1990 г. предоставила бы Ирану возможность достичь 25-процентной доли атомной энергетики в энергобалансе страны. В этих целях планировалось первоначально закупать ядерное топливо в странах-партнёрах по пpoгpaмме, которые, помимо этого, должны были поставить ядерные установки: Франция - 8 реакторов, Западная Германия - 4 реактора, США - 6-8 реакторов.

В перспективе предполагалась собственная добыча ypaна на основе геологических разработок ypaновых месторождений. Пpoгpaмма сотрудничества подразумевала не только техническое оснащение, но и подготовку квалифицированных специалистов, экспертов в области ядерной физики. Иранские студенты получали образование в области ядерной физики во многих западноевропейских и американских университетах, включая ведущий технический университет США - Массачусетский технологический институт.

В соответствии с соглашением, подписанным ОАЭИ и Министерством технологий и исследований Германии в марте 1977 г., стороны договорились о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и выразили готовность принять участие в совместном сооружении и эксплуатации АЭС и других ядерных объектов, в подготовке ирaнских научных кадров, обеспечении ядерной и радиационной безопасности, производстве и использовании радиоизотопов.

Реализация всех этих проектов шла быстрыми темпами, но в 1978-1979 гг. в Иране произошла исламская революция, результатом которой явилось свержение монархии. К власти пришла теократическая администрация во главе с аятоллой Хомейни. Исламская революция 1979 г. внесла свои коррективы в ядерную пpoгpaмму Ирана. Ядepная пpoгpaмма шаха, основанная на тесном взаимодействии с Западом, прежде всего с США, в силу радикализма (духовные лидеры исламской революции поначалу объявили ядерную пpoгpaмму несовместимой с заповедями Корана) и антиамериканизма новой власти, а также ненависти иранцев к шахскому режиму привела к тому, что детище шаха - ядерная пpoгpaмма Ирана - оказалась замороженной почти на 10 лет. Из страны уехали не только иностранные специалисты, но и значительное количество иранцев-участников ядерного проекта.

Свержение шаха и установление исламского правления имели своим результатом то, что отношения Тегерана с Западом обострились, и все попытки ирaнской стороны возобновить строительство АЭС с помощью прежних партнеров оказались безуспешными. «Вашингтон пристально следил за тем, чтобы и другие страны, к которым Тегеран обращался, не соглашались на сотрудничество в ядерной области».

В условиях обострившегося противостояния с США, а также ирано-иракского конфликта в Иране была разработана секретная директива, подписанная бывшим президентом А.А. Хашеми-Рафсанджани, по которой приобретение ядерного оружия является стратегической гарантией сохранения исламского режима в Тегеране. В директиве выделим следующие пункты:

  1. использование всех возможностей для приобретения необходимой технологии производства ядерного оружия;
  2. отправка в различные государства специалистов для сбора необходимой информации, проникновение в ядерные и технологические центры в целях разведки;
  3. создание секретных ядерных центров, предприятий, которые могли бы не только дополнять друг друга, но и проводить работы в автономном режиме.

Но существенных достижений в этой области Иран не добился, чему способствовало и эмбарго, наложенное США и рядом западных стран.

В начале 1990-х гг. к власти в Иране пришло более прагматичное руководство, заявившее, в частности, об отказе от идей «экспорта исламской революции». В этой связи работы над ядерной пpoгpaммой возобновились. Возврат Ирана к разработке ядерной пpoгpaммы - и её упор на военную составляющую - также явился следствием ирано-иракской войны 1980-1988 гг., в ходе которой иракским ракетным атакам подвергались столица и крупные города Ирана, серьёзно была повреждена АЭС в Бушере. Заключив перемирие с Ираком, Иран значительно изменил своё отношение к оружию массового поражения. Нужно было учесть и то, что соседи по региону - Пакистан и Индия, а также Израиль - уже активно разрабатывали свои военные атомные пpoгpaммы. Стала явной и угроза со стороны США, которые после военной операции «Буря в пустыне» подтолкнули многие государства Ближнего Востока к желанию оградить себя от подобной участи. В 1985 г. в Иране, в провинции Йезд, были открыты не очень богатые, но собственные ypaновые месторождения (запасы руды здесь оцениваются в 3-5 млн. тонн, качество соответствует мировым показателям).16

После того, как не удались попытки возобновить сотрудничество с прежними европейскими партнерами во второй половине 1980-х гг., ОАЭИ стала искать контакты с менее развитыми в ядерной области странами, большинство которых не придерживалось жестких правил в области контроля над атомным экспортом и находилось вне режима нераспространения ядерного оружия (Китай, Пакистан, Индия). Благодаря технологиям, полученным из Китая и Пакистана, Ирану удалось вплотную приблизиться к созданию серии предприятий, связанных с производством ядерного топлива.17

Информация о работе Иранская ядерная программа, как проблема международных отношений