КНР - глобальные и региональные аспекты международной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

В международных отношениях КНР незыблемо придерживается независимой, самостоятельной и мирной внешней политики. Эта политика нацелена на охрану независимости, суверенитета и территориальной целостности государства, создание мирной международной обстановки, благоприятствующей реформам, открытости и модернизации страны, на защиту мира во всем мире и содействие совместному развитию.

Содержание

Глава 1. Теоретические обоснования международной деятельности КНР 3
1.1. Основные принципы внешней политики Китая 3
Глава 2. Внешняя политика Китая на современном этапе: тенденции и перспективы 5
2.1. Проблемы в отношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона 5
2.2. Основные направления стратегического партнерства Китая и России 8
2.2.1. «Интересы России и Китая в Центральной Азии». 9
Список использованных источников и литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

КНР - глобальные и региональные аспекты международной деятельности.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

………государственный  университет

Факультет ………

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая работа по дисциплине «Великие державы в современном мире»

на тему:

КНР - глобальные и региональные аспекты международной деятельности

 

 

 

Работы выполнил:

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

Москва

2007

 

Содержание

 

Глава 1. Теоретические обоснования международной деятельности КНР

    1. Основные принципы внешней политики Китая

В международных отношениях КНР незыблемо придерживается независимой, самостоятельной и мирной внешней политики. Эта политика нацелена на охрану независимости, суверенитета и территориальной целостности государства, создание мирной международной обстановки, благоприятствующей реформам, открытости и модернизации страны, на защиту мира во всем мире и содействие совместному развитию. Внешняя политика Китай включает следующие основополагающие принципы:

1. Неуклонно придерживается принципа независимости и самостоятельности.

2. Выступать против гегемонизма, защищает мир во всем мире.

3. Активно продвигать создание справедливого и разумного нового международного политического и экономического порядка.

4. Устанавливать и развивать отношения дружбы и сотрудничества со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.

5. Проводить политику всесторонней открытости, развивать торговлю, технико-экономическое сотрудничество и культурный обмен со всеми странами и районами мира на основе принципа равенства и взаимной выгоды, с тем чтобы содействовать общему процветанию.

6. Участвовать во многосторонней внешнеполитической деятельности и представляет собой надежный защитник международного мира и региональной стабильности.1

Активная внешняя политика способствует успеху курса «реформ  и открытости» Китая внешнему миру и модернизации страны. Она означает не только отказ от применения силы, но и активное участие в поддержании мира, как на региональном, так и на глобальном уровне. КНР выступает за то, чтобы ни одна из великих держав не стремилась к военному превосходству и не проводила политику создания военных блоков, а воплощала бы в жизнь новую концепцию безопасности на основе взаимодоверия, взаимной выгоды, равенства и сотрудничества.

Правительство намерено эффективно защищать и расширять сферу государственных интересов Китая посредством укрепления сотрудничества с другими странами, активно участвовать в деятельности международных организаций. Китай, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, намерен в полной мере играть роль активной и ответственной великой державы.

Внешняя политика Китая определяется принципиальными положениями внешнеполитической доктрины КНР, практикой взаимодействия с другими членами мирового сообщества, а также императивами экономической глобализации и координации международных усилий по преодолению универсальных угроз человеческому развитию. В настоящее время она достаточно полно отражает ту атмосферу, которая доминирует в международных отношениях после окончания «холодной войны». Вместе с тем, несмотря на значительное совпадение китайских интересов с интересами основных центров политического и экономического влияния на мировой арене, процесс их реализации не всегда получает однозначные оценки.2

 

Глава 2. Внешняя политика Китая на современном этапе: тенденции и перспективы

2.1. Проблемы в отношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

Опираясь на принципы многосторонней дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), китайское правительство полагает, что ключевое звено стратегической концепции «мирного возрождения» − развитие китайско-американских отношений: они всеобъемлющи, охватывают проблемы и модернизации, и роста комплексной государственной мощи, и национальной безопасности. В то же время они занимают первостепенное место в двусторонних отношениях современного мира и уже сегодня во многом воздействуют, а завтра, возможно, в определяющей степени станут влиять на глобальный характер международной ситуации.3

Ни американская, ни китайская  стороны не заинтересованы в ухудшении текущего сотрудничества, Знаковым событием в этом плане стало возобновление  двусторонних контактов по линии военных ведомств, прерванных еще в 2001 году. Новым элементом сотрудничества силовых ведомств двух стран явилось создание представительства ФБР США в Китае (при посольстве США) и предполагаемое в ближайшем будущем открытие аналогичной структуры при посольстве КНР в США.

Но самую прочную  основу отношений КНР и США  составляют многочисленные общие интересы в сфере экономики и торговли, которые, по некоторым оценкам, создали систему взаимодополняемости экономических структур двух стран. Расширению экономического сотрудничества между двумя странами содействует членство КНР в ВТО, в которую Китай вступил в 2001 г. при поддержке США.4

В то же время нельзя закрывать  глаза на существенные препятствия для улучшения отношений между КНР и США.

Во-первых, существуют политико-идеологические разногласия между Вашингтоном  и Пекином. Традиционный антикоммунизм  США уже давно проявляется  в дискуссиях по поводу интерпретации  таких понятий, как права человека, свобода слова, религии и т.д.

Во-вторых, параллельно с динамичным развитием китайской экономики  и быстрым приростом ВВП нарастают  торгово-экономические трения между  Соединенными Штатами и Китаем. Поэтому  совершенно очевидно, что Китаю нет  смысла вести гонку вооружений и провоцировать конфронтацию.

В-третьих, на отношениях с США довольно деструктивным образом сказываются  разногласия по проблеме Тайваня. Пекин  стремится к мирному объединению, а Тайбэй – к «мирному расколу». США, естественно, хотели бы избежать такого обострения обстановки, которое могло бы привести к военному столкновению между КНР, США и Тайванем. Нынешний президент Тайваня Чэнь Шуйбянь испытывает сильные симпатии к идее создания «независимой Тайваньской республики». Это, безусловно, не может не омрачать перспективы улучшения китайско-американских отношений. 
Как и прежде, Китай придерживается принципа: «Мирное объединение, одна страна — два строя». Китай стремится к разрешению проблемы Тайваня исключительно мирными средствами.5

Китайские специалисты считают, что любая ошибка в подходах к решению тайваньской проблемы, относящейся, безусловно, к внутренней политике КНР, препятствует улучшению не только китайско-американских, но также и китайско-японских отношений. Китайское руководство озабочено наличием по меньшей мере трех болезненных проблем в отношениях с Японией.

Во-первых, Китай не может  согласиться с японской интерпретацией тех эпизодов военной истории, которые, по мнению китайских специалистов, являются примерами агрессивности Японии. В конце XIX и в первой половине XX в. Япония дважды развязывала агрессивные войны против Китая, и японское руководство до сих пор не принесло искренних извинений за это. Очевидно, поэтому в КНР сохраняются довольно сильные антияпонские настроения.

Во-вторых, более всего  китайско-японские отношения омрачает территориальный спор вокруг островов Дяоюйдао (Сэнкаку). Исторически, а также  согласно нормам международного права, это китайская территория, которую  в 1951 г. США незаконно передали Японии, чтобы подвергнуть китайский народ явному унижению.6

В-третьих, непоследовательность и  неустойчивость позиции Японии по вопросу  о статусе Тайваня также оказывает  негативное влияние на стабильность отношений между двумя странами.

Существует еще одна проблема, относящаяся к категории территориальных споров, которая осложняет отношения с юго-восточными соседями. Это спор о принадлежности островов Спратли. Исторически эти острова принадлежат КНР. После капитуляции Японии в 1945 г. они были официально переданы Китаю, и до 70-х годов разногласий по этой проблеме между Китаем, Вьетнамом и другими странами Юго-Восточной Азии не было. После того, как там были обнаружены нефть и газ, вспыхнули споры о правах на эти острова. Ради сохранения мира и стабильности в регионе, Китай предложил прекратить споры о суверенитете и приступить к совместной эксплуатации ресурсов.

Китай стремится осуществлять региональное взаимодействие и региональную интеграцию, налаживать с соседями партнерские связи, окружать себя процветающими, дружественными и безопасными соседями. Китайская внешнеполитическая элита исходит из того, что необходимо создать зону свободной торговли с АСЕАН, укреплять вместе с Россией и странами Центральной Азии Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), уделять внимание развитию традиционных дружественных связей с КНДР, Монголией, Вьетнамом, помогать в восстановлении Афганистана и Киргизии; развивать дружественные отношения одновременно и с Пакистаном, и с Индией. Китай считает свою периферию важнейшим объектом своей внешней политики.

2.2. Основные направления стратегического партнерства Китая и России

К началу XXI-го в. между  Россией и Китаем наладились широкие и взаимовыгодные контакты в различных областях, которые стали основой российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанного летом 2001 года в Москве. Благодаря этому договору, обе страны подтвердили наличие широкого спектра совпадающих интересов, не зависящих от колебаний политической конъюнктуры, и определили свои отношения как отношения стратегического партнерства.7

В ходе визита Президента России В.В. Путина в КНР в марте 2006 г. были подписаны важные документы и достигнуты новые договоренности. Стратегический характер российско-китайского сотрудничества, декларированный 10 лет назад, обрели, наконец, все более четкие контуры и новую позитивную динамику.8

В плане реализации курса  на российско-китайское стратегическое взаимодействие очень большое значение играет укрепление экономической составляющей двусторонних отношений. К настоящему времени стороны накопили конструктивный опыт торгово-экономического сотрудничества и подготовили масштабные перспективные программы. Приоритетами в этой области являются взаимодействие в топливно-энергетической сфере, а также повышение доли высокотехнологичной продукции в общем объеме товарооборота.

Сотрудничество России и Китая становится важным фактором становления нового стратегического баланса сил в современном мире, в котором, наряду с военной составляющей, большую роль начинают играть экономика, наука и культура, новые технологии, возвышение гуманитарных ценностей. Фактор российско-китайского сотрудничества в значительной степени является гарантией стабильности и безопасности в АТР. Развитие отношений стратегического партнерства между Россией и Китаем становится важным фактором изменения соотношения сил в глобальном масштабе.

2.2.1. «Интересы России и Китая в Центральной Азии».

Интеграционное взаимодействие азиатских государств происходит в настоящее время на трех уровнях: на уровне форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), на уровне субрегиональных интеграционных группировок, реально существующих (АСЕАН) или только обсуждаемых и намечаемых к созданию (АСЕАН плюс Китай, АСЕАН плюс Япония), и на уровне двусторонних связей (например, японо-южнокорейские планы создания зоны свободной торговли). 9

Значение Центральной Азии обусловлено тем, что здесь пересекаются интересы крупнейших держав – России, Китая, некоторых мусульманских государств и в новейшее время – США.10 Более того, регион весьма удачно расположен с экономической точки зрения, а также весьма богат (хотя и неравномерно в территориальном плане) стратегически важными природными ресурсами – нефтью и газом, ураном (первое место в мире по запасам), редкоземельными металлами.

В 1996 г. в Шанхае лидеры России, Китая, Киргизии, Казахстана и  Таджикистана подписали Соглашение об укреплении мер доверия в приграничных районах. Так было положено начало "Шанхайской пятерке".   Следующий этап становления организации связан с преобразованием "Шанхайской пятерки" в ШОС.

Одним из основных направлений  деятельности "пятерки", а затем и ШОС, стало противодействие таким вызовам и угрозам, как международный терроризм, нелегальная транспортировка наркотиков, контрабанда оружия, нелегальная миграция и иная трансграничная противоправная деятельность. Борьбе с этими разрушительными явлениями было посвящено совещание министров иностранных дел стран-участниц ШОС в январе 2002 г. в Пекине. Оно явилось еще одним шагом к превращению ШОС в самостоятельного "игрока" в Центральной Азии. Главное место на совещании заняло обсуждение антитеррористической операции в Афганистане.

Функционирование ШОС  пока не получает весомого экономического наполнения, столь важного для наращивания совокупного потенциала государств-членов в борьбе за собственное политическое, хозяйственное и социальное благополучие. Поскольку никакая международная организация не может успешно развиваться без мощной экономической базы, вопрос о составлении экономической программы ШОС приобретает высшую приоритетность. Экономические связи стран-участниц ШОС все еще носят преимущественно двусторонний характер, в то время как такая программа способна заложить основу для многосторонней экономической интеграции.11

Информация о работе КНР - глобальные и региональные аспекты международной деятельности