Конкурентоспособность национальной экономики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:06, реферат

Краткое описание

В настоящее время все больше и больше стран пытается выйти на мировой рынок со своей собственной национальной продукцией и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом количество стран, торгующих на мировом рынке, увеличивается, а следовательно растет международная конкуренция. Проблема международной конкуренции стала очень актуальна в наши дни. Сегодня проблемой конкурентоспособности озабочены правительства и промышленные круги любой страны.
Конкурентоспособность страны (национальная конкурентоспособность) – одно из сложнейших экономических понятий. Под конкурентоспособностью страны понимается способность ее фирм и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках. Естественно, что национальная конкурентоспособность обусловлена экономическими, социальными, политическими и другими факторами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Особенности конкурентоспособности Республики Беларусь…
1.1 Проблемные факторы, снижающие конкурентоспособность Республики Беларусь………………………………………………………………
Глава 2. Конкурентоспособность как фактор обеспечения экономической безопасности.……………………………………………………
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь…………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

нац.docx

— 88.45 Кб (Скачать файл)

Конкурентоспособность экономики  на уровне государства реализуется  в первую очередь в виде экономического роста. Обобщенно экономический  рост (увеличение ВВП на душу населения) можно разложить на следующие  составляющие:

  • более интенсивное использование рабочей силы;
  • аккумуляция капитала;
  • рост комплексной производительности факторов.

Как показывают данные МВФ, экономический рост Беларуси в 1996-2006 гг. был достаточно быстрым по  сравнению с уровнем стран  СНГ и переходных европейских  экономик. Негативное влияние на макроэкономическую динамику оказали демографический  фактор и изменение использования  рабочей силы. Таким образом, за рассматриваемый  период основной вклад внес рост производительности рабочей силы. Однако производительность рабочей силы преимущественно увеличилась  вследствие повысившейся интенсивности  использования капитала.

 По более поздним  оценкам МВФ (табл. 2) в отношении  Беларуси ситуация изменилась  – усилилось воздействие на  рост ВВП накопления капитала  с одновременным ослаблением  влияния комплексной производительности. Сложившаяся на протяжении последних  лет диспропорция в реализации  основопологающего закона экономической жизни – опережающего роста производительности труда над его оплатой – привела к необходимости дополнительного финансирования (экономики в целом и потребительского спроса домохозяйств в частности) с помощью заемного бремени, в том числе из внешних источников.

 Таблица 2 - Источники роста ВВП РБ.

 

 

1.1 Проблемные  факторы, снижающие конкурентоспособность  Республики Беларусь.

Исходя из накопленного опыта  макроэкономического анализа, мировой  практики и проведенного НИЭИ опроса руководителей  предприятия и  организаций, в числе основных проблемных факторов ведения бизнеса в Беларуси, снижающих конкурентоспособность  республики определены:

  • Проблема низкой производительности и необходимые меры по ее решению-

 

    1. поддержка повышения способности продавать (благоприятствование интернационализации, в том числе многообразию целевых рынков, привлечение иностранных инвесторов к доступу на рынки, поощрение сотрудничества между предприятиями при выходе на иностранные рынки, целевые программы вхождения на иностранные рынки с услугами);
    2. поддержка управления расходами (ужесточение нормативов затрат на производство промышленной, строительной и с/х продукции; внедрение систем оптимизации ресурсов в организациях промышленности с объемом производства более 100 млрд руб.; массовое освоение технологий точного земледелия в организациях сельского хозяйства; разработка мер по стимулированию рационализаторской работы; концентрация внимания науки и конструкторских бюро на применение новых конструкционных материалов, технологий и оптимальных конструктивных решений);
    3. повышение уровня профессионализма руководителей и работников (программы самоусовершенствования и менторства руководителей, меры по обмену опытом);

 

 

  • нехватка квалифицированной рабочей силы и пути решения проблемы-

 

  1. повышение на всех уровнях эффективности обучения, направленного на опыт деятельности на международном рынке;
  2. увеличение использования средств инфотехнологии в учебном процессе;
  3. общие целевые стипендии государства и предпринимательского сектора на обучение за границей и возвращение на работу в республику;
  4. усиление послевузовского образования в существенных для Беларуси областях (энергетика, сланцевая химия, технология деревообработки и пр.);
  5. значительно большое использование иностранных преподавателей в высшем и послевузовском образовании;
  6. существенное повышение качества образования в области техники;
  7. восстановление системы консультантов по  профессиям в школах;
  8. обеспечение эффективного профессионального переобучения для безработных;
  • низкая инновативность, недостаток инвестиций и пути решения проблемы-

 

  1. системное развитие сотрудничества науки, экономики, государства (университет-предприятия-регион);
  2. помощь в области преодоления инновационных барьеров в традиционных отраслях и услугах;
  3. развитие процессуальной и организационной инновации;
  4. поддержка инновации услуг и системное развитие экспортного потенциала и сферы обслуживания с высокой добавленной стоимостью;
  5. создание секторальных центров развития;
  6. развитие инфраструктуры научно-прикладной работы в сотрудничестве университета и промышленности;
  7. повышение роли прикладных проектов;
  8. оценка значимости иностранных инвесторов как источника знаний и их применение;
  9. применение инвестиционных субсидий;
  10. развитие промышленного дизайна и применение его в предпринимательстве.

Для повышения конкурентоспособности  экономики Беларуси необходимы системные  изменения моделей поведения  как на уровне людей, предприятия  и отраслей производства, так и  на уровне государства. В переходный период основой достижения успеха была способность субъектов экономики  полностью применять имеющиеся  ресурсы. Замедление быстрого роста  экономики и углубление дисбаланса экономического развития показывает, что возможности развития, опирающегося на экстенсивное использование ресурсов, исчерпаны. Необходимо найти новые  пути для повышения конкурентоспособности  экономики на базе повышения эффективности  использования ресурсов и возникающего в процессе сотрудничества всех его  участников синергетического эффекта [9 c. 17-19].

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙБЕЗОПАСНОСТИ.

Устойчивое развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика  как основа любого государства и  его общественно-политической системы  определяет уровень жизни населения, национальную безопасность и обороноспособность страны. 

Реальная независимость страны и социально-политическая стабильность в обществе могут быть достигнуты, прежде всего, в условиях экономической безопасности государства.  
На пути к ее достижению в Республике Беларусь сделано немало: сохранен и развивается промышленный и научно-технический потенциал страны, растет сельскохозяйственное производство, расширяется география и номенклатура белорусского экспорта.  
Важнейшим фактором укрепления экономической безопасности страны являются высокие темпы роста экономики.  
За последние годы по темпам роста ВВП, промышленности, сельского хозяйства, инвестициям в основной капитал страна стабильно занимала лидирующие позиции не только среди стран СНГ, но и Европы в целом. 

Экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, поддержание социально-политической стабильности общества. Это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно-важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.

Экономическая безопасность РБ – состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз;

Указом Президента Республики Беларусь в 2001 г. утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, которая  содержит методологические основы построения системы обеспечения национальной безопасности белорусского государства.  
Составные части национальной безопасности – безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах. 

Жизненно важными интересами в производственной сфере  на ряду с:

-  рост объемов выпуска продукции и ритмичность производства;

-  высокий уровень технологии и качества продукции, рентабельность производства;

-  обеспеченность производства ресурсами;

-  перераспределение ресурсов от малоэффективных и неэффективных производств к производствам, где эти ресурсы используются с большей эффективностью;

-  соответствие структуры выпускаемой продукции спросу;

является, прежде всего высокая конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Исходя из этого ставятся задачи структурной перестройки экономики Республики Беларусь путем ускоренного развития высокотехнологичных конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в первую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала страны. Одним из приоритетных направлений выступает повышение эффективности управления внешним долгом Республики Беларусь, снижение стоимости и рисков его обслуживания.

Закреплена задача вхождения республики в число первых 30 стран мира по условиям ведения бизнеса.  
В плане нейтрализации внутренних источников угроз в научно-технологической сфере необходимо завершить формирование эффективной национальной инновационной системы и реализовывать новую технологическую стратегию развития экономики страны. 

Производственная сфера должна ориентироваться на создание совместных компаний по выпуску высокотехнологичной  и сложно-технической продукции, развитие сектора наукоемких услуг. Эффективным фактором решения поставленных задач должен стать экспорт капитала (технологий) в страны третьего мира, создание за рубежом сборочных производств по белорусским технологиям [7].

 

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

В Республике Беларусь разработана  и в июне 2003 г. Президиумом Совета Министров принята «Программа структурной  перестройки и повышения конкурентоспособности  экономики Республики Беларусь». В  целом Программа представляет собой  целевой комплекс мер, предназначенных  обеспечить своевременный поворот                             социально-экономической политики белорусского государства к новым  внешним и внутренним реалиям. Разработка и реализация рассматриваемой Программы важна вследствие того, что сводный индекс уровня конкурентоспособности Беларуси пока еще ниже российского, не говоря о западных странах, и составляет 0,564 (для сравнения: России — 0,678; Польши — 0,633; Нидерландов — 1,145) согласно рейтингу стран по сводному индексу уровня конкурентоспособности, индексу развития человеческого потенциала и производства реального ВВП на душу населения [6, c. 27].

Конкурентоспособность отдельных  товаров  и товарных групп прорабатывается  с целью повышения конкурентоспособности  в рамках соответствующих программ министерств (концернов), областей и  Минска, а также на микроуровне (субъектов  хозяйствования, научно-исследовательских  институтов и т.д.). Это способствует реализации структурной перестройки  и повышению конкурентоспособности  экономики Республики Беларусь. Программа  структурной перестройки и повышения  конкурентоспособности экономики  Беларуси представляет собой комплекс мер, предназначенных для обеспечения  своевременного поворота социально-экономической  политики государства к новым  внешним и внутренним реалиям, связанным  с интеграцией нашего государства в мегаэкономику [2, c. 172].

Целью Программы является выработка основных направлений  и приоритетов структурных преобразований экономики, системы мер и механизмов модернизации производства, обеспечивающих создание и максимально эффективное  использование конкурентных преимуществ  Беларуси, повышение уровня ее конкурентоспособности. В целом реализация конкурентных преимуществ в Беларуси сдерживается, в частности, следующими факторами: неразвитостью инновационной инфраструктуры; низким уровнем менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; отсутствием  развитой конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов  и рабочей силы.

Данная цель реализуется  через завершение процессов развития институтов переходного периода  в институты, отвечающие требованиям  современной рыночной экономики  и мировым тенденциям. Одной из приоритетных задач структурной  перестройки и повышения конкурентоспособности  экономики в рассматриваемой  сфере является снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет, в частности, формирования инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Информация о работе Конкурентоспособность национальной экономики РБ