Крупнейшие транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике (на примере российских ТНК)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транснационализации, в котором основной движущей силой выступают транснациональные корпорации. Сегодня ТНК существуют во многих странах мира и являются торговцами, инвесторами, распространителями современных технологий и стимуляторами международной трудовой миграции. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологий и знаний.

Содержание

Введение……………………………..........................................................................4
1 Транснациональные корпорации и их характеристика………………….……...6
1.1 Определение ТНК………………………………………………………………6
1.2 Структура и типы ТНК…………………………………………………….…...9
2 Деятельность ТНК на мировых рынках………………………………………...14
2.1Роль ТНК в мировой экономике………..…………………………………..…14
2.2Российские ТНК на мировых рынках…………………………………………17
3 Сравнительный анализ деятельности зарубежных ТНК в России и российских ТНК за рубежом ……………………………………………………………………21
Заключение ................................................................................................................27
Список использованных источников.......................................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2013 ред.docx

— 134.37 Кб (Скачать файл)
  • жесткая конкуренция со стороны ТНК местным компаниям;
  • возможность навязывания компаниям принимающей страны неперспективных направлений в международной системе разделения труда, опасность превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;
  • захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающей страны. Оттеснение национального бизнеса и возможная монополизация локальных рынков;
  • нарушение законодательства страны пребывания. Так, манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК обходят национальные законодательства, укрывая доходы от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;
  • установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющий интересы развивающихся стран;
  • транснационализация деятельности снижает экономические риски для корпораций, но повышает их для принимающих стран. Дело в том, что транснациональные корпорации могут довольно легко перемещать свои капиталы между странами, покидая страну, испытывающую экономические трудности, и уходя в более благополучные. Естественно, что в этих условиях ситуация в той стране, из которой ТНК резко уводят свои капиталы, становится еще тяжелее, поскольку дезинвестиции (массовое изъятия капитала) ведут к безработице и прочим негативным явлениям.

Таким образом, каждая страна, принимающая на своей  территории ТНК, должна учитывать все  возможные преимущества и недостатки влияния транснационального капитала на свою экономическую и политическую систему, чтобы максимизировать  степень обеспечения национальных интересов государства и его  граждан. В настоящее время, как  правило, принимающие страны, как  развитые, так и развивающиеся, одобряют деятельность транснациональных корпораций на своей территории. Более того, в мире существует конкуренция между  странами по привлечению прямых зарубежных инвестиций, в процессе которой транснациональные  корпорации получают налоговые скидки и другие льготы.

Сами же ТНК  при выборе себе мест для создания дочерних фирм исходят из анализа  производственных издержек, которые  часто более низки в развивающихся  странах; продается же продукция  там, где на нее выше спрос, – главным  образом, в развитых странах. Вот  почему, например, жители современной  Германии покупают технику германской фирмы «Bosh», произведенную вовсе  не в Германии, а в Южной Корее. Также при выборе стран для  создания зарубежных филиалов ТНК оценивают  местный рынок с точки зрения его емкости, наличия ресурсов, местоположения и т.д. Более того, ТНК учитывают  политическую стабильность в стране, правовые условия иностранных инвестиций, систему налогообложения, характер торговой политики, степень развития инфраструктуры, защиту интеллектуальной собственности, государственное регулирование  экономики, дешевизну рабочей силы и уровень ее квалификации, стабильность национальной валюты и другие аспекты.

Проанализировав всё выше перечисленное, ТНК выбирают наиболее предпочтительные с их точки  зрения страны. Они переносят туда значительную часть производства, создают  там филиалы и дочерние компании, что позволяет ТНК максимально  эффективно использовать принадлежащие  им ресурсы, реализуя тем самым имеющиеся  у них конкурентные преимущества.

Таким образом, транснациональные корпорации широко используют преимущества международной  кооперации и разделения труда. Они  действуют далеко за пределами своей  «родной» страны и, формируя межнациональные  комплексы, оказывают значительное влияние не только на экономику отдельных  стран, но и на состояние мировой  торговли в целом. Как видно из всего вышесказанного, экономическое  и политическое значение транснациональных  корпораций очень велико. Они помогают развивать взаимопонимание, доверительные  отношения со странами-партнерами, усиливать экономическое влияние  на мировое хозяйство. Таким образом, государство должно в определенной мере помогать развитию своих ТНК, что  актуально в данный момент и для  Беларуси, которая стремится усилить  свое влияние в мировом масштабе.

 

2.2  Российские ТНК на мировых рынках

 

 

Несмотря  на заметный экономический рост  последних  восьми-десяти лет, низкая конкурентоспособность остается одной  из серьезнейших проблем российской экономики. Анализ показывает, что при  недостаточной общей конкурентоспособности  Россия отличается еще более низкой конкурентоспособностью бизнеса.

Таблица 2.1 - Сравнительные показатели глобальной конкурентоспособности России и некоторых зарубежных стран.

 

Россия

Турция

Бразилия

Индия

Китай 

Индекс глобальной конкурентоспособности  в том числе

 

66

 

59

 

53

 

56

 

13

Макроэкономическая стабильность

44

69

115

105

10

Инфраструктура

48

51

64

89

44

Здравоохранение и образование

68

75

87

101

32

Институты

128

80

77

58

48

Эффективность финансового рынка

127

55

43

21

48

Эффективность бизнеса

114

58

31

43

37

Инновации

71

69

44

38

29


Источник: Global Competitiveness Report 2011-2012. World Economic Forum. Geneva, Switzerland2011, [10]..

Из таблицы  2.1 видно, что, выигрывая в показателях макроэкономической стабильности,Россия существенно отстает от ведущих развивающихся стран по развитию институтов, эффективности бизнеса и инновациям [16].

Кроме того, следует отметить, что высокая  макроэкономическая стабильность не обязательно  обеспечивает эффективность бизнеса, а так же общую высокую конкурентоспособность  страны. Глобальная конкурентоспособность  ассоциируется прежде всего с  деятельностью крупных, как правило  транснациональных корпораций. В  России же даже ведущие российские компании, не смотря на их видимый рост последних лет, всё ещё значительно  отстают от западных корпораций и  по объёму оборота, и по капитализации. Существует также, как правило, дву-пятикратное  отставание от ведущих компаний из развивающихся стран.

Так, у «ЛУКойла»  объём продаж в 7 раз больше, чем  у Exxon-Mobil и в 1,5 раза –чем у бразильской Petrobras. Металлургическая «Северсталь» отстаёт от ArcelorMittal из Люксембурга в 8 раз и от бразильской Gerdau-в 1,7 раза, в химической промышленности «Уралкалий» от германской BASF в 100 раз,но и от Саудовской SaudiBasicIndustries в 27 раз. Российский Сбербанк уступает американскойCitygroup почти в 11 раз, а китайской ICBC –в 2,5 раза.

Низкая конкурентоспособность  России обусловливается, прежде всего, отставанием по уровню и темпам роста  производительности труда, поскольку  концентрация производственной инвестиционной активности наблюдается  в секторах со средним и низким технологическим укладом, использующим сравнительно низко квалифицированную рабочую силу. Особенно это заметно, если сравнивать между собой отдельные близкие по объёму оборота российские и зарубежные компании, в том числе из развивающихся стран.

Таблица 2.2-Сравнительная эффективность российских и зарубежных компаний, 2011г.

 

Объём продаж, млрд. долл.

Численность занятых, тыс. человек

Объём продаж на 1 занятого, тыс. долл.

Нефть и газ

     

Газпром

81,2

330

245

StatoilHydro(Норвегия)

89,0

31

2870

ЛУКойл

54,1

150

360

Petrobras(Бразилия)

87,5

68

1287

Sinopec China

Petroleum(Китай)

133,8

364

368

Металлургия

     

Северсталь

12,8

100

128

NipponSteel(Япония)

36,4

14

2600

Shanghai Baosteel  Group Corporation(Китай)

14,5

32

453

Gerdau S.A.(Бразилия)

21,2

41

517

Steel Authority of India Ltd.(SAIL)

6,4

132

48

Финансы

     

Сбербанк

14,8

240

62

Bank of New York Mellon(США)

14,7

40

367

Banco do Brasil S.A.(Бразилия)

42,4

83

511

BankofChina(Китай)

31,1

209

149

Canara Bank (Индия)

3,1

47

66

Химия

     

Уралкалий

0,85

17

50

Mitsubishi Gas Chamical (Япония)

4,1

66

683

SABIC(Saudi Basic Industries Corp)

23,0

19

1211

Автомобилестроение

     

АвтоВаз

6,8

153

44

Mahindra&Mahindra (Индия)

4,1

13

315

Suzuki Motor (Япония)

26,9

14

1921


Источник: Global Competitiveness Report 2010-2011. World Economic Forum.Geneva, 2010.

Так, данные таблицы 2.2 свидетельствуют, что при гораздо большей численности занятых «Газпром» почти в 12 раз отстаёт от норвежской нефтегазовой компании StatoilHydro. У ведущей частной нефтедобывающей компании России «ЛУКойл» выработка на 1 занятого в 3,6 раза меньше, чем у государственной бразильской Petrobras. Российская «Северсталь» по производительности в 3,5 раза уступает китайской ShanghaiBaosteelGroupCorporation, в 4 раза – бразильской Gerdau и более чем в 20 раз-японской NipponSteel . В химической промышленности уже упоминавшейся « Уралкалий» в 24 раза менее производителен, чем саудовская компания SABIC.Российский лидер автомобилестроения «АвтоВаз»в 7 раз уступает индийской автомобилестроительной корпорации Mahindra&Mahindra. Даже в такой «рыночной» сфере экономики, как финансы российский « Сбербанк» в 2,4 раза менее эффективен, чем китайский BankofChina, и в 8 раз – чем бразильский BancodoBrasil. При втрое меньших объёмах оборота в «Сбербанке» работает 240 тыс.человек, в то время как в бразильском банке – 83 тыс.человек.

По мнению руководителей ведущих корпораций развитых стран, опрошенных компанией  McKinsey , наибольшую опасность в смысле международной конкуренции в ближайшие годы будут представлять компании из Китая и Индии. Лишь 2 % участника опроса рассматривают российские компании как угрозу для своих конкурентных позиций, в то время как 22 % видят эту угрозу в индийских и 41%-в китайский компаниях.

Кроме того, отраслевая принадлежность компаний развивающихся  стран более диверсифицирована. Российские компании представлены в  основном нефтегазовым и металлургическим секторами, в то время как у  Бразилии в рейтинге Forbes семь инфраструктурных компаний, Индии-6 телекоммуникационных. Даже самая крупная из российский корпораций ОАО «Газпром» уступает в рейтинге китайской  Sinopec и бразильской Petrobras.

Российские  компании пока слабо представлены в  списках ТНК развивающихся стран.Например, крупнейшая российская ТНК «ЛУКойл» с объёмом зарубежных активов около 8  млрд.долл. занимала лишь 7-е место, в несколько раз уступая малазийской  государственной нефтяной компании Petronas (26 млрд. долл. зарубежных активов).

Из таблицы  видно, что российские компании обладают, как правило, низкоэффективными  зарубежными активами. Так, у  «ЛУКойла»  коэффициент эффективности активов - всего 0,6, в то время как у малазийской  Petronas - 6,4, у индийской OilandnaturalGasCorp-1,3. У «Норильского никеля» эффективность зарубежных активов составляет 0,8, а у бразильской добывающей корпорации CompanhiaValedeRioDoce-1,9. У российской машиностроительной компании ОМЗ и металлургической « Мечел» этот показатель вообще запредельно низкий, стремящийся к нулю.

Это неудивительно. Российские компании зачастую приобретают  за рубежом сомнительные с точки  зрения эффективности активы. Например, «Северсталь» купила ряд заводов  в США ( Esmark за 1,24 млрд.долл. и WCISteel за 140 миллионов долл.), в результате чего доля зарубежной составляющей в « Северстале» достигла 60%.Однако, приобретённые заводы имеют огромную долговую нагрузку и отличаются почти полным отсутствием прибыли. Это означает, что убыточные американские активы фактически будут дотироваться за счёт прибыльных российских предприятия, поддерживая на  плаву весь холдинг в целом.

Интересно сравнить российские ведущие нефтегазодобывающие  компании с крупнейшими нефтяными  ТНК по показателю добычи за пределами  национальных границ, что является характерным показателем транснационализации. Табл.2 свидетельствует, что «ЛУКойл» добывает за рубежом лишь 6 % всей нефти, а «Газпром» -0,2%.

У крупнейших международных ТНК, таких как  Exxon-Mobil, BP, RoyalDutchShell этот показатель составляет соответственно 82.7, 82.1, 70.5%.Но даже у компании из развивающихся стран доля зарубежной добычи обычно существенно выше: у малазийской Petronas-40%, китайской CNOOC-22%, бразильской Sinopec-9%.

Зарубежная  экспансия российских нефтегазовых корпораций в рамках стратегии upstream обусловливается традиционными, существующими уже много лет связями со странами СНГ и рядом развивающихся стран. Многие контракты и права на добычу унаследованы от советского периода («ЛУКойл» - Казахстан, Узбекистан; «Роснефть» -СНГ, Афганистан).Стратегия downstream,связанная с выходом на рынки развитых стран пока плохо реализуется. Лишь у «ЛУКойла» в последнее время наблюдается стремление приобрести зарубежные нефтеперерабатывающие предприятия в Италии. Так, в июне 2008г.компания заплатила 1.4 млрд.долл.за право распоряжаться 49% продукции нефтеперерабатывающих заводов итальянской компании ERG.Это-первое приобретение российскими нефтяными компаниями НПЗ в Западной Европе.

Из 4-ех видов  стратегии зарубежной экспансии  в добывающих отраслях-naturalresourcesseeking (поиск природных ресурсов), efficiencyseeking (рост производительности),strategicassetseeking (поиск стратегических активов), marketseeking (поиск рынков.) российские компании предпочитают последний, обеспечивающий долгосрочный спрос на продукцию. Той же линии придерживаются Кувейт и Саудовская Аравия. Стратегии assetseeking придерживаются новые ТНК из развивающихся стран, стремящиеся максимально быстро нарастить свои активы.

И что бы более наглядно показать деятельность российских ТНК на мировых рынках хотелось бы провести сравнительный  анализ деятельности зарубежных ТНК  в России и российских ТНК за рубежом.

Информация о работе Крупнейшие транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике (на примере российских ТНК)