Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:21, курс лекций
Лекция 3. МИРОВОЙ РЫНОК И ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ
Международная торговля товарами и услугами является исторически первой и древнейшей формой международных экономических отношений. Она оказывает значительное влияние на уровень производства, занятости, цен каждой страны, участвующей в ней. Международная торговля развивается стремительными темпами: по данным Всемирной торговой организации, на каждые 10% прироста мирового производства приходятся 16% роста объема мировой торговли.
Обогащению теории международной торговли Хекшера - Олина с учетом тенденции к экономическому росту способствовали и теоретические исследования Т. Рыбчинского, которые показывают, что расширение экспортного производства, использующего относительно избыточный фактор, приведет к стагнации производства в других отраслях, для которых данный фактор не является относительно избыточным. Результаты этих исследований вошли в экономическую науку под названием теоремы Рыбчинского.
Теоретические выводы Т. Рыбчинского неоднократно подтверждались практикой в форме эффекта «голландской болезни». Проявление этой болезни связывалось с активной разработкой Голландией месторождений природного газа в Северном море, которое сопровождалось переливом ресурсов в эту отрасль. Рост цен мирового рынка на все виды топлива, включая природный газ, усиливал активность Голландии в области разработки новых месторождений, но новый сектор экономики Голландии вызывал отток ресурсов из других отраслей. Наблюдалось значительное сокращение выпуска продукции в обрабатывающей промышленности. Перелив ресурсов из обрабатывающих отраслей способствовал сокращению их объемов выпуска и экспорта. Аналогичные процессы имели место также в Великобритании, Норвегии и других странах, где велась интенсивная разработка новых месторождений полезных ископаемых. Подобный процесс наблюдается в России, где происходит активная разработка месторождений нефти и газа.
Превращение в современных условиях научно-технического прогресса в доминирующий фактор развития мировой торговли, все возрастающий удельный вес в торговле встречных поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства, резкое увеличение доли внутрифирменной торговли в структуре мирового товарооборота способствовали формированию альтернативных неотехнологических теорий. Их сторонники пытаются объяснить внешнеторговые связи не обеспеченностью факторами производства, как делали неоклассики, а затратами на исследования и разработки, уровнем средней заработной платы и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Эта школа объясняет возникновение преимуществ монополий на отдельные открытия и новые технологии, которые дают возможность господствовать в производстве данных товаров и их продаже на мировом рынке до тех пор, пока эти технологии не будут основаны другими странами. Тогда необходимы новые исследования, позволяющие производить новые товары.
Данная теория по-новому ставит вопрос о роли государства в международной торговле. Если классики и неоклассики исходили из невмешательства государства во внешнеторговые отношения, то представители неотехнологии полагают, что государство должно обеспечивать комплекс мер по научно-техническому развитию производства, стимулировать свертывание старых отношений и производств и ускоренное развитие принципиально новых.
Наиболее известной теорией этой школы является теория технологического разрыва, основы которой заложены английским экономистом М. Познером в начале 1960-х гг. Познер предположил, что одна из развитых стран в результате какого-то открытия обладает принципиально новой технологией или новым товаром, которые пользуются повышенным спросом в других странах. Поэтому торговля этим товаром будет осуществляться даже между странами, имеющими одинаковую ресурсообеспеченность. В результате преимущественного положения одной страны возникает технологический разрыв между странами. Конечно, постепенно другие страны станут осваивать новшества и разрыв сократится, но пока он существует, внешняя торговля этим товаром будет продолжаться.
В результате такой торговли в выигрыше оказываются все страны: те, что экспортируют, - получают прибыль, а те, что импортируют, - приобретают новые товары. Причем по мере распространения новшества другие страны продолжают выигрывать, а страна-новатор теряет свои преимущества.
Наиболее популярными альтернативными теориями неотехнологического направления являются теории международной торговли на основе жизненного цикла товара, на основе эффекта масштаба и конкурентных преимуществ.
Теория международной торговли на основе жизненного цикла выдвинута в середине 60-х гг. XX в. американским экономистом Р. Верноном. Теория жизненного цикла продукта связывает развитие международной торговли готовыми изделиями с этапами жизненного цикла товара. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий несколько стадий. Стадия зарождения и создания товара связана с его разработкой в ответ на возникшую потребность внутри страны. Стадия освоения и роста производства товара характеризует начало удовлетворения возникшей потребности в нем на внутреннем рынке. Стадия зрелости товара определяет его массовое производство и массовые продажи за пределами страны. Стадия товарного насыщения связана с полным удовлетворением потребности в нововведении за пределами страны и падением зарубежных продаж товара. Стадия упадка и свертывания производства товара характеризует сокращение, а затем и полное прекращение его в стране, передачу документов на производство другим желающим странам и удовлетворение своих потребностей за счет импорта. Прохождение каждым продуктом «жизненного цикла» объясняет специализацию стран на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях зрелости.
Теория международной торговли на основе так называемого эффекта масштаба разработана американскими экономистами П. Крюгманом и К. Ланкастером в начале 80-х гг. XX в.
Она показывает возможность торговли между странами, которые одинаково наделены факторами производства, при условии, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства. Суть этого эффекта масштаба заключается в том, что соответствующий уровень технологии и организации производства предполагает сокращение долговременных средних издержек по мере увеличения объема выпуска, возникает экономия, обусловленная массовым производством. Допускается выгодность международной торговли при условии специализации отдельных стран в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта масштаба. Специализация стран в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства, позволяет расширить объемы производства и производить продукцию с меньшими затратами и по более низкой цене. Реализация эффекта массового производства в международной торговле позволяет предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам. Международная торговля все больше концентрируется под эгидой гигантских международных фирм и транснациональных корпораций.
Среди современных альтернативных теорий особо выделяется теория международной торговли на основе конкурентных преимуществ, которая предложена американским экономистом М. Портером в конце XX в. Он пришел к заключению, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется четырьмя основными условиями: количеством и качеством различных факторов производства, спросом на внутреннем рынке, наличием смежных и обслуживающих отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.
Так же как и сторонники неоклассической школы, Портер считал наличие факторов производства первым, определяющим условием в обеспечении сравнительных преимуществ. Вместе с тем он не ограничивался факторами, дарованными природой или перешедшими от предшествующих поколений, а считал необходимыми постоянное совершенствование и развитие этих факторов в процессе расширения промышленности Японии, основанной на материалосберегающей и энергосберегающей технологиях, вызванных к жизни ограниченными ресурсами страны.
Второе условие - спрос на внутреннем рынке - практически вытекает из первого. Те же японские экономичные технологии и их продукты, рождение которых обусловлено внутренними условиями страны, получили широкое распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими поставщиками своей продукции на мировом рынке.
Третье условие - наличие смежных и обслуживающих отраслей - является важным дополнительным стимулом совершенствования продукции. Практически завоевание итальянскими обувщиками своих позиций на мировом рынке связано с развитием двух производств: выделки кожи и изготовления колодок. Высококачественная кожа и колодки, исключающие возможность деформации изделий в процессе потребления, обеспечили преимущества итальянским фирмам на мировом рынке обуви.
Четвертое условие - стратегия фирмы и наличие конкуренции на внутреннем рынке - заставляет фирмы постоянно совершенствовать свое производство и искать новых покупателей. Любая фирма ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, поэтому она должна постоянно искать новые пути снижения издержек производства и совершенствования продукции. К этому же толкает ее конкуренция на внутреннем рынке. Как правило, исторически развитие определенных производств было сосредоточенно в наиболее благоприятных районах. Они сохранились там и по сегодняшний день. Обычно в этих районах функционируют несколько однотипных производителей, выпускающих однородную продукцию. Естественно, конкуренция в таком случае обостряется, что заставляет каждую фирму искать потребителей не только на внутреннем рынке, но и на внешнем, а это возможно лишь при наличии конкурентоспособного товара. Таким образом, условия внутреннего рынка способствуют завоеванию позиций и на внешнем рынке. Теории международной торговли, как классические, так и современные, хотя и не могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений, но показывают условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке.
Во всех теориях международной торговли так или иначе обращается внимание на формирование цены равновесия на мировом рынке и распределение доходов. Причем, последняя проблема предполагает распределение доходов не только между торгующими странами, но и внутри них. Как известно, внутри страны доходы участников производства зависят от цен на факторы производства и на товары, которые производятся с помощью этих факторов. Классические теории внешней торговли утверждали, что выход на мировом рынке не влияет на распределение доходов внутри страны.
В неоклассических теориях проблема доходов рассматривалась как одна из ключевых. Теория Хекшера - Олина доказывала, что владельцы относительно избыточных факторов производства получают от внешней торговли дополнительные прибыли, а владельцы относительно недостаточных факторов проигрывают. Однако выравнивание цен на факторы производства, доказанное П. Самуэльсоном, приводит к выравниванию относительных цен на факторы производства, а значит, и на доходы их владельцев.
Теория специфических факторов производства обосновывает положение о росте доходов владельца специфического фактора, используемого в экспортных производствах, и соответственно о сокращении доходов владельцев специфического фактора, используемого в отраслях, конкурирующих с импортом. Если цены на мировом рынке возрастают, то это стимул для дальнейшего развития экспортного производства, которое потребует, прежде всего, дополнительно специфического фактора, например капитала. Это означает, что цены на данный фактор возрастут, следовательно, возрастут и доходы их владельцев.
В процессе торговли между странами могут меняться цены на продаваемые и покупаемые продукты. Как в этом случае изменятся доходы у владельцев факторов производства? Ответ на этот вопрос был дан в исследовании американских экономистов П. Самуэльсона и Ф. Столпера. Они предположили, что в отдельной стране производятся два вида товара: один - трудоемкий, а для производства другого требуется большое количество земли. Если внутренний рынок абсолютно конкурентный, то факторы производства обладают внутренней мобильностью и цена товаров равна их валовым издержкам. Если цена на трудоемкий товар по каким-либо причинам выросла, то это должно привести к возрастанию предложения данного товара. Но для этого необходимы дополнительные факторы производства, и, прежде всего, основной фактор для данного товара - труд. Для привлечения дополнительных работников увеличивается заработная плата и, следовательно, доходы от труда - факторы, наиболее интенсивно используемые в данном производстве, возрастают. В то же время в производстве, где основной фактор - земля, уменьшение количества работников вследствие перехода их на первое производство привело к тому, что часть земли не может быть обработана. Спрос на землю снижается, соответственно уменьшается и доход, приносимый этим фактором.
Таким образом, в результате роста цен на мировом рынке растут цены на факторы производства, относительно более интенсивно используемые в производстве первого товара, и снижаются цены на факторы производства, используемые относительно интенсивно во втором производстве. Причем, как правило, рост и снижение цены факторов производства происходят в большей степени, чем изменение цен товара. Это суть так называемой теоремы Столпера - Самуэльсона.
Практика показала, что свободная торговля взаимовыгодна для всех стран-участников. Однако внутри страны одни экономические субъекты выигрывают, другие - проигрывают (табл. 3.3).
Распределение выгод от внешней торговли между отдельными странами во многом зависит от того, как меняются внутренние цены под воздействием внутренней торговли. Из двух стран обычно выгадывает та, где цены изменились больше. Это так называемое правило распределения выгод, согласно которому выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах. Если в стране А относительные цены изменились по сравнению с мировыми на х%, а в стране В - на y%, то
Таблица 3.3
Распределение выигрыша от международной торговли
Экономические субъекты |
Страна-импортер |
Страна-экспортер |
Потребители |
Потребители в стране-импортере выигрывают, так как имеют возможность покупать больше товара по более низким ценам |
Потребители в стране-экспортере проигрывают, так как вынуждены покупать меньше подорожавшего товара |
Производители |
Производители в стране-импортере проигрывают, так как конкуренция более дешевого импортного товара вытесняет их с рынка, вынуждая сворачивать производство |
Производители в стране-экспортере выигрывают, так как расширяют производство и продают продукцию по более высокой цене |
Страна в целом |
Общий выигрыш страны-импортера = Выигрыш потребителей - Проигрыш производителей |
Общий выигрыш страны-экспортера = Выигрыш производителей - Проигрыш потребителей |