Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 02:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Миграция и ее место в международных проблемах мировой экономики...5
Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов… 10
Направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы…………………………………………………………………………...21
Проблемы миграции в России …………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы и источников………

Вложенные файлы: 1 файл

мэо.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

     - личное инвестирование мигрантов  (привоз на родину средств производства  и предметов длительного пользования,  наличных средств, используемых  на инвестиционные цели).8

     На  основе ряда зарубежных и отечественных  исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего.

     Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уровнем  развития. Для них экспорт рабочей  силы представляет значительный источник валютного дохода, в отдельные годы превышающей поступления по остальным видам внешнеэкономических связей.

     За  последние 15 лет экспорт рабочей  силы наиболее сильное влияние оказывает  на экономику Пакистана. Переводы в  эту страну от работающих за рубежом больше поступлений от экспорта товаров и услуг в 5 раз.

     Поступления от экспорта рабочей силы в 90-е годы возрастают у развивающихся стран  наиболее высокими темпами - 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы  от этого источника, многие развивающиеся государства стали специализироваться по трудовым услугам, экспорт которых стал важнейшим источником валютных доходов. Так, например: для АРЕ эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм - 600 млн. долл., переводы эмигрантов - более 3 млрд. долл.

     В Йемене переводы эмигрантов в отдельные  годы в 30 раз превышали поступления  от экспорта. По данным на начало 90-х  годов около 40 стран мира имели  в своих поступлениях из-за рубежа не менее 100 млн. долл. от мигрантов, а 10 стран - более 1 млрд. долл. По данным МВФ частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов, на 90% состоят из поступлений от эмигрантов.

     2. Экспорт рабочей силы означает  уменьшение давления избыточных  трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др.В то же время страны-экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное, это так называемая "утечка умов", отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике.

       Иностранная рабочая сила в РФ, тыс. человек 

Год Тысяч человек
2004 129,0
2005 281,1
2006 292,2
2007 241,5
2008 242,3
2009 211,4
2010 213,3
 
 

     Можно заключить, что конкретный эффект для  страны, принимающей рабочую, силу заключается  в следующем: повышение конкурентоспособности  ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы; иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания; при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены; иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ. Согласно полученным результатам, численность незаконных мигрантов, постоянно находящихся на территории России, составляет около 3,2 млн. человек, достигая, возможно, в сезон 4,6 млн. человек, что согласуется с другими имеющимися оценками. Величина трансфертов, пересылаемых ими на родину, - около 3,7 млрд. долларов. Много это или мало? В какой мере это согласуется с общемировыми тенденциями: можно ли полагать, что процессы, идущие на постсоветском пространстве, экстраординарны, либо они лежат в русле этих тенденций? Согласно недавнему обстоятельному исследованию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в котором учтены оценки других ведущих организаций (Всемирного Банка, Отдела народонаселения ООН и других), численность мигрантов во всем мире составляет около 137 млн. человек. В США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, имеющих давние традиции приема иммигрантов, 46 млн. человек из 337 млн. населения - мигранты (13,6%), в 26 государствах ОЭСР из 783 миллионного населения 35 млн. - мигранты (4,3%)В настоящее время эмиграция, как и прежде, имеет социально-экономический, но уже открытый характер, масштабы ее увеличились, изменился и качественный состав эмигрантов, что вызывает большую тревогу. По данным экспертов, а также проводимых исследований, возрастают объемы безвозвратной эмиграции молодежи - подготовленных инженеров, программистов, специалистов в области экономики и гуманитарных дисциплин в экономически развитые страны. Это связано с низкими возможностями самореализации способностей и знаний молодых специалистов в стране, получения достойного вознаграждения за интеллектуальный и высокопрофессиональный труд.

 

4. Проблемы  миграции в России

     Современная миграционная ситуация в России сформировалась под влиянием распада СССР, процесса, затронувшего судьбы миллионов людей, проживающих на необъятных просторах  бывшего союза. Образование новых  независимых государств повлекло массовые миграции населения. В последние два десятилетия и на перспективу миграция составляла и будет составлять важнейший ресурс и условие развития нашего государства. Однако признание и понимание этого важнейшего фактора  обеспечения экономического развития и стратегической национальной безопасности страны остаются на недостаточном уровне. В стране доминирует негативный взгляд на миграцию исключительно с точки зрения как реальных, так и гипотетических рисков. Хотя Россия остается страной, привлекательной для миграции и принимающей большое число мигрантов из стран СНГ, многие давние переселенцы до сих пор не могут обрести гражданство, а основная масса временных мигрантов составляет так называемую нелегальную (нерегулируемую) миграцию. 9

     Отраслевая  структура занятости  иностранных работников в России, 2010 - 11 гг., % 

Отрасль занятости Доля  занятых, %
Строительство 39,3
Промышленность 12,5
Торговля  и общепит 12,2
Сельское  и лесное хозяйство 11,4
Коммерческая  деятельность, снабжение и сбыт 8,6
Транспорт и связь 5,0
 

    Объемы  регистрируемой иммиграции резко сократились  по разным причинам, в том числе  по причинам запретительного и дискриминационного характера, которыми отмечена российская миграционная политика последних лет. Это неминуемо приведет к экономической стагнации и  к демографической деградации страны в ближайшие годы. Сверхэксплуатация, ксенофобия и насилие в отношении мигрантов, подавляющее большинство которых составляют жители стран бывшего СССР, негативно влияют на межгосударственные отношения в рамках СНГ  и закладывают возможности для будущих конфликтов внутри страны.

    Однако, находясь в столь сложной ситуации, Россия со своей стороны принимает  усилия для решения вопросов борьбы с незаконной миграцией и регулирования внешней трудовой миграции. Наблюдается устойчивая тенденция роста трудовой эмиграции российских граждан по контролируемым государством каналам. В некоторой части она имеет возвратный характер, снижает напряженность на внутреннем рынке труда, позволяет сгладить негативные последствия структурных диспропорций в его развитии, в какой-то степени способствует повышению квалификации работников и в перспективе может стать источником валютных поступлений в страну. Но зачастую деятельность организаций по найму работников для осуществления трудовой деятельности за рубежом сопряжена с нарушениями прав граждан России.В создавшихся условиях, пусть даже это кому-то и не нравится, миграция объективно становится для России фактором желательным и необходимым. Пока только миграция сдерживает резкое сокращение численности населения страны и восполняет ее трудовые ресурсы. Поэтому в последнее время государство рассматривает мигрантов, не просто, как лимитчиков, а как стратегический трудовой ресурс. В тоже время избыточная бесконтрольная миграция опасна, так как она может изменить культурно-этнографическую карту страны ослабить ее общественно-политическое единство.

 

     Заключение

     Роль  миграции в развитии производительных сил страны, особенно в районах  нового освоения, чрезвычайно велика. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека, в отношении которых законодательство закрепляет такие правовые статусы, как беженец и вынужденный переселенец.

     Для различных принимающих стран  существуют неодинаковые источники  миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это  обусловлено, с одной стороны, той  ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В последние годы в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием – 1.5 млн. чел. Было бы, однако, неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации: 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.

     В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

     Обобщая разные подходы, концепции и теории, объясняющие причины международной миграции, можно выделить ряд наиболее существенных факторов: экономическое неравенство между богатыми и бедными странами; демографический дисбаланс; разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием; связи между странами выезда и странами въезда; глобальная информационная и транспортная сеть; семейные стратегии; миграционные сети; институты посредников.

     Система экономических связей, возникающих  между государствами в связи  с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу.

     Конкретный  эффект для страны, принимающей рабочую, силу заключается в следующем: повышение  конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы; иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания; при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены; иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

 

     Список  использованной литературы и источников 

  1. Кувалдин В.Б. Глобальный мир: экономика, политика, международные отношения. М., 2009. С.27.
  2. Мировая экономика и международные отношения,2010,№9// С1оЬа1 Risks 2009. А GlоЬа1 Risk Network Report.World Economic Forum. January 2009. Р. 22.
  3. Мировая экономика и международные отношения,2010,№9// Oxford,2008. P.42;Global Economic Prospects 2007.P.87
  4. Мировая экономика и международные отношения,2010,№9// Global Economic Prospects. P. 57.
  5. Мировая экономика и международные отношения,2010,№9// Social Protection and Social Inclusion in Europe-Key Facts and Figures,16.10.2009
  6. Мировая экономика и международные отношения,2010,№9// Доклад о развитии человеческого потенциала,М.,2009.С.180
  7. www.worldbank.com-Всемирный банк
  8. www.unhabitat.org- Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам
  9. www.iresearch.worldbank.org/PovcalNet/povDuplic.html- World Development Indicators
  10. www.imf.org – International Monetary
  11. www.un.org/russian/documen/declarat/monterrey.htm-Монтеррейский консенсус Международной конференции по финансированию развития
  12. www.oecd.org- Organisation for Economic Co-operation and Development
  13. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики (Росстат) – Россия в цифрах 2010
  14. www.atlas.socpol.ru – Социальный атлас российских регионов
  15. www.economist.com.ru-Экономист,2008.№3

Информация о работе Международная миграция рабочей силы