Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 02:49, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Миграция и ее место в международных проблемах мировой экономики...5
Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов… 10
Направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы…………………………………………………………………………...21
Проблемы миграции в России …………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы и источников………
-
личное инвестирование
На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего.
Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уровнем развития. Для них экспорт рабочей силы представляет значительный источник валютного дохода, в отдельные годы превышающей поступления по остальным видам внешнеэкономических связей.
За последние 15 лет экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Переводы в эту страну от работающих за рубежом больше поступлений от экспорта товаров и услуг в 5 раз.
Поступления от экспорта рабочей силы в 90-е годы возрастают у развивающихся стран наиболее высокими темпами - 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы от этого источника, многие развивающиеся государства стали специализироваться по трудовым услугам, экспорт которых стал важнейшим источником валютных доходов. Так, например: для АРЕ эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм - 600 млн. долл., переводы эмигрантов - более 3 млрд. долл.
В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступления от экспорта. По данным на начало 90-х годов около 40 стран мира имели в своих поступлениях из-за рубежа не менее 100 млн. долл. от мигрантов, а 10 стран - более 1 млрд. долл. По данным МВФ частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов, на 90% состоят из поступлений от эмигрантов.
2.
Экспорт рабочей силы означает
уменьшение давления
Иностранная рабочая
сила в РФ, тыс. человек
Год | Тысяч человек |
2004 | 129,0 |
2005 | 281,1 |
2006 | 292,2 |
2007 | 241,5 |
2008 | 242,3 |
2009 | 211,4 |
2010 | 213,3 |
Можно
заключить, что конкретный эффект для
страны, принимающей рабочую, силу заключается
в следующем: повышение
4. Проблемы миграции в России
Современная миграционная ситуация в России сформировалась под влиянием распада СССР, процесса, затронувшего судьбы миллионов людей, проживающих на необъятных просторах бывшего союза. Образование новых независимых государств повлекло массовые миграции населения. В последние два десятилетия и на перспективу миграция составляла и будет составлять важнейший ресурс и условие развития нашего государства. Однако признание и понимание этого важнейшего фактора обеспечения экономического развития и стратегической национальной безопасности страны остаются на недостаточном уровне. В стране доминирует негативный взгляд на миграцию исключительно с точки зрения как реальных, так и гипотетических рисков. Хотя Россия остается страной, привлекательной для миграции и принимающей большое число мигрантов из стран СНГ, многие давние переселенцы до сих пор не могут обрести гражданство, а основная масса временных мигрантов составляет так называемую нелегальную (нерегулируемую) миграцию. 9
Отраслевая
структура занятости
иностранных работников
в России, 2010 - 11 гг., %
Отрасль занятости | Доля занятых, % |
Строительство | 39,3 |
Промышленность | 12,5 |
Торговля и общепит | 12,2 |
Сельское и лесное хозяйство | 11,4 |
Коммерческая деятельность, снабжение и сбыт | 8,6 |
Транспорт и связь | 5,0 |
Объемы
регистрируемой иммиграции резко сократились
по разным причинам, в том числе
по причинам запретительного и
Однако, находясь в столь сложной ситуации, Россия со своей стороны принимает усилия для решения вопросов борьбы с незаконной миграцией и регулирования внешней трудовой миграции. Наблюдается устойчивая тенденция роста трудовой эмиграции российских граждан по контролируемым государством каналам. В некоторой части она имеет возвратный характер, снижает напряженность на внутреннем рынке труда, позволяет сгладить негативные последствия структурных диспропорций в его развитии, в какой-то степени способствует повышению квалификации работников и в перспективе может стать источником валютных поступлений в страну. Но зачастую деятельность организаций по найму работников для осуществления трудовой деятельности за рубежом сопряжена с нарушениями прав граждан России.В создавшихся условиях, пусть даже это кому-то и не нравится, миграция объективно становится для России фактором желательным и необходимым. Пока только миграция сдерживает резкое сокращение численности населения страны и восполняет ее трудовые ресурсы. Поэтому в последнее время государство рассматривает мигрантов, не просто, как лимитчиков, а как стратегический трудовой ресурс. В тоже время избыточная бесконтрольная миграция опасна, так как она может изменить культурно-этнографическую карту страны ослабить ее общественно-политическое единство.
Заключение
Роль миграции в развитии производительных сил страны, особенно в районах нового освоения, чрезвычайно велика. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека, в отношении которых законодательство закрепляет такие правовые статусы, как беженец и вынужденный переселенец.
Для различных принимающих стран существуют неодинаковые источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В последние годы в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием – 1.5 млн. чел. Было бы, однако, неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации: 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.
В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
Обобщая разные подходы, концепции и теории, объясняющие причины международной миграции, можно выделить ряд наиболее существенных факторов: экономическое неравенство между богатыми и бедными странами; демографический дисбаланс; разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием; связи между странами выезда и странами въезда; глобальная информационная и транспортная сеть; семейные стратегии; миграционные сети; институты посредников.
Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу.
Конкретный эффект для страны, принимающей рабочую, силу заключается в следующем: повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы; иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания; при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены; иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.
Список
использованной литературы
и источников