Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 03:19, контрольная работа
1 ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2 ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ ДЛЯ СТРАН-РЕЦИПИЕНТОВ И СТРАН-ДОНОРОВ
Появилось даже словосочетание «польские водопроводчики», которое стало во всем Евросоюзе нарицательным именем, символизирующим дешевую иностранную рабочую силу. Однако британские эксперты здорово просчитались с количеством плюсов, которые должны были принести английской экономике «водопроводчики». «Небывалый в истории Британии наплыв мигрантов привел к тому, что темпы роста заработной платы в стране замедлились, а цены на рынке услуг упали», - отмечает г-н Маккарти.
По расчетам независимого агентства Migration Watch UK, если британские власти не изменят свою миграционную политику, с 2011 по 2031 год население Великобритании увеличится на 7,2 млн человек, и 6 млн (83%) из них составят мигранты. Сегодня в том же Лондоне 57% новорожденных - это дети матерей-иностранок. Англия уже сейчас почти в 2 раза гуще населена, чем Германия; в 4 раза гуще, чем Франция, и в 12 раз - чем США».
Однако, новая миграционная политика Запада не только усиливает напряженность в отношениях с развивающимися странами, но и не дает желаемого эффекта ему самому. Кевин Маккарти из RAND Corporation полагает, что одним из способов выхода из тупика может стать офшоринг, то есть создание удаленных рабочих мест в странах с дешевой рабочей силой. Преимущества офшоринга перед использованием труда мигрантов очевидны: правительству нет нужды тратить деньги на адаптацию нового члена общества, а компании, нанимающей сотрудника, к примеру, в Индии, а не во Франции, не нужно платить ему сопоставимую с французской заработную плату, обеспечивать его социальным пакетом и т.д. «Если учесть тот факт, что около трети всего работающего населения Европы занято в непроизводственной сфере (а ведь именно услуги чаще всего передаются в офшоринг), возможно, дефицит рабочей силы на европейском рынке будет намного меньше, чем прогнозирует ЕС», - замечает Джон Филпотт.
Экспорт рабочей силы, особенно малоквалифицированной,
имеет целый ряд позитивных последствий
для стран-доноров. При отъезде
безработных уровень
Страна-донор имеет четыре прямых источника валютных поступлений от экспорта рабочей силы:
Необходимо отметить, что доходы от экспорта рабочей силы вполне сравнимы с доходами от товарной торговли.
Для основных мировых экспортеров
рабочей силы денежные переводы эмигрантов
являются весьма значительным источником
поступления валюты в страну и
составляют значительную часть платежного
баланса страны, в котором имеется
специальная статья "денежные переводы
работников из-за рубежа". Так, валютные
переводы эмигрантов составляют в Египте,
Пакистане, Португалии порядка 12-13% ВВП,
а в Ливане - 64% ВВП. В некоторых
случаях дефицит торгового
Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую же сумму, что они перевели в страну.
Следовательно, чтобы оценить реальные поступления, общую сумму переводов можно удвоить. Расчеты показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы как минимум в 5 раз превышает валютную эффективность товарного экспорта. Многие государства, такие как бывшая Югославия, Египет, Пакистан, Индия и др. создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которая является прочным источником валютных доходов.
В последнее время реэмигранты
привозят на родину все больше товаров
производственного назначения с
целью организации небольших
производств у себя на родине. В
подавляющем большинстве стран
правительства максимально
Еще одним положительным моментом для стран-экспортеров является то, что по возвращении эмигрантов на родину они, нередко, обладают достаточно высокой квалификацией и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим. Таким образом, страна получает как бы "обогащенные" трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать возвращающимся благоприятные экономические и социальные условия для реализации их потенциала.
Таким образом, выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика в целом.
Таблица 2.
Таблица 2.2 - Возможные социально-
Позитивные |
Негативные |
1. Приобретение работником новой квалификации |
1. Потеря квалифицированной |
2. Сокращение дефицита |
2. Усиление зависимости от |
3. Ослабление напряжения на |
3. Переориентация капитальных |
4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства |
4. Рост инфляции |
Иная ситуация складывается при
миграции высококвалифицированных
работников - рабочих высокой квалификации,
инженерно технических
С конца 80-х годов в связи с крушением социалистической системы возрос выезд высококвалифицированных специалистов из стран Восточной Европы.
За счет такой «утечки мозгов» сокращается интеллектуальный потенциал стран-доноров рабочей силы. Они теряют все затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Это имеет немаловажные последствия в условиях огромной роли научно-технического прогресса в развитии экономики, как всего мирового хозяйства, так и отдельных стран. Таким образом, положение стран-доноров высококвалифицированной рабочей силы ухудшается, размывается база для развития технического и экономического потенциала страны в будущем. А все потери стран-доноров в этом случае оборачиваются выигрышем для стран-реципиентов.
Наряду с государственным
Государственное регулирование экспорта рабочей силы преследует следующие цели:
Нормативно-правовая база, обеспечивающая
регулирование трудовой эмиграции,
основывается на соответствующих статьях
Конституции страны, национальном эмиграционном
законодательстве, а также включает
в себя двусторонние и многосторонние
международные соглашения. Кроме
того, некоторые страны принимают
специальные эмиграционные
Ответственность за нарушение эмиграционного законодательства возлагается как на самого эмигранта, так и на посредников. Лица, незаконно эмигрировавшие, или не выполняющие условий контракта, после возвращения на родину подвергаются определенным санкциям в виде штрафа или даже тюремного заключения (как, например, в Турции).
Фирма-посредник при
Информация о работе Международная миграция трудовых ресурсов