Международная миграция трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 03:19, контрольная работа

Краткое описание

1 ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2 ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ ДЛЯ СТРАН-РЕЦИПИЕНТОВ И СТРАН-ДОНОРОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.17 Кб (Скачать файл)

Появилось даже словосочетание «польские водопроводчики», которое стало во всем Евросоюзе нарицательным именем, символизирующим дешевую иностранную рабочую силу. Однако британские эксперты здорово просчитались с количеством плюсов, которые должны были принести английской экономике «водопроводчики». «Небывалый в истории Британии наплыв мигрантов привел к тому, что темпы роста заработной платы в стране замедлились, а цены на рынке услуг упали», - отмечает г-н Маккарти.

По расчетам независимого агентства Migration Watch UK, если британские власти не изменят свою миграционную политику, с 2011 по 2031 год население Великобритании увеличится на 7,2 млн человек, и 6 млн (83%) из них составят мигранты. Сегодня в том же Лондоне 57% новорожденных - это дети матерей-иностранок. Англия уже сейчас почти в 2 раза гуще населена, чем Германия; в 4 раза гуще, чем Франция, и в 12 раз - чем США».

Однако, новая миграционная политика Запада не только усиливает напряженность в отношениях с развивающимися странами, но и не дает желаемого эффекта ему самому. Кевин Маккарти из RAND Corporation полагает, что одним из способов выхода из тупика может стать офшоринг, то есть создание удаленных рабочих мест в странах с дешевой рабочей силой. Преимущества офшоринга перед использованием труда мигрантов очевидны: правительству нет нужды тратить деньги на адаптацию нового члена общества, а компании, нанимающей сотрудника, к примеру, в Индии, а не во Франции, не нужно платить ему сопоставимую с французской заработную плату, обеспечивать его социальным пакетом и т.д. «Если учесть тот факт, что около трети всего работающего населения Европы занято в непроизводственной сфере (а ведь именно услуги чаще всего передаются в офшоринг), возможно, дефицит рабочей силы на европейском рынке будет намного меньше, чем прогнозирует ЕС», - замечает Джон Филпотт.

Экспорт рабочей силы, особенно малоквалифицированной, имеет целый ряд позитивных последствий  для стран-доноров. При отъезде  безработных уровень безработицы  в стране снижается, следовательно, снижается социальная напряженность, облегчаются финансовые обязательства  государства по выплате пособий  по безработице.

Страна-донор имеет четыре прямых источника валютных поступлений  от экспорта рабочей силы:

  1. налоги с прибыли фирм-посредников;
  2. непосредственные переводы эмигрантов на родину для поддержки семей и родственников;
  3. личное инвестирование мигрантов в экономику своей родины (привоз на родину современных средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, ценных бумаг);
  4. капиталы от стран-импортеров рабочей силы, выделяемые в рамках программ, направленных на стимулирование экономического роста стран-экспортеров.

Необходимо отметить, что доходы от экспорта рабочей силы вполне сравнимы с доходами от товарной торговли.

Для основных мировых экспортеров  рабочей силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты в страну и  составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором имеется  специальная статья "денежные переводы работников из-за рубежа". Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане, Португалии порядка 12-13% ВВП, а в Ливане - 64% ВВП. В некоторых  случаях дефицит торгового баланса  страны превращается в избыток платежного баланса, благодаря валютным поступлениям от эмигрантов.

Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще  на такую же сумму, что они перевели в страну.

Следовательно, чтобы оценить реальные поступления, общую сумму переводов  можно удвоить. Расчеты показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы как минимум в 5 раз  превышает валютную эффективность  товарного экспорта. Многие государства, такие как бывшая Югославия, Египет, Пакистан, Индия и др. создали  у себя экспортную специализацию  по трудовым услугам, которая является прочным источником валютных доходов.

В последнее время реэмигранты  привозят на родину все больше товаров  производственного назначения с  целью организации небольших  производств у себя на родине. В  подавляющем большинстве стран  правительства максимально поощряют ввоз реэмигрантами средств производства: снижают или отменяют таможенные пошлины и другие барьеры, тем самым, способствуя развитию малого предпринимательства и увеличению занятости внутри страны. Поощряется также и ввоз потребительских товаров, что способствует насыщению отечественного рынка дефицитными экспортными товарами.

Еще одним положительным моментом для стран-экспортеров является то, что по возвращении эмигрантов на родину они, нередко, обладают достаточно высокой квалификацией и могут  быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим. Таким  образом, страна получает как бы "обогащенные" трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать  возвращающимся благоприятные экономические  и социальные условия для реализации их потенциала.

Таким образом, выгоду от экспорта рабочей  силы получает не только государственный  бюджет страны, но и вся экономика  в целом.

 

Таблица 2.         

Таблица 2.2 - Возможные социально-экономические  последствия международной миграции рабочей силы для страны экспортера

Позитивные

Негативные

1. Приобретение работником новой  квалификации

1. Потеря квалифицированной рабочей  силы

2. Сокращение дефицита платежного  баланса

2. Усиление зависимости от иностранного  спроса не только на товары, но и на рабочую силу

3. Ослабление напряжения на внутреннем  рынке труда

3. Переориентация капитальных вложений  с освоения производственных  ресурсов на потребление

4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства

4. Рост инфляции


 

Иная ситуация складывается при  миграции высококвалифицированных  работников - рабочих высокой квалификации, инженерно технических работников, ученых и специалистов, так называемая «утечка мозгов». Такая миграция является характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких мигрантов направлен главным образом в промышленно развитые страны, которые получают за счет приезда таких работников значительный экономический эффект. Страна, не затрачивая средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу от его высокоэффективного труда. По имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в результате эксплуатации "чужих умов" превышает объем помощи, оказываемой развивающимся странам, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза.

С конца 80-х годов в связи с  крушением социалистической системы  возрос выезд высококвалифицированных  специалистов из стран Восточной  Европы.

За счет такой «утечки мозгов» сокращается интеллектуальный потенциал стран-доноров рабочей силы. Они теряют все затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Это имеет немаловажные последствия в условиях огромной роли научно-технического прогресса в развитии экономики, как всего мирового хозяйства, так и отдельных стран. Таким образом, положение стран-доноров высококвалифицированной рабочей силы ухудшается, размывается база для развития технического и экономического потенциала страны в будущем. А все потери стран-доноров в этом случае оборачиваются выигрышем для стран-реципиентов.

Наряду с государственным регулированием иммиграции, существует и государственное  регулирование эмиграции. Оно особенно развито в тех странах, где  экспорт рабочей силы является важным элементом экономического развития.

Государственное регулирование экспорта рабочей силы преследует следующие  цели:

  1. Защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания.
  2. Возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.
  3. Эмиграционная политика основывается на следующих принципах:
  4. Гарантия возможности возвращения мигрантов на родину.
  5. Обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов.
  6. Содействие смягчению "внутренней" безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на этом рынке.
  7. Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены.
  8. Оздоровление внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой квалификационный уровень.

 

Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, основывается на соответствующих статьях  Конституции страны, национальном эмиграционном  законодательстве, а также включает в себя двусторонние и многосторонние международные соглашения. Кроме  того, некоторые страны принимают  специальные эмиграционные программы; в этой сфере действуют также  нормативные акты, входящие в общую  систему административного, таможенного, налогового, инвестиционного, банковского  и других законодательств.

Ответственность за нарушение эмиграционного законодательства возлагается как  на самого эмигранта, так и на посредников. Лица, незаконно эмигрировавшие, или  не выполняющие условий контракта, после возвращения на родину подвергаются определенным санкциям в виде штрафа или даже тюремного заключения (как, например, в Турции).

Фирма-посредник при ненадлежащем выполнении своих обязанностей может  быть лишена лицензии, а также на нее могут быть наложены финансовые взыскания.


Информация о работе Международная миграция трудовых ресурсов