Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:14, реферат
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений.
Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие: что лежит в основе международного разделения труда? какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?
Какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?
Введение
1. Международная торговля и Россия
1.1. Закон сравнительный преимуществ
2. Функции международной торговли
3. Протекционизм и либерализация внешней торговли
2. Торговый баланс
2.1. Импорт
1. Экспорт
2.3. Торговый режим и внешнеторговая политика
Развитие внешнеэкономических отношений
3.1. Внешнеторговая деятельность Российских предприятий
3.2. Проблемы внешнеэкономической деятельности России
3. Роль государства во внешнеэкономических отношениях
Заключение
Используемая литература
В последнее
время начинает казаться( что после
длительного периода одиночного
плавания на просторах мирового рынка
российские экспортеры( наконец-то( почувствовали
отеческую заботу государства о
своей судьбе(
Подобная забота( безусловно( вполне уместна
и своевременна( Государство предприняло
следующие важные шаги в поддержку экспортеров(
Принципиальной вехой на этом пути стал
Федеральный закон от 13 октября 1995 г( “О
государственном регулировании внешнеторговой
деятельности”( шестая глава которого
специально посвящена вопросам содействия
развитию внешнеторговой деятельности
и её стимулированию( 30 ноября Президент
России подписал указ
“О первоочередных мерах по поддержке
экспортеров”( предусматривающий возможность
их финансовой поддержки( в том числе с
привлечением средств федерального бюджета(
В развитие вышеупомянутого Указа было
принято постановление Правительства
Российской Федерации от 20 января 1996 г(
“О дополнительной поддержке отечественного
экспорта товаров и услуг”( конкретизировавшее
основные направления государственной
финансовой( налоговой и иной поддержки
отечественных экспортеров( Наконец(
Правительством России утверждена Федеральная
программа развития экспорта( определяющая
приоритеты в экспортной деятельности
и ее перспективы вплоть до 2005 г(( а также
основные средства достижения поставленных
целей(
Сегодня( наверное(
сложно с высокой степенью вероятности
предсказывать будущее
Федеральной программе выделены три принципиальных
этапа формирования новой( более эффективной
модели участия России в международном
разделении труда(
Первый (1996-1997 гг()
и второй (1998-2000 гг() этапы предусматривают
не столько расширение экспорта( сколько
поддержание его устойчиво
Решающим со
всех точек зрения является третий
этап (2001-2005 гг()( в течение которого
будет обеспечена диверсификация российского
экспорта( в том числе за счет
широкого выхода на внешние рынки
отечественных поставщиков
Доля последней в структуре экспорта страны
предположительно достигнет 10-
15% и приблизится к уровню промышленно
развитых государств(
Таким образом(
у России( как у великой торгующей
державы( ещё есть шанс( Однако для
этого развитие промышленного экспорта
необходимо рассматривать как задачу
общенационального значения( что
подразумевает включение в эту
работу органов федеральной и
местной власти( предпринимательских
союзов и общественных организаций(
непосредственно экспортеров( Общими
усилиями Россия сумеет занять достойное
место в международном
3. Торговый режим и
На объемы, структуру
и региональное распределение российского
экспортно- импортного обмена заметное
влияние оказали меры государства
по регулированию внешней
Однако есть и негативные стороны ( недоработанность
многих аспектов нормативно-правовой
базы, непоследовательность и поспешность
в принятии отдельных решений. Но работа
в этом направлении идет. Примером может
служить изданный в 1995 году закон "О
государственном регулировании внешнеторговой
деятельности".
Отношения РФ с
иностранными государствами в области
внешнеторговой деятельности строятся
на основе соблюдения общепризнанных
принципов и норм международного
права и обязательств, вытекающих
из международных договоров
России.
В целях интеграции экономики России в мировую экономику
Российская Федерация
в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного
права участвует в
В настоящее
время торговая политика России осуществляется
посредством таможенно-
) и нетарифного регулирования ( в частности,
путем квотирования и лицензирования
) внешнеторговой деятельности. Не допускаются
иные методы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности путем вмешательства
и установления различных ограничений
органами государственной власти. Экспорт
и импорт осуществляются без количественных
ограничений.
Количественные ограничения вводятся
в исключительных целях:
1) обеспечения национальной безопасности
РФ;
2) выполнения международных обязательств
РФ с учетом состояния на внутреннем товарном
рынке;
3) защиты внутреннего рынка РФ.
В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах.
В настоящее
время Правительство России уделяет
большое внимание проекту
Федеральной программы развития экспорта
России, основной целью которой является
увеличение стоимостного объема российского
экспорта, расширение его номенклатуры
за счет продукции с повышенной степенью
обработки( наукоёмких товаров( технологий(
Механизм реализации программы предусматривает
образование фонда развития высокотехнологического
экспорта( пополняемого за счет получения
бюджетных ссуд( формируемых путем отчислений
от налога на добавленную стоимость и
направляемых на кредитование экспортноориентированных
проектов(
Программа предполагает
свести воедино и систематизировать
меры содействия развитию машинотехнического
экспорта( Программой предусмотрено
умеренное бюджетное
Среди других важных решений( касающихся стимулирования российских производителей экспортных товаров( необходимо также отметить проект постановления Правительства РФ “ О создании системы кредитования производства экспортных товаров и страхования экспортных кредитов”(
3.1 Внешнеторговая
деятельность российских
Термин "внешнеторговая деятельность"
подразумевает сложный механизм
взаимоотношений, возникающих в
поцессе купли-продажи товаров
на мировом рынке.
Фирмы стремятся
к внешнеторговой деятельности по разным
причинам.
Так, в частности, может потребоваться
закупка сырья или каких-либо то варов
за рубежом по той причине, что нет возможности
приобрести данную продукцию у отечественных
производителей. Такая ситуация приводит
к необходимости импорта. Возможна и обратная
ситуация - когда фирма имеет товары, продажа
которых за рубежом может оказаться более
выгодной, чем в своей стране. Так проявляется
потребность в экспорте. Нередко случается,
что фирмы выступают на внешнем рынке
и в качестве торговых посредников между
продавцами и покупателями в разных странах.
Участие фирмы
в международной торговле требует
понимания дополнительных трудностей,
которые с этой деятельностью
связаны.
Необходимо также знать, какую роль играют
банки в обеспечении средств и процедур
в преодолении этих трудностей.
По сравнению с обычным бизнесом внутри страны, международная торговля порождает дополнительные риски как для покупателя, так и для продавца, а именно:
- риск времени и расстояния;
С точки зрения импортера, когда товар доставляется на большое расстояние, продолжительный период перевозки может вызвать значительное запаздывание между заявкой на поставку и получением товара. Дополнительные задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки со стороны экспортера объемного пакета документов для перевозки. Фактор удаленности поставщика довольно опасен для импортера также в отношении соблюдения сроков поставки после предоплаты.
Со стороны экспортера неблагоприятным является то, что, например, предоставление коммерческого кредита на оплату товара по внешнеэкономической сделке может потребоваться на больший срок, чем могло бы при продаже товара в своей стране. В результате, при наличии большого числа иностранных покупателей, неизбежно возникает необходимость в дополнительном оборотном капитале.
Кроме того, экспортеру,
вероятнее всего, придется хотя бы первоначально
нести расходы по доставке товара
за границу. Если же поставка произведена,
а получатель отказывается от товара,
возникает множество
Экспортер в этом случае должен принять
решение, что делать с товаром. Если покупатель
получил товар, то неоплаченный долг может
преследоваться в судебном порядке. Однако,
поскольку контракты часто предусматривают
проведение судебных разбирательств в
стране импортера или в третьей стране,
то для осуществление данных юридических
процедур потребуются дополнительные
расходы.
Любой вариант
дальнейших действий продавца будет
связан с убытками. Продавец может
отправить товар назад, либо заняться
поиском нового покупателя на данный
товар, что все равно не будет
достаточным для покрытия возникших
расходов.
- валютный риск. В международной торговле
экспортер обычно выставляет счет покупателю
в иностранной валюте, либо покупатель
оплачивает товар в валюте своей страны,
которая является иностранной для экспортера.
Часто валютой платежа становится валюта
третьей страны, например, доллары США
или немецкая марка. В связи с этим, одной
из проблем импортера является необходимость
получения иностранной валюты для осуществления
платежа, а у экспортера может возникнуть
необходимость продажи полученной иностранной
валюты за валюту своей страны. Услуги
по продаже и покупке иностранной валюты
за валюту страны экспортера или импортера
оказывают банки. В России это банки с
валютной лицензией. Однако покупка или
продажа иностранной валюты не столь безопасны
для фирмы, как может показаться на первый
взгляд. Причина этому - нестабильность
показателей валютных курсов. Возможность
неблагоприятного изменения обменных
курсов иностранной валюты на валютном
рынке и является потенциальным валютным
риском для каждого из контрагентов.
Конечно, в случае изменения курсов в пользу одной из сторон есть шанс получить прибыль, однако, опасность понести убытки, в частности, для российских организаций в связи с падением курса рубля, более реальна.
Существенно снизить
валютный риск внешнеэкономических
сделок можно при помощи установления
цены в контракте в такой валюте,
изменение курса которой
В связи с этим, распространенной практикой в международных торговых отношениях стал выбор в качестве валюты контракта одной из наиболее надежных в мире валют (USD, DEM), показатели курсов которых относительно стабильны на мировом валютном рынке. Такая валюта контракта будет безопасна для обеих сторон.
Оградить себя
от валютных рисков есть возможность
у фирм, внешнеторговые платежи и
поступления которых
Такая ситуация возможна при условии,
что фирма в значительной мере занимается
и импортом, и экспортом. Большинство же
внешнеторговых организаций работает
лишь по одному из направлений, поэтому
возможность использования такой схемы
ограничена.
Чувствительность
к валютному риску для
- форвардные контракты на покупку валюты;
- валютные опционы;
- кредиты в иностранной валюте.
Каждый из этих
механизмов приводится в действие посредством
банков.
Форвардный валютный контракт представляет
собой договоренность с банком продать
или купить определенное количество иностранной
валюты по фиксированному обменному курсу
для предоставления этой валюты в будущем.
Такая фиксация курса валюты на определенную
дату устраняет валютный риск для фирмы.