Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:01, контрольная работа
Цель моей работы – рассмотреть, что такое международная экономическая интеграция, какие существуют типы интеграционных группировок, развитие интеграционных группировок в Южной Америке.
едение. ………………………………………………………………..2
1.Сущность международной экономической интеграции…………..4
2.Типы интеграционных группировок……….…….………………….5
3.Интеграционные группировки в Южной Америке……………..….7
3.1.Процесс развития латиноамериканских группировок…………7
3.2.Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР)..... …..…….11
3.3.Андское сообщество………………………….. ……...………….15
3.4.Карибское сообщество (КАРИКОМ)…………………………….19
Заключение…….………………………………………………………25
Библиографический список…………………………………..……....27
Вторая модель соглашений отличается более широким охватом и глубиной интеграционного взаимодействия на основе координации макроэкономической политики, общих правил в отношении правительственных закупок, защиты прав интеллектуальной собственности, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, общих правил происхождения товаров. Эта модель положена в основу 14 соглашений в Латинской Америке, в том числе Группы «трех», между ЦАОР и Доминиканской республикой, между Мексикой и ЕС, между Мексикой и ЕАСТ. [1,с.4]
Латиноамериканская интеграция развивается в основном по оси Юг-Юг в рамках горизонтальной формы, объединяя развивающиеся страны, но есть и примеры вертикальной интеграции, когда в группировку входят развитые и развивающиеся страны по оси Север-Юг (например, подписанное в 2004г. соглашение о Центральноамериканской зоне свободной торговли между ЦАОР и США).
Современные интеграционные процессы в Латинской Америке происходят в рамках концепции «открытого регионализма», впервые получившей признание в Азиатско-Тихоокеанском регионе (одобрена в 1992 г. Советом по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству - СТЭС).
Из концепции «открытого регионализма» исходит созданный в 1990-е гг. Общий рынок стран Южного конуса (Меркосур), являющийся самой динамично интегрирующейся группировкой развивающихся стран и Латинской Америки, где за несколько лет страны сформировали таможенный союз и намерены реализовать стратегическую цель общий рынок.
В целом, в Латинской Америке действуют 4 таможенных союза – Меркосур, Андское Сообщество, КАРИКОМ и ЦАОР, стремящиеся также создать общий рынок. Но если Меркосур и Андское Сообщество динамично развиваются, то ЦАОР и КАРИКОМ активизировали интеграционные усилия в последние несколько лет. Прочие интеграционные группировки, в том числе двусторонние, сохраняют статус зон свободной торговли. [1,с.8]
Огромное влияние на состояние экономических связей в Латинской Америке, на судьбу интеграционных процессов, а также немалый политический вес имеют США, по инициативе которых и был выдвинут первый проект объединения Америк в единую зону свободной торговли («Американская Инициатива»).
Единственной группировкой, которая сохраняет крепкие экономические и политические связи с Европой, является Меркосур.
В целом, хотя латиноамериканские группировки развиваются более динамичными темпами в отличие от африканских и азиатских группировок, но доля взаимной торговли в совокупном товарообороте сохраняется на невысоком уровне при явной тенденции роста на протяжении периода 1990-х годов (за исключением Центральноамериканского общего рынка, Латиноамериканской ассоциации интеграции, Организации восточнокарибских государств). Правда, в 2002г. почти во всех интеграционных группировках отмечалось сокращение доли взаимного экспорта. Особенно существенное снижение характерно для Меркосур и ЦАОР. [1,с.8]
Устойчивые
экономические связи между
В 1988г. подписан Договор об интеграции, сотрудничестве и развитии (Tratado de Integracion, Cooperacion y Desarollo), поставивший цель ликвидации всех барьеров в торговле товарами и услугами в течение 10 лет. Но Договор не имел детально разработанной программы и фактически остался политической декларацией.
В 1990г. Аргентина и Бразилия подписала Буэнос-Айресский Договор, в котором был сокращен срок торговой либерализации до 5 лет; поставлена цель формирования общего рынка; разработан принцип постепенного сокращения пошлин на автоматической и линейной основах (до этого использовался потоварный принцип). Зафиксированные обязательства позднее приняли Парагвай и Уругвай, что стало основой Асунсьонского Договора, подписанного в марте 1991 г. о создании Общего рынка стран Южного конуса, или МЕРКОСУР (Mercado Comun del Sur – Mercosur). Таким образом, группировка объединила 4 страны – Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай.
Вступление двух малых стран было вызвано конкретными причинами. Для Уругвая – торговая либерализация между Аргентиной и Бразилией могла негативно сказаться на преференциальном доступе товаров на аргентинский и бразильский рынки (преференциальный режим действовал на невзаимной основе).
Для Парагвая – политический фактор, когда после многолетнего военно-политического режима членство в МЕРКОСУР рассматривалось как важный фактор демократизации страны.
В МЕРКОСУР также участвуют Чили (1996г.) и Боливия (1997 г.) в качестве ассоциированных членов, для которых участие в группировке связано с возможностью создания зоны свободной торговли во взаимных отношениях. [1,с.10]
Таможенный союз МЕРКОСУР был создан достаточно быстро. К концу переходного периода (декабрь 1994 г.) таможенные пошлины снизились до 0% на большинство товаров.
Общий таможенный тариф (ОТТ) был введен в 1995 г., именно с этого момента МЕРКОСУР стал действующим таможенным союзом.
Еще одной чертой деятельности МЕРКОСУР является общий инвестиционный режим, призванный содействовать притоку и защите капиталовложений в рамках группировки. Главная цель в инвестиционной сфере - достижение свободного движения капиталов во взаимных рамках. Инвестиционные вопросы регулируются специальными протоколами, являющимися дополнением к Асунсьонскому Договору 1991 г., в Колонском и Буэнос-Айресском.
Колонский протокол о взаимном содействии и защите инвестиций в МЕРКОСУР (17 января 1994г.) регулирует инвестиционную политику в отношении стран-участниц группировки. Буэнос-Айресский протокол (5 августа 1994 г.) рассматривает проблемы стимулирования и защиты инвестиций из третьих стран. [1,с.14]
МЕРКОСУР отличается децентрализованной организационной структурой, в основу которой положен принцип консенсуса.
Высшим политическим органом служит Совет Общего рынка. В его составе министры иностранных дел и министры экономик. Встречи проводятся регулярно не менее 1 раза в год с участием президентов стран-членов. Исполнительный орган – Группа Общего рынка в составе 4 официальных представителей от каждой страны (от министерства иностранных дел, министерства экономики и центрального банка). Основные функции: реализация подписанных соглашений и принятых решений Совета; проведение переговоров по координации экономической политики. Под руководством Группы функционируют 11 рабочих групп: по связи; по горнодобыче; по техническим правилам; по финансовым вопросам; по транспорту и инфраструктуре; по экологии; по промышленности; по сельскому хозяйству; по энергетике; по вопросам труда, занятости и социального страхования; по здравоохранению.
Протокол Оуро Прето (1994 г.) внес изменения в институциональную структуру МЕРКОСУР: были образованы новые постоянные и коллегиальные органы, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Экономический и Социальный консультативный форум, Административный секретариат.
Комиссия по торговле имеет право (в отличие от других органов, являющихся консультативными) принимать решения по вопросам общей торговой политики. В подчинении Комиссии находятся 10 технических комитетов: по тарифам и товарной номенклатуре; по таможенным вопросам; по торговым правилам; по государственной политике, нарушающей конкуренцию; по защите конкуренции; по несправедливой торговой практике; по защите интересов потребителей; по нетарифным барьерам; по автомобильной промышленности; по текстилю.
Совместная парламентская
Экономический и социальный консультативный форум также выполняет консультативные функции и представляет интересы предпринимателей стран-членов в МЕРКОСУР.
Административный секретариат занимается техническими вопросами, в том числе хранит документы, принятые институтами МЕРКОСУР. Для финансового обеспечения постоянного штата секретариата страны осуществляют взносы, образующие небольшой бюджет группировки.
Также в группировке функционирует механизм по урегулированию споров, деятельность которого исходит из принципов переговоров, примирения и арбитража (в последнем случае создается ad hoc группа в составе 3 судей). [1,с.15]
МЕРКОСУР отличается быстрыми темпами роста взаимного товарооборота и капиталовложений, что способствовало росту экономической взаимозависимости, главным образом, между двумя крупнейшими странами группировки – Аргентиной и Бразилией .
МЕРКОСУР активизировал экономические связи с другими интеграционными группировками и странами. В 1995г. подписано Межрегиональное соглашение о сотрудничестве с Европейским Союзом, которое вступило в силу в 1999г. Ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли во взаимных рамках.
С Андским Сообществом подписаны два соглашения: о создании Зоны свободной торговли (1998г.) и об экономическом сотрудничестве (2002г.). Экономические связи между двумя самыми динамичными интеграционными группировками Латинской Америки основаны на торговых преференциях, действующих в рамках Латиноамериканской ассоциации интеграции на двусторонней основе. [1,с.20]
Андское Сообщество является одной из динамичных группировок в Латинской Америке. В 1969 г. шесть стран Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили (вышла в 1976 г.) и Эквадор подписали Картахенский Договор (или Андский Пакт) о создании Андской Группы как таможенного союза в течение 10 лет. Страны стремились расширить национальные разрозненные рынки, содействовать индустриализации в рамках политики импортозамещения на субрегиональной основе.
В качестве инструментов достижения этих целей были определены совместное промышленное планирование, торговая либерализация, гармонизация экономической политики, введение общего таможенного тарифа, предоставление особого режима экономически менее развитым странам – Боливии и Эквадору. Стратегическая цель – формирование общего рынка так и не была выполнена, т.к. страны акцентировались на активизации взаимного экономического сотрудничества в сферах торговли, инвестиций и промышленности. На конец 1980-х гг. успехи во взаимной торговле были минимальными: страны смогли лишь снизить ставки пошлин во взаимной торговле, что содействовало некоторому росту ее объема. Основные причин неудач в торговой либерализации связаны с проблемой внешнего долга, пик которой пришелся на 1982 г., и спецификой положений Картахенского договора, где содержится большое число исключений, лимитировавших эффект интеграции. В результате доля взаимной торговли в рамках Андской Группы составила лишь 2 % на конец 1980-х гг. Были созданы Андская корпорация развития для финансирования совместных проектов и Андский резервный фонд по стабилизации платежного баланса. [1,с.21]
В 1989г. на саммите в Галапагосе президенты стран-членов предприняли попытку оживить интеграционную группировку, подписав Декларацию Иса, нацеленную на консолидацию совместных усилий, укрепление внешних связей, объединение Латинской Америки на основе формирования общего рынка. В 1990 г. был подписан Ла-Плазский Акт о формировании зоны свободной торговли и определены ее направления:
• ликвидация таможенных пошлин и нетарифных барьеров во взаимной торговле;
• устранение системы преференций для менее развитых стран;
• отказ от совместного промышленного планирования;
• предоставление национального режима зарубежным инвесторам.
В 1991 г.
в Протоколе Барахоны
В целом, 1990-е гг. богаты на различные инициативы по оживлению интеграционных усилий в рамках группировки. Так, Протокол Кито (1995г.) предусмотрел реформирование институциональной структуры и создание Андского общего рынка в рамках концепции «открытого регионализма», повышение международной конкурентоспособности стран, углубление интеграции в Латинской Америке и Западном полушарии в целом, укрепление экономических связей с Европейским Союзом. Протокол Трухильо (1996г.) стал ревизией Картахенского Договора и внес существенные изменения в институциональную структуру органов. Андский Пакт был переименован в Андское сообщество наций (Andean Community of Nations), создана Андская система интеграции.
Одна из принципиальных особенностей АС – создание институциональной структуры с ограниченными наднациональными функциями по модели ЕС.
Институциональная
структура группировки,