Международное положение и внешняя политика Советского государства в 30 – 40х гг. Вторая мировая война

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:31, реферат

Краткое описание

Историческая наука вновь и вновь задает один и тот же вопрос: можно ли было в 1939 г. предотвратить разрастание войны в Европе и вне Европы, слияние отдельных очагов вооруженных конфликтов в мировой пожар? И если можно, то как?
С полувековой дистанции четко видно, сколько и по чьей вине было упущено возможностей для придания мировому развитию конструктивного течения. Война была рукотворной. Нападение гитлеровской Германии на Польшу – не начало трагедии, постигшей человечество, а логический финал политики, осуществлявшейся западными державами по отношению к германскому империализму и его нацистскому выкормышу, а также итальянскому фашизму и японскому милитаризму.

Вложенные файлы: 1 файл

2.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Был разработан также общий план агрессии против Китая и СССР.  Кабинет Хирота счел необходимым укрепить внешнеполитические позиции страны заключением с гитлеровской Германией «Антикоминтерновского пакта». Направленный прежде против СССР, он мог быть использован также  против США и Великобритании в случае их противодействия проникновению Японии в Китай.

В июле 1937 г. в Пекине был спровоцирован инцидент, использованный для начала боевых действий. Однако вопреки ожиданиям японцев война приняла затяжной характер. На оккупированных территориях активно действовало партизанское движение. Все это срывало планы по использованию ресурсов Северо-Восточного Китая, которые были так необходимы Японии.

Летом 1938 г. японские войска попытались вторгнуться на советскую территорию в районе озера Хасан, но были отброшены. Весной и летом 1939 г. японская армия вновь спровоцировала конфликт, вторгшись на территорию МНР, с которой у СССР имелось соглашение о взаимопомощи. Советские и монгольские войска нанесли японцам тяжелое поражение в боях у реки Халхин-Гол.

В 1940 г. после оккупации Германией Франции и Голландии Япония решила воспользоваться удобным моментом и захватить их колонии – Индонезию и Индокитай, планируя включить их наряду с Китаем и другими странами Южных морей в «великую восточно-азиатскую сферу процветания».

Пожар мировой войны продолжал разрастаться, вовлекая в свое пекло все большее число стран.

 

 

 

 

 

 

Попытки создания системы коллективной безопасности. Советско-германские договоры 1939 г., их значение и оценка.

 

 Обострение международной  обстановки в начале 30-гг. первоначально  коснулось Дальнего Востока. В 1931-1933 гг. Япония захватила китайскую  территорию  - Маньчжурию. 18 февраля 1932 г. Япония объявила о создании  на оккупированных территориях марионеточного государства Манчжоу-го. В 1937 г. она снова начала войну против Китая, предприняв наступление в районе Тяньцзиня и Пекина. Агрессивная японская политика начинала реально угрожать интересам СССР на Дальнем Востоке. В августе 1937 г. СССР заключил с Китаем пакт о ненападении. Ситуация в регионе предельно обострилась с началом в 1938-1939 гг. военных действий между японскими и советскими войсками у реки Халхин-Гол и  на юге страны. Надеясь на то, что эти приобретения будут достаточны для создания «системы равновесия» на Дальнем Востоке, Великобритания фактически признала японские захваты в Китае по англо-японскому соглашению 1939 г. Ошибочность и пагубность подобной стратегии с еще большей очевидностью проявилась в Европе.

Приход к власти нацистов в Германии в 1933 г. радикальным образом изменил ситуацию на международной арене. Во главе одного из влиятельнейших государств мира оказалась партия, проповедующая идеологию реваншизма, национализма и расизма. Поставив перед собой цель воссоединения немецкой нации в границах единого Рейха, нацисты в конечном счете стремились к развязыванию тотальной войны, формированию нового мирового порядка, основанного на расовой иерархии. Оценить фанатизм гитлеровцев руководители ведущих западных держав вовремя не сумели. Нацизм рассматривался французскими и британскими политиками как движение, не имеющее широкой социальной базы. По их мнению, политика умиротворения, положительное решение вопроса о судьбе немецких меньшинств на территории других стран могли лишить нацистов власти. В июле 1933 г. В Риме был заключен пакт между Великобританией, Францией, Германией и Италией о сотрудничестве. Ратификация этого договора была сорвана отказом гитлеровского режима участвовать в работе международной конференции по разоружению. Тем не менее курс на умиротворение Германии в политике Великобритании и Франции сохранился.

От активного противодействия нацистской угрозе воздержалась и американская дипломатия. Сразу после окончания первой мировой войны США объявили, что возвращаются к политике изоляции, суть которой состояла в отказе от активного участия в делах, происходящих за пределами Западного полушария.

Иную позицию занял Советский Союз. В условиях роста фашисткой угрозы в 30-х гг. СССР перешел от разоблачения социал-демократии и пацифизма к сотрудничеству со всеми антифашистскими силами, укреплению отношений с потенциальными союзниками и поддержке инициатив по разоружению. Главным девизом советской дипломатии стал лозунг коллективной безопасности, призванной обеспечить готовность всех миролюбивых стран дать отпор попытке любой державы начать войну. В 1933 г. СССР выдвинул предложение о юридическом определении агрессора, что создавало бы основания для международных санкций. В 1934 г. советская дипломатия поддержала инициативу французского МИД о создании «Восточного Локарно» - договорного комплекса. Эта идея принадлежала французскому министру иностранных дел Л. Барту, который использовал все свое влияние для того, чтобы ускорить установление дипломатических отношений между СССР и Чехословакией, Румынией и Югославией. 5 декабря 1934 г. были подписаны франко-советские соглашения, в соответствии с которыми обе стороны отказывались от дальнейших шагов по подготовке регионального восточноевропейского гарантийного комплекса. Его частично сменил подписанный в мае 1935 г. договор о взаимопомощи между Францией и СССР в случае нападения какой-либо третьей стороны. Однако договор не был дополнен военной конвенцией.

Большую тревогу растущая агрессивность Германии и ее территориальные претензии вызывали у стран Юго-Восточной Европы. Ориентируясь прежде всего на Великобританию и Францию, они в то же время предпринимали попытки консолидировать свои усилия по противодействию внешней угрозе. Сближение Греции, Румынии, Турции и Югославии, заинтересованных в сохранении статус-кво на Балканах, привело к заключению в 1934 г. союза, названного Балканской Антантой. Эта организация стала дополнением к Малой Антанте, существовавшей с начала 20-х гг. и объединявшей Чехословакию, Румынию и Югославию. При всей значимости этих шагов следует признать, что они могли существенно повлиять на развитие международной ситуации только в случае поддержки их со стороны великих держав. Всю уязвимость «малых стран» продемонстрировали события в Австрии. В июле 1934 г. австрийские нацисты предприняли попытку вооруженного путча в Вене. Их выступление было подавлено, но канцлер республики Дольфус был смертельно ранен. Лишь жесткие демарши со стороны Италии заставили Гитлера отказаться тогда от прямой агрессии.

Отношения фашистских режимов Италии и Австрии с нацистсткой Германией первоначально складывались более чем напряженно. Причиной тому были и серьезные идеологические расхождения между национал-социализмом и фашизмом, и негативная реакция Италии и Австрии на возможность аншлюса, которого безапелляционно требовал Гитлер. В августе 1933 г. австрийский и итальянский лидеры опубликовали совместное коммюнике о «полном согласии обеих сторон в вопросе независимости Австрии». 17 марта 1934 г. был подписан итало-австро-венгерский пакт, гарантирующий статус-кво в регионе, в том числе неприкосновенность австрийских границ. На своей первой встрече с Гитлером в июне 1934 г . Муссолини попытался убедить фюрера в необходимости отказаться от планов аншлюса и был крайне разочарован и возмущен событиями в Вене, последовавшими менее чем через месяц. Узнав о гибели Дольфуса, он отдал приказ о передислокации трех итальянских дивизий к границе с Австрией. Именно этот шаг в большей степени, нежели дипломатические протесты Великобритании и Франции, заставили нацистов временно приостановить давление на Австрию.

В 1935 г. впервые сложились реальные условия для оформления антигитлеровского блока западных держав. После проведения в январе предусмотренного Версальским договором плебисцита в Сааре эта область, находившаяся ранее под управлением Лиги наций, перешла в состав Рейха. Одновременно, в нарушение статей Версальского договора, в Германии была введена всеобщая воинская повинность, все более открыто развертывалось массовое производство запрещенных договором тяжелых вооружений. Все это вызвало особенно большую тревогу французской дипломатии и ужесточение ее позиции по германскому вопросу. По инициативе Франции и при полной поддержке Италии в итальянском городе Стрезе 11 апреля 1935 г. открылась международная конференция по германскому вопросу. Ее участники выступили с осуждением одностороннего нарушения Версальского договора. Несмотря на то, что принятые резолюции носили весьма общий характер, политическое значение конференции было исключительно велико. Франция продемонстрировала на ней свою готовность отойти от безусловного следования курсу умиротворения и присоединиться к жесткой позиции Италии. Одновременно Муссолини и французский премьер-министр Лаваль обсудили широкий спектр вопросов по разграничению сфер влияния в средиземноморском регионе.

Первые признаки складывания франко-итальянского альянса, с учетом большого влияния этих стран  в Восточной Европе, чрезвычайно встревожили британскую дипломатию. Следуя традиционной политике «баланса сил», официальный Лондон предпринял шаги в сторону Германии, который при неофициальных контактах с британскими политиками не скупился на обещания умерить свои притязания и выступить основным гарантом против возможной экспансии большевизма в Европе. Итогом стало подписание в июне 1935 г. сенсационного англо-германского договора о морских вооружениях. Согласно ему, между военными флотами Великобритании и Германии вводилось соотношение 100:35 (при равенстве по подводным лодкам). Британские политики рассматривали заключение этого соглашения как важный шаг на пути дальнейшего ограничения морских вооружений. Однако на практике нацистская Германия получила право на беспрепятственное расширение военно-морского строительства, так как существенная разница в уровне морских вооружений  позволяла обеспечить работой все верфи Рейха на десять лет, не нарушив при этом договор.

Пагубность британской стратегии стала особенно очевидна на протяжении следующих двух лет, когда произошло образование стратегического союза Италии и Германии. Поводом к такому неожиданному повороту событий стала агрессия Италии в Северо-Восточной Африке. 3 октября 1935 г. началось полномасштабное вторжение итальянских войск в Абиссинию (Эфиопия). Кампания против плохо организованной и плохо вооруженной абиссинской армии была скоротечной и победоносной.

После начала абиссинской войны Великобритания решительно выступила в Лиге наций за пресечение агрессии. На фоне ее пассивного поведения в Европе такая жестокость выглядела необычно, но объяснялась вполне очевидным расчетом – не допустить дальнейшего франко-итальянского сближения и превращения Средиземноморья в зону монопольного влияния этих держав. Мощная антиитальянская кампания в Лиге наций, поддержанная европейской общественностью, привела к принятию Советом Лиги санкций против агрессора – накладывалось эмбарго на экспорт оружия в Италию, замораживалось предоставление Италии займов и кредитов, прекращался экспорт итальянских товаров и сокращался импорт в Италию. На ведение боевых действий такие санкции сколько-нибудь серьезного влияния оказать не могли. 5 мая 1936 г. итальянские войска захватили столицу Абиссинии и тем самым завершили завоевание этой страны.

Дипломатическая игра Лондона оказалась на руку прежде всего Гитлеру. Чем большая напряженность возникала во взаимоотношениях Италии с лидерами Лиги наций, тем меньше шансов оставалось на сохранение дееспособного антигерманского блока в Западной Европе. Осознавая это, Гитлер санкционировал ввод 7 марта 1936 г. немецких войск в Рейнскую зону. Лига наций даже не сочла возможным осудить этот шаг, пойдя лишь на констатацию самого факта нарушения Версальского договора со стороны Германии. 21 марта 1936 г. Гитлер торжественно объявил о том, что «дух Версаля уничтожен». При этом Италия, оказавшись в дипломатической изоляции, была вынуждена искать поддержки у своего недавнего противника. В июле 1936 г. было достигнуто итало-германское соглашение о невмешательстве Италии во взаимоотношения Германии и Австрии.

Официальное оформление германо-итальянского блока произошло после интенсивных переговоров в сентябре-октябре 1936 г. По их результатам 24 октября был подписан пакт об образовании «оси Берлин-Рим», согласно которому Германия признавала аннексию Абиссинии, а обе страны обязывались проводить общую линию в отношении войны в Испании. Спустя месяц, 25 ноября 1936 г. в Берлине было подписано соглашение Германии и Японии, получившее название Антикоминтерновский пакт. В ноябре 1937 г. к пакту присоединилась Италия, а в декабре 1937 г. она вышла из состава Лиги наций. Таким образом сложился агрессивный блок трех держав, каждая из которых лелеяла далеко идущие экспансионистские планы, реализация которых грозила развязыванием мировой войны. В дальнейшем к блоку присоединились Венгрия, Маньчжоу-го, Болгария, Финляндия, Румыния и др.

К концу 30-х гг. стало очевидно, что встав на путь умиротворения, ведущие страны Запада распространили этот принцип на те страны, которые уже являлись потенциальными агрессорами. Тем не менее изменения стратегии Великобритании и Франции в этот ответственный период не произошло. Обе страны по сути молчаливо санкционировали аншлюс Австрии. 11 марта 1938 г. на территорию этой страны вошли германские войска. Австрийские земли вошли в состав Германской империи. Призывы СССР к жесткому отпору агрессору, вплоть до готовности к военным мерам, не получили поддержки. Высшим воплощением недальновидного курса на умиротворение явились решения Мюнхенской конференции, созванной в сентябре 1938 г. для урегулирования вопроса относительно германских претензий к Чехословакии. Руководители Германии, Италии, Франции и Великобритании подписали так называемое мюнхенское соглашение, принуждающее Чехословакию уступить Германии Судетскую область, населенную немцами. Мнения самой Чехословакии никто не спрашивал. Более того, ее представитель даже не был приглашен на конференцию. Вновь, как и в период аншлюса, СССР выступил с жестким протестом против германской агрессии.

С весны 1939 г. Германия приступила к новой фазе перекройки политической карты Европе. Используя как повод активизацию сепаратистских движений в Чехословакии и ввод в Словакии военного положения, Германия объявила Чехословакию очагом «постоянных беспокойств и угрозы европейскому миру». Германия настоятельно рекомендовала Словакии заявить о немедленном отделении от Чехословакии. После провозглашения словацким сеймом о независимости, 18 марта Словацкое государство было взято под охрану германским Рейхом. Чехия была фактически аннексирована и включена в состав Германии в качестве протектората. 22 марта 1939 г. Германия под угрозой военного вторжения добилась также подписания договора с Литвой о передаче Рейху Клайпеды. В апреле 1939 г. Гитлером был расторгнут договор с Великобританией о морских вооружениях, а Италия начала военную оккупацию Албании.

Резкое обострение международной обстановки в 1939 г. заставило руководство Великобритании и Франции пойти на дополнительные меры по укреплению европейской системы безопасности. В марте-апреле 1939 г. обе эти страны предоставили гарантии независимости Польше, Греции, Румынии и Турции. Активизировались и дипломатические контакты с СССР. Советское руководство уже 18 марта 1939 г., т. е. Через три дня после вступления немецких войск в Прагу, выдвинуло предложение о немедленном созыве международного совещания с участием СССР. Великобритании и Франции. На протяжении последующих трех месяцев между правительствами этих трех стран происходили дипломатические консультации о возможности заключения договора о взаимопомощи в случае нападения на одну из них, а также оказания помощи другим европейским странам, подвергшимся агрессии. С конца июня этот вопрос стал предметом обсуждения на прямых переговорах, начавшихся в Москве.

Информация о работе Международное положение и внешняя политика Советского государства в 30 – 40х гг. Вторая мировая война