Международное сотрудничество в области борьбы с контрабандой оружия и боеприпасов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:44, реферат
Краткое описание
Контрабанда совершается только на территории двух и более государств и по признаваемому государствами международному обычаю является международным правонарушением. Наказание за контрабанду устанавливается в национальном административном или уголовном законодательстве. До настоящего времени многостороннего соглашения по борьбе с контрабандой не принято. В этом отношении можно отметить лишь Конвенцию СТС о сотрудничестве в борьбе с нарушениями таможенных правил, принятую в 1977г. в Найроби (Кения).
4 Международное сотрудничество
в области борьбы с контрабандой
оружия и боеприпасов
Контрабанда
совершается только на территории двух
и более государств и по признаваемому
государствами международному обычаю
является международным правонарушением.
Наказание за контрабанду устанавливается
в национальном административном или
уголовном законодательстве.
До
настоящего времени многостороннего соглашения
по борьбе с контрабандой не принято. В
этом отношении можно отметить лишь Конвенцию
СТС о сотрудничестве в борьбе с нарушениями
таможенных правил, принятую в 1977г. в Найроби
(Кения).
По
общему правилу контрабанда включает
в себя незаконное перемещение каких-либо
ценностей через границу различных государств.
Ее опасность для международного правопорядка
заключается в том, что она подрывает отношения
дружбы и сотрудничества государств, монополию
государств или иной порядок в области
внешней торговли, наносит ущерб экономическому
и культурному развитию государств.
В
отличие от других преступлений контрабанда
очень динамична, постоянно «совершенствуется»
преступниками и ее модификации непредсказуемы.
В настоящее время наибольшую опасность
для международного сообщества представляет
контрабанда оружия в горячие точки планеты.
Нередко услугами контрабандистов пользуются
представители отдельных государств,
которые снабжают контрабандным оружием
различные экстремистские, правые, левацкие,
националистические, бандитские, откровенно
фашистские группировки, а также террористов
и просто уголовников.
Предметом
контрабанды также являются не только
стрелковое, но и другие виды оружия, боеприпасы
и взрывчатые вещества. По данным ООН,
услугами контрабандистов оружия пользуются
и представители некоторых государств.
«Существует также черный рынок оружия,
в частности стрелкового оружия, который
получатель может использовать в случае,
если иностранные правительства не будут
удовлетворять их потребности. Размеры
этого рынка невозможно определить, и
поэтому также невозможно представить
его реальное значение».
На
практике международно-правовая борьба
с такой контрабандой не ведется потому,
что оружие является законным объектом
внешней торговли, а экспорт оружия —
законным инструментом внешней политики.
Сотрудничество
государств в области борьбы с преступностью
(в том числе и борьбы с контрабандой оружием
и боеприпасами ведется в нескольких направлениях:
1.
Признание опасности для сообщества
государств определенных уголовных
деяний и необходимости применения
совместных мер для их пресечения. Таковыми
могут быть кроме преступлений, рассматриваемых
в настоящей работе, и терроризм, захват
заложников, незаконная торговля людьми,
незаконный захват воздушных судов и др.
Опасность именно этих деяний фиксируется
в соглашениях.
2.
Оказание помощи в деле розыска
скрывающихся на чужой территории
правонарушителей. Существует два
возможных канала осуществления
– через дипломатические учреждения
и путем непосредственных связей между
органами, ведущими в своей стране розыск
и дознание (правоохранительные органы).
Необходимо отметить расширение этого
направления сотрудничества: если раньше
государства обращались к конкретной
стране с просьбой о розыске или выдаче
преступника, то в настоящее время этот
розыск ведется во всемирном масштабе,
причем объявляется розыск не только сбежавшего
преступника, но и похищенного имущества.
С целью облегчения розыска иногда осуществляется
обмен информацией.
3.
Помощь в деле получения необходимых
материалов по уголовному делу.
В случае совершения преступления
или совершения его в нескольких
странах или совершения его части
в другом государстве и т. д., свидетели
и
вещественные доказательства могут находиться
в другом государстве. Для получения материалов
по делу в отдельных случаях необходимо
произвести следственные действия за границей, что
осуществляется путем направления соответствующего
отдельного поручения (comissions rogatoires). Это
может быть поручение допросить свидетеля,
потерпевшего, произвести осмотре места
происшествия и т. п. Соглашение определяет,
какого рода поручения можно давать соответствующим
органам другого государства. Орган, который
должен выполнить это поручение руководствуется
своими национальными процессуальными
нормами, при этом должны быть даны ответы
на все поставленные в поручении вопросы.
4.
Оказание практической помощи
отдельным государствам в разрешении
проблем преступности, изучении
этих проблем. Этот вид помощи
выражается в направлении в
отдельные страны экспертов призванных
оказать конкретную помощь(определить
основные направления борьбы с преступностью,
дать рекомендации по организации пенитенциарной
системы и др.).
5.
Изучение проблем преступности
и борьбы с ней. С этой целью
созываются международные конгрессы,
конференции, создаются международные
организации, научно-исследовательские
институты.
6.
Обмен информацией. Государства
часто договариваются предоставлять
друг другу информацию, необходимую
для успешного проведения следствия
и поимки преступника, а также
другую информацию уголовного
характера. В частности обмен
информацией о приговорах, вынесенных
в отношении граждан другой
страны. Как правило обмен такого рода
информацией происходит раз в год.
Международная
сотрудничество государств ведется в
следующих
формах:
a)
заключение международных соглашений.
Это соглашения об оказании правовой помощи,
выдаче преступников, признании преступными
определенных деяний и пр.
b)
использование международных организаций.
Государства в целях сотрудничества создают
универсальные организации (ООН), региональные
(ЛАГ, ОАЕ и др., специализированные учреждения
ООН (МОТ, ВОЗ), создают специальные организации
(Интерпол); вопросы сотрудничества рассматривают
постоянные организации (все вышеуказанные)
и временные (конференции). Кроме того,
в этом процессе принимают участие равным
образом межгосударственные и неправительственные
организации (Международная Ассоциация
Уголовного права, Международная ассоциация
юристов-демократов и др.).
Правовыми
основами сотрудничества государств являются:
1)
Универсальные конвенции;
2)
Многосторонние соглашения или
региональные конвенции;
3)
Двухсторонние соглашения;
4)
Деятельность международных организаций
по борьбе с преступностью.
Неуправляемые
или плохо регулируемые миграционные
процессы в современном мире представляют
серьезную угрозу национальной безопасности
любого государства, осложняя криминальную,
социальную обстановку и усугубляя межнациональную
(межэтническую) напряженность в обществе.
Для Российской Федерации, начавшей проводить
грамотную миграционную политику лишь
в последние годы, неконтролируемая миграция
сегодня является наиболее злободневной
темой, сопряженной с таким негативным
явлением, как экспорт в Россию международного
терроризма. На первый взгляд, неконтролируемая
миграция представляет угрозу экономической
(в меньшей степени демографической и
социальной) безопасности принимающего
населения, в то время как терроризм угрожает
политической организации общества. В
процессе обострения этнополитической
напряженности нелегальная этническая
миграция играет вспомогательную роль,
пополняя ряды легальных иммигрантов,
уже конфликтующих с коренным населением,
а терроризм воздействует на напряженность
этнополитических отношений непосредственно.
Некоторые
составляющие нелегальной миграции воздействуют
на процесс развития террористической
деятельности опосредованно, косвенно
способствуя усилению политического терроризма.
Данный вопрос несколько пересекается
с криминальным аспектом этнической миграции.
Давно установлено: нелегальная миграция
способствует развитию контрабанды оружия
и наркотиков. А налаженная транспортировка
боевого оружия, взрывчатых и отравляющих
веществ, военной техники на территории
государства и между странами – неотъемлемый
атрибут не только транснациональной
преступности, но и террористических группировок.
Террористические акты в Москве стали
возможны вследствие перевозки в нее из
Чеченской республики большого объема
взрывчатки и огнестрельного (в том числе
автоматического) оружия. Крупномасштабным
военным действиям чеченских сепаратистов
против объединенных федеральных сил
предшествовал долгий период приобретения
и переправки на территорию Северного
Кавказа тяжелого вооружения, танков и
вертолетов из горячих точек Средней Азии
и Грузии[12].
Заключение
Незаконный
оборот оружия занимает особое место в
структуре преступности и является одним
из факторов, значительно осложняющих
современную криминогенную ситуацию.
Составляя лишь 2,5% всей преступности в
стране, преступления, связанные с незаконным
оборотом оружия, способствуют росту организованной
преступности, терроризма и создают реальную
угрозу общественной безопасности.
К
источникам поступления оружия в незаконный
оборот относится также его контрабанда
из-за рубежа, стран ближнего зарубежья,
а также из «горячих точек».
Общественная
опасность контрабанды определяется тем,
что данным деянием причиняется существенный
ущерб внешнеэкономической деятельности,
имеющей важное значение для развития
экономики Российской Федерации. Кроме
того, контрабанда может причинить большой
ущерб общественной безопасности, нравственности
населения, жизни и здоровью человека
и иным правоохраняемым интересам при
незаконном перемещении через таможенную
границу предметов, запрещенных в гражданском
обороте, например, наркотических средств,
сильнодействующих, ядовитых, отравляющих
или взрывчатых веществ, огнестрельного
оружия, боеприпасов и т.п.
Последние
годы XX столетия, а в особенности 1997 г. в определенном
смысле являются знаменательной вехой,
поскольку были получены ощутимые результаты
усилий государства в отношении законодательного
упорядочения легального оборота оружия,
боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных
устройств. Отличительными признаками
названных предметов является их специальное
предназначение для поражения цели и разрушения
различных объектов. Именно в силу потенциально
опасных свойств указанных предметов
государство путем принятия законов, других
нормативных актов устанавливает особый
порядок их приобретения, изготовления,
ношения, хранения, сбыта, передачи, перевозки
и использования, который именуется регистрационно-разрешительной
системой.
По
общему правилу контрабанда включает
в себя незаконное перемещение каких-либо
ценностей через границу различных государств.
Ее опасность для международного правопорядка
заключается в том, что она подрывает отношения
дружбы и сотрудничества государств, монополию
государств или иной порядок в области
внешней торговли, наносит ущерб экономическому
и культурному развитию государств.
В
отличие от других преступлений контрабанда
очень динамична, постоянно «совершенствуется»
преступниками и ее модификации непредсказуемы.
В настоящее время наибольшую опасность
для международного сообщества представляет
контрабанда оружия в горячие точки планеты.
Нередко услугами контрабандистов пользуются
представители отдельных государств,
которые снабжают контрабандным оружием
различные экстремистские, правые, левацкие,
националистические, бандитские, откровенно
фашистские группировки, а также террористов
и просто уголовников.
Список использованной литературы
1.
Федеральный закон от 13 ноября 1996
г. Ч.3 Ст.15; Временная инструкция
о порядке обеспечения защиты судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих
органов (с изменениями от 6 декабря 1996
г.), утвержденная приказом МВД от 20 декабря
1995 г. № 483
2.
Федеральный закон от 13.12.96 г. «Об
оружии»
3.
О государственной тайне: Федеральный
закон от 21.07.93 г. с изменениями и дополнениями
от 6.10.97г. // Собрание законодательства
РФ. 1997. № 41. Ст. 4673; О перечне сведений,
отнесенных к государственной тайне: Указ
Президента РФ от 24.01.98г. № 61 // Собрание
законодательства РФ. 1998. № 5. Ст. 561
4.
Постановление Пленума Верховного
Суда РФ от 25 июня 1996 г. «О судебной
практике по делам о хищении и незаконном
обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых
веществ». П.18
5.
Диканова Т.А., Осипов В.Е. Борьба с таможенными
преступлениями и отмыванием грязных
денег. М., 2000
6.
Коробов А.А. Иммиграционный аспект
политического терроризма в России.
М., 2001
7.
Оружие: гражданское, охотничье, служебное.
М., 1997
[4] Федеральный
закон от 13 ноября 1996 г. Ч.3 Ст.15; Временная
инструкция о порядке обеспечения защиты
судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов (с изменениями
от 6 декабря 1996 г.), утвержденная приказом
МВД от 20 декабря 1995 г. № 483
[5] Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 1996
г. «О судебной практике по делам о хищении
и незаконном обороте оружия, боеприпасов
и взрывчатых веществ». П.18
[6] ст.
1 Федерального закона от 13.12.96 г. «Об оружии»
[7] О
государственной тайне: Федеральный закон
от 21.07.93 г. с изменениями и дополнениями
от 6.10.97г. // Собрание законодательства
РФ. 1997. № 41. Ст. 4673; О перечне сведений,
отнесенных к государственной тайне: Указ
Президента РФ от 24.01.98г. № 61 // Собрание
законодательства РФ. 1998. № 5. Ст. 561
[8] Собрание
законодательства РФ. 1996. № 9. Ст. 802
[9] Собрание
законодательства РФ. 1996. № 20. Ст. 2358
[10] Собрание
законодательства РФ. 1996. № 20. Ст. 2359
[11] Оружие:
гражданское, охотничье, служебное. М.,
1997
[12] Коробов
А.А. Иммиграционный аспект политического
терроризма