Международные железнодорожные перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение перевозок и характеристик грузов, изучение правовых основ перевозок грузов железнодорожным транспортом, изучение организации и управления доставки товаров в прямом железнодорожном сообщении по условиям СМГС, рассмотрение ответственности железных дорог при международных железнодорожных перевозках.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Груз: перевозка и характеристики 5
1.1. Виды перевозок 5
1.2. Груз и его характеристики 6
1.3. Тара и упаковка грузов 11
1.4. Маркировка грузов 15
ГЛАВА II. Правовая основа перевозок грузов
железнодорожным транспортом 19
2.1. Законодательная база деятельности Российских железных дорог 19
2.2. Соглашения о международных железнодорожных сообщениях 22
ГЛАВА III. Организация и управление доставкой товаров
в прямом железнодорожном сообщении по условиям
СМГС 29
3.1. Основные условия доставки товаров по СМГС 29
3.2. Накладная СМГС и условия ее применения 30
3.3. Тарифы СМГС и порядок совершения провозных платежей 33
ГЛАВА IV. Ответственность железных дорог, подача
и рассмотрение претензий и рисков при международных железнодорожных перевозках 37
4.1. Ответственность железных дорог при международных
железнодорожных перевозках 37
4.2. Подача и рассмотрение претензий и исков при международных
железнодорожных перевозках грузов 41
Заключение 45
Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

Международные железнодорожные перевозки грузоваа.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Порядок выдачи груза в пункте назначения следующий. По прибытии груза на станцию назначения железная дорога выдает его вместе с накладной получателю только после  взимания всех провозных платежей, причем, по условиям СМГС, ему следует  уплатить все суммы полностью, даже если часть груза отсутствует. Сумма за недостающий груз может быть возвращена обратно в претензионном порядке. Если железная дорога или получатель при проверке состояния груза установят частичную или полную утерю груза, либо его повреждение, они составляют коммерческий акт, один экземпляр которого выдается получателю. Но при этом учитываются нормы естественной убыли, также установленные в СМГС. Коммерческий акт представляет основание для материальной ответственности железных дорог и грузоотправителей. Кроме случаев непосредственной порчи, потери и т.д., он может составляться и в случае, если груз и документы оказались разъединенными, а также при превышении провозных платежей и при других нарушениях. Акты составляются при приемке груза, как на станции назначения, так и на пограничных станциях.

Поскольку доставка груза в международных сообщениях осуществляется с перегрузкой, на пограничных  станциях при перегрузке из вагона российского стандарта в вагон  европейского стандарта и наоборот, то должно проверяться состояние груза и составляться коммерческие акты о его не сохранности или повреждениях. Отсутствие коммерческого акта создает предположение, что груз был передан принимающим железным дорогам в надлежащем состоянии, и они должны нести ответственность при установлении его не сохранности на станции назначения.

Коммерческие  акты составляются на бланках определенной формы. Если недостатки обнаружены на станции назначения, такие документы  оформляются до выдачи груза получателю, в день обнаружения неисправности. Если акт составляется на станции отправления или на пограничной железнодорожной станции, то он следует вместе с грузом до станции назначения, а отметка о составлении акта делается на обратной стороне накладной и в дорожной ведомости. Коммерческий акт должен содержать только фактические данные; точное описание груза, его неисправности, указание на обстоятельства, при которых была обнаружена неисправность, сведения о вагонах и пломбах. Никаких заключений о причинах неисправности или чьей-либо виновности в акт не вносятся. Подписывается акт начальником станции или его заместителем, а также получателем или его представителем. Ответственность железных дорог при перевозках грузов предусматривается за не сохранность груза и просрочку его доставки, если не будут установлены прямо оговоренные обстоятельства, когда железная дорога освобождается от ответственности. Прежде всего, это обстоятельства, которые не зависят от железной дороги, отправителя и получателя которые при современном уровне развития транспортных средств не могли быть устранены или предотвращены перевозчиком. В первую очередь сюда относятся стихийные бедствия. К объективным обстоятельствам, при которых железная дорога освобождается от ответственности, относится также перевозка грузов на открытых платформах. Однако, в этом случае освобождение от ответственности возможно лишь при наличии одновременно двух условий. Во-первых, если такая перевозка допускается правилами дороги отправления и, во-вторых, если отсутствует вина транспортных органов за не сохранность груза. Например, из-за неблагоприятного воздействия окружающей среды. Когда же утрата или повреждение груза произошли в результате виновных действий перевозчика (нарушение правил транспортировки и т.п.), то он несёт ответственность в полном объёме.

Транспортные  органы не несут ответственности  за просрочку доставки груза в  связи с заносами, наводнениями, обвалами и другими стихийными явлениями, либо в связи с распоряжением  правительства этой страны о задержке груза.

Ответственность перевозчика за не сохранность груза может быть ограничена или полностью исключена также в связи с особыми естественными свойствами самого груза, которые влекут самоуничтожение, самоповреждение, порчу и тому подобные последствия. Применение нормы убыли обусловлено естественными свойствами груза, и потому, если недостача веса образовалась вследствие иных факторов, в частности утраты части груза, нормы убыли не применяются. При полной утрате груза он возмещается полностью.

СМГС устанавливает  исчисление естественной убыли отдельно для каждого грузового места, если вес указан в накладной при приемке груза к перевозке. Если же вес каждого места не определялся, например, при погрузке насыпью (зерно), навалом (уголь) и т.д., убыль исчисляется от общего веса отправки.

Ответственность перевозчика исключается, когда тара имела скрытые дефекты. Если же ее недостатки были известны перевозчику и, тем не менее, груз был принят к перевозке, транспортные организации отвечают за возможные последствия.

Чтобы организации внешнеэкономического комплекса имели информацию о движении своих товаров, на пограничных станциях выписывают и отправляют в их адрес экспортные и импортные извещения. Экспортное извещение информирует об отправлении экспортного груза за границу; импортное извещение служит свидетельством об отправке поступившего груза получателю. Подготовкой и рассылкой этих документов занимаются транспортно-экспедиторские конторы железнодорожных станций.

4.2. Подача  и рассмотрение претензий и  исков при международных железнодорожных  перевозках грузов.

Как уже говорилось, основным международным актом, регламентирующим условия международных железнодорожных  перевозок грузов на территории бывшего  СССР, остаётся СМГС. Необходимо также  помнить, что почти независимо от страны (исключением являются страны, с которыми заключены отдельные двусторонние соглашения), в которую направляются экспортные грузы, российский грузоотправитель оформляет накладную СМГС. Поэтому на коммерческо-правовых вопросах именно этого документа стоит остановиться в первую очередь.

Согласно п.1 СТ.29 СМГС право предъявления претензий, основанное на договоре перевозки, принадлежит  отправителю или получателю. Претензии  представляются в письменном виде с  соответствующим обоснованием и  указанием требуемой суммы возмещения. Претензия предъявляется по каждой отправке в отдельности: отправителем - к дороге отправления, а получателем - к дороге получения груза. Допускается предъявление одной претензии по нескольким отправкам только в том случае, если по всем ним составлен один коммерческий акт.

Претензии о  возврате сумм, уплаченных по договорам  перевозки, могут быть предъявлены  только тем лицом, которое произвело  данный платеж, и только к той  национальной железной дороге, которая  взыскала эти суммы (п.3 ст.29 СМГС). Не подлежат удовлетворению и не предъявляются претензии юридических лицу на сумму менее 23 швейцарских франков и физических лиц на сумму менее 5 швейцарских франков.

Претензии предъявляются  для рассмотрения компетентными  органами железных дорог, а именно, в территориальные управления железных дорог пунктов отправления или прибытия грузов. Согласно п.7 ст.29 СМГС основаниями для предъявления претензий является полная утрата, частичная утрата, повреждение, порча или снижение качества груза, просрочка в доставке груза, перебор провозных платежей. Основными претензионными случаями из перечисленных являются два первых. При подачи претензии отправитель обязан предъявить дубликат накладной и коммерческий акт. Все прилагаемые к претензии документы должны быть оригиналами. В случае утраты оригиналов документов заменяющие их копии могут быть приложены к претензии на основе соответствующих отметок, изложенных в коммерческом акте. К претензии должен быть приложен счет иностранного поставщика, удостоверяющий фактическую стоимость утраченного товара или его части, или выписка из этого счета, заверенная в порядке, предусмотренном в стране предъявления претензии.20

Железная дорога обязана в 180-дневный срок со дня  заявления претензии, подтвержденного  почтовым штемпелем пункта отправления  или распиской в получении непосредственно предъявленной претензии, рассмотреть ее, дать ответ подателю претензии и при полном или частичном признании требования уплатить ему причитающуюся сумму (п.8 ст.29 СМГС).

Если железная дорога отклоняет поданную претензию, она обязана возвратить все приложенные к претензионному заявлению документы и дать мотивированные объяснения отказов в требовании (п.11ст.29 СМГС). В противном случае все приложенные к претензионному заявлению документы остаются у железной дороги Нередки случаи, когда груз приходит на станцию назначения с коммерческим актом страны, не являющейся участницей СМГС. Тогда порядок ведения исково-претензионной работы значительно усложняется вследствие того, что требования по грузу, претензии и иски должны быть предъявлены к соответствующим компетентным органам национальных железнодорожных администраций стран, оформивших соответствующие коммерческие акты. Рассмотрение таких дел осуществляется согласно нормам применимого права этих государств и положений COTIF (Международной конвенции по перевозкам грузов железнодорожным транспортом, в которой Россия не участвует).

Право предъявления иска, основанного на договоре перевозки, согласно п.1 ст. 30 СМГС принадлежит  лицу, которое имеет право предъявить претензию к железной дороге. Иск может быть заявлен только после отклонения рассмотренной претензии. Иск предъявляется только к той национальной железной дороге, которой была заявлена претензия. Основанием для предъявления иска является также неполучение подателем претензии ответа на нее в течение 180-дневного периода времени (п.2 ст.3О СМГС).

Иск может быть предъявлен только в надлежащем суде той страны, железным дорогам которой  была предъявлена претензия (п.3 ст.30 СМГС). Претензии и иски к железным дорогам по договору перевозки, а также иски железных дорог отправителям или получателям могут быть заявлены в течение 9 месяцев, за исключением претензий и исков о просрочке в доставке грузов, для предъявления которых установлен двухмесячный срок (п.1 ст.31 СМГС).

Указанные сроки  исчисляются: для претензий о возмещении за частичную утрату груза, недостачу, повреждение, порчу или снижение качества груза, а также за просрочку в доставке - со дня выдачи груза получателю; для претензии о возмещении за полную утрату груза - с 30-го дня с момента истечения срока доставки груза, исчисленного в соответствии с правилами, указанными в ст. 14 СМГС; для претензий о дополнительных платежах или возврате уплаченных ранее сумм - со дня уплаты, или если уплата не была произведена, со дня выдачи груза; для претензии о выплате сумм оставшихся от реализации груза - со дня реализации груза; для всех других требований - со дня установления обстоятельств, послуживших основанием для их предъявления.

День начала истечения срока давности в срок не включается (п.2 ст.31 СМГС). Предъявление отправителем или получателем письменной претензии к железной дороге приостанавливает течение срока исковой давности. Течение сроков исковой давности продолжается с того дня, когда железная дорога сообщила подателю претензии о полном или частичном отклонении его претензии. Днем отклонения претензии считается дата, указанная на почтовом штемпеле пункта отправления, или день, в который податель претензии своей распиской подтвердил получение сообщения об отклонении. Представление доказательств об отправлении претензий и ответов на нее возлагается на сторону, ссылающуюся на эти факты.21

Повторные претензии, содержащие ранее предъявленные, но отклоненные требования, не приостанавливают течение сроков исковой давности (п.3 ст.31 СМГС). Согласно п.4 ст.31 СМГС претензии и требования, по которым истек срок давности, не могут быть предъявлены также и в виде исков.

 

Заключение.

Большая часть  грузов перевозится в пределах России железнодорожным транспортом. Перевозка  железнодорожным транспортом востребована, так как с учётом огромных расстояний данный вид перевозки представляется наиболее обоснованным с экономической точки зрения. В последние годы наблюдается стабильный рост перевозок железнодорожным транспортом в масштабах страны. Возрастает также значение Российской железной дороги при осуществлении международных перевозок, так как более половины всех международных железнодорожных перевозок составляет перевозка железнодорожным транспортом по России. Выполняя перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, железнодорожный транспорт вступает в определенные правовые взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, физическими и юридическими лицами, другими видами транспорта и собственниками транспортных средств. Общие правовые нормы, определяющие отношения, возникающие в связи с деятельностью железных дорог, регулируются нормами гражданского права, но они не достаточны для регулирования отношений, возникающих при выполнении перевозок, поскольку не отражают специфику перевозочного процесса. Важнейшими правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие между железными дорогами и грузоотправителями, грузополучателями и пассажирами, являются Федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». С принятием Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» созданы основы законодательного регулирования деятельности железнодорожного транспорта и обеспечения его нормальной работы в условиях рынка.

Качество выполнения железнодорожных перевозок грузов всегда связано с работой железной дороги. Поэтому как заказчику, так  и исполнителю железнодорожных  перевозок грузов следует чётко знать, какими они обладают правами, и в каких случаях могут предъявлять претензии к железной дороге.

Самыми распространёнными  претензиями, возникающими во время  железнодорожных перевозок грузов, являются недостача товара, нарушение  сроков перевозки, повреждение контейнеров, которые принадлежат перевозчикам, необоснованное предъявление штрафов.

Спорных и конфликтных  ситуаций можно избежать, если правильно  оформлять железнодорожные перевозки  грузов. В договоре должны быть чётко  оговорены все условия перевозки, отдельно следует оформить отгрузочные документы. В этом может помочь компания, осуществляющая сопровождение груза. Если неприятность с грузом во время железнодорожной перевозки всё же произошла, следует немедленно составить коммерческий акт, в котором будут описаны все повреждения. Однако лучший способ избежать проблем - это воспользоваться услугами профессиональной компании, занимающейся железнодорожной перевозкой грузов.

 

Список использованной литературы и нормативных актов:

  1. Сборник правил перевозок грузов железнодорожным транспортом. М.: Издательский дом «Право и государство», 2003.

  1. Сборник нормативных актов по перевозке пассажиров, багажа грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте. М.: Контракт, 2002.

  1. Грузоведение, сохранность и крепление грузов / А.А. Смехов А.Д. Малов, А.М. Островский и др.; Под ред. А.А. Смехова. М.: Транспорт, 2007.

  1. Перепон В.П., Поликарпочкин П.В. Грузовая и коммерческая работа. Организация и управление. - М.: Транспорт, 2006.

  1. Управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте / А.А. Смехов, В.В. Повороженко, А.Т. Дерибас и др. под ред. А.А. Смехова. - М.: Транспорт, 2000.

  1. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте / П.С. Грунтов, Ю.В. Дьяков, А. М. Макарочкин и др.; Под редакцией П.С. Грунтова. - М.: Транспорт, 2004.

  1. Устав железных дорог СССР (в редакции постановлений Совмина СССР от  15.07.91 № 362).
  2. Закон СССР «О железнодорожном транспорте» от 15.04.91 г.
  3. Закон РФ «Транспортный Устав железных дорог РФ» от 8.01.98 № 2-ФЗ
  4. Правила перевозки грузов (в редакции указаний МПС РФ от 13.07.97 № В-699У)
  5. Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25.08.95 № 153-ФЗ
  6. Правила приема грузов к перевозке (утверждены Министерством путей сообщения СССР от 18.09.65 г.)
  7. Правила предъявления и рассмотрения претензий (утверждены Министерством путей сообщения СССР от 21.09.65 г.)
  8. Правила перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции, не в прямом международном сообщении (в редакции МПС от 22.01.91 г.)
  9. Положение «о Юридическом управлении Министерства путей сообщения РФ» от 15.02.94 № ЦЮ-232У
  10. Указания МПС РФ «О перевозке грузов на особых условиях» от 29.04.97 № 91У
  11. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (вступило в силу 1.10.51 г.)
  12. Гражданский кодекс РФ
  13. Бюллетень транспортной информации (подшивка за 1995-1998 гг.)
  14. Международная конвенция по перевозке грузов по железным дорогам (МГК) 1890 г.
  15. Соглашение о международных железнодорожных перевозках (COTIF) 1980 г.

Информация о работе Международные железнодорожные перевозки грузов