Международные отношения: сущность, виды, формы, уровни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 08:22, курсовая работа

Краткое описание

Причинами развития международных отношений являются:
1. Неравномерность экономического развития различных стран мира
2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах
3. Характер политических отношений
4. Различный уровень научно-технического развития
5. Особенности географического положения, природных и климатических условий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………4
1.СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ..5
2.КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………....9
3.ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………...10
4.ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………....12
5.УРОВНИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………….......13
6.ПРИНЦИПЫ………………………………………………………………………..14
7. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ…………….16
8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание мо.docx

— 55.15 Кб (Скачать файл)

Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.

Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ОТНОШЕНИЙ.

Из форм международных отношений выделяют политико-правовые, дипломатические, протокольные, организационные, торгово-экономические, финансовые, кооперативные, информационные, военно-стратегические (союзы, блоки, объединения). Особая роль принадлежит социальным формам международных отношений:

а) международное контакты, начиная с простейших международных связей субъектов для удовлетворения их социальных потребностей - научные конференции, симпозиумы, гастроли театров, отдельных актеров, выступления писателей, музыкантов, певцов и т.п.;

б) международное действие - совокупность актов одного субъекта ради изменения или поддержки взглядов, воли, поведения другого международного субъекта, то есть речь идет о митингах и демонстрациях у иностранных посольств и представительств, о резолюциях и петициях в отношении другого государства и т.д.;

в) международной взаимодействие - социальная взаимосвязь двух международных субъектов, когда действия одного из них вызывают ответные действия другого;

г) международная зависимость - форма связи между субъектами международных отношений, которая может быть объективной зависимостью как часть от целого и как результат преднамеренного действия одного международного субъекта на другой путем применения определенных средств и методов принуждения и давления.

 

 

 

 

 

 

 

5.  УРОВНИ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ОТНОШЕНИЙ.

Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).

По вертикали – масштабные уровни:

Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.

По горизонтали – групповые уровни:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

Для каждого из этих уровней в системе международных отношений характерно наличие общих черт и специфических различий, которые подчиняются общим и частным закономерностям. Здесь целесообразно выделить отношения внутри одного уровня и отношения между различными уровнями по вертикали и по горизонтали, накладывая их друг на друга.

 

 

6. ПРИНЦИПЫ

Современные принципы международных отношений закреплены в Уставе ООН и призваны стабилизировать международные отношения, ограничивая их определенными нормативными рамками. Они не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению. Они признаны всеми государствами и на них основываются все документы, фиксирующие международные соглашения и договоренности. К основным принципам относятся:

Принцип суверенного равенства государств: каждое государство обязано уважать суверенитет других участников международных отношений, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять государственную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику;

Принцип неприменения силы и угрозы силой, который означает, что все государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства;

Принцип нерушимости государственных границ, который сводится к трем элементам: признание уже существующих границ, отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем, отказ от любых других посягательств на границы;

Принцип территориальной целостности государства гласит, что государства должны воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства, территория государства не должна быть объектом приобретения другим государства в результате угрозы силой или ее применения;

Принцип самоопределения народов и наций декларирует безусловное уважение права каждого народна свободно выбирать пути и формы своего развития;

Принцип сотрудничества гласит, что государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также должны поддерживать международный мир и безопасность.

В Уставе ООН зафиксированы также: Принцип невмешательства во внутренние дела государства; принцип мирного разрешения международных споров; Принцип всеобщего уважения прав человека; Принцип добросовестного выполнения международных обязательств;

Из перечисленных принципов можно сделать вывод, что основная идея внешнеполитической деятельности государства - мирное сосуществование и обеспечение коллективной безопасности. Интенсивное взаимодействие человека с природой, его вмешательство в природную среду способствовали выдвижению на одно из первых мест в международных отношениях наряду с задачей предотвращения ядерной войны, сохранение среды обитания человека, что может быть достигнуто только совместными усилиями всех стран и народов, поэтому указанная проблема становится одним из аспектов международных отношений, который рассматривается в качестве дополнительного принципа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ

Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса. 
Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику - в конкретные действия по его реализации. 
Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций. 
В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны. 
Из конкретных теорий внешней политики наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: "Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой"1. 
Приоритет национальных интересов служит двум задачам:  
1. Придает внешней политике общую ориентацию;  
2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.  
Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин "баланс сил", который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира - готовься к войне. 
Несмотря на множество теорий, гипотез, представлений в мировой общественной мысли, можно выделить две основные линии в объяснении причин коренных социальных преобразований, в том числе и войн между народами. 
Одни социологи стремятся объяснить причины социальных изменений, происходящих в человеческой истории, прежде всего внешними условиями, в которых живет общество и человек. По их мнению, человек сам по себе ни добр, ни плох, таким его делают обстоятельства. Другие - стремятся найти причины коренных социальных изменений, а равно и войн между народами в самом человеке, в присущей ему природе, в стремлении к насилию и агрессивности, перешедших к человеку от его животных предков. 
Существуют также представления, когда причины конфликтов и войн между народами кроются в недостатках сознания, что войны развязывались и велись глупыми людьми, что они связаны с бесчеловечными пережитками и анархической глупостью, перешедших к нам от животных. Конечно, нельзя отрицать тот факт, что многие социальные эксцессы в обществе, в том числе и войны - результат не только объективных, но и субъективных условий и вместе с тем и определенного уровня сознания, глупости и даже забитости людей. Нельзя игнорировать и то, что в настоящее время на мировой арене существуют еще социальные силы, которые стремятся решать спорные вопросы путем вооруженного насилия, продолжаются локальные войны и т.д. 
И все дело, разумеется, не столько в субъективных побуждениях людей, сколько в определенных объективных обстоятельствах. Иначе можно стать на позицию Ж-Ж. Руссо, который считал причиной частной собственности то, что в свое время не нашелся умный человек, который вырвал бы кол у оградившего свой участок земли и сказавшего, что "это - мое". Вся история при таком подходе теряет свой закономерный характер и превращается в историю либо человеческой мудрости, либо глупости. Это очень хорошо понимал великий русский историк В.О. Ключевский, который писал, что "исторический закон - строгий дядька незрелых народов и бывает даже его палачом, когда их глупая детская строптивость переходит в безумную готовность к историческому самозабвению"2. При этом не может не возникнуть вопрос: в силу каких причин человечество, несмотря на многочисленные призывы и заклинания к миру, с момента своего возникновения вело бесчисленные войны, в которых погибло более 3 миллиардов человек. В чем же причина такого кровопролития? Неужели все это представляло собой лишь результат человеческой глупости, коренилось в животных инстинктах, носило лишь отрицательный характер для общества? Но как же в таком случае быть с тезисом о том, что в истории ничего не происходит без крайней на то необходимости? 
Нам представляется, что одна из насущных задач современной теоретической мысли заключается в том, чтобы соединить, разумеется, не механически, а в органическом единстве все то рациональное, что содержится как в тех концепциях, которые во главу ставят социальные условия, так и в тех, которые исходят при объяснении исторических процессов из самого человека как основы всего. Иными словами, необходимо более широкое определение причинности, включающей не только внешние условия, но и самого человека. 
Основы как сотрудничества, так и зла, и вытекающие из этого конфликты и другие социальные эксцессы нельзя обнаружить ни в классах, ни в расах, то есть вне нас самих. Они заключены, как и сами классы и нации, не только в существующих вне нас условиях, но и в нашей природе. И для того, чтобы изменить мир, следует осуществлять коренные преобразования не только вовне, но и внутри самого человека. Нужно изменять не только условия, но и наши собственные предубеждения. 
Не случайно, что хотя Ленин и Ганди исходили из разных посылок, но в вопросах войны и мира они пришли к одинаковым выводам. Мир без войны - идеал социализма, говорил Ленин. Ганди также стремился к отказу от войны и обеспечению всеобщего мира. 
Исходя из всего этого, необходимо брать человека в определенных социально-природных условиях, т.е. рассматривать не только с позиции, определяющей роли способа производства материальных благ, но и способа производства всей общественной жизни, т. е. в единстве человеческого потенциала как основы способа производства материальных благ и той природной среды, в которой функционирует данное общество. Иначе говоря, человек как активное, самостоятельное, творческое существо должен рассматриваться в определенных социально-природных условиях. 
Конечно же, в конце ХХ века война не должна быть инструментом внешней политики, иначе нельзя гарантировать суверенное равенство всех государств, самоопределение народов в выборе пути развития, недопустимости захвата чужих территорий, установление справедливых и взаимовыгодных экономических и хозяйственных связей и т.п. 
Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности:  
1. Сдерживание возможной агрессии при помощи различных форм давления (экономических, политических, психологических и др.).  
2. Наказание агрессора путем применения против него конкретных практических действий.  
3. Политический процесс как способ достижения мирных целей без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т.п.). 
Среди основных целей внешней политики следует выделить, во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и др. потенциала страны и, в-третьих, рост ее престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией в мире. При этом деятельность государства во внешней политике должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и может стать тормозом на пути социального прогресса. 
К важнейшим функциям внешней политики государства относятся:  
1) Оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран.  
2) Представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства.  
3) Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами. 
Главным средством внешней политики является дипломатия. Этот термин греческого происхождения: диплома - сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам вместо ныне действующих верительных грамот, подтверждающих их полномочия. Дипломатия - это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач. Работники дипломатической службы, как правило, готовятся в специальных высших учебных заведениях, в частности, в России - это Московский государственный институт международных отношений и Дипломатическая академия. Дипломат - это должностное лицо государства, которое представляет его интересы за рубежом в посольствах или миссиях, на международных конференциях по внешней политике, по защите прав человека, имущества и граждан своего государства, временно находящихся за границей. Поэтому дипломат должен обладать искусством ведения переговоров с целью предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поиска консенсуса (согласия), компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям. 
К наиболее распространенным дипломатическим методам относятся официальные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне, конгрессы, конференции, совещания и встречи, консультации и обмен мнениями, подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных и межправительственных организаций и их органов, дипломатическая переписка, публикации документов и т.п., периодическое беседы государственных деятелей во время приемов в посольствах и миссиях. 
Внешняя политика имеет свой собственный конституционно-правовой механизм организации, главными определяющими которого являются обязательства данного государства, закрепленные в нормах международного права, созданного на основе взаимных уступок и компромиссов. 
Одним из важнейших принципов международного права и отношений между государствами стала их территориальная целостность. Это означает недопустимость каких-либо посягательств на территорию другого государства или насильственных мер, направленных против неприкосновенности его территории. Такой принцип основывается на правиле взаимного уважения территориальной целостности государств, тесно связан с их обязанностью воздерживаться от применения или угрозы применения силы, с правом любого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения извне. Это закреплено в Уставе Организации Объединенных Наций и в многочисленных межгосударственных соглашениях. В соответствии с Декларацией ООН от 1960 года о предоставлении независимости колониальным странам и народам каждый народ имеет неотъемлемое право на полную свободу осуществления своего суверенитета и целостность национальной территории. Поэтому любое насильственное удержание чужой территории или угроза захвата ее представляет собой либо аннексию, либо агрессию. И сегодня стало очевидным, что безопасность каждого народа неотделима от безопасности всего человечества. Таким образом, возникает проблема всестороннего осмысления нового построения мира и перспектив его развития. 
В политологии обычно используются два понятия: "мировой порядок" и "международный порядок". Они не идентичны. Первое охватывает более широкую сферу, так как характеризует не только внешние, но и внутриполитические отношения государств. Иначе говоря, это понятие помогает разрешить противоречия, возникающие в процессе функционирования международной системы, помогает упорядочить взаимодействие и взаимовлияние совершающихся в мире политических процессов. Второе понятие - "международный порядок" является основой мирового порядка, потому что оно требует интернационализации международных связей на базе укрепления мира и безопасности, на базе прогрессивного развития международного правопорядка, обеспечивающего суверенное равенство всех государств, больших и малых, самоопределения народов в выборе пути развития, установление справедливых экономических и хозяйственных отношений и т.д. 
При построении нового мирового порядка особое значение приобретают следующие факторы:  
во-первых, это высокий уровень развития техники коммуникаций, позволяющей превращать информацию в эффективный инструмент политического и идеологического влияния за внешними границами государств;  
во-вторых, это принципы так называемого "космического права", отличающиеся широким демократизмом и требующие мирного космоса без угрозы "звездных войн"; 
в-третьих, это утверждение правопорядка в мировом океане, поскольку почти три четверти нашей планеты покрыты водой. 
Названные факторы играют все большую роль во внешней политике различных государств, объединенных в мировое сообщество и заинтересованных в развитии международных отношений на принципах сотрудничества, взаимности, равенства и доверия, что может гарантировать безопасность каждому члену этого сообщества. 
8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

В последнее время внешняя политика России претерпела существенные изменения и характеризуется рядом особенностей. 
Изменение внешней политики России обусловлено изменением как внутренних, так и внешних условий, в которых находится наша страна. Что касается внутренних условий, то они связаны прежде всего с тем, что распался СССР, и на его развалинах образовалось 15 независимых государств. В связи с этим и позиции России на международной арене значительно ослабели в сравнении с бывшим СССР. Вместе с тем в России открылся новый объект внешнеполитической деятельности и политики (страны, входящие в СНГ, а также Прибалтики). 
Второе обстоятельство обусловлено тем, что в связи с проводимым процессом реформации экономической и политической жизни страна переживает значительные трудности экономического порядка, что не позволяет ей уделять столь большое внимание внешней политике, как это было прежде. 
Третье обстоятельство обусловлено тем, что в стране возникли межнациональные трения, конфликты и даже военные столкновения, о чем свидетельствуют недавние события в Чечне, что также требует переключения внимания в политике и политической деятельности. 
Наконец, четвертое обстоятельство, в какой-то мере уравновешивающее прежнее - это наличие в стране ядерного оружия, которое продолжает служить мощным фактором политики и воздействия на мировую обстановку. Резко изменились за последнее время и внешние условия развития нашей страны. Это нашло свое проявление в распаде мировой системы социализма, прекращении холодной войны, возникновении на месте двухполюсного мира - однополюсного и многополюсного, продвижении НАТО к границам России и т.д. 
Изменение традиционной роли, которую играла наша страна в системе международных отношений, смена ряда парадигм прошлого в системе внутреннего и внешнего положения требуют переосмысления многих подходов прежней политической мысли при рассмотрении современных процессов мирового развития. 
В чем конкретно состоят особенности социального, экономического и политического положения России на рубеже столетий, которые могут определить ее внешнеполитическую деятельность на ближайший период? 
Прежде всего, Россия продолжает занимать громадные пространства, которые в связи с уменьшением населения слабо заселены, что делает особенно уязвимыми ее границы, особенно на Востоке. К тому же Россия обладает огромными природными запасами, которые в 6 раз превосходят запасы США и в 16-17 раз Западной Европы, что создает возможность для активной внешней экономической деятельности и в то же время таит в себе определенную опасность поползновения на эти запасы со стороны враждебных сил. 
Большие трудности возникают и в связи с тем, что Россия фактически лишилась многих своих бывших территорий и выходов к морю, особенно на Юге и в Прибалтике. Это затрудняет ее экономические связи с внешним миром и требует поиска новых коммуникаций для налаживания взаимовыгодного сотрудничества с другими странами. 
Что касается международной обстановки, то с одной стороны, США и НАТО не заинтересованы в окончательном низведении России до второразрядного государства, а с другой - не отказываясь от прежней гегемонистской политики, они всячески стремятся ее ослабить и даже более того, расчленить. 
Если сюда добавить резкое падение экономического уровня, внутренние межэтнические конфликты и противоречия, приближение НАТО к границам, наличие непредсказуемого мусульманского мира на Юге, то станут понятны сложности и трудности внешнеполитической деятельности России в новых условиях. 
Большие проблемы обеспечения безопасности России связаны с положением на Востоке страны, где находятся огромные территории, в то же время заселенные малочисленным населением, причем в Китае количество населения приходит во все большее противоречие с его территориальной недостаточностью. 
Таким образом, в последнее время усилился дисбаланс территории, природных богатств и населения России. Возникшее несоответствие может породить и уже порождает многочисленные претензии к России со стороны других стран на Западе, Востоке и на Юге. 
Качественные изменения геополитической и военно-стратегической ситуации в мире требуют радикального и комплексного переосмысления всей внешнеполитической линии, основанной на биполярном балансе. Сложившееся несоответствие в геополитической и демографической области требует своей компенсации, в том числе и путем внешнеполитической деятельности. 
Проблемы формирования новой государственности в России с точки зрения ее роли в мировом политическом процессе нельзя рассматривать без учета взаимозависимости основных субъектов международных отношений. Этим объясняются и некоторые особенности ее внешней политики, а также и особенности ее роли, которую она играет в международном сообществе. 
Во-первых, на ускорении развития мирового исторического процесса очень серьезно сказался распад СССР и формирование на большей части его территории Содружества независимых государств. При дальнейшем развитии событий это может привести к возникновению нового международного образования по типу европейского сообщества. Кроме того, такое положение привело к изменению некоторых приоритетов, основных целей и ориентиров во внешней политике России и ее поведения в мировом сообществе народов. 
Среди приоритетов внешней политики России центральное место сегодня занимают ее отношения не с США, Японией, Францией, Англией, Европой в целом, а с Германией. Как это ни парадоксально, но между двумя странами - непримиримыми противниками во второй мировой войне, которая принесла огромные жертвы и разрушения для обеих сторон, установились взаимовыгодные связи в экономической, научно-технической и даже в военной сферах. 
Непосредственная угроза развязывания прямой агрессии против России сейчас значительно снизилась, но она все же не потеряла своей актуальности. В связи с этим можно определить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные интересы безопасности Российской Федерации. 
К долгосрочным интересам безопасности относятся:  
а) проведение такой внешней политики, которая способствует сохранению общей стабильности в мире, чтобы не допускать локальных или межрегиональных вооруженных конфликтов;  
б) предотвращение или ликвидация любых очагов напряженности вблизи территории России;  
в) установление и сохранение нормальных отношений со всеми государствами, независимо от общественного строя и политического режима, царящего в них;  
г) укрепление и развитие миротворческих возможностей России по линии ООН и других международных организаций в целях быстрого политического урегулирования конфликтов, которые могут перерасти в вооруженные столкновения;  
д) восстановление в полной мере международного престижа России как правопреемника СССР, признанного мировым сообществом. 
Среди среднесрочных интересов безопасности России особое внимание заслуживают нормализация и стабилизация обстановки в ближнем зарубежье. Речь идет о том, что создание единого экономического пространства требует немедленного решения вопросов о границах как между государствами СНГ, так и по всему периметру бывшего Советского Союза. Без этого невозможно избежать экономических диверсий, роста преступности, коррупции и т.п. 
К краткосрочным интересам безопасности России относятся решение проблем после гражданской войны в Чечне, а также недопущение локальных конфликтов вдоль юго-западных и южных границ бывшего СССР, где проявилось противостояние на религиозной, националистической или клановой основе. Для этого необходимо координировать со странами СНГ как общую внешнюю политику, так и конкретные действия по обеспечению взаимной безопасности. 
Систему приоритетов во внешней политике России составляют ряд факторов, которые определяют реализацию ее международных интересов. Это прежде всего кардинальное изменение геополитического положения России, ставшей самостоятельным субъектом международных отношений после распада Советского Союза. Численность населения и ее экономический потенциал составляют сегодня около 60 процентов от бывшего СССР, а территория - 76 процентов. Но Россия не просто уменьшилась в размерах и по населению, а оказалась в принципиально новом внешнем окружении с запада и с юга, где расположены бывшие советские республики. Но границы с ними очень условны, прозрачны и почти не охраняются, так как для этого требуются значительные материальные и людские ресурсы. Второй фактор состоит в том, что Россия, оставаясь одной из ведущих держав мира в силу гигантских масштабов, богатых природных ресурсов и неограниченного интеллектуального потенциала, пока не в состоянии определять ход мировых событий. Являясь постоянным членом Совета безопасности ООН, Россия стремится удержать свои позиции великой мировой державы. То же самое относится к ее внешнеполитической работе и в других международных организациях. 
Поскольку Москва не в состоянии, как прежде, соперничать с Вашингтоном за мировое лидерство, то она пропагандирует теперь идею многополярности в международных отношениях. А достижение многополярности опять же требует сбалансированного подхода к различным блокам и странам, невзирая на их идеологическую расцветку (в отличие от периода 1991-1992 гг., когда Россия активно подыгрывала Западу в распространении в мире "демократического евангелия"). 
Способствование продвижению мирового сообщества к многополярности и составляет суть внешнеполитической стратегии России на рубеже столетий. Российский истэблишмент уверовал в то, что международные отношения станут более благоприятными и удобными для всех, если вместо американской гегемонии они будут определяться целой группой силовых центров, в том числе, конечно, и Москвой. 
В целом в Москве отдают отчет в сложности переходного периода к новой мировой системе. Для упорядочения этого процесса Кремль предлагает всем участникам международных отношений соблюдать ряд условий. 
Во-первых, не допускать новых разделительных линий в мировой политике. Европу не следует делить на зону НАТО и зону, где находятся государства, не входящие в эту организацию. Опасны разговоры о противостоянии цивилизаций, особенно о "мусульманской угрозе современной Европе", только на том основании, что в исламском мире активизировались экстремистские группировки. 
Во-вторых, по мнению Москвы, в переходный период необходимо отказаться от попыток выделять победителей и проигравших в холодной войне. Российская демократия отнюдь не чувствует себя проигравшей. Напротив, она - победитель, сломавший тоталитарную коммунистическую систему в СССР, и не потерпит высокомерного к себе отношения. 
В-третьих, Россия требует демократизации международных экономических отношений. Кремль осуждает использование экономических рычагов для достижения эгоистических целей политического характера (американские санкции против торговых партнеров Кубы, экономическая блокада Ирана и Ливии). Осуждение, естественно, вызывает дискриминация российского экспорта10. 
Особое значение придается российским правительством четвертому условию создания стабильного многополярного мира - тесному сотрудничеству международного сообщества в решении актуальных задач, среди которых выделим следующие: 
урегулирование конфликтов; 
дальнейшее сокращение вооружений и осуществление мер доверия в военной области; 
укрепление гуманитарных и юридических аспектов безопасности; 
оказание помощи и поддержки странам, испытывающим различные трудности в развитии. 
Россия продолжает оставаться в рядах поборников сокращения всех видов вооружений и мер доверия в военной области. Наша страна одной из первых присоединилась к Договору о полном запрещении ядерных испытаний и придает важнейшее значение тому, чтобы этот документ подписали все страны, имеющие ядерный потенциал. Соответствующий нажим оказывается в том числе и на Индию и Пакистан, осуществившие в мае 1998 г. взрывы ядерных устройств. 
Российский парламент так и не ратифицировал Договор СНВ-2, главным образом "в отместку" за деятельность НАТО. Тем не менее, российское правительство готово к продолжению переговоров по сокращению стратегических вооружений (СНВ-3) с учетом общей международной ситуации, а также того обстоятельства, что уничтожение имеющихся запасов - дорогая процедура, и поэтому необходимо соразмерять его темпы с финансовыми возможностями. Растущее беспокойство вызывает в Москве желание Вашингтона создать новую противоракетную систему, что грозит разрушить все прежние достижения в области ограничения и сокращения ядерных вооружений. Среди других приоритетов Москвы в разоруженческой сфере - модернизация Договора об обычных вооруженных силах в Европе, в частности снижение групповых и национальных потолков для армий стран континента, введение ограничений на размещение войск на иностранной территории и др. 
Проблема перехода к новому международному порядку приобрела наиболее актуальный характер на Европейском континенте. Система региональной безопасности, сложившаяся там в годы холодной войны, фактически распалась. Перестал существовать восточный блок во главе с СССР, на карте Европы появились многочисленные новые государства, и принцип незыблемости границ, гарантированный Хельсинкскими соглашениями, оказался размытым. НАТО пытается играть роль гегемона в европейских делах, не гнушаясь при этом по собственному усмотрению применять силу. 
В этой связи, как убеждены в Москве, возникает необходимость взяться за создание новой системы безопасности в Европе. Согласно разработкам российских дипломатов в систему всеобъемлющей безопасности в Европе должны войти ООН, ОБСЕ, Европейский союз, Европейский совет, СНГ и др. Причем основным "приводным ремнем" системы предпочтительно сделать ОБСЕ, ибо эта организация универсальна, охватывает все европейские государства и продемонстрировала свою эффективность в годы холодной войны. ОБСЕ, однако, не будет стоять над другими организациями или подменять их. 
Что касается НАТО, то Россия проявила готовность сосуществовать с ней. Подписанный в 1997г. Основополагающий акт создает адекватную базу для нормальных и даже партнерских отношений между Россией и Североатлантическим союзом, но только при условии, что НАТО начнет реформироваться, избавляясь от наследия холодной войны. Пока же своевольные действия этой организации лишь усиливают напряженность на континенте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Подводя итоги по теме курсовой работе, можно сделать основные выводы. 
1. Содержание и направленность внешней политики любого государства обусловливаются природой его общественного строя и существующим политическим режимом. 
2. Интернационализация современных международных отношений требует сохранения и укрепления мира, безопасности и справедливости во имя жизни нынешнего и будущих поколений землян. 
3. Смещение приоритетов во внешней политике России произошло из-за глубокого социально-политического и экономического кризиса, поразившего страну после распада Советского Союза. Современные международные отношения невозможно представить без активного участия в них России, которая всячески стремится укрепить свои позиции ведущей державы мира.  
Важнейшие проблемы внешней политики России в современных условиях должны решаться не только путем активизации внешнеполитической деятельности, но и успешного решения экономических и социальных проблем внутри страны. В современных условиях даже мощная армия не может компенсировать внутреннюю слабость государства. Надежная безопасность обеспечивается все больше и больше не столько армией, сколько развитием эффективной экономики, прочностью социальных и политических структур. В связи с этим необходимо, как никогда, обратить внимание на упорядочение экономики и достижение высоких показателей в ее развитии. А это в свою очередь придаст новый импульс внешнеполитической деятельности, повышению авторитета России на международной арене. Вместе с тем необходимо добиваться преодоления в стране межнациональных конфликтов и укрепления внутренней прочности государства. Если эти задачи не будут решены, то Россию могут ждать новые, еще более тяжелые и даже трагические последствия. 
Почти все XX столетие прошло под знаком глубокого противоборства двух общественных систем - капитализма и социализма. В результате драматических событий конца 80-х - начала 90-х гг. двухполюсный мир распался. Он все более стал превращаться в многополюсный. В нем появились новые очаги цивилизации в виде Объединенной Западной Европы, Японии, Китая, мусульманских стран со своими интересами и тенденциями. В отличие от биполярности, где существовал значительный отрыв ряда государств мира от всех остальных, для многополюсности или многополярности характерна примерная сопоставимость возможностей одновременно нескольких государств мира. В биполярном мире одной стране труднее обеспечить свое мировое господство. В таких условиях особую роль приобретает сбалансированность интересов различных народов и государств. Роль важного гаранта "сбалансированного мира" могла бы играть в таких условиях Россия, расположенная на евразийском пространстве. 
При проведении внешней политики следует учитывать опасность как союза с Западом против так называемого "исламско-конфуцианского блока" или Китая, так и союза с Востоком против Запада. Необходим поиск компромиссных решений на пути сплочения мирового сообщества и обеспечения самостоятельности страны в мировой политике.

Информация о работе Международные отношения: сущность, виды, формы, уровни