Международные финансовые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 16:30, реферат

Краткое описание

После Второй мировой войны расстройство международной и национальных валютно-кредитных систем и крайне тяжелое положение в народном хозяйстве воюющих стран обусловили необходимость мобилизации национальных финансовых ресурсов этих государств и принятия коллективных мер для ликвидаций последствий войны. В этих целях на международной валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), было принято решение об образовании в качестве специализированных органов ООН Международного валютного фонда (МВФ) — для восстановления и стабилизации международной и национальных валютно-финансовых систем и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) - для содействия частному капиталу в расширении инвестиционного кредитования.

Вложенные файлы: 1 файл

Международный бизнес (реферат).doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Белорусский национальный технический университет

Факультет маркетинга, менеджмента, предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Международный бизнес»

 

 

На тему: Международные финансовые организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил : Студент группы 105511                                                 Петраш П.И.

Проверил:   Преподаватель                                                              Петренко Д.В.                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

После Второй мировой войны расстройство международной и национальных валютно-кредитных систем и крайне тяжелое  положение в народном хозяйстве воюющих стран обусловили необходимость мобилизации национальных финансовых ресурсов этих государств  и принятия коллективных мер для ликвидаций последствий  войны.  В  этих  целях  на   международной   валютно-финансовой конференции ООН,  состоявшейся  в  1944  г.  в   Бреттон-Вудсе  (США), было принято решение об образовании в качестве специализированных органов ООН Международного валютного фонда (МВФ) —  для  восстановления  и  стабилизации международной и  национальных  валютно-финансовых  систем  и  Международного банка реконструкции и развития (МБРР) - для содействия частному  капиталу  в расширении инвестиционного кредитования.

По  мере  стабилизации  национальных   хозяйств   европейских   стран, расширения  международных   экономических   связей   и   интернационализации хозяйственной жизни в мире происходили изменения в деятельности МВФ и  МБРР. Эти международные организации  стали  больше  уделять  внимания  организации помощи странам по преодолению возникающих кризисных  явлений  и  структурной перестройке  их  экономики,  а  также   значительно   расширили   финансовое содействие  странам,  получившим  государственную  независимость,  в   целях ускорения темпов их экономического развития.

Возросший  круг  вопросов  в   валютно-кредитной   области,   как   на международной арене, так и в отдельных регионах,  который   необходимо  было решать  мировому  сообществу,   также   вызвал    потребность   в   создании региональных банков долгосрочного кредитования.

В результате если в довоенные годы существовал лишь Банк международных расчетов в Базеле (Швейцария), то  в  настоящее  время  функционирует  целая система международных валютно-кредитных организаций как глобального,  так  и регионального  характера  (Азиатский  банк  развития,  Межамериканский  банк развития,  Африканский  банк  развития,  Европейский  банк  реконструкции  и развития и др.).

 

1. МВФ

Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью–Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое является его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.

Вступление в МВФ.

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты обсуждается комитетом "Участников" (membership) Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей Соглашения.

Кредитная деятельность МВФ.

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия:

1) сделка (transaction) - предоставление  валютных средств странам из  его ресурсов:

2) операция (operation) - оказание  посреднических финансовых и  технических услуг за счет  заемных средств.

МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты в обмен на эквивалентное количество национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвергируемыми валютами. Вследствие этою МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы “под залог” соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно.

Специальные фонды. 

В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного  и непредвиденного кредитования  предназначен для кредитования  стран-членов МВФ, у которых дефицит  платежного баланса обусловлен  внешними, не зависящими от них  факторами. В их числе: стихийные  бедствия, непредвиденное падение  мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах. появление товаров-заменителей и т.п.

2. В июне 1969 г. создан Фонд  кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи  странам, участвующим в создании  подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс.

3. С 1989 г. функционирует Фонд  финансовой поддержки операций  по сокращению и обслуживанию  внешнего долга. Это объясняется  активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил  Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на  страны, осуществляющие переход  к рыночной экономике путем  радикальных экономических и политических реформ. Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих этих явлений.

Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников. К временным специальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976 гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры нефти. Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-- -1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55 стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была передана развивающимся государствам пропорционально их квотам:

3) Фонд дополнительного  кредитования или фонд Виттевеена-по  имени директора-распорядителя МВФ; время действия 1979-1984 гг. Цель этого фонда — предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда Виттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов 13 стран-членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого фонда получили 26 стран.

4) Фонд расширенного доступа  к ресурсам МВФ; преемник фонда  дополнительного кредитования, функционировал  в 1981-1992 гг. Цель фонда предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот фонд использовался в тех случаях, когда страна нуждалась в средствах в больших размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках четырех кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на более продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер при большем периоде погашения кредита. Источником ресурсов фонда являлись собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у других стран. В связи с увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд прекратил свою деятельность в ноябре 1992 г.;

5) Фонд структурной перестройки (с марта 1986 г.): предоставляет льготные кредиты беднейшим развивающимся странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса в целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и структурной перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение 10 лет; т рационный период до 5'/2 лет. Лимит кредитов — до 50% квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) — погашение кредитов, предоставленных доверительным фондом;

6) Расширенный фонд структурной  перестройки; с декабря 1987 г. предоставляет  кредиты за счет как неиспользованных  ресурсов фонда структурной перестройки, так и специальных займов и  пожертвований (6 млрд. СДР). По своим целям и механизму функционирования этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам, включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю 1993 г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР). Страна-член имеет возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).

Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц.

 

2. МБРР

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1946 г. в соответствии с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. 28 стран подписали  "Статус соглашения о Международном банке реконструкции и развития", который был разработан на конференции Организации Объединенных наций по валютно-финансовым вопросам. Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк как специализированное учреждение ООН входит в систему Объединенных Наций.

Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в России. По данным на 1996 год 180 государств являются членами МБРР. Членство открыто только для членов МВФ в то время и на тех условиях, которые определяются банком. Каждая страна - член МБРР должна стать подписчиком его капитала, причем минимальная доля вносимого капитала определяется банком. Россия вступила в МБРР в 1992 году.

Информация о работе Международные финансовые организации