Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 06:18, реферат
Активизация в современном мире, и прежде всего в Западной Европе, интеграционных процессов является важным фактором для формирования международного рынка труда. Европейским союзом в настоящее время достигнута высокая степень объединения национальных рынков труда. Начиная с 1992 года, все работающие по найму в странах ЕС получают единый документ о занятости, в котором указываются работодатель, место и продолжительность работы, величина вознаграждения и его условия, а также вид социального страхования. Обратная сторона этого процесса - значительная сложность при трудоустройстве в странах ЕС для иммигрантов из других стран.
Введение 2
1. Понятие международного рынка труда и условия его формирования 4
1.1 Международный рынок труда и его виды 4
1.2 Особенности и последствия формирования рынка труда 7
1.3 Формирование единой системы легального экспорта-импорта
рабочей силы 9
2. Международная мобильность рабочей силы 10
2.1 Понятие «мобильность рабочей силы» в макроэкономике 10
2.2 Мобильность труда, не связанная с миграцией 11
2.3 Глобализационный аспект мобильности рабочей силы 12
3. Структура и динамика международного рынка рабочей силы 13
3.1 Современное состояние международного рынка рабочей силы 13
3.2 Прогноз развития на ближайшие годы 17
4. Экспорт рабочей силы из России 19
4.1 Общие особенности экспорта рабочей силы из России 19
4.2 Конкурентоспособность российской рабочей силы 21
Заключение 22
Список литературы 25
Содержание
Активизация в современном мире, и прежде всего в Западной Европе, интеграционных процессов является важным фактором для формирования международного рынка труда. Европейским союзом в настоящее время достигнута высокая степень объединения национальных рынков труда. Начиная с 1992 года, все работающие по найму в странах ЕС получают единый документ о занятости, в котором указываются работодатель, место и продолжительность работы, величина вознаграждения и его условия, а также вид социального страхования. Обратная сторона этого процесса - значительная сложность при трудоустройстве в странах ЕС для иммигрантов из других стран.
Почему же во всем мире такое внимание уделяется миграции трудовых ресурсов? Можно даже говорить об определенном круге государств, как бы “специализирующихся” на этом виде внешней экономической деятельности. Ведущее место среди них занимают Югославия, Пакистан, Турция, Египет и Филиппины. В последнее время к ним присоединились Польша, Израиль, Испания и Португалия.
Самое главное: экспорт
рабочей силы приносит государствам-экспортерам
немалые доходы от перевода средств
мигрантов на родину. Ведь суммы
переводов могут достигать
В конкретных цифрах это выглядит еще внушительнее: за 1986-99 годы 37 стран имели ежегодные поступления по статье “переводы работающих за рубежом” в размере более $100 млн. У 4 стран (Алжир, Бангладеш, Иордания, Колумбия) этот показатель колеблется от $500 млн. до $1 млрд. ежегодного дохода. У 15-ти стран среднегодовой доход от экспорта рабочей силы превышает $1 млрд. Кроме того, по некоторым оценкам исследователей, реальные доходы страны-экспортера рабочей силы в два раза выше декларированных, поскольку мигранты, возвращаясь на родину, как правило, привозят с собой ценности и сбережения, технические новшества, оборудование.
Актуальность рассмотрения данной темы как раз и заключается в том, что Россия имеет реальную возможность пополнить свой бюджет, включившись в мировую практику. По данным Международного валютного фонда, по средней норме прибыльности, экспорт товаров в среднем приносит 20% дохода, тогда как экспорт услуг - 50%!
Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды долларов ежегодно, многие государства, естественно, поддерживают свою экспортную специализацию, ставшую для них не только одним из основных источников валютных поступлений, но и способом поддержания социальной стабильности, не требующим, что важно, затрат государственных средств. Кроме того, развитие экспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты. Например, Турция и бывшая Югославия смогли сделать свою валюту конвертируемой в значительной степени благодаря тому, что их платежные балансы постоянно ориентировались на пополнение за счет переводов средств мигрантов из-за рубежа.
Целью данной работы является рассмотрение функционирования международного рынка рабочей силы и отдельных его аспектов (структуры, динамики и т.д.), а также особенностей включения в этот процесс нашей страны.
Массовая миграция стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ века. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др.
Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок труда - форма существования трудовой миграции. Он является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.
Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей. Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы.
Формирование международного
рыка труда - свидетельство того что
процессы мировой интеграции не только
идут в экономической и технологичес
Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким образом, формирующийся международный рынок труда - это не ординарное экономическое явление, а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации.
Сейчас совершенно определенно
образовались и функционируют пять
крупных международных
Образование международного рынка труда осуществляется двояко: 1) через миграцию (физическое перемещение) капитала и труда и 2) путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование "общего рынка труда"), когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные перегородки между ними. В ряде случаев, соединение капитала и труда может происходить и без их физического перемещения, когда в ход пускаются системы телекоммуникаций.
Движение рабочей силы
на международном рынке труда
осуществляется в виде трудовой миграции,
типологию которой можно
Регулярная миграция, в свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного срока.
Исследуя кадры потенциальной
международной миграции исследователи
пришли к выводу, что они представлены
в целом более молодыми, профессионально
подготовленными, экономически активными,
но социально обделенными
Следует иметь в виду,
что отнесение тех или иных
последствий международной
Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы лежит в основе определения направленной государственной и региональной политики и построения системы регулирования этого процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях.
Таблица 1. Последствия международной миграции рабочей силы
Позитивные |
Негативные | |
Страна-экспортер рабочей силы |
1. Приобретение работником новой квалификации |
1. Потеря квалифицированной рабочей силы |
2. Сокращение дефицита платежного баланса |
2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу | |
3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда |
3. Переориентация капитальных
вложений с освоения | |
4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства |
4. Рост инфляции | |
Страна-импортер рабочей силы |
1. Облегчение структуры региональных сдвигов |
1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии |
2. Содействие вертикальной мобильности местных работников |
2. Осложняет ситуацию на | |
3. Снижение стоимости
рабочей силы, общих издержек, связанных
с сокращением численности |
3. Увеличиваются расходы
на содержание безработных | |
4. Торможение роста
цен, благодаря склонности |
||
5. Повышение качества
рабочей силы путем отбора
более молодых, |
Асимметрия рынков труда на макро- и мега уровне, вызванная структурной деформацией экономик депрессивных регионов, актуализирует проблему экономической целесообразности профессиональной диверсификации рабочей силы и стимулирования роста её мобильности в рамках интенсификации мировых интеграционных процессов и формирования институтов международного трудового посредничества.
Дисбаланс в удовлетворении
потребностей национальной (региональной,
муниципальной) экономики зарубежной
рабочей силой в немалой
В последние годы все
больше внимания уделяется проблеме
создания универсальной организационно-
Активно развиваются исследовательские направления, связанные с вопросами формирования и функционирования международного рынка труда. Расширяются междисциплинарные связи данной проблематики. Во всем мире существуют соответствующие структуры, занимающиеся многоаспектным регулированием вопросов МРТ(соответствующие подразделения ООН,МОТ,МОМ и ряд иных региональных организаций).
В середине 90-х данная проблема получает признание и в России, и связана прежде всего с принятой в 1996 г. Концепцией государственной миграционной политики, заимствующей опыт ведущих зарубежных стран. Однако вопрос создания Единой системы легального экспорта-импорта рабочей силы (ЕСЛЭИРС) в должной мере не разрабатывался ни в научном, ни в практическом плане. Создание в московском регионе в начале 1998г. года Ассоциации фирм-экспортеров рабочей силы московского региона заинтересовало специалистов многих других регионов .Этот интерес ограничивался в основном институциональным аспектом проблемыю.
ЕСЛЭИРС представляет собой
иерархию концептуально-м тодологических
компонент и организационно-