Межнациональные конфликты в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:19, доклад

Краткое описание

Жизнь и практика показывают, что межнациональные конфликты относятся к числу наиболее сложных, запутанных, затяжных и трудно регулируемых явлений общественной жизни. Во многих полиэтнических странах они по своим масштабам, продолжительности и интенсивности значительно превосходят иные формы социальных конфликтов (политические, экономические, трудовые, семейные и др.). Считается, что именно межнациональный конфликт предстает наиболее фундаментальным явлением в истории человечества, а остальные виды конфликта играют второстепенную роль. Причина здесь в особой значимости этнической идентификации в жизни человека и общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Межнациональные конфликты - Доклад.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

 

Жизнь и практика показывают, что межнациональные конфликты относятся к числу наиболее сложных, запутанных, затяжных и трудно регулируемых явлений общественной жизни. Во многих полиэтнических странах они по своим масштабам, продолжительности и интенсивности значительно превосходят иные формы социальных конфликтов (политические, экономические, трудовые, семейные и др.).

Считается, что именно межнациональный конфликт предстает наиболее фундаментальным явлением в истории человечества, а остальные виды конфликта играют второстепенную роль. Причина здесь в особой значимости этнической идентификации в жизни человека и общества.

Особенностью современного этапа протекания межнациональных конфликтов является их резкая эскалация и перерастание в очаги вооруженного экстремизма и международного терроризма, что представляет непосредственную опасность для суверенитета и целостности России.

Таким образом, важной задачей изучения сегодня межнациональных конфликтов является поиск наиболее эффективных путей регулирования конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях и предотвращения таких крайних, насильственных форм конфликтного поведения, которые представляют угрозу жизни, правам и собственности людей.

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира.

в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике Российской Федерации.

На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:

  • высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;
  • размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;
  • правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;
  • сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;
  • недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;
  • распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;
  • недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;
  • недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;
  • влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Нельзя допускать, чтобы возникающие конфликты на почве межнациональных отношений перерастали в противоборство. Эти конфликты нельзя гасить силами правопорядка. Необходима серьезная разъяснительная и воспитательная совместная работа местных властей и представителей диаспор.

В основу государственной национальной политики должен быть положен принцип приоритетных мирных политических средств разрешения межэтнических конфликтов. Однако это не исключает того, что государство может, да и обязано для немедленной локализации военных столкновений, разоружения незаконных вооруженных формирований, пресечения деятельности организаций и лиц, призывающих к насилию, использовать все законные средства, включая и силу, в том числе военную.

Необходимо серьезно работать над  формированием государственной  идеологии и общественного сознания нового российского общества. Это  позволит избежать негативных проявлений в межнациональных и межрелигиозных отношениях.

Следует прививать людям, особенно подрастающему и молодому поколению, уважение к религии и традициям других народов, терпимость к особенностям их быта, культуры и характера.

Необходимо поставить  под официальный запрет негативную характеристику целым народам и  нациям, к которой еще прибегают  некоторые представители законодательной  и исполнительной власти на местах, используя в своих популистских целях конфликты на бытовом уровне. Это следует считать преступлением, за которое должна быть законодательно установлена самая суровая ответственность.

Недопустимо выпячивание  национальной принадлежности в качестве аргумента при предъявлении обвинения  в еще не доказанном правовом проступке или преступлении, что очень часто наблюдается в практике правоохранительных органов.

Известно много примеров, когда мигранты нарушают правовые и  поведенческие нормы, но это относится  к вопросам правопорядка и ко всем гражданам России, независимо от их национальной принадлежности. Нельзя допускать такие нарушения в правовом поле, которые потом оцениваются обществом как гонение на представителей отдельно взятой нации.

Большое значение для  обеспечения стабильности и гармонизации межнациональных отношений имеет позиция СМИ и деятелей культуры: писателей, режиссеров, сценаристов.

Во-первых, необходимо перестать  культивировать термин «лицо кавказской национальности», поскольку, с одной  стороны, оно стало синонимом  оскорбления целых народов, населяющих нашу страну, а с другой – его использование работает на противопоставление одной нации другой, то есть на разобщение народов России.

Во-вторых, в СМИ зачастую тенденциозно, однобоко и негативно  преподносятся события, происходящие в республиках Северного Кавказа. В некоторых изданиях появились «крупные» специалисты по чеченской проблематике. Очень печально, что, помимо лжи, эти «деятели и сеятели вражды» позволяют себе серьезные оскорбления уважаемых людей, официальных представителей республик Северного Кавказа, включая Героев России. Это может привести к серьезным негативным последствиям для всего российского общества.

В-третьих, в литературе и кинематографе уже десятилетие  пестуется негативный образ целого народа. В сюжетной основе лежат  две чеченские войны. Оценку этой общенародной трагедии, унесшей жизни представителей многих национальностей, еще даст история. Но для чего нужно смаковать «зверства» представителей одной нации и демонстрировать героизм другой? Это лишь разжигает межнациональную ненависть в людях.

Получается, что ради массовых тиражей и сиюминутной славы наши писатели и режиссеры не задумываются о последствиях распространения своей «античеченской продукции».

Сегодня как никогда необходимы государственные целевые федеральные и региональные программы, ориентированные на решение проблем межнациональных и межэтнических отношений в российском обществе. Наряду с другими актуальными вопросами официальной национальной политики в рамках этих программ особое внимание должно уделяться проблемам регулирования рынка труда на местном уровне и легализации трудовой деятельности мигрантов.

Преодоление указанных негативных факторов связано с возникновением новых задач и приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, решать которые предполагается, руководствуясь Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Необходимо, чтобы национальная политика была облечена в форму авторитетных правовых документов, имела статус уровня федеральной законодательной нормы. Государственная национальная политика должна иметь свой правовой механизм регулирования в виде соответствующих федеральных и региональных законов.

19 декабря 2012 г. Указом Президента РФ была утверждена «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года - система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

Основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, по-прежнему являются:

  • сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;
  • обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;
  • создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
  • поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.

Информация о работе Межнациональные конфликты в России