Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:55, реферат
Мемуары не тождественны ни автобиографии, ни хронике событий, хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить исторический контекст собственной жизни, описывает свои действия как часть общего исторического процесса. В автобиографии же («Исповедь курильщика опиума», «Исповедь» Руссо) упор сделан на внутренней жизни автора и на развитии его личности. От хроник современных событий мемуары отличаются субъективностью — тем, что описываемые события преломляются через призму сознания автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами.
Введение:
1.Мемуары.Понятие мемуаров.
2.Метод контент анализа.
3.Проблема подлинности и достоверности источников.
4.Мемуары И.В.Сталина
5.Письма И.В.Сталину.
6.Источниковедение. Понятие источниковедение.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт межкультурных коммуникаций и международных отношений.
РЕФЕРАТ
по дисциплине: "Введение в специальность"
на тему: "Мемуары, как источник изучения международных
отношений".
Выполнил: |
Белгород 2013 г.
Введение:
1.Мемуары.Понятие мемуаров.
2.Метод контент анализа.
3.Проблема подлинности и достоверности источников.
4.Мемуары И.В.Сталина
5.Письма И.В.Сталину.
6.Источниковедение. Понятие источниковедение.
1.Мемуары. Понятие мемуаров.
Мемуары(воспоминания) – это записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.
Мемуары не тождественны ни автобиографии, ни хронике событий, хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить исторический контекст собственной жизни, описывает свои действия как часть общего исторического процесса. В автобиографии же («Исповедь курильщика опиума», «Исповедь» Руссо) упор сделан на внутренней жизни автора и на развитии его личности. От хроник современных событий мемуары отличаются субъективностью — тем, что описываемые события преломляются через призму сознания автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами.
Многие мемуары написаны лицами, игравшими видную роль в истории (Уинстон Черчилль, Шарль де Голль, Екатерина II). Они могут обнимать значительный период времени (иногда всю жизнь автора), соединяя важные события с мелкими подробностями повседневной жизни. В этом отношении мемуары служат историческим источником первостепенной важности. Мемуаристы (не всегда осознанно) стараются представить себя перед потомством в выгодном свете, оправдать свои неудачи и похождения, что неизбежно ставит перед историком вопрос о достоверности изложенного. К примеру, расхожие представления о Челлини как о редкостном ловкаче и о Казанове как о неотразимом повесе восходят исключительно к их мемуарным запискам и другими историческими источниками не подтверждаются.
Для изучения
международных отношений
Значительное место в исследовании мировой политики и международных отношений принадлежит методу наблюдения. Прежде всего мы видим, а затем оцениваем события, происходящие в сфере международной политики. В последнее время специалисты все чаще прибегают к инструментальному наблюдению, которое осуществляется с помощью технических средств. Например, наиболее важные явления международной жизни, такие как встречи лидеров государств, международные конференции, деятельность международных организаций, международные конфликты, переговоры по их урегулированию, мы можем наблюдать в записи (на видеопленке), в телевизионных передачах.
Более фундаментальны и информативны аполитические исследования, выполненные на основе собственного дипломатического и политического опыта. К их числу можно отнести, например, работы известного в прошлом американского политического деятеля Генри Киссинджера, занимавшего в 1970-1980-е гг. ответственные посты в администрации США.
Важную информацию о внешней политике государств, о мотивах принятия внешнеполитических решений и той или иной международной ситуации можно получить, изучая соответствующие документы, Метод изучения документов играет наибольшую роль в исследовании истории международных отношений, но для изучения текущих, актуальных проблем международной политики его применение ограничено. Дело заключается в том, что информация о внешней политике и международных отношениях часто относится к сфере государственной тайны и документы, содержащиеся подобную информацию, доступны ограниченному кругу лиц, особенно если речь идет о документах и материалах иностранного государства. Работа с большинством таких документов становится возможной только по прошествии времени, часто через десятки лет, т. е. тогда, когда они представляют интерес в основном для историков.
2.Метод контент анализа.
Если доступные документы
не дают возможности адекватно оценить
намерения, цели, предсказать возможные
решения и действия участников внешнеполитического
процесса, специалисты могут применять контент-анализ (
При проведении контент-анализа в тексте документа, статьи, книги выделяются некоторые ключевые понятия или смысловые единицы с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц в соотношении друг с другом, а также с общим объемом информации. В международном политическом процессе такой единицей выступает внешнеполитическая идея, значимая тема или ценность, политическое событие или лицо, т. е. ключевые понятия из внешнеполитической жизни. В тексте она может быть выражена одним словом или устойчивым сочетанием слов. Контент анализ позволяет делать вывод о возможных внешнеполитических решениях и действиях тех международных факторов, которые стали объектом исследования.
3.Проблема подлинности и достоверности источников.
Существуют такие категории, как
подлинность и достоверность
источника. Подлинность - то, что источник
был создан именно в то время, к
которому он себя адресует, тем автором
и пр. Достоверность относится
к информации, которая в нем
заложена. Если подлинность сейчас
установить легко, не считая отдельные
моменты, как со "Словом о полку
Игореве", оригинал которого сгорел
в 1812 году. Например, была доказана подделка
"Велесовой книги" или "Дневника
Анны Вырубовой". Кстати, фальсификация
источников - тоже интересный момент с
историко-культурной точки зрения, хотя
и далеко не этичный.
Теперь
о мемуарах. Мемуары - источник личного
происхождения, наряду с дневниками, письмами
и пр. Абсолютно всегда мемуары будут субъективными.
И именно этот источник, в первую очередь,
следует изучать только в окружении других
источников. Например, это хорошо просматривается
в отношении ряда мемуаров, написанных
мемуаров после первой мировой войны,
определяя, кого считали виноватым в этой
катастрофе (мемуары Ллойд-Джорджа, Фоша,
Сазонова, Бьюкинена, кайзера Вильгельма
и пр.).Мемуары также можно классифицировать
на различные подгруппы, например, когда
это мемуары, относящиеся к определенным
историческим событиям, конкретному человеку
и пр. Необходимо учитывать положение
человека в обществе, его роль в конкретных
событиях, период создания мемуаров в
его жизни, и, главное, цель создания мемуаров.
О цели. Такой вид источника как мемуары
можно рассматривать и с культурной точки
зрения, ведь они связаны и с эволюцией
человеческой личности. Это хорошо прослеживается
в средние века или переходные периоды.
На примере XX века мемуары нередко преследуют
коммерческий успех, как в примере с деятелями
культуры и т. п. Но мемуары могут создаваться
и для таких целей как месть, оправдание,
политическое завещание и пр. Например,
Витте своими мемуарами нанес удар по
политическим соперникам, дав им унижающе
язвительные характеристики, одна из целей
создания воспоминаний Екатерины II - завуалировать
тайну рождения Павла, кто-то с помощью
мемуаров желает оправдаться или оправдать
своих близких. Ну а такие личности как
Наполеон или Черчилль также создавали
и миф о себе.
Важно иметь в виду, что мемуары всегда достаточно субъективны, в них выражается жизненная позиция автора, его симпатии и антипатии, предвзятость и тенденциозность, идеологические установки и личная ограниченность. Рассматривая мемуары как источник культурологического исследования, необходимо принимать во внимание соотношение объективного и субъективного, временного и вечного, достоверного и случайного, идеализацию жизни и чрезмерного возвышения собственной личности, пессимистические или оптимистические оценки жизненного пути.
4.Мемуары И.В. Сталина.
К ГРАЖДАНАМ.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ КРАСНОЕ ЗНАМЯ!
Большие надежды и большое
Давно старается
царское правительство
14 февраля. Вся
ограда собора и прилегающие
к ней улицы полны народа. Наши
прокламации распространяются
Такова была “демонстрация 8 000 тифлисских граждан”.
Так ответили тифлисские граждане на фарисейскую политику царского правительства. Так они отомстили подлому правительству за кровь бакинских граждан. Слава и честь тифлисским гражданам!
Перед многотысячной толпой тифлисских граждане собравшихся под красным знаменем и несколько раз произнесших смертный приговор царскому правительству, подлые лакеи подлого правительства должны были отступить. Они отказались от погрома.
Но значит ли это, граждане, что царское правительство впредь не постарается устраивать погромы? Далеко нет! Пока оно живо) и чем более оно теряет почву, тем чаще оно будет прибегать к погромам. Единственное средство искоренить погромы - это уничтожение царского самодержавия.
Вы дорожите вашей жизнью и жизнью близких вам людей? Вы любите ваших друзей, родственников, и вы не хотите погромов? Так знайте же, граждане, что только с уничтожением царизма уничтожатся погромы и связанные с ними кровопролития!
Низвержение царского самодержавия - вот прежде всего чего должны вы добиваться!
Вы хотите уничтожения всякой национально
Торжество социализма - вот в конце концов к чему должны вы стремиться!
Но кто сметет с лица земли гнусные порядки царизма, кто избавит вас от погромов? - Пролетариат, руководимый социал-демократией.
А кто разрушит капиталистические порядки, кто водворит на земле международную солидарность? - Тот же пролетариат, руководимый той же социал-демократией.
Пролетариат и только пролетариат - вот кто завоюет вам свободу и мир.
Так сплачивайтесь же вокруг пролетариата и становитесь под знамя социал-демократии!
Под красное знамя, граждане!
Долой царское самодержавие!
Да здравствует демократическая республика!
Долой капитализм!
Да здравствует социализм!
Да здравствует красное знамя!
15 февраля 1905 г.
Печатается по тексту прокламации,
напечатанной в типографии Тифлисского
комитета РСДРП
Подпись: Тифлисский комитет
5.Письма И.В.Сталину.
6. Источниковедение. Понятие источниковедение.
Итак, историческими источниками
занимается целая наука - источниковедение.
Споры о том. что можно считать историческим
источником кипели очень долго. да и сейчас
еще не утихли. До XIX века в культ был возведен
письменный источник, например, не привлекались
археологические данные. В России они
вообще долго не использовались, вплоть
до начала века XX. Но сейчас объектное
поле источников расширилось вплоть до
привлечения в помощь историку ландшафта.
Сильные
школы источниковедения были во Франции,
многое для интерпретации источников
сделала знаменитая школа "Аналов",
но и в России были и остаются до сих пор
сильные кафедры источниковедения при
институтах (на примере Москвы - МГУ и РГГУ).
Отечественная историческая наука, как
не банально звучит, находится в кризисе,
а источниковедение - то, что помогает
удержаться на плаву. Ну а еще на помощь
историкам традиционно приходят вспомогательные
исторические дисциплины - топонимика,
сфрагистика, геральдика, палеография
и пр.
Информация о работе Мемуары как источник изучения международных отношений