Место Республики Беларусь в мировой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в курсовой работе является изучение особенностей регулирования современной мировой торговли.
Объектом исследования в курсовой работе является международная торговля.
Предметом исследования является регулирование мировой торговли и внешнеэкономических процессов, связанных с ней.
В связи с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить основы международной торговли товарами и услугами;
2. Рассмотреть современное состояние мировой торговли;
3. Определить методы регулирования внешней торговли в Республике Беларусь;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Основы регулирования международной торговли……………….... 5
1.1 особенности внешнеторговой политики в современных условиях………………………………………………………………………….. 5
1.2 Методы регулирования внешне-экономической деятельности……. 7
2 Особенности внешнеторговой политики стран с рыночной экономикой… 15
2.1 Мировое регулирование внешней торговли……………………….. 15
2.2 Структура и тенденции мировой торговли………………………… 23
2.3 Основные показатели мировой торговли ………………………….... 26
3 Место Республики Беларусь в мировой торговле……………………………. 31
3.1 Регулирование внешней торговли в Республике Беларусь……….. 31
3.2 Состояние и перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь…………………………………………………………….. 34
Заключение……………………………………………………………………….. 42
Список использованных источников …………………………….. …………… 44

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ=)))))МЭээээээ.docx

— 171.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………  3

1 Основы регулирования международной торговли………………....  5

1.1 особенности внешнеторговой политики в современных условиях…………………………………………………………………………..   5

1.2 Методы  регулирования внешне-экономической деятельности…….  7

2 Особенности  внешнеторговой политики стран  с рыночной экономикой… 15

2.1 Мировое регулирование внешней  торговли……………………….. 15

2.2 Структура и тенденции мировой  торговли…………………………  23

2.3 Основные  показатели мировой торговли  …………………………....   26       

3 Место  Республики Беларусь в мировой  торговле…………………………….  31                    

        3.1 Регулирование внешней торговли в Республике Беларусь………..  31 

          3.2 Состояние и перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь……………………………………………………………..   34

Заключение………………………………………………………………………..   42

Список использованных источников …………………………….. ……………   44

 

Введение

 

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мировом сообществе все возрастающие масштабность и значимость приобретают процессы международной экономической интеграции. Являясь результатом в первую очередь грандиозных успехов научно-технического прогресса и углубления общественного разделения труда, они привели к радикальному изменению облика мировой экономики, к появлению в последние десятилетия XX в. такого феномена, как высокоэффективные региональные интеграционно-хозяйственные комплексы. Среди них наиболее заметная роль принадлежит западноевропейскому интеграционно-экономическому региону, добившемуся крупных успехов в деле взаимопроникновения и взаимопереплетения ранее самостоятельных национальных хозяйств.

Современный мир живет в эпоху глобализации. Глобализацию можно кратко определить как объективный процесс формирования единых принципов мирового жизнеустройства. Глобализация охватывает все сферы жизни современного общества: политическую, социальную и экономическую.

В экономической сфере одним из главных результатов развития глобализации стало резкое усиление экономической взаимозависимости стран мира, которая привела к формированию по-настоящему единого мирового хозяйства. Мировая экономика стала глобальной, так как основные виды экономической деятельности, такие как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технологии, рынки) организуются в глобальном масштабе...

В условиях НТР страны разных общественно – экономических систем взаимно заинтересованы в обмене научно – техническим опытом, продукцией новейших производств, результатами научных исследований и опытно конструкторских разработок.

Процесс глобализации носит объективный характер, являясь неизбежным результатом развития мировой экономики, усиления мирохозяйственных связей. Однако возможны различные альтернативные модели глобализации. Последние в свою очередь тесно связаны с геополитической структурой мира и позицией стран участниц мирового сообщества с интересами которых необходимо считаться.

Целью исследования в курсовой работе является изучение особенностей регулирования современной мировой торговли.

Объектом исследования в курсовой работе является международная торговля.

Предметом исследования является регулирование мировой торговли и внешнеэкономических процессов, связанных с ней.

В связи с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:

1. Изучить основы международной  торговли товарами и услугами;

2. Рассмотреть современное состояние  мировой торговли;

3. Определить методы регулирования  внешней торговли в Республике  Беларусь;

4. Проанализировать место Республики  Беларусь в международной торговле;

5. Определить перспективы развития  внешнеторговых отношений Республики  Беларусь.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов, материалы периодической печати, соответствующие нормативно-правовые документы.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного познания: аналитический, системный подход, статистический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основы регулирования  международной торговли

 

 

1.1 Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях

 

 

Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций — протекционизма и либерализации. Каждое из этих направлений преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. Если в 50-60-е годы преобладали тенденции к либерализации то в 70-80 годы прокатилась волна «нового» протекционизма.

Тенденция к либерализации 50-х и 60-х годов принимала форму уменьшения величины таможенных пошлин, сокращения использования валютных и количественных ограничений. Если в середине 50-х годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30—40%, то в 70-х годах она уменьшилась до 7-10%, а сейчас колеблется в пределах 3-5% [6, c. 177].

Однако снижение уровня таможенной защиты вовсе не означает ликвидации регулирования. Современная система регулирования приобретает более гибкий характер в связи с расширением использования новейших средств протекционистской защиты. Протекционизм получает специфический региональный характер, принимает форму создания новых и расширения старых интеграционных группировок. Так, например, соглашение об ассоциации почти 60 развивающихся стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, заключенное с ЕС на базе Ломейских соглашений в 70-е годы, фактически означало льготный режим налогообложения одной группы развивающихся стран в противовес всем остальным.

Активизируется создание новых замкнутых экономических группировок развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки.

Результатом указанной выше тенденции становится постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе режима наибольшего благоприятствования. Внутри новых группировок происходит либерализация обмена, т.е. вводятся особые специфические условия внутри-регионального внешнеторгового обмена. В отношениях с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима.

На глобальном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования. Например, активизируется применение «развязывающих оговорок», позволяющих повышать таможенные пошлины в случаях нанесения значительного ущерба национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный характер.

Из всего этого можно сделать вывод, что равнодействующая тенденция проявляется в либерализации мировой торговли при большей гибкости протекционистских барьеров. Новые формы протекционизма требуют активизации деятельности международных организаций, на которые ложатся функции контроля за разработкой этих форм и практикой их претворения в жизнь.

Сосуществование протекционизма и одновременно либерализации внешнеторговой политики в области импорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам экспортного прямого кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции [6, c. 178].

В отношении наукоемких товаров, требующих значительных расходов на НИОКР, государственная помощь экспорту обычно носит косвенный характер и заключается в финансировании разработок, повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования. Такой метод активно применяли правительства США и Японии, создавал в 80-х годах ЭВМ нового поколения.

В случаях поставок крупных материалоемких товаров, обладающих большой стоимостью, зачастую используется прямое государственное финансирование. Такие методы широко применялись в 70-е и 80-е годы США и Великобританией при поставках судов и нефтяных буровых платформ, при этом величина субсидий колебалась от 10 до 30—40% стоимости товара.

Наконец, в развитых странах довольно активно используется система прямого субсидирования экспорта. Она распространяется в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран Европейского союза. Средства прямого экспортного кредитования и финансирования негативно расцениваются мировым сообществом, прежде всего в связи с тем, что они нарушают принцип свободной конкуренции.

Международные нормы более либеральны по отношению к таким средствам, как экспортное кредитование и страхование экспортных поставок. В случае кредитования международные соглашения обычно фиксируют максимальное значение допустимой процентной ставки кредитования. Экспортное кредитование касается прежде всего поставки значительных по стоимости товаров и охватывает около 12—20% всего объема экспорта развитых стран. Наблюдается постепенное расширение практики страхования экспортных поставок. Новые правила допускают страхование до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политического, военного и другого риска. Удлиняется срок страхования, облегчаются условия выплаты страховки и т.д.

Еще одна форма поддержки экспорта — помощь тем государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.д. Это обычно принимает форму помощи в открытии заграничных контор, финансирования исследований иностранных рынков и т.д. Так, Великобритания в 80-х годах ежегодно организовывала 300-400 зарубежных выставок, большая часть расходов при этом покрывалась за счет государства. Аналогичную помощь своим экспортерам оказывают посольства Японии, Франции, Германии и других развитых стран.

В общем можно говорить о том, что новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта заключаются в большей ориентации на менее заметные невооруженному глазу меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования.

Еще раз подчеркнем, что общий курс на либерализацию между народной торговли во многих случаях сочетается с мерами протекционистского характера по отношению к отдельным товарам в некоторых странах. С учетом этого необходимо остановиться на многостороннем регулировании международной торговли прежде всего по линии Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и его преемницы – Всемирной торговой организации (ВТО).

 

 

1.2 Методы регулирования  внешне-экономической деятельности

 

 

Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма.

Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Тарифное регулирование – форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу.

Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф – наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская фискальная функции.

Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

Таможенно-тарифные меры – совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.

Информация о работе Место Республики Беларусь в мировой торговле