Место и роль МЕРКОСУР в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 20:59, реферат

Краткое описание

Цель работы – на основе всестороннего анализа особенностей деятельности интеграционного объединения стран МЕРКОСУР сделать вывод о месте и роли группировки в мировой экономике и международных экономических отношениях.
Поставленная цель достигается в результате решения следующих задач:
• Рассмотреть предпосылки создания и охарактеризовать основные черты интеграции;
• Рассмотреть достигнутые соглашения и отменные ограничения;
• Обозначить современные достижения, проблемы и перспективы развития объединения;
• Проанализировать основные макроэкономические показатели;
• Проанализировать участие в международной торговле по основным показателям;
• Сделать вывод на основании данных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава 1. Данные по интеграционному блоку …………………………..5
Глава 2. Особенности экономического положения МЕРКОСУР в системе МХ и МЭО………………………………………………………10
Глава 2.1. Основные макроэкономические показатели………………10
Глава 2.2. Участие в международной торговле………………………..23
Глава 3. Перспективы углубления экономической интеграции и экономического сотрудничества МЕРОКОСУР ……………………....61
Заключение………………………………………………………………….64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………67

Вложенные файлы: 1 файл

glava_1_merkosur.docx

— 218.30 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА

 

Факультет международных экономических отношений

 

Кафедра мировой экономики

 

 

 

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

с использованием международных источников статистической информации на тему:

 

«МЕСТО И РОЛЬ МЕРКОСУР В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

 

 

Проверили:                 Выполнила студентка:

к.э.н., доцент                факультета МЭО

Бяшарова А.Р.               3 курса, группы 834

Дубик А.Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

Глава 1. Данные по интеграционному блоку …………………………..5

Глава 2. Особенности экономического положения МЕРКОСУР в системе МХ и МЭО………………………………………………………10

Глава 2.1. Основные макроэкономические показатели………………10

Глава 2.2.  Участие в международной торговле………………………..23

Глава 3. Перспективы углубления экономической интеграции и экономического сотрудничества МЕРОКОСУР ……………………....61

Заключение………………………………………………………………….64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………67 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Углубление процессов интеграции и либерализации в рамках мировой экономики оказали стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие группировок в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна, в частности на МЕРКОСУР.

Современные реалии таковы, что эффективность функционирования национальных рынков все в большей степени определяется не только устойчивостью и гибкостью их механизмов и структур, но и их ролью и местом в системе мировой экономики.

МЕРКОСУР оказался наиболее успешным развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки. Его создание привело к многократному увеличению взаимной торговли и росту инвестиций. На современном этапе объединение приобретает новый имидж – кризисоустойчивого региона, с платежеспособными рынками.

В последние десятилетие во внешних связях стран реализуется курс на диверсификацию торговли географически и содержательно. Многие из них благодаря двусторонним и многосторонним договорам, что так же является интересным для изучения.

Происходит рост социальной и экономической ответственности данных стран. Растет понимание того, что социальные расходы это продуктивный вклад в потенциал внутреннего рынка через увеличение внутреннего потребительского спроса и, в конечном счете, серьезное подкрепление экономического роста.

 

 

 

 

 

Цель работы – на основе всестороннего анализа особенностей деятельности интеграционного объединения стран МЕРКОСУР сделать вывод о месте и роли группировки в мировой экономике и международных экономических отношениях. 

Поставленная цель достигается в результате решения следующих задач:

  • Рассмотреть предпосылки создания и охарактеризовать основные черты интеграции;
  • Рассмотреть достигнутые соглашения и отменные ограничения;
  • Обозначить современные достижения, проблемы и перспективы развития объединения;
  • Проанализировать основные макроэкономические показатели;
  • Проанализировать участие в международной торговле по основным показателям;
  • Сделать вывод на основании данных.

 

Объектом исследования является процесс становления и развития экономической интеграции стран МЕРКОСУР.

Предмет исследования – взаимоотношения между странами членами (взаимная торговля, инвестиционная деятельность, общая внешнеэкономическая политика и т.д.), которые возникают в ходе формирования и развития группировки.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Данные по интеграционному блоку

Южноамериканский общий рынок – МЕРКОСУР – образован на основании Асунсьонского договора о создании от 26.03.1991. В него входят Аргентина, Бразилия, Венесуэла (с 2006 года), Парагвай и Уругвай. МЕРКОСУР является крупным интеграционным объединением стран Латинской Америки с населением 282,4 млн. чел., территорией 12 млн. кв. км., суммарный ВВП около 3198850.4 млн. долл. США (2013 год). По своему экономическому потенциалу и значению в мировой экономике он уступает только ЕС, НАФТА, АСЕАН. 

К предпосылкам создания относится территориальная близость стран, наличие взаимодополняющих структур, политическая воля государств и наличие стран-лидеров (Аргентина и Бразилия).

Стратегическая цель МЕРКОСУР – создание интеграционного объединения (таможенного союза и общего рынка), способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а так же повышение международной конкурентоспособности экономик региона.

Этапы развития и расширения.

Развитие процесса интеграции МЕРКОСУР прошло несколько этапов. И первым шагом к созданию объединенного рынка послужило соглашение о формировании зоны свободной торговли в течение 10 лет, подписанное Аргентиной и Бразилией. В 1990 году к этому соглашению присоединились Уругвай и Парагвай.

Договор предусматривал отмену всех таможенных пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле между странами-членами, то есть создание Зоны Свободной Торговли (ЗСТ), введение единого внешнего тарифа (ЕВТ) и образование таможенного союза (ТС) в регионе к декабрю  1994  г. Конечной целью было создание общего рынка четырех стран, к которым впоследствии могли присоединиться остальные государства Южной Америки. 

 Механизм интеграции в рамках МЕРКОСУР включает три элемента:

  • Свободное перемещение товаров, услуг, факторов производства между странами посредством отмены тарифных барьеров и нетарифных ограничений в установленные сроки;
  • Установление общего внешнеторгового тарифа, формирование общей торговой политики в отношении третьих стран;
  • Координацию макроэкономической и отраслевой политики МЕРКОСУР, относительно внешней торговли, сельского хозяйства, транспорта, инвестиций и финансовой системы.

Процесс интеграции развивался стремительными темпами. В результате либерализации торговли (и снижению таможенных пошлин на 7% в год) страны были полностью освобождены от тарифных и прочих барьеров. Экспорт вырос в 1990-1994 годах с 4,1 до 12 млрд. долл.

К концу 1994 года странам-членам удалось выработать и утвердить единую таможенную номенклатуру, единый внешний тариф, упростить таможенные процедуры. В том же 1994 году было заключено дополнительное соглашение Оуру-Прету, в котором провозглашалось создание первого в Южной Америке Таможенного союза и введение ЕВТ с многочисленными исключениями, которые предполагалось устранить к концу 2005 г. Протокол Оуру-Прету придал МЕРКОСУР юридический статус организации, определил постоянную структуру органов группировки (которые являлись межправительственными, но не наднациональными).

 Успехи МЕРКОСУР привлекли  к нему внимание со стороны  других стран континента. В 1996 г. к объединению присоединились  Боливия  и Чили на правах ассоциированных членов, подписав соглашение о свободной торговле и таким образом, подключившись к ЗСТ данного союза. 

В начале нового тысячелетия, после быстрого развития, процесс интеграции замедлился, в связи с экономическими трудностями в Аргентине и Бразилии, ухудшениями внешней экономической конъюнктуры, «азиатского» кризиса 1998 г., накопленных торговых и прочих противоречий между странами-членами. Кризис со всей очевидностью продемонстрировал многие структурные, концептуальные и организационные слабости МЕРКОСУР, что привело страны-члены к решению о необходимости реформировании модели интеграции в целях интеграции союза. В январе 2002 года Совет Общего рынка принял план действий, который назывался «Стратегия перезапуска МЕРКОСУР». Он предполагал укрепление макроэкономической координации, усовершенствование механизма решения споров, разработку мер по укреплению торговой дисциплины.

Процесс интеграции снова стал набирать обороты в 2003 году с улучшением конъюнктуры мирового рынка, восстановлением и подъемом экономики в странах МЕРКОСУР. С этого времени начался новый этап развития объединения, который характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, усилиями по выявлению недостатков модели интеграции и их преодолению, совершенствованием институциональной структуры союза, укреплением сотрудничества социальной и финансовой сферах, повышением авторитета МЕРКОСУР. С другой стороны усилением разногласий по поводу дальнейшего развития интеграции, слишком медленным продвижением к завершению создания Таможенного союза и ЗСТ.

В 2006 году было принято решение о принятии Венесуэлы к Таможенному союзу. Подписанный протокол предполагал поэтапное введение Венесуэлы в ЕВТ и устранение списков исключений из режима свободной торговли к 2014 году. Все страны МЕРКОСУР заинтересованы в членстве Венесуэлы, так как это крупный потенциальный источник нефти, газа, инвестиций, емкий рынок для товаров «четверки», в торговле с которыми Венесуэла имеет постоянный дефицит.     

Организационная структура МЕРКОСУР.

Главный орган управления МЕРКОСУР – это Совет Общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел). Совет является ответственным за политический процесс интеграции и принятие решений, направленных на достижение целей, указанных в Асуньонском договоре.

Группа общего рынка – главный исполнительный орган, постоянно функционирующий. Основной задачей данного органа является принятие необходимых мер для выполнения принятых Советом Общего рынка решений, а также определение программы действий, гарантирующих продвижение развития Общего рынка. Она имеет административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай), а так же 10 технических комиссий, которые занимаются вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Административный секретариат выполняет функцию архива официальной документации, осуществляет публикацию, распространение и перевод официальных материалов МЕРКОСУР, информирует о принятых каждой страной мерах по введению во внутреннее законодательство принятых органами МЕРКОСУР решений.

Парламент МЕРКОСУР заменил действующий ранее орган – Совместную парламентскую комиссию – и представляет собой правительственный орган граждан государств-членов МЕРКОСУР. В его состав входят по 18 депутатов от каждой страны, назначаемых национальными конгрессами. Перечень полномочий Парламента: контроль в рамках своей компетенции за соблюдением норм МЕРКОСУР; обеспечение сохранение демократического правления в государствах-участниках в соответствиями с нормами МЕРКОСУР; подготовка и издание ежегодного доклада о положении в области прав человека в государствах-участниках МЕРКОСУР; организация встреч с общественностью, представителями институтов гражданского общества; рассмотрение жалоб, направленных органами того или иного государства-члена МЕРКОСУР; подготовка проектов национальных стандартов, направленных на гармонизацию национального законодательства.

 

 

 

Рис. 1. Организационная структура МЕРКОСУР

 

 

 

 

Глава 2. Особенности экономического положения МЕРКОСУР в системе МХ и МЭО

2.1.  Основные макроэкономические показатели

Таблица 1

Общая численность населения, 2003-2013 (млн. человек)

  Страна

 

Год

Аргентина

Бразилия

Венесуэла

Парагвай

Уругвай

МЕРКОСУР

млн. чел

млн. чел

млн. чел

млн. чел

млн. чел

млн. чел

2003

37.97

181.75

25.80

5.68

3.33

254.53

2004

38.31

184.01

26.26

5.79

3.32

257.70

2005

38.65

186.14

26.73

5.90

3.33

260.75

2006

38.99

188.13

27.19

6.01

3.33

263.66

2007

39.33

189.99

27.66

6.13

3.34

266.45

2008

39.68

191.77

28.12

6.24

3.35

269.15

2009

40.02

193.49

28.58

6.35

3.36

271.81

2010

40.37

195.21

29.04

6.46

3.37

274.46

2011

40.73

196.94

29.50

6.57

3.38

277.12

2012

41.09

198.66

29.95

6.69

3.40

279.78

2013

41.45

200.36

30.41

6.80

3.41

282.42

Информация о работе Место и роль МЕРКОСУР в мировой экономике