Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа
Для своей курсовой работы я выбрал тему «Миграционные процессы в современной России». Эта тема сейчас очень актуальна и остаётся таковой до сих пор. Я попробую объяснить почему.
История становления и развития России неразрывно связана с миграцией населения, которая играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности.
Введение---------------------------------------------------------------------------- 2
Основные теоретические
подходы к изучению миграции--------------------------------------------- 4
Факторы и показатели интенсивности
интенсивности миграции населения-------------------------------------- 11
3.Миграционная политика России------------
Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Основными задачами ФМС России являются:
- оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
- осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
- осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
- разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
- исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;
- осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.[4,c.77-79]
ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам координации и контроля деятельности ФМС России, а также настоящим Положением.[4,c.79]
Современное миграционное законодательство
России формировалось и формируется
под влиянием различных тенденций.
Здесь и необходимость
Механизмы реализации Федеральной
миграционной программы включают: совершенствование
действующего законодательства Российской
Федерации в области миграции,
приведение его в соответствие с
нормами международного права, для
чего, в частности, предусмотрено
заключение межгосударственных соглашений
со странами СНГ; совершенствование
системы иммиграционного
Большое внимание уделяется дальнейшему
совершенствованию системы
Новое российское миграционное законодательство,
по сути вступившее в силу с начала
2007 года, в целом объективно оценивается
и в России, и за рубежом достаточно
высоко. Было принято более 20 законодательных
актов, десятки указов Президента Российской
Федерации и постановлений
Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшей перспективе труд будет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в России, а миграция приобретает, без преувеличения, судьбоносное значение для ее развития. От того, насколько страна справится с задачей привлечения необходимого количества иммигрантов, самым непосредственным образом зависят темпы ее экономического роста, а, следовательно, уровень жизни населения, его пенсионное обеспечение, социальная стабильность, региональные пропорции развития, наконец, размеры страны и ее целостность.[14,c.70]
Ожидаемое резкое сжатие трудового потенциала выводит иммиграционную составляющую на уровень стратегического направления миграционной политики России. Следовательно, перспективная миграционная политика России - это, прежде всего, иммиграционная политика.
Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:
1. Реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;
2. Гарантия защиты и поддержки
трудящихся-мигрантов за
3. Обеспечение
Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.
В рамках направления миграционной политики рассматриваются следующие вопросы:
• Изучение политики миграции и анализ трудовых потоков в России;
• Прогнозирование внутренних и внешних потоков миграции на основе структурной модели;
• Определяющие факторы и результаты географической мобильности труда в России;
• Препятствия на пути внутренней миграции;
• Долговые контракты и нелегальная миграция;
• Анализ издержек и выгод от миграции;[7, c.35]
Изменения в миграционном законодательстве.
Главное направление происшедших
изменений состоит в сильном
упрощении регистрации
Принимая во внимание, что наличие регистрационного штампа в паспорте было обязательным условием трудоустройства, не приходится удивляться буквально расцвету различных криминальных сервисов по продаже "адреса", равно как и криминализации милиции на миграционной почве. Только зная прежний порядок, можно по достоинству оценить произошедшие перемены.
Летом 2006 г. были приняты новые законодательные документы, коренным образом изменившие миграционный режим в России. Во-первых, были внесены существенные изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан" и принят новый закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Оба закона вступили в силу с 15 января 2007 года. Новый порядок сильно упростил процедуру регистрации для временно пребывающих на территории страны, каковыми и является основная часть мигрантов. [9]
Не менее решительно изменен
порядок трудоустройства
Теперь разрешение на работу в виде
трудовой карты выдается лично мигранту,
а не работодателю, как раньше. Мигрант
получил право свободного поиска
работы, а работодатель - свободного
найма иностранного гражданина, имеющего
разрешение на работу. Таким образом,
ликвидирована "привязка" работника
к работодателю и созданы условия
для свободного перемещения на рынке
труда иностранной рабочей силы
Квотированный порядок выдачи разрешений на работу сохранен, но требования к квотированию расширены. Теперь квоты должны устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации мигрантов, страны их происхождения, а также по регионам России. При этом квоты не распространяются на квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по своей специальности, и это тоже новшество. На 2007 г. были установлены две квоты: для иностранных граждан из безвизовых стран (6 миллионов разрешений) и для иммигрантов, прибывающих в визовом порядке в целях осуществления трудовой деятельности (308,8 тыс. приглашений). Огромная квота для безвизовых стран на 2007 год позволила провести легализацию большинства накопившихся незаконных мигрантов из этих стран. В этих целях была проведена разовая акция по выдаче дубликатов миграционных карт мигрантам, просрочившим сроки пребывания или потерявшим миграционные карты. Вместе с тем, пока что механизм квотирования в условиях России не является эффективным методом управления трудовым миграционным потоком. Возможность расчета квот в условиях современного российского рынка труда - быстро меняющегося, импульсивного, в значительной части находящегося в тени - проблематична.[3,c.95]
Итоги действия новой политики дают полные основания говорить о впечатляющем позитивном эффекте. Во-первых, впервые были получены довольно достоверные данные об общем количестве иммигрантов, в том числе о количестве трудовых мигрантов. В течение 2007 г. было зарегистрировано 8 млн. въездов на временное пребывание и выдано 1,8 млн. трудовых карт.
Во-вторых, важнейшим результатом новой политики является повышение уровня легальности временных трудовых мигрантов, что, в свою очередь, способствовало улучшению защиты их прав человека и трудовых прав. Ситуация изменилась радикальным образом. Если раньше почти половина мигрантов (46%) не были зарегистрированы, то сейчас удельный вес этой категории мигрантов уменьшился в 3 раза (до 15%). Подавляющее большинство мигрантов (85%) встали на миграционный учет и выведены из тени по сравнению с 54% ранее.[3,c.96]
Особое значение в миграционной политике государства имеет правовое регулирование вопросов гражданства, условий его приобретения или прекращения.
Основным документом, регламентирующим эту проблематику, является Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Редакциями от 11 ноября 2003 года, от 18 июля 2006 года, 1 декабря 2007 года и от 28 июня 2009 года в закон внесены изменения. В частности, максимально упрощены условия принятия гражданства России для ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство СССР и проживающих на территории России. Добавлены также нормы для иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, которые в праве обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания.[16]
Совершенствование государственной
миграционной политики, тесная увязка
ее с насущными задачами социально-экономического
развития страны, пристальное и каждодневное
внимание к проблемам миграции –
эти вопросы были определены Президентом
Российской Федерации как чрезвычайно
важные. В условиях повышенного внимания
к проблеме миграции со стороны Президента
России, органов государственной
власти, правозащитных организаций
в новом правовом поле, сформировавшемся
после вступления в силу нового миграционного
законодательства, сложилась и полноценно
функционирует централизованная система
территориальных органов ФМС
России. На нее возложены функции
координации деятельности федеральных
органов исполнительной власти в
сфере миграции, переданы полномочия
по нормативно-правовому
Заключение.
На основе проделанной работы можно сделать некоторые выводы. В миграционных процессах есть свои плюсы и минусы.
Люди мигрируют по разным причинам, но главнейшей из этих причин является безработица. Поэтому, в первую очередь, чтобы страна не лишилась хороших специалистов, нужно попытаться уменьшить количество безработных людей.
Также важно для страны попытаться переманить обратно специалистов, которые давно мигрировали не по причине безработицы, а по каким-либо другим не менее важным причинам, таким как война, например.
Несмотря на то, что очень много людей покидают нашу страну, всё-таки приезжает к нам людей больше, что значительно уменьшает убыль населения, а это большой плюс для сегодняшнего демографического состояния России.
Сегодня уже никто не оспаривает
того положения, что миграция стала
одним из главных факторов социального
преобразования и развития во всех
регионах мира. Нарастание интенсивности
миграционных процессов, вызывающих временные,
циклические и возвратные перемещения
значительных масс населения, постоянная
связь через новые
Информация о работе Миграционные процессы в современной России