Мировая торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:52, реферат

Краткое описание

Мировая торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Содержание

1. Мировая торговля, ее функции и механизм 1
2. Внешнеторговый баланс 4
3. Внешнеторговая политика, ее цели и инструменты 7
Список использованных источников 13

Вложенные файлы: 1 файл

мировая торговля реферат.docx

— 45.07 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основу платежного баланса  составляет торговый баланс. Торговый (внешнеторговый) баланс характеризует  экспорт и импорт товара. Торговый баланс положителен, если страна вывозит товаров и услуг больше, чем ввозит из-за рубежа. В этом случае торговый баланс имеет активное сальдо. Если импорт больше экспорта, тогда торговый баланс отрицателен или имеет дефицит. Следовательно, изменения в балансе текущих операций связаны с изменениями в объеме внутреннего производства и занятостью.

Торговый  баланс строится на основе данных таможенной статистики, учитывающей объемы реально пересекающих границу товаров, тогда как платежный баланс учитывает платежи и поступления в ходе внешнеторгового оборота, которые по времени могут не совпадать с движением товаров.

Платежный баланс, кроме торгового, включает в себя иностранные займы, проценты по ним, доходы от инвестиций, трансфертные платежи и обмен финансовыми активами. Такой баланс называется баланс по счету капитала. Сделки по каждой из этих статей представляют собой платежи, поступающие либо в страну, либо из нее. Покупка активов (приток стоимостей) требует затрат иностранной валюты (так же, как и обычный импорт товаров), поэтому в счете движения капитала она принимает отрицательный знак. Продажа активов (отток стоимостей) схожа с экспортом в торговом балансе, поэтому в счете движения капитала проходит со знаком плюс.

Каждая  международная сделка указывается  в платежном балансе два раза: как кредит и как дебет. Это объясняется тем, что каждая сделка имеет две стороны: если страна что-то покупает у иностранных государств, то она за это платит. Следовательно, в платежном балансе страны отражается как поток товаров, так и поток платежей за них.

Кредит - это отток ценностей из страны, за которым должны последовать платежи  в данную страну.

Дебет - это приток ценностей в страну, за который резиденты данной страны должны платить.

Общее правило учета международных  сделок следующее: сделка, в результате которой страна получает иностранную валюту, называется кредит и заносится в платежный баланс со знаком плюс, а сделка, по которой страна тратит иностранную валюту, называется дебет и заносится со знаком минус. Обычно за экспорт платят в иностранной валюте, следовательно, это кредит. За импорт необходимо платить иностранной валютой, следовательно, это дебет.

На  состояние платежного и торгового  баланса оказывают влияние как  внешние, так и внутренние факторы. Сюда можно отнести: воздействие  циклических факторов, динамику цен, в частности динамику текущих мировых цен на сырьевые ресурсы, изменения курсов, рост или снижение внутреннего спроса на потребительские и инвестиционные товары, внешнеэкономическую политику государств, направленную на рост или сдерживание экспорта или импорта.

Платежный баланс России достаточно часто оставался  пассивным: активному сальдо по внешней  торговле, зависящему в первую очередь  от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, противостояли гораздо более  значительные по величине платежи и  обязательства по международным  услугам, погашению валютного долга, завозу наличных долларовых банкнот, к которым добавлялся легальный и в особенности нелегальный отток капиталов за рубеж. Разницу приходилось покрывать новыми внешними заимствованиями, из-за чего Россия попала в число крупнейших мировых должников.

  1. Внешнеторговая  политика, ее цели и инструменты

 

Развитие международной  торговли непосредственно связано  с выработкой мер ее регулирования  на уровне национальных государств и  международных организаций. С начала зарождения торговли между странами в мировой практике сложились два подхода к международной торговле. Первый подход – свободная торговля, которая осуществляется без всяких ограничений, второй – протекционизм, обосновывается необходимостью вмешательства государства в международный товарооборот с учетом интересов национальных хозяйств.

Свободная торговля (фритредерство, от английского free trade) – принцип внешнеторговой политики государства, предоставление участникам внешнеторговых отношений полной свободы ведения всех операций. В чистом виде политика свободной торговли сводится к тому, что основным регулятором является рынок. Система свободной торговли означает свободный обмен товарами без всяких пошлин и ограничений или облагаемого лишь незначительными пошлинами ввоза товара.

Свободная торговля имеет  некоторые преимущества. Во-первых, она приводит к положительным политическим последствиям, т.к. в этом случае страны становятся в большей степени взаимосвязанными, снижается опасность враждебных действий, по отношению друг к другу. Во-вторых, при свободной торговле в полной мере реализуется принцип сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Именно в этих условиях страны могут производить только те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, обменивать эти товары на те, издержки производства которых в данной стране выше относительно других стран. Все это позволяет каждой стране специализироваться на производстве определенных товаров, свободно торговать ими, получать дополнительную прибыль.

Таким образом, свободная торговля позволяет получать наибольшую выгоду, особенно экономически развитым странам. Но практически свободная торговля нигде и никогда не применялась.

История международной торговли – это одновременно и история  развития и совершенствования государственного регулирования международной торговли. В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей.

Сегодня государство не может  достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости  или стабильности цен), не используя  мер внешнеэкономического, и, в частности, внешнеторгового регулирования. Поэтому, несмотря на то, что за послевоенные годы в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеэкономическая политика по-прежнему остается одним из основных направлений государственного регулирования экономикой.

Под внешнеторговой политикой  государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.  
Основные цели внешнеторговой политики:

  • изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;
  • изменение объема экспорта и импорта;
  • изменение структуры внешней торговли;
  • обеспечение страны необходимыми ресурсами;
  • изменение соотношения экспортных и импортных цен.  
    Государственное регулирование международной торговли может быть:
  • Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультации с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).
  • Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.
  • Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского Союза (ЕС).

Современная внешнеторговая политика – это взаимодействие двух тенденций:

  • либерализации – связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей;
  • протекционизма – политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков.

Политика протекционизма, так же, как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Различные  степени протекционизма встречаются  постоянно и зависят от уровня экономического развития той или  иной страны. Развитие протекционистских  тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

  • селективный протекционизм – направление против отдельных стран или товаров;
  • отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего, сельское хозяйство в рамках аграрного протекционизма;
  • коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
  • скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Объектами внешнеторговой политики страны являются: экспорт, импорт и  транзит.  
Методы воздействия на внешнеэкономическую деятельность разделяются на две группы: экономические и административные.

Под экономическими методами понимают все принимаемые меры, которые приводят к удорожанию импортного товара, снижают его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с отечественным товаром, так называемые тарифные барьеры.

К административным методам  относятся любые меры правительства, которые ограничивают экспорт и импорт товаров – нетарифные барьеры.

Государства, проводя свою политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит  от ее конкретных целей. К инструментам регулирования внешней торговли относятся:

1. тарифные методы государственного  регулирования – методы, основанные  на использовании таможенных тарифов (таможенный тариф, таможенные пошлины, тарифные квоты);

2. нетарифные – методы, связанные с установлением различных  запретов, квот, лицензий и ограничений в сфере внешнеторговой деятельности.

Таможенный  тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим границу государства. Таможенные пошлины – а) налоги, взимаемые государством с товаров в момент пересечения ими границ в протекционистских либо фискальных целях; б) сбор, взимаемый со стоимости товаров таможенными органами при импорте и экспорте.

Таможенные  тарифы выполняют следующие функции:

    • фискальная – пополнение госбюджета;
    • протекционистская – защита местных производителей от иностранных конкуренции;
    • балансировочная – предотвращения экспорта товаров, внутренние цены, которых ниже мировых.

При классификации таможенных тарифов  используются различные критерии:

  • по объекту обложения пошлины делятся на: импортные – устанавливаются на товары, ввозимые в страну; экспортные – применяются к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило. к тем товарам, которых в стране недостаточно);
  • по способу взимания пошлины делятся на: адвалорные – взимаются в виде процента от стоимости облагаемого товара; специфические – в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема; комбинированные (смешанные) – комбинация адвалорных и специфических пошлин;
  • по происхождению таможенные пошлины делятся на: преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран; конвенционные (договорные) – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, например ВТО; автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
  • по характеру различают следующие особые виды пошлин: сезонные – применяются для товаров сезонного характера (например, сельскохозяйственная продукция); антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров; компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

В настоящее  время основным препятствием развития международной торговли являются нетарифные ограничения. Наиболее распространенные нетарифные ограничения включают следующие меры:

Информация о работе Мировая торговля