Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:58, курс лекций
Мировое хозяйство представляет собой сложный механизм, подверженный быстрому изменению под влиянием много-численных факторов экономического и политического характера. Научно-техническая революция определила качественные преобра-зования в производительных силах, выход развитых стран на постиндустриальную ступень развития, обусловила структурные сдвиги в мировой экономике. За последние десятилетия в мире произошли существенные изменения в расстановке экономических сил, прослеживалась тенденция к многополюсному строению мирового хозяйства. В этих условиях возрастает значение дисциплин, изучающих мировое хозяйство как единое целое, а также экономику зарубежных стран, международные экономи-ческие отношения и внешнеэкономическую деятельность.
Введение в курс «Мировая экономика»..........................................................................5
Тема 1. Мировое хозяйство: содержание, структура и особенности современного этапа развития............................................................................8
1.1. Объективные основы становления, содержание и этапы развития мирового хозяйства...................................................................................................8 3
1.2. Структура мировой системы хозяйства............................................................12 7
1.3. Основные черты мирового хозяйства в современных условиях.............21 14
Тема 2. Международное разделение труда (МРТ). Международная специализация и кооперация........................................................................27
2.1. Потенциал мирового хозяйства.............................................................................27 19
2.2. Содержание и факторы международного разделения труда. Его особенности в современных условиях...............................................................30 21
2.3. Теории развития МРТ...............................................................................................33 24
2.3.1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита........................................34
2.3.2. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо...............................34
2.3.3. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.....36
2.3.4. Парадокс Леонтьева.......................................................................................37
2.3.5. Теория технологического разрыва М.Познера...................................38
2.3.6. Теория жизненного цикла продукта Р.Вернона.................................38
2.3.7. Эклектическая модель Д. Данинга...........................................................39
2.4. Международная специализация и кооперация................................................39 29
2.5. Мировой рынок: содержание, структура, конъюнктура и основные черты...............................................................................................................................44
Тема 3. Мировой рынок товаров и услуг. Международная торговля............49
3.1. Объективные основы международной торговли............................................49 37
3.2. Особенности современной мировой торговли.................................................52 40
3.3. Формы международной торговли.........................................................................56 42
3.4. Ценообразование на мировом рынке. Виды цен мирового рынка...........59 45
3.5. Регулирование международной торговли.........................................................64 49
3.5.1. Внешнеторговая политика государства. Ее основные формы и инструменты.....................................................................................................64
3.5.2. Наднациональное регулирование международной торговли. Роль ВТО...........................................................................................................69
Тема 4. Международная миграция капиталов (ММК). Мировой рынок ссудных капиталов...............................................................................................76
4.1. Содержание, факторы и формы ММК................................................................76 56
4.2. ТНК и их роль в мировой экономике..................................................................81 59
4.3. Основные черты ММК в современных условиях...........................................85 62
4.4. Международный кредит, его функции и формы. Кризис внешней задолженности.............................................................................................................88 64
4.5. Мировой рынок ссудных капиталов и его структура....................................92 67
Тема 5. Международная трудовая миграция (МТМ)............................................ 97
5.1. Объективные основы и значение международной трудовой миграции......................................................................................................................97 70
5.2. Черты современной международной трудовой миграции и основные центры иммиграции..................................................................................................99 71
5.3. Регулирование международной трудовой миграции.................................102
Тема 6. Международная валютная система (МВС)..............................................106
6.1. Понятие валюта. Виды валют.............................................................................106 77
6.2. Валютный курс: содержание, виды, факторы и последствия изменения....................................................................................................................108 78
6.3. Международная валютная система и этапы её развития..........................112 82
6.4. Международный валютный фонд и его роль................................................116 85
6.5. Валютный рынок.....................................................................................................118 87
Тема 7. Международная экономическая интеграция.......................................... 121
7.1. Содержание и значение международной экономической интеграции.....121 89
7.2. Этапы международной экономической интеграции...................................122
7.3. Основные интеграционные группировки в мировом хозяйстве.............125
Список литературы...............................................................................................................132
Вопросы к экзамену..............................................................................................................134
Вопросы к зачету....................................................................................................................136
3. Эклектическая теория Д. Данинга и другие.
Основоположником теории рыночной экономики является Адам Смит. В своем знаменитом трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он исследовал значение общественного разделения труда (в том числе международного) и рыночного механизма для поступательного движения общественного производства и роста удовлетворения совокупных материальных потребностей. Созданная им теория абсолютных преимуществ гласит, что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом. А. Смит выступал за конкурен-цию внутри страны и на мировом рынке, разделял принцип невмешательства государства в экономику, ратовал за свободу миграции товаров между странами. Сильная сторона теории абсолютных преимуществ демонстрирует преимущества мировой торговли для всех ее участников. Слабая – не оставляет в мировой торговле места тем странам, у которых все товары производятся без абсолютных преимуществ перед другими странами. В соответствии с теорией абсолютных преимуществ может оказаться так, что какая-то страна найдёт на мировом рынке требуемые ей товары за меньшую цену и без ограничений по объёму. Нужна ли такая страна мировому рынку? Чем она расплатится за купленные товары? В решении данных вопросов теория абсолютных преимуществ «заходит в тупик».
Давид Рикардо в своем трактате «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817 г.) показывает, в каких пределах возможен и желателен обмен между двумя странами. Он определяет выгоды участия страны в МРТ и в международной торговле, исходя из наличия сравнительных или относительных преимуществ.
Сравнительные преимущества – способность страны произво-дить какой-либо товар с более низкими вмененными издержками, чем ее торговые партнеры.
Д. Рикардо приводит пример с Англией и Португалией. Для производства равного количества товара требуется соответствующее количество труда:
| Сукно | Вино |
Англия | 100 | 120 |
Португалия | 80 | 90 |
Если опираться на теорию абсолютных преимуществ, то оба товара должна производить Португалия, так как производство обоих товаров ей обходится дешевле. Однако по мнению Рикардо каждая страна своё участие в МРТ должна строить в зависимости от относительных издержек. В Англии 1 единица вина стоит 12/10 (1,2) единиц сукна, в Португалии – 9/8 (1,12). В Англии 1 единица сукна стоит 10/12 (0,83) единиц вина, в Португалии – 8/9 (0,89). Если Англия будет производить сукно для себя и Португалии, то сможет получить за свое сукно 0,89 вина против 0,83, если будет производить оба товара самостоятельно. Португалия будет производить вино для обеих стран: одну единицу для себя, другую для Англии и получит в обмен на вино 1,2 сукна против 1,12, если не примет участия в обмене. Итак, полностью в интересах обеих стран участвовать в международном обмене. Это выгодно и для международного обмена в целом, так как вместо 390 единиц труда (80+90+100+120) будет тратиться 360 (80+80+100+100). Рикардо математически доказал, что, хотя в Португалии производство этих товаров обходиться дешевле, чем в Англии (то есть у Португалии есть абсолютные преимущества по обоим товарам), тем не менее, ей выгодно специализироваться на производстве и экспорте вина, по которому у нее издержки по сравнению с сукном ниже. В свою очередь, Англии целесообразно специализироваться на производстве и экспорте сукна, потому что по нему издержки сравнительно ниже, чем по вину, которое ей выгоднее ввозить из Португалии в обмен на английское сукно.
Именно из этой теории следует основная характеристика международного обмена: необходимость свободной торговли, которая оптимизирует использование ограниченных ресурсов. Каждая страна извлекает выгоду от внешней торговли, используя относительные различия в издержках производства двух или нескольких товаров в различных странах. Этот принцип важно учитывать во внешне-экономической политике. Он означает, что стране может быть выгодно импортировать те товары (в обмен на свой экспорт), даже если она может производить этот товар с меньшими издержками, чем цена, предложенная экспортером этого товара.
Таким образом, теория сравнительных преимуществ рекомендует стране импортировать тот товар, издержки производства которого в стране выше, чем по экспортируемому товару. В последующем экономисты доказали, что это распространяется не только на две страны и два товара, но и на любое количество стран и товаров.
Главным достоинством теории сравнительных преимуществ является то, что международная торговля выгодна всем ее участникам, хотя одним она может давать меньше выгоды (в нашем примере это – Португалия), а другим – больше (Англия). Теория Рикардо подтверждает идею Смита о выгодности разделения труда для всех ее участников. Основным недостатком теории Рикардо можно считать то, что она не объясняет, почему сложились сравнительные преимущества.
На поставленный выше вопрос во многом отвечает теория соотношения факторов производства, разработанная шведскими экономистами Э. Хекшером и Б. Олином и подробно изложенная в книге «Межрегиональная и мировая торговля». Используя концепцию факторов производства, созданную французским предпринимателем и экономистом Ж.-Б. Сэем и дополненную затем другими экономистами, Хекшер и Олин обращают внимание на различную наделенность стран производственными факторами (точнее трудом и капиталом). Обилие и избыток одних факторов в стране делает их дешевле по сравнению с другими, скудными факторами. Производство любой продукции требует комбинации факторов. Поэтому создание товаров, в производстве которых преобладают сравнительно дешевые избыточные факторы, будет обходиться относительно дешевле внутри страны, чем на внешнем рынке, и тем самым страна будет обладать сравнительными преимуществами. Согласно теории Хекшера-Олина страна экспорти-рует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства и импортирует те товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства. Поэтому страны, обладающие большой численностью населения, будут специализироваться на производстве трудоёмкой продукции (Китай, Индия), а обладающие богатыми ископаемыми и энергетическими ресурсами – на производстве материалоёмкой и энергоёмкой продукции (Россия).
В теории Хекшера-Олина оба фактора (труд и капитал) являются мобильными и могут перемещаться между странами. Тем самым их миграция дополняет международную торговлю. Перемещение факторов производства между странами ведет к выравниванию соотношения цен на эти факторы в разных странах, но не отвергает постулаты экономичности производства тех или иных товаров в определенных странах.
Теория Хекшера-Олина разделяется большинством современ-ных экономистов. Однако она не всегда дает прямой ответ на вопрос, почему именно тот или иной набор товаров преобладает в экспорте и импорте страны. Американский экономист российского происхож-дения В. Леонтьев, исследуя внешнюю торговлю США в 1947, 1951 и 1967 годах, обратил внимание на то, что эта страна со сравнительно дешевым капиталом и дорогой рабочей силой участвует в международной торговле не в соответствии с теорией Хекшера-Олина: более капиталоемким оказался не экспорт, а импорт США, а экспорт оказался трудоемким. Так называемый «парадокс Леонтьева» объясняли следующим образом: высококвалифицированная амери-канская рабочая сила требует для своей подготовки больших затрат и поэтому не случайно, что в структуре экспортируемых США товаров преобладают товары, произведенные высококвалифицированными, а следовательно, высокооплачиваемыми работниками (самолеты, станки, компьютеры и т.п.). В свою очередь в структуре импорта преобла-дают товары, не требующие высококачественного труда (бананы, чай, кофе, сырьё, топливо и т.д.). В целом парадокс Леонтьева является предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшера-Олина.
Речь идет о неоднородности факторов производства, в частности труда. Для анализа следует использовать схему «труд низкоквали-фицированный – труд высококвалифицированный – капитал». В экспорте развитых стран отражается более высокая доля квалифицированного труда, что означает использование данного избыточного фактора производства. Товары, вывозимые из менее развитых стран, отличаются высокой трудоемкостью малоквали-фицированной рабочей силы. Отмеченный парадокс может быть объяснен замещением рабочей силы машинами на основе применения новых технологий. Поэтому выбор варианта внешнеторговых связей определяется различиями в обеспеченности отдельными факторами и требует учета их неоднородности. При этом необходимо принимать во внимание и взаимосвязь между факторами «земля – труд», «труд – капитал» и т. д.
Важным фактором, обеспечивающим экономический рост в современных условиях, является прогрессивная технология. Её перемещение между странами вызвало к жизни ряд теоретических моделей. Так, согласно модели технологического разрыва, обладание новой технологией дает стране временную монополию в производстве и экспорте основанного на этой технологии товара. В результате страна получает сравнительное преимущество по такому фактору производства как технология (знания). Не обладая мощной научно-технической базой, слаборазвитые страны не могут преодолеть технологический разрыв, который существует между ними и развитыми странами, расходующими огромные средства на НИОКР.
2.3.6. Теория жизненного цикла продукта Р. Вернона.
В соответствии с этой моделью новый продукт проходит 4 стадии цикла жизни: 1.) внедрение на рынок; 2.) рост продаж; 3.) зрелость (насыщение рынка); 4.) спад продаж.
Международный цикл жизни продукта выглядит для фирмы, впервые наладившей его производство, следующим образом:
1. Монопольное производство и экспорт нового продукта.
2. Появление у иностранных конкурентов аналогичного продукта и внедрение его на рынки (прежде всего на рынки своих стран).
3. Выход конкурентов на рынки третьих стран и соответственно сокращение экспорта продукта из страны, первой создавшей данный продукт.
4. Выход конкурентов на рынок страны - пионера.
Передовая в технологическом отношении фирма может начать внедрение другого продукта к моменту возникновения конкуренции со стороны новых производителей, может продать другим странам патент на производство своего продукта, может сама наладить производство за рубежом, что продлит жизненный цикл продукта. Тем более, что на стадиях роста и зрелости издержки производства снижаются, приводя к снижению цены продукта и повышению возможностей как для расширения экспорта, так и для налаживания зарубежного производства. Однако по сравнению с экспортом товара, производство за рубежом часто выгоднее из-за более низких переменных издержек, возможностей обойти таможенные барьеры, усиления позиций в борьбе с иностранными монополиями и т. д.
Джон Данинг обращает внимание на выгодность участия в МРТ, учитывая соединение ряда компонентов. Эта теория объясняет моно- полизм той или иной фирмы на определенном сегменте рынка исходя из учёта комплекса факторов внутреннего и внешнего характера. Участие фирмы в международном обмене предусматривает и экспорт товаров, и вложение прямых инвестиций в другие страны.
По этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом потому, что одновременно совпадают три предпосылки:
1. Фирма обладает преимуществами в какой-либо зарубежной стране, являясь монопольным поставщиком товара на её внутренний рынок в результате уникальной технологии и управленческого мастерства, что вообще обеспечивает возможность прорыва на мировой рынок и выживания на нём. Это специфические преимущества собственника.
2. Фирма использует те или иные собственные ресурсы за рубежом более эффективно, чем у себя дома (например, в результате дешевизны природных ресурсов или рабочей силы, экономии на налогах). Это преимущества места размещения или преимущества локализации.
3. Фирме выгоднее использовать свои преимущества в технологии самой на месте, а не через экспорт товаров или экспорт технологий другим фирмам. В данном случае через прямые инвестиции фирма осуществляет внешние для неё операции внутри своей структуры в рамках ТНК, то есть фирма превращает внешние процессы (экстерналии) во внутренние (интерналии). При этом фирма сохраняет контроль над масштабами предложения на том или ином сегменте рынка, контроль над ценами и устраняет неопределенность при заключении сделок. Это преимущества интернализации.
Преимущества стран от участия в МРТ позволяет обеспечить международная специализация (МС). Международная специализация выступает неотъемлемой стороной МРТ.
Международная специализация – это сосредоточение экономических ресурсов определенных стран на производстве тех или иных товаров и услуг, при котором повышение концентрации однородного производства и обобществление труда в мире происходит на основе разграничения национальных производств, выделения в самостоятельные технологические процессы, в отдельные отрасли и подотрасли для изготовления однородных продуктов сверх внутренних потребностей.
Международная специализация находит свое выражение в наращивании международного обмена товарами, услугами и научно-техническими знаниями. Выделяют межотраслевую и внутри-отраслевую международную специализацию. Межотраслевой тип специализации основывается прежде всего на различиях между странами по природно-климатическим и социально-географическим параметрам. Внутриотраслевой тип специализации предполагает различия в технико-экономических характеристиках.