Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:10, реферат
Начало современным СЭЗ в странах развитой рыночной экономики положила зона внешней торговли (Foreign Trade Zones), созданная в США в 1934 г. для активизации внешнеторговой деятельности посредством снижения таможенных издержек для производства автомобилей. СЭЗ стали склады, доки, аэропорты. Беспошлинно импортировались товары, которые использовались для экспортного производства в зоне, а на товары, которые шли на внутренний рынок США, распространялись все таможенные процедуры.
Китай
В 1980 году были образованы сразу четыре однотипные СЭЗ, цель которых была протестировать инновационную политику, которую планировалось внедрить в дальнейшем в других регионах Китая. Зоны были расположены в Шенжене, Чжухае, Шаньтоу (провинция Гуандун) и в Ксиамене (провинция Фуджиан).
Когда экономика Китая стала открытой для международной торговли и инвестиций, деятельность СЭЗ сразу принесла результаты.
Когда стал очевиден положительный опыт работы первых СЭЗ, аналогичные благоприятные режимы деятельности были обеспечены предпринимателям в 14 прибрежных городах Китая, потом – и в других регионах страны.
Стремительный рост экономики Китая в последние три с половиной десятилетия не имеет аналогов в мире. С тех пор как Китай принял политику «открытых дверей» и начал проводить реформы в 1978 году, ВВП Китая стал расти в среднем на 9% ежегодно. Еще боле быстрыми темпами возрастал объем экспорта государства. Значительно вырос и показатель ВВП на душу населения.
По итогам 2011 года объем мирового экспорта товаров составил 18197 млрд. долларов, при этом, 10,4% от этого объема приходится на Китай. В 2000 году доля Китая в общемировом экспорте товаров составляла 3,86%, а в 1978 году, когда начало осуществляться реформирование Китая – всего лишь 0,75%. То есть, за 33 года доля государства в экспорте товаров в мире возросла в 14 раз.
Реформа «открытых дверей», начавшаяся в 1978 году, стала социальным экспериментом на ограниченной территории, призванным показать, куда приведет рыночное реформирование экономики. Ограничение территории было важным пунктом в этом эксперименте и обеспечивало безопасность в том случае, если бы реформирование было признано неудачным.
СЭЗ в Китае отличаются от других
свободных экономических зон
в азиатских странах более
широкой диверсификацией
Открытие свободной
Темпы роста экономики Шенженя были очень высоки: с 1980 по 1984 годы ВВП Шенженя возрос в 6 раз (58% роста ВВП ежегодно), в то время как в Китае экономика возросла «лишь» в 1,5 раза. В других СЭЗ рост экономики отставал от шенженьского, но также был высоким: в Чжухае 32%, в Шаньтоу 9%, в Ксиамене 13%. С 2000 по 2010 годы экономика Шенженя возросла в 4,4 раза, а с 1979 года по 2010 год – в 4 852 раза (в текущих ценах). ВВП Шенженя в 2010 году составил 146 млрд. долларов. В июле 2012 года Шенжень был назван одним из 13 крупнейших мегаполисов Китая, его население составляет приблизительно 14 млн. человек.
В 1996 году в Шенжене дополнительно был учрежден индустриальный парк, предприятия которого специализируются на таких областях как биотехнологии и фармацевтика, строительство и производство строительного материала, химическое производство, медицинское оборудование, электроника, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и т.д. Развитие огромного китайского мегаполиса, еще 30 лет назад бывшего небольшим рыболовецким городком, продолжается.
Мексика
Создание в Мексике Макиладорас относится к 60-м годам 20-го века, когда была закрыта «Программа Брасеро», позволявшая мексиканцам легально работать в США в статусе сельскохозяйственных рабочих. Это привело к сильнейшему росту безработицы в приграничных зонах. Чтобы решить эту проблему, мексиканское правительство ввело в действие «Программу Макиладора», условия которой были привлекательны для иностранных предприятий.
Макиладорас - это экспортно-производственные зоны, где инвесторам предоставляется льготный режим предпринимательства. Слово «макиладорас» произошло от испанского «макила», что означало плату, которую мельник взимает за помол зерна. К макиладорас относятся промышленные предприятия, занятые производством товаров и услуг на экспорт на базе переработки материалов из-за рубежа.
Развитие этих предприятий с самого начала работы программы было очень активным. В 1985 году макиладорас стали приносить Мексике больше валюты, чем туристический бизнес, а создание NAFTA лишь способствовало их дальнейшему развитию. К концу 20-го столетия на макиладорас приходилось 25% ВВП государства и 17% занятого населения страны.
С усилением глобализации, открытием рынков Китая и созданием СЭЗ в других государствах, количество макиладорас с начала 2000-х стало сокращаться, инвестиции снизились, но индустрия по-прежнему играла существенную роль в мексиканской экономике. В настоящее время, в связи с тем, что заработные платы занятых на предприятиях работников находятся на низких уровнях, Мексика вновь стала привлекательной для крупных транснациональных компаний США, Европы, Японии, производящих электронику, одежду, мебель и автомобили.
Заработная плата мексиканца составляет 25% от уровня зарплаты американца, обладающего такой же квалификацией, а рабочая неделя мексиканца длится 48 часов. Кроме того, приграничное расположение большинства макиладорас делает затраты на транспортировку минимальными. Это не может не привлекать инвесторов на мексиканские территории.
Опыт макиладорас успешно используется в настоящее время не только в Мексике, но и в других странах латиноамериканского региона.
Франция
В настоящее время во Франции создается 41 свободная городская зона (СГЗ). Основная декларируемая цель создания СГЗ - помощь неблагополучным в социальном плане районам.
В целях развития СГЗ государственные учреждения разрабатывают и применяют, путем принятия целевых решений или путем заключения соответствующих договоров, программы действий в слаборазвитых городских зонах. С момента разработки такие программы действий подлежат согласованию с представителем органов по вопросам строительства и проживания, и представителя заинтересованных смешанных экономических обществ.
Льготы и преимущества
Все льготы в СГЗ предоставляются на основе принимаемых парламентом законов о годовом государственном бюджете и администрируются местными государственными налоговыми органами. С целью общей координации и стимулирования развития СГЗ из числа местных должностных лиц создаются органы управления СГЗ.
Так, в соответствии с законом
о бюджете на 2004 год в СГЗ
предоставлялись следующие
Освобождение от профессионального налога, налога на прибыль и социальных выплат (распространяются на предприятия с численностью занятых не более 50 человек). Эти освобождения не применяются к предприятиям автомобилестроения, судостроения, производства искусственных или синтетических тканей, черной металлургии, наземного грузового транспорта.
Предприятия освобождались от налогов если:
Предприятия освобождаются от социальных выплат, если:
Для всех предприятий СГЗ в соответствии с едиными правилами ЕС максимальная сумма всех льгот не может превышать 100 000 евро на предприятие в течение 36 месяцев.
Освобождение от профессионального налога, налога на недвижимость, налога на прибыль (не более 61 тыс. евро на одного налогоплательщика), предоставляется в полном объеме на пять лет. Освобождение от социальных выплат предоставляется на 5 лет и включает освобождение от взносов на социальное страхование, в национальный фонд помощи нуждающимся в жилье, транспортного налога в размере, до полутора минимальных зарплат не более чем на 50 занятых. При этом не менее трети работников предприятия должны проживать в районе расположения. Ремесленники, коммерсанты, руководители промышленных, торговых и других предприятий, имеющие статус независимых работников, освобождаются на 5 лет от взносов по медицинскому страхованию, по беременности и родам и по уходу за детьми.
По истечении пятилетнего
периода предусматривается
Южная Корея
Основной целью создания в Республике Корея территорий с особым режимом ведения экономической, производственной, научно-технической и хозяйственной деятельности является обеспечение благоприятного инвестиционного климата в стране, который позволил бы заметно увеличить приток иностранных инвестиций, особенно в высокотехнологичные отрасли промышленности.
Законодательством Республики Корея предусматривается пять различных видов территорий, в которых иностранным инвесторам, а в некоторых случаях - и корейским компаниям, предоставляется преференциальный режим ведения экономической деятельности, а именно:
Зона свободной торговли (Free Trade Zone);
Свободная экономическая зона (Free Economic Zone);
Зона иностранного инвестирования (Foreign Investment Zone);
Зона беспошлинной торговли (Customs Free Zone);
Индустриальный комплекс для иностранных инвесторов (Industrial Complex for foreign investors).
Деятельность каждой из этих зон
регулируется своим отдельным
Свободные экономические зоны
Деятельность свободных
На сегодняшний день созданы три СЭЗ: Инчон, Пусан и Квангйанг. В соответствии с указанным законом иностранным компаниям, расположенным в СЭЗ, предоставлено право нанимать иностранных рабочих для любого вида деятельности без ограничения срока (корейским компаниям с иностранным капиталом разрешается использовать иностранную рабочую силу только в 26 отраслях, определяемых правительством, и на срок не более двух лет). Субсидии, предоставляемые иностранным компаниям для найма рабочей силы и обучения персонала, увеличены в четыре раза. Разрешено создавать медицинские лечебные учреждения исключительно для иностранцев.
Вопрос создания СЭЗ решается Министерством финансов и экономики Республики Корея по представлению соответствующего мэра города центрального административного подчинения или губернатора провинции.
Льготы и преимущества
Иностранные компании, расположенные в СЭЗ, вложившие средства в размере 10 млн. долл. США и более в производственную сферу, туристический бизнес, увеселительные комплексы или 5 млн. долл. США и более в развитие морских и авиационных портовых сооружений, логистических центров, освобождаются от подоходного и корпоративного налогов на срок три года и получают 50 % скидку в последующие два года. Такие же льготы действуют и в отношении местных налогов (в течение первых трех лет 100 % освобождение от налога на приобретенную недвижимости и 50% скидка в последующие два года). Кроме того, в течение этих трех лет импортируемые товары полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин.
Для предприятий с иностранными инвестициями, занятых в области высоких технологий, (информационные технологи, биотехнология, нанотехнология и т.д.) предоставлены точно такие же льготы, как и для крупных иностранных компаний независимо от объема инвестиций, количества сотрудников.
Минимальный необлагаемый налогом размер месячной заработной платы иностранных рабочих (сотрудников) всех указанных предприятий в СЭЗ - 40 % . Подоходный налог для иностранцев, работающих на этих предприятиях – единый, 17 %.
С 9 января 2004 года вступили в силу дополнения и изменения, внесенные в «Закон о стимулировании иностранных инвестиций », в соответствии с которыми вводится система выдачи иностранным инвесторам денежных субсидий (“cash grant system”). Под действие данного изменения попадают иностранцы, приобретающие акции вновь создаваемых в Республике Корея компаний, а также иностранные компании, инвестировавшие в производственную сферу 10 и более миллионов долларов США или в объекты научно-исследовательской деятельности 5 и более миллионов долларов США. Получение денежных субсидий наличными, по мнению экспертов, упростит решение вопросов аренды земельных участков, строительство производственных объектов, стимулирует инвестиции в недвижимость, в обучение персонала, работающего на предприятиях с иностранными инвестициями. Размер этих субсидий планируется от 10 % до 20 % от общей суммы капиталовложений, предварительно этот размер будет обсуждаться с инвестором. Во внимание будет приниматься его вклад в экономику Республики Корея.
Однако следует отметить,
что создание СЭЗ было принято
деловыми кругами Республики Корея
неоднозначно. Так, президент Торгово-промышленной
палаты Республики Корея выразил
озабоченность в отношении
Информация о работе Мировой опыт свободных экономическиех зон