Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:26, реферат
Россия на протяжении всей своей истории формировалась как полиэтническое государство. Поэтому проведение разумной, взвешенной и стабилизирующей государственной национальной политики всегда являлось делом первостепенной важности. Присоединяя к себе новые земли, принимая под свое покровительство новые народы, Российское государство естественным образом старалось законодательно закрепить их вхождение в свой состав, определить их статус и функции.
Большая часть посвящена важным вопросам: становлению и развитию национальной политики Российского государства на фоне формирования основ народного представительства. В силу обозначенной темы исследования эти два вопроса рассматриваются в тесном взаимодействии. Общепризнано, что собирание земель вокруг Москвы шло неравномерно, обретая разные формы, но при этом российские правители вели политику не разрушения, а сохранения тех порядков и норм, которые действовали на присоединяемых территориях. Они добивались расположения со стороны местных элит, осуществляя через них управление новыми территориями, а представителей этих элит старались инкорпорировать в российскую элиту. При этом национальная политика России исторически всегда осуществлялась первым лицом государства – Государем Императором, который мог опираться на общественное мнение, но мог и не делать этого. В России, всегда являвшейся государством многонациональным, укоренялись традиции терпимости и преследовались попытки ограничений по национальному признаку.
Сложный процесс становления
представительной власти в России до
определенного времени не был
напрямую связан с национальной политикой,
хотя и возникали вопросы
Во-первых, присоединение новых территорий и оформление государства в существовавших до 1917 г. границах. Во-вторых, развитие системы связи (телеграфа), транспорта (строительство железных дорог), что делало и связь с отдаленными регионами и их представительство в центре более действенным. В-третьих, усиление социально-политического развития российского общества и появление политических организаций, движений, партий, т. е. многопартийности. Последний фактор позволял выносить на суд общества гораздо больше важных проблем, включая вопросы национального устройства империи и ее регионов.
В силу этого образование
Государственной Думы, выработка
основ народного
Нормотворческая деятельность Государственной Думы (1906 – 1917 гг.) в области национальных отношений посвящена особенностям, приоритетам и специфике работы этого органа государственной власти над национальными проблемами. Практически с первого дня работы в 1906 г., эти вопросы вошли в повестку дня. Народные представители, особенно на начальных этапах, старались, если не одним махом решить все национальные проблемы, то, по крайней мере, найти уникальный способ их решения. К этому они шли путем реализации идеи всеобщего и полного равенства всех граждан России независимо от национальности, пола, возраста и социального происхождения. Однако эта идея, являвшаяся в то время, по сути, утопической, породила такое количество сопутствующих проблем, что фактически первые думцы после многотрудных дебатов вынуждены были ее дезавуировать. Так, член Думы от Нижегородской губернии И.А. Корсаков подсчитал, что реализация этой идеи потребовала бы внесения коренных изменений во все 16 томов Свода российских законов. К тому же, по его словам, 85% находящегося в бесправном положении русского населения «настоятельно желают уравнения правового своего положения прежде всего»1. Увлеченность идеей всеобщего равенства заставила членов Государственной Думы закрыть глаза на иные реальные проблемы, возникшие, например, вследствие столкновений между казаками и жителями ингушского аула Яндырка, резни между татарами и армянами в городах Эривани и Шуше, погромах в г. Батуме.
Однако первой серьезной проблемой, оторвавшей думцев от работы над идеей равенства, стали события в г. Белостоке 1 июня 1906 г., связанные с массовыми погромами еврейского населения и гибелью людей. Именно с них началась практика выезда членов Государственной Думы на места. Пытаясь разобраться в случившемся, думцы пришли к выводу, что население в целом не питало враждебных чувств в отношении евреев, и постепенно склонились к мнению, что виноваты в случившемся правительство, местные власти, военные, учинившие «воинско-полицейскую экспедицию» для устрашения революционеров путем убийства невинных. Так возникла конфронтация между Думой и царским правительством, на практике осуществлявшим национальную политику государства.
В то время для деятельности Думы стали характерными, во-первых, активность отдельных национальных и даже конфессиональных групп – польского коло, мусульманской фракции, которые старались решать свои специфические проблемы, и, во-вторых, политическая деятельность партий. Так, представители левых партий – эсеры и социал-демократы – использовали нерешенность отдельных национальных проблем для обличения исполнительной власти и оказания на нее постоянного нажима. Власть, с одной стороны, не доверяла Думе, заведомо считая ее малоэффективной политической «тусовкой», тем более в таких важных делах как национальное строительство государства. Но, с другой стороны, она старалась ограничить в ней представительство радикалов, увеличивая представительство лояльных сословий. Итоги такой политики нельзя назвать успешными.
Самым важным достижением регулирования межнациональных отношений в России стало введение в действие реально работающего механизма их законодательного регулирования, научной экспертизы и анализа. Благодаря взаимодействию двух ветвей власти были структурированы основные направления работы в сфере национальной политики в соответствии с актуальностью решаемых страной проблем. Это, в первую очередь, касается развития и совершенствования культурного потенциала российских народов, сохранения их своеобразия при укреплении единой российской нации, решения проблем миграции и занятости населения, борьбы с проявлениями экстремизма, национализма и ксенофобии, правовой защиты коренных малочисленных народов России, законодательного обеспечения равноправия всех народов, формирования налаженной системы прогнозирования, предупреждения и регулирования межнациональных противоречий и конфликтов. При этом необходима координация действий трех уровней власти – федеральной, региональной и местной, в том числе и в плане разграничения полномочий при решении национальных проблем.
За последние годы были
выработаны и опробованы новые формы
работы в виде национально-культурных
автономий, давших свои результаты, других
общественных объединений; был введен
институт Уполномоченного по правам
человека, призванный обеспечивать наиболее
прямой и непосредственный выход
на госструктуры со всеми наболевшими
проблемами; разработан ряд федеральных,
региональных и иных программ, связанных
с развитием духовного и
Любая политика, включая
национальную, проводится через соответствующий
механизм, обеспечивающий эффективную
реализацию конституционно-правовых принципов
регулирования межнациональных
отношений, разработку и выполнение
государственных программ, поддержку
общественных инициатив в достижении
целей национальной политики, а также
посредством налаживания
Стала очевидной необходимость воссоздания федерального органа, отвечающего за разработку и реализацию национальной политики. Долгое отсутствие в федеральных структурах исполнительной власти такого органа, как показывает практика, отбрасывает решение ряда национальных проблем назад, не говоря уже о потере многих экспертов в этой сфере. Задача органа – сосредоточить основное внимание на законотворческой деятельности и контроле за реализацией Концепции государственной национальной политики.
Министерство регионального
развития РФ только структурирует свою
работу в этой сфере. С одной стороны,
оно несет ответственность за
выработку государственной
Очевидна необходимость
и образования на федеральном
уровне структуры, осуществляющей мониторинг
межэтнических отношений с
И наконец, очевидно, что
роль органов законодательной власти
в решении межэтнических
Литература:
Монографии:
1. Трофимов Е.Н. Национальная политика
России (законодательный аспект). – М.:
Издательский центр Российской академии
государственной службы при Президенте
Российской Федерации, 2007. - 6,3 п.л.
2. Трофимов Е.Н. Государственная национальная
политика России. – М.: Издательский центр
Российской академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации,
2008. - 20,5 п.л.
Статьи в периодических научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
3. Трофимов Е.Н. Постоянное
4. Трофимов Е.Н. Мы, российский народ // Этносоциум. – 2005. – № 1. - 0,5 п.л.
5. Трофимов Е.Н. По поводу