Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 20:40, контрольная работа
В ходе осуществления экономических реформ в России требовалась целенаправленная деятельность по выработке мер для улучшения экономического положения в стране, что предполагало формирование нового механизма государственного регулирования экономики в целом и внешнеэкономической деятельности в частности.
Цель работы – раскрытие основных методов нетарифных методов внешней торговли.
В задачи контрольной работы входит обзор значения внешней торговли для России и государственных мер по повышению эффективности внешней торговли, целей и задач введения нетарифных методов регулирования.
Введение…………………………………………………………………….3
Нетарифные методы ограничения внешней торговли………………..4
Меры прямого ограничения……………………………………..6
Специальные защитные меры………………………………….10
Импортные налоги и сборы……………………………………10
Прочие нетарифные меры……………………………………...12
Меры поддержки экспорта……………………………………………14
Заключение…………………………………………………………….16
Список использованной литературы ………………………………...18
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Контрольная работа
по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»
на тему: «Нетарифные методы регулирования внешней торговли»
Выполнила
студентка группы СПЭбз-212
Ганичева М.В.
Проверил
Миленький А.В.
Владимир 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………...18
Введение
Во всех странах регулирование внешней торговли – основной формы экономического сотрудничества между странами – осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.
Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.
Внешняя торговля – очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения во внешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей задачей государства.
В ходе осуществления экономических реформ в России требовалась целенаправленная деятельность по выработке мер для улучшения экономического положения в стране, что предполагало формирование нового механизма государственного регулирования экономики в целом и внешнеэкономической деятельности в частности.
Цель работы – раскрытие основных методов нетарифных методов внешней торговли.
В задачи контрольной работы входит обзор значения внешней торговли для России и государственных мер по повышению эффективности внешней торговли, целей и задач введения нетарифных методов регулирования.
Основными методами государственного регулирования в конце 1991 – начале 1992 г. стали методы нетарифного регулирования: квотирование и лицензирование экспортных поставок, регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров. Под лицензионным контролем в 1992–1993 гг. находилось до 80% экспорта, по основному объему экспорта лицензии выдавались в пределах установленных государством квот.
С 1992 г. введен экспортный таможенный тариф. В течение 1992–1994 гг. вывозные пошлины охватывали до 75% российского экспорта, в том числе экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, некоторых видов готовой продукции.
Регулирование импортных поставок осуществлялось преимущественно тарифными и налоговыми мерами. Импорт с 1992 г. освобожден от квотирования, лицензированию подлежат ввоз химических средств защиты растений, лекарства, промышленные отходы и товары, включенные в перечень, по которому разрешения выдаются Правительством и Президентом.
Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности – совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.
Цели и задачи введения нетарифных мер:
В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:
Классификация нетарифных методов
Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы.
1.1 Меры прямого ограничения
К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.
Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и / или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:
Лицензии могут принимать различные формы: генеральные, индивидуальные, автоматические.
Генеральная лицензия предоставляет право любому лицу в течение длительного времени ввозить товары либо без ограничения, либо только из указанных стран.
Индивидуальная лицензия предоставляется обычно конкретной фирме с указанием объема, времени и найме товара, разрешаемого к ввозу.
При автоматическом лицензировании государство постоянно контролирует и наблюдает за закупками, учитывает их объем и имеет возможность при необходимости быстро ограничить импорт. Таким образом, в США ведется наблюдение за импортом станков из Германии и Швейцарии, за всем импортом баранины. В Канаде ведется наблюдение за поставками стали и т.д.
Конкретные условия для выдачи лицензий разнообразны в конкретных странах. Сюда также относятся и условия выдачи лицензий на ввоз товаров, обеспеченные финансированием (поставляемых в счет технической по мощи, при предварительной оплате товаров за счет собственных средств покупателя и т.д.).
Эффективность лицензии определяется методом, с помощью которого распределяются лицензии. В мировой практике используются следующие методы: открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод.
Наиболее эффективным, очевидно, является открытый конкурс. Здесь лицензию получает фирма, имеющая возможность заплатить за право ввоза товара максимальную сумму. При открытом аукционе стоимость лицензии будет приближаться к эквивалентному тарифу.
Более широко распространен метод явных предпочтений, когда государство закрепляет лицензии за фирмами, пользующимися определенными особыми льготами. Как правило, это фирмы, традиционно специализирующиеся на импорте данного товара. Например, индийское правительство, регулируя внешнюю торговлю, предоставляло им портные лицензии в основном признанным импортерам т.е. фирмам, длительное время занимавшимся импортом данного товара.
Наконец, последним, затратным методом распределения лицензий является передача их в зависимости от наличия производственных мощностей, количества рабочих, это наименее эффективный метод.
Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).
Квота – это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).
В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта (англ. voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.
Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 1994 году, например, были введены «добровольные» ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.
Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в ст. 21 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» «Импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений».
Количественные ограничения позволяют национальным производителям, опасающимся ценовой конкуренции с иностранными поставщиками, сохранить за собой определенную долю рынка, не рискуя противоборством в ценовой конкуренции. На макроуровне количественные ограничения дают возможность, жестко фиксируя объем импорта, прогнозировать величину валютных расходов.
В последнее время практика использования «добровольных» ограничений вызывает усиливающуюся критику среди специалистов. Резервируя за собой поставки в пределах фиксированной квоты, страна-экспортер начинает специализироваться на поставках наиболее высококачественных товаров, отдавая на откуп импортеру отсталую технологию.
Сравнительный анализ квот и тарифов показывает, что они идентично воздействуют на национальную экономику. Невозможность удовлетворить спрос за счет импорта иностранной продукции приводит к повышению внутренних цен. Ситуация меняется при квотировании импорта товара, отличающегося низкой эластичностью спроса. Здесь национальная фирма может, установив высокие цены, получить монопольные преимущества.
Особенно неблагоприятная ситуация возможна при введении «добровольных» ограничений экспорта, что типично для высокомонополизированных отраслей. Такая ситуация, в частности, сложилась на американском рынке в связи с введением «добровольных» ограничений на поставки продукции бытовой электроники, автомобилей, тали из Японии в США. Повышение цен в результате ограничений позволило японским монополиям получить дополнительную прибыль, которая в случае введения аналогичных импортных пошлин поступила бы в американский бюджет.
1.2 Специальные защитные меры
В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:
– Импортные квоты;
– Специальные пошлины;
– Антидемпинговые пошлины;
– Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера;
– Компенсационные пошлины.
Специальные защитные меры, с точки зрения изложенной выше классификации, представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения.
Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.
1.3 Импортные налоги и сборы
К ним относятся:
– пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;
– сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;
Информация о работе Нетарифные методы регулирования внешней торговли