Новый Европейский порядок на основе союза трёх императоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 04:31, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе рассматривается Россия в контексте её отношений с другими государствами в выбранный период. Основными направлениями внешней политики империи можно назвать постепенный разрыв русско-германских дружественных отношений, переход в оппозицию к германо-австрийскому блоку и дальнейшее сближение с Францией.
Заключённый при Александре II австро-русско-германский союз, провозглашённый как Союз трех императоров, почти полностью потерял к себе доверие после Боснийского кризиса 1875 – 1878гг., в ходе которого Бисмарк открыто поддержал Австро-Венгрию, заключив с ней союз против России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 7
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III И СОЗДАНИЕ СОЮЗА ТРЁХ ИМПЕРАТОРОВ……………………..9
“Союз трех императоров”……………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И СУШНОСТЬ СОЮЗА ТРЁХ ИМПЕРАТОРОВ……………………………………………………...16
2.1. Возобновление союза трёх императоров……………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Машраб.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Разработка и проведение политики контрреформ. С июня 1882 г. до конца 1885 г. происходит установление нового курса, и намечаются общие контуры преобразований, главной задачей которых являлось усиление роли поместного дворянства как опора самодержавия.

Император и его ближайшее окружение избрали тактику постепенной и последовательной ликвидации установлений предыдущего царствования . Первым детищем нового правительственного курса стал университетский устав 1884 г. Он фактически уничтожил автономию университетов. Ректор, деканы и профессора отныне назначались , при этом учитывались не ученые заслуги, а «религиозно – нравственное и патриотическое направление». Были резко ограничены права ученых коллегий, уничтожен университетский суд. Вся университетская жизнь ставилась под надзор попечителя учебного округа и министра. Вводилась система государственных экзаменов и оплата студентами права посещения лекций и практических занятий. Значительно возросла власть императора студентов, соединявшая в себе судебную и административную функции.

Обсуждение нового устава выявило значительные разногласия  среде членов Государственного совета, большинство в котором принадлежало либеральной оппозиции. Однако АлександрIII утвердил мнение меньшинства.

Основная работа по созданию проектов контрреформ сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, а главным разработчиком стал правитель канцелярии министерства, бывший предводитель дворянства А.Д. Пазухин.

К осени 1886г. был готов  проект земской контрреформы. Важным шагом в ее осуществлении стало принятие 12 июля 1889 г. закона о земских участковых начальниках. При его обсуждении в Государственном совете против этого закона высказалось подавляющее большинство, но АлександрIII вновь поддержал меньшинство. Земские начальники назначались министром внутренних дел из числа потомственных дворян и должны были заменить институт мировых посредников , уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. Они утверждали и смещали должностных лиц крестьянской администрации, без суда налагали штрафы и подвергали крестьян аресту. Закон о земских начальниках увеличивал правительственную опеку над крестьянами, подчинял их административной и судебной власти дворян.

Следующим шагом было принятие 12 июня 1890 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», установившего сословный принцип выборов в земства и усиливший правительственный контроль за их деятельностью. Первая курия отныне включала только дворян, имущественный ценз для них был уменьшен, а число гласных увеличено. Для городской курии ценз был повышен. А крестьяне лишались выборного представительства : губернатор сам назначал крестьянских гласных из числа избранных крестьянами кандидатов .Постановление земств могло быть отменено губернатором, если он считал его «нецелесообразным».

Вместе с тем , встретив неприятие проекта земского положения в Государственном совете, АлександрIII счел преждевременным окончательную ликвидацию выборности и все сословности земских учреждений.

Вслед за земской контрреформой  на повестку дня был поставлен  вопрос о городском самоуправлении, «нелепость» которого, как заметил Александр III ,давно осознана правительством». «Городовое положение» 11 июня 1892 г. значительно ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления, усиливало право администрации. Городской голова и члены городской управы объявлялись государственными служащими и , следовательно, попадали под контроль администрации.

Судебные преобразования. Настойчивыми, но осторожными были действия Александра III против «судебной  республики» - судебных установлении 1864 г. Последовательно ограничивалась сфера компетенции судов. Продолжалось наступление на гласность судопроизводства. В дополнение к ограничению гласности по политическим процессам, введенному уже в 70 – е гг., закон 12 февраля 1887г предоставил министрам внутренних дел и юстиции право объявлять закрытыми заседания суда. В апреле 1887г. был повышен имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что ставило препятствия к демократизации их состава. По закону 7 июля 1889 г. из ведения суда присяжных изымались наиболее значительные дела. Серьезный удар по судебным уставам нанесла ликвидация мировых судов в связи с введением института земских начальников в 1889 г.

1.1. « Союз трех императоров»

Внешняя политика Александра не случайно принесла ему титул « Миротворец» : в его правление страна не вела ни одной войны.

В 80- е гг. Россия сохранила свои внешнеполитические приоритеты. Однако расстановка сил стремительно менялась. Вступив на престол, Александр некоторое  время продолжал германофильскую политику своего отца. В начале 80 – х гг. Германия оставалась для России важнейшим рынком сбыта сельскохозяйственной продукции. К тому же союз с ней мог стать опорой в борьбе против Англии. Длительные переговоры с Германией, к которым по настоянию Бисмарка присоединилась Австро- Венгрия, завершилась 6 (18) июня 1881 г. подписанием нового австр.- русск.- германского « Союза трех императоров» на шестилетний срок. Стороны обязались поддерживать нейтралитет в случае войны одной из них с четвертой державой. Договор поддерживал закрытие черноморских проливов для военных кораблей и регулировал отношения на Балканах.

Вскоре Бисмарку удалось привлечь к австро- германскому союзу Италию. В договоре, подписанном 20 мая 1882 г. Германия и Австро – Венгрии обязывались оказать помощь Италии в случае войны с Францией. В центре Европы сложился военный Троиственный союз.

Несмотря на свою непрочность, «  Союз трех императоров» сыграл важную роль в русско- английском конфликте 1885 г. Русские воиска, заняв в 1884 г. Туркмению, вплотную приблизились к границам Афганистана, над которыми Англия установила свой протекторат. В марте 1885 г. произошдо военной столкновение между русским передовым отрядом и афганскими войсками под командой английских офицеров. Возникла реальная угроза войны между Россией и Англией. Благодаря « Союзу» Россия добилась от Турции закрытия черноморских проливов для английского флота, обезопасив свои южные границы. В таких условиях Англия не могла рассчитывать на успех и предпочла отступить, признав завоевания России в Средней Азии. В 1885 г. русско – английские военные комиссии начали демаркацию русско- афганской границы1.

 В 80-е гг .Россия потерпела  неудачу на Балканах. В 1881 г.  к власти в Болгарии пришли  сторонники германской ориентации. В 1885 г. Александр отказался поддержать присоединение к Болгарии ее южной части и отозвал из Болгарии всех русских военных. После серии государственных переворотов к власти в Болгарии пришло проавстрийское правительство, и в ноябре 1886 г. Россия разорвала дипломатические отношения с Болгарией. В этом конфликте Австро – Венгрия и Германия выступили против России, что подрывало « Союз трех императоров», который к моменту истечения срока своего действия (1887) фактически был аннулирован. При участии германской дипломатии в 1887 г. был заключен австро-англо-итальянский союз – Средиземноморская Антанта. Его главной целью был подрыв русского влияния в Турции.

В условиях обострения франко – германских противоречии Бисмарк стремился  нейтрализовать Россию. Интриги на Балканах и давление на русские аграрные и промышленные круги, связанных с Германским рынком, позволили Бисмарку заключить в 1887 г. так называемый « перестраховочный» договор с Россией. Секретный договор сроком на три года предусматривал нейтралитет России в случае нападения Франции на Германию и нейтралитет германии в случае нападения Австро – Венгрии на Россию. Эти условия не устраивали Бисмарка, поскольку допускали вмешательство России в случае нападения Германии на Францию.

Отношения между Германией и  Россией продолжали ухудшаться. Бисмарк запретил Германскому банку выдавать ссуды под залог русских государственных бумаг. В 1887 г. Россия повысила пошлины на ввоз товаров из Германии, а Германия на ввоз российской продукции. С того же года началась передислокация основных сил русской армии с юго- западной границы на западную, т. е. от Турции и Австро – Венгрии к Германии.2 К концу 80 – х гг. противоречения России с Германией и Австро – Венгрии стали даже более значительными, чем с Англией. В 1890 г. новый германский канцлер Каприви не стал продлевать «перестраховочный» договор. Тройственный союз был возобновлен в 1891 г. наметилось сближение его участников с Англией. В то же время Германия и Австро – Венгрия пытались установить более тесные отношения с Турцией. В такой обстановке произошел поворот во внешней политике России, которая пошла на сближение с Францией.

Основной для этого стало  наличие общих противников –  Англии и Франции. Политический аспект дополнялся экономическим – с 1887 г. начинается регулярное предоставление России французских займов. После конверсии российского государственного долга на Парижской бирже в 1888 – 1889 гг. Франция стала кредитором России. Займы дополнялись значительными инвестициями в российскую экономику.

27 августа 1891 г. Россия  и Франция заключили секретное соглашение о согласованности действий в случае нападения на одну из сторон. На следующий годов связи с увеличением германской армии был разработан проект русско – французской военной конвенции. Тем временем продолжали ухудшаться русско – германские отношения : в 1893 г. постоянные таможенные конфликты переросли в настоящую таможенную войну. Окончательное оформление русско- французского союза состоялось в январе 1894 г. Заключение этого союза означало существенный сдвиг в расстановке сил в Европе, которая раскололась на две военно – политические группировки3.

Договор России с Францией предусматривал взаимные обязательства  в случае нападения на одну из сторон. Новые обязательства России перед Францией обусловили ее отказ от активных действий на Балканах.

 

 

ГЛАВА 2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И  СУЩНОСТЬ СОЮЗА ТРЕХ ИМПЕРАТОРОВ

 

Союз трёх императоров - под этим названием известны отношения  между тремя монархиями - Россией, Германией и Австро-Венгрией, создавшиеся после Берлинского свидания трёх императоров в 1872.

Разгром Франции и  воссоединение Германии внесли большие  изменения в международную обстановку начала 70-х годов 19 в. Обострение англо-русских  отношений в Средней Азии толкало Россию к сближению с Германией. Австро-венгерская дипломатия, которую с 1871 возглавлял Андраши, полностью порвала с идеей реванша и надеялась найти в Германии надёжного союзника на случай столкновения с Россией на Балканах. Бисмарк, также желая приобрести союзника в лице Австро-Венгрии, не хотел в то же время обострять отношения с Россией и даже заботился об улучшении их. Этого требовала его политика непрерывных угроз и нажима по отношению к Франции: Германии необходимо было обеспечить себя от войны на два фронта.

В сентябре 1872 состоялось свидание трёх императоров в Берлине. Во время этого свидания Горчаков старался отвлечь Андраши от ориентации па Англию, а Бисмарк всячески поощрял  Андраши к сближению с Россией.

В мае 1873, во время визита в Петербург Вильгельма I (в сопровождении Бисмарка и Мольтке), была выработана русско-германская военная конвенция; Бисмарк отказался её скрепить своей подписью, и она была подписана только Мольтке от имени Германии. От имени России конвенцию подписал кн. Барятинский. В тот же день конвенция была ратифицирована Александром II и Вильгельмом I. Ст. 1 конвенции гласила: "Если какая-либо европейская держава напала бы на одну из двух империй, то последняя в возможно кратчайший срок получит помощь в виде армии из двухсот тысяч человек боеспособного войска". Ст. 2 содержала заверения в миролюбии участников соглашения, а ст. 3 фиксировала право каждой стороны прекратить действие конвенции через два года после того, как она предупредит об этом другую сторону. Бисмарк заявил русским, что конвенция будет иметь силу только в случае присоединения к ней Австро-Венгрии. Но последняя, опасаясь быть вовлечённой в войну против Англии, заключила с Россией 6. VI 1873, во время визита Александра II и Горчакова в Австрию, лишь соглашение типа консультативного пакта. В ст. 1 обе стороны обещали друг другу в случае возможных в будущем разногласий договариваться так, чтобы "эти разногласия не могли одержать верх над соображениями высшего порядка, какими они озабочены", и не допускать осуществления чьих-либо попыток внести раскол между ними. Ст. 2 обязывала участников соглашения при угрозе нападения третьей державы договориться между собой относительно совместного образа действий. Если бы в результате этих переговоров появилась необходимость в военных действиях, то ст. 3 предусматривала заключение с этой целью специальной военной конвенции. Согласно ст. 4 каждая сторона сохраняла за собой право расторгнуть соглашение через два года после соответствующего предупреждения с её стороны. В качестве "прямого и личного соглашения между государями" соглашение было подписано Александром II и Францем Иосифом I. Германия 23. X 1873 присоединилась к русско-австрийскому соглашению. Акт о её присоединении к этому соглашению был подписан императором Вильгельмом I и Францем Иосифом 23. X 18734.

Относительно ограниченный характер обязательств, содержавшихся  в вышеприведённых статьях соглашения, отнюдь не соответствовал громкому названию "союза трёх императоров". Уже  в 1875 С. т. и. был серьёзно поколеблен. Германия подготовляла тогда нападение на Францию, но Александр II и Горчаков оказали давление на Берлин, и опасность войны была устранена. С другой стороны, поддержка, оказанная Бисмарком Австро-Венгрии в период восточного кризиса 1875-78, и введение им пошлин на русский хлеб вызвали недовольство русского правительства. Именно в это время заключением направленного против России австро-германского договора 1879.  Бисмарк сделал шаг в сторону того разделения Европы на два военно-политических блока, которое в дальнейшем привело к мировой войне. В 1879 Горчаков считал С. т. и. уже не существующим.

Бисмарк, стараясь задержать  сближение России с Францией, хотел  возобновить С. т. и. Он использовал  для этого стремление России выйти  из состояния политической изоляции, в котором она оказалась на Берлинском конгрессе, а также напряжённость, существовавшую тогда в англо-русских отношениях. С. т. и. был возобновлён путём заключения русско-австрийско-германского договора 18. VI 1881, подписанного в Берлине от имени Германии Бисмарком, от имени России - послом Сабуровым, от имени Австро-Венгрии - послом Сегени.

Содержание этого договора сводилось к соглашению о нейтралитете и некоторым обязательствам в  отношении Балканского п-ова и  турецких проливов.

В ст. 1 говорилось, что если одна из сторон окажется в состоянии войны с "четвёртой великой державой", то две другие стороны сохранят по отношению к ней благожелательный нейтралитет, но оговаривалось, что в случае войны с Турцией непременным условием этого нейтралитета будет заключение предварительного соглашения относительно конечных результатов войны. Русскую дипломатию больше всего интересовал нейтралитет Германии и Австро-Венгрии в случае войны России с Англией. В обмен за это Россия обязалась сохранять нейтралитет в случае франко-германской войны. Русское правительство толковало это обязательство очень ограничительно и в дальнейшем прямо заявило немцам, что, обещая при возобновлении договора в 1884 свой нейтралитет на случай войны Германии с Францией, оно имело в виду неоднократные заверения Германии, что нападать на Францию она не собирается. Для Австро-Венгрии, поскольку её потенциальным противником могла быть именно Россия, а не "четвёртая великая держава", особую ценность имела оговорка относительно войны с Турцией, обязывавшая Россию считаться в этом случае с позицией Австро-Венгрии. Интересам Австро-Венгрии отвечала и ст. 2, обязывавшая стороны допускать территориальные изменения европейских владений Турции не иначе, как по взаимному соглашению всех трёх участников договора. По требованию России была принята ст. 3, которой подтверждался принцип закрытия проливов во время войны, причём участники договора обязывались в случае нарушения данного принципа Турцией предупредить её, что "с этого момента она лишается преимуществ территориальной неприкосновенности, обеспеченной ей Берлинским трактатом". В приложенном к договору особом протоколе говорилось о некоторых вопросах балканской политики, в частности о том, что Австро-Венгрия сохраняет за собой право аннексировать Боснию и Герцеговину "в момент, который найдёт для этого подходящим", а также о том, что "все три державы не будут противиться возможному соединению Болгарии с Восточной Румелией в пределах территориальных границ, установленных Берлинским трактатом, в случае, если бы этот вопрос был выдвинут силою вещей".

Информация о работе Новый Европейский порядок на основе союза трёх императоров