Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:02, курсовая работа
Выбор данной темы был обусловлен ее актуальностью на современном этапе развития человечества. Особенности современного мира, входящего в XXI век, заключаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, достиг фундаментальных социальных сдвигов, во многом руководствуется теорией нового политического мышления, а с другой – пестр, многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями, доходящими до конфликта. Это сложный, целостный мир, стремящийся к стабилизации на основе решения обострившихся глобальных проблем.
Глобальные проблемы современного мира тесно между собой связаны, взаимообусловлены и требуют комплексного подхода к их решению.
Введение……………………………………………………………………….….2
Глава 1. Глобальные проблемы современности…………………………...3
Понятие и особенности глобальных проблем человечества………...….3
Интерсоциальные проблемы…………………………………………….6
Экологические проблемы…………………………………………………7
Проблемы системы «человек-общество»……………………………….9
Глава 2. Причины обострения и пути решения глобальных проблем
человечества…………………………………………………………………….12
2.1. Причины возникновения глобальных проблем………………………….12
2.2. Основные пути и возможности решения глобальных проблем
человечества……………………………………………………………………..13
Глава 3. Основные направления международного сотрудничества
государств на пути решения глобальных проблем современности…….16
3.1. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем….16
3.2. Роль международных организаций в решении глобальных проблем..17
3.3. Сотрудничество государств на региональном уровне…………………19
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………….
Глобализация человеческих проблем закономерно предполагает гуманизацию международных и межгосударственных отношений. Это означает, что политика ведётся ради людей, что интересы человека, его права выше прерогатив государства: не люди живут ради государства, а государство функционирует ради людей, призвано быть их оружием, средством, а не самоценностью. Главный критерий государственных и общественных институтов - служение людям. Однако идея верховенства не должна превращаться в абсолют, отрываться от реальностей бытия11.
Взаимосвязь, масштабность и долговременность глобальных проблем по-новому ставит перед человечеством вопрос о том, как нейтрализовать или хотя бы ослабить их. Речь идёт о необходимости совместного коллективного решения глобальных задач, объединения усилий всех стран мира и всех политических сил планеты. На каких основах это можно сделать?
Понятно, что первым и главным условием является мир, мирное развитие, резкое сокращение военных затрат.
Другим условием выступает всестороннее сотрудничество, взаимный учёт интересов, развитие науки и обогащение её достижениями всех государств. Все народы сегодня должны пройти трудные университеты глобальной проблематики и заново переосмыслить практику своей жизни, политику своих государств, переоценить свои ресурсы развития. Необходимо значительное расширение международного сотрудничества на самых разных уровнях - двустороннем, многостороннем, региональном и всемирном, с использованием различных международных институтов и организаций, и, прежде всего, ООН12.
Новые перспективы этого сотрудничества и решения глобальных проблем открывает принципиальное изменение положения дел в мире в результате ликвидации противостояния двух систем, краха тоталитарных режимов в Восточной Европе и Советском Союзе. Значительно спала напряжённость, началось сокращение ядерных арсеналов, численности войск, развернулся процесс мирного урегулирования региональных конфликтов.
В этих условиях появилась возможность строительства нового международного политического порядка на основе баланса интересов различных стран и повышение меры управляемости миром.
3.2. Роль международных организаций в решении глобальных проблем.
Важнейшая роль в решении глобальных проблем принадлежит международным организациям, и в первую очередь системе ООН. Сохранение мира, упрочение международной безопасности и разоружение, являясь главной задачей ООН, служат основной предпосылкой создания международного климата, необходимого для решения глобальных проблем. Важное место в деятельности ООН занимают проблемы охраны окружающей среды, здравоохранения, нормализации положения с продовольствием и др.
В центре внимания международных организаций находятся вопросы охраны окружающей среды. Большую работу в этой области проводит ЮНЕП - созданная в 1972 г. специальная организация ООН, занимающаяся проблемами сохранения среды обитания.
Итогом координационной деятельности ЮНЕП и др. организаций стала Общественная программа ООН по окружающей среде. Кроме того, ЮНЕП ведёт ряд совместных работ с международными неправительственными организациями, и в первую очередь с Международным союзом природы и природных ресурсов и Научным комитетом по окружающей среде Международного совета научных союзов.
Действующий при Экономическом и социальном совете ООН Комитет по науке и технике ориентируется на подготовку всемирного плана действия по применению достижений науки и техники, разработку единой научно-технической политики.
Реализацию социального развития в развивающихся странах ООН связывает с утверждением нового Международного экономического порядка. Декларация и программа действий по его установлению были приняты ООН в 1974 г. Основной её целью выступало повышение доли развивающихся стран в мировом промышленном производстве с 7% в середине 70-х годов до 25% к 2000 году.
Наряду с задачами преодоления экономического отставания развивающихся стран большое место в деятельности международных организаций занимает решение продовольственной проблемы. Среди организаций, входящих в систему ООН, проблемами продовольствия и сельского хозяйства занимаются продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН-ФАО, Всемирный продовольственный совет, Экономический и социальный совет ООН и его региональные комиссии, Международный банк реконструкции и развития и др. организации13.
Важную роль играют международные организации в решении энергетической проблемы. Среди них международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие международные организации. Они занимаются не только текущими вопросами развития энергетики, но и проблемами её глобального развития. Подготавливаемые ими прогнозы позволяют полнее представить будущее энергетики и последствия возможных решений по развитию энергетического порядка.
Эффективность действий международных организаций по решению глобальных проблем зависит, в конечном счёте, от решения главной проблемы современности - войны и мира. Ключевой характер этой проблемы заключается не только в том, что всё возрастающая гонка вооружений «съедает» те средства и ресурсы, которые необходимы для решения других глобальных проблем.
Расходы человечества на вооружение к 2000 году приблизились к $1,5 трлн. Ограничение роста военных ресурсов и передача хотя бы незначительной части сэкономленных в результате гонки вооружений ресурсов в фонд развивающимся странам прирост мирового национального продукта составил бы 4%. Снизилась бы и нагрузка на окружающую среду. Сокращение общих военных расходов на 20% создало бы объективную основу для решения всей системы глобальных проблем.
Вопросы разоружения, региональных конфликтов, другие аспекты проблемы войны и мира регулярно рассматриваются на Генеральной Ассамблее ООН - её высшем форуме. Значительную роль в международных делах играет Совет Безопасности - основной политический орган ООН, на который возлагается главная ответственность за поддержание мира и безопасности.
3.3. Сотрудничество государств на региональном уровне.
Серьёзные усилия предпринимаются в последние годы по решению глобальных проблем на региональном уровне различными региональными организациями государств.
Наиболее активно в этом направлении действуют европейские организации. В частности, участники сессии Европейского Совета в апреле 1990 г. приняли специальную Экологическую программу. В ней главы государств и правительств Европейского Сообщества признали особую ответственность за состояние окружающей среды как перед собственными гражданами, так и перед остальным миром. Они обязались активизировать по защите и улучшению природной среды в рамках, как самого общества, так и всего мира. Признание более широкой ответственности за решение одной из главных и наиболее мощных региональных групп и группировок в мире имеет принципиальное значение для расширения сотрудничества на глобальном уровне и оказания конкретной помощи развивающимся странам и решения их трудностей.
В Западной Европе Европейский Союз обязался принять более эффективные меры для защиты морей и прибрежных районов государств-членов ЕС от угрозы вследствие транспортировки нефти и опасных веществ.
Сообщество призвало все государства ЕС выделить больше финансовых и технических ресурсов для развивающихся стран, чтобы помочь им в решении таких проблем, как сохранение лесов, улучшение состояния окружающей среды, неконтролируемый рост населения и др.
Намечены определённые меры по решению ряда экологических проблем Западной Европы.
Было принято решение о создании Европейского экологического агентства, которое должно предоставлять надёжную и объективную информацию гражданам Европы о состоянии окружающей среды. Ряд государств сопровождает эти доклады национальными планами действий по защите окружающей среды, подготовленными в таком виде, чтобы они привлекали максимальный интерес и поддержку общественности.
Цель таких планов - обеспечивать гарантированное право граждан на чистую и здоровую окружающую среду, особенно в том, что касается:
В 1991 году руководители семи крупнейших промышленно развитых стран Запада приняли экономическую декларацию, в которой предусматривалось:
Как показывает опыт международного сотрудничества, для повышения эффективности в деле решения глобальных проблем принципиально важным является создание оптимальных, благоприятных параметров международной среды.
Заключение
Итак, подводя итоги, отметим следующее.
По существу, все глобальные проблемы современности входят в содержание экономической, политической, социальной и духовно-культурной функций каждого государства, но в разной мере и степени реализуются в жизни.
Положение дел с экологией, продовольствием, энергетическими ресурсами и т. д. диктует необходимость повышения ответственности мирового сообщества за решение глобальных проблем или продвижение по пути к их решению. Необходимы научные методы решения глобальных проблем и социальные условия претворения их в жизнь, что также входит в содержание функций государств. При этом центральным звеном стратегии должно быть развитие международного сотрудничества государств, объединение усилий всего человечества путем расширения политических, экономических, гуманитарных и культурных связей, совершенствования средств коммуникации на основе утверждения в международных отношениях нового политического мышления, исходящего, как уже отмечалось, из приоритета общечеловеческих идей справедливости и солидарности14.
Помимо норм международного права каждое государство должно иметь и обеспечивать реализацию специальных блоков законодательства, регулирующего социальное развитие, охрану природы и окружающей среды, оборону и внешнюю безопасность. Законодательство, регулирующее экономику и охрану общественного порядка, также необходимо сориентировать на решение глобальных проблем современности.
Законодательство России по глобальным проблемам приводится в соответствие с международными стандартами. Но, к сожалению, в России имеются большие трудности, связанные с Чернобылем и событиями, порожденными переходным периодом в развитии общества и государства. В результате не все государственные программы полностью финансируются, не все законодательство материально и организационно обеспечено.
Заслуживают поддержки выделяемые в литературе основные тенденции глобализации мировой политики, относящиеся к каждому государству и всему мировому сообществу:
– понимание целостности современного мира и приоритета глобальных проблем как целей международной политики;
– создание вместо существующих военно-политических блоков международной системы содружества, все составляющие которой исходят из примата международного права над национальным, прежде всего применительно к общепризнанным правам и свободам человека, и международных форм – над национально-государственными;
– усиление взаимодействия государств при решении глобальных проблем, ориентация внутренних функций на глобальное сотрудничество и решение задач мирового сообщества;
– повышение ответственности государств перед мировым сообществом за решение национальных проблем, могущих стать глобальными;
– повышение политической культуры сотрудничества на основе компромисса при выработке соглашений;
– разработка совместных с другими государствами содружеств или согласованных с ними научных программ решения глобальных проблем;
– ориентация национального законодательства на решение глобальных проблем современности.
Будущее цивилизации – в понимании того, что современный мир – это одна, общая цивилизация, в которой приоритет принадлежит общеформационным (общечеловеческим) ценностям. В условиях развития противоречивого и в то же время взаимозависимого мира критическое осмысление существующих достижений и просчётов является одним из условий объединения прогрессивных сил в поисках социально приемлемых для человечества путей и средств разрешения глобальных проблем современности. Только таким путём может быть обеспечен общественный прогресс человечества.
Список использованной литературы.