Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:37, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть особенности международной торговли в ХХI веке.
Задачи работы:
- охарактеризовать основные тенденции, черты и факторы развития международной торговли в ХХI веке;
- охарактеризовать состояние международной торговли товарами и услугами на современном этапе развития мировой экономики;
- охарактеризовать влияние мирового финансово-экономического кризиса на международную торговлю.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕНДЕНЦИИ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 6
2 МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
3 ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СТРУКТУРУ И ДИНАМИКУ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП).
Валовой внутренний продукт – это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны за определенный период времени, в ценах конечного покупателя.
В состав ВВП входят товары, которые использованы на конечное потребление, накопление и экспорт, и в него не включаются промежуточные товары и услуги, израсходованные в процессе производства в виде сырья, материалов, топлива, энергии и т.п. Включение в ВВП промежуточных продуктов означало бы повторный счет, так как стоимость промежуточных продуктов входит в состав стоимости конечных товаров и услуг. Например, стоимость проката входит в стоимость машины и оборудования, стоимость зерна – в стоимость хлеба и т.д.
Второй важнейший
С целью определения места страны в мировой экономике сравнивают показатели ВВП (ВНП) для различных стран, выраженные в долларах США.
Для того, чтобы оценить темпы экономического роста страны, т.е. качество экономических процессов, происходящих в национальной экономике, необходимо определить изменение ВВП (ВНП) в текущем году по сравнению с предыдущим годом либо за определенный период, т.е. определить увеличение или снижение показателя (%). При этом за 100% обычно принимают показатель ВВП (ВНП) в предыдущем году либо в начале периода. Развитые индустриальные страны традиционно имеют ежегодные темпы роста 2-3% в период экономического подъема, 1-1,5% – в период незначительных экономических кризисов. Развивающиеся страны имеют более высокие показатели экономического роста за счет низкого исходного уровня экономического развития – около 6% в год. Новые индустриальные страны имеют еще более высокие темпы экономического роста – 9-12% в год за счет удачного совпадения экономической политики и экономической конъюнктуры[2,c.68].
Следующий важный показатель СНС – национальный доход (НД). Он может быть исчислен на валовой или чистой основе, т.е. до или после вычета потребления основного капитала.
Национальный доход – это сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны; первичные доходы включают оплату труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт.
Национальный доход отличается от внутреннего продукта на величину сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу, т.е. отличается количественно. С точки зрения содержания, различие между этими показателями состоит в том, что внутренний продукт (валовой или чистый) характеризует поток товаров и услуг (конечных), а национальный доход – поток доходов (первичных).
Для межстрановых сопоставлений более удобен удельный показатель – доход на душу населения, исчисляемый в долларах. Лидируют по этому показателю индустриально развитые страны.
СНС дает согласованное описание экономического процесса в целом, и это обеспечивает возможность получения наиболее общих его характеристик. Показатели СНС позволяют охарактеризовать следующие элементы:
1. Объем произведенного национального (внутреннего) продукта. Этот показатель часто интерпретируется как показатель размеров рынка, так как он измеряет совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране за тот или иной период. Показатель ВВП в расчете на душу населения обычно используется для характеристики уровня экономического развития (по отношению к другим странам или другим периодам времени).
2. Темпы экономического роста, исчисляемые на основе показателей ВВП за разные периоды времени в сопоставимых ценах; это один из критериев успеха экономической политики, эффективности проводимых реформ и программ.
3. Отраслевую структуру экономики. Для этой цели используются данные об отраслевой структуре ВВП; они показывают, какая доля в экономике приходится на отдельные отрасли народного хозяйства. Данные об отраслевой структуре ВВП за разные периоды отражают изменения в структуре экономики за тот или иной период.
4. Структуру использования произведенного продукта на потребление, накопление и экспорт, и многие другие макроэкономические показатели.
Степень участия национального государства на мировом рынке определяется на основании основных показателей — экспортной, импортной и внешнеторговой квот.
Кэ = Э / ВВП (ВНП) *100%,
где Э – объем экспорта товаров.
Ки = И / ВВП (ВНП) *100%, (1.2)
где И – объем импорта товаров.
Квт = ВТ (Э+И) / ВВП (ВНП) *100%, (1.3)
где ВТ – внешнеторговый оборот.
На структуру национальной экономики влияет расширение производства продукции, предназначенной для экспорта, и стабилизацию ситуации с импортом. Выход национального производства экспортной продукции на необходимый уровень и стабилизация в потреблении импортной продукции позволяют говорить об изменении структуры национальной экономики. Экономическая выгода для государства от участия в международном обмене будет определяться экономией времени и общим повышением производительности труда, достигаемых путем использования закона стоимости, проявляющегося в различиях между национальной и интернациональной стоимостью производимой продукции.
Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе развития общечеловеческой цивилизации, находящегося под постоянным трансформационным влиянием процессов глобализации, ни одно национальное государство не может успешно развиваться вне установления устойчивых внешнеэкономических связей, превратившихся в важнейший фактор экономического роста, а структурные изменения на мировом рынке, вызванные процессами глобализации, превратили международную торговлю в неотъемлемую часть национального воспроизводственного процесса.
Современный этап развития мировой экономики продемонстрировал не только привычно ожидаемый рост объема товарных потоков и традиционного обновления их отраслевой номенклатуры, но и качественные изменения характера международных экономических отношений.
Появление новой активной фигуры в мировой экономике и интернационализация сферы интеллектуальной и творческой деятельности, глобализация информационных и валютных потоков ведут к формированию новой институциональной структуры в системе международных экономических отношений. Ее развитие объективно обусловлено и отражает особенности организации международной торговли качественно новой продукцией качественно новыми участниками мирового рынка.
Формирование новой
институциональной структуры
Возникающая институциональная структура испытывает воздействие со стороны сохранившихся со времен индустриализации (и доминирующих де-факто) институтов функционирующих традиционных рынков. И поскольку различия индустриальной и постиндустриальной экономики затрагивают сущностные принципы международного сотрудничества, возникающие (и накапливающиеся) противоречия вряд ли удастся разрешить без кризиса.
По оценкам аналитиков ВТО, при увеличении мирового ВВП в 2010 г. на 3,6% рост мировой торговли в реальном выражении составил рекордные 14,5% по экспорту (согласно прогнозу ВТО годовой давности ожидался рост на уровне 10%) и 13,5% по импорту по сравнению со снижением соответственно на 12,0 и 12,8% в 2009 г.[4,c.86].
«Эти цифры показывают,
как торговля помогла миру избежать
рецессии в 2010 г. Однако мы до сих пор
ощущаем последствия
В номинальном выражении глобальный вывоз товаров увеличился на 22%, прежде всего за счет роста цен на энергоносители и сырье, и составил 14,9 трлн долл. Экспорт коммерческих услуг номинально вырос на 8% (после спада на 12% в предшествующем году) и составил 3,7 трлн долл., причем наибольший прирост (14%) был зафиксирован в секторе транспортных услуг. В целом доля услуг в мировой торговле уменьшилась до 19,4% по сравнению с 21,3% в 2009 г.
В итоге среднегодовые темпы прироста мировой торговли как товарами, так услугами в 2005-2010 гг. в номинальном выражении составили 8%, несмотря на различную динамику в отдельные годы. В целом среднегодовые темпы прироста мировой торговли в 2000–2011 гг. оцениваются на уровне 6%, что примерно в 2 раза опережает динамику глобального ВВП – 3,5%.
Факторами роста мировой торговли в 2010 г. были те же, что вызвали ее падение в 2009 г. Прежде всего это рост цен на сырье, повышающий себестоимость готовых товаров и снижающий объем конечного спроса на них. Так, темпы прироста экспортных цен на металлы за 2010 г. составили 48%, сельскохозяйственное сырье – 33%, топливно-энергетические товары – 26%2. В отраслевом разрезе лидером стали поставки телекоммуникационного и офисного оборудования, а аутсайдером – автомобильная промышленность[4,c.87].
Одна из основных причин роста – восстановление развивающихся рынков. Именно они стали основными двигателями торговли. Экспорт развивающихся экономик и стран СНГ в реальном выражении вырос на 16,7% (развитых государств – на 12,9%), а импорт – на 17,9% (10,7%). При этом прошлогодний прогноз ВТО исходил из 11% роста вывоза для развивающихся стран и 7,5% - для развитых государств.
По данным ВТО, по итогам 2010 г. в сфере экспорта товаров Китай (1,578 млрд долл., 10,4% мирового вывоза) сохранил занятую в 2009 г. верхнюю строчку рейтинга крупнейших экспортеров, вновь опередив США (1278 млрд долл., 8,4%) и Германию (1269 млрд долл., 8,3%). Место лидера в списке крупнейших импортеров осталось за США (1,968 млрд долл., 12,8% мирового ввоза), на второй позиции – Китай (1,395 млрд долл., 9,1%), на третьей – Германия (1067 млрд долл., 6,9%). Более подробно о мировом рейтинге ведущих экспортеров и импортеров товаров и коммерческих услуг в 2010 г. (табл. 2.1 и 2.2).
Таблица 2.1 – Мировая торговля товарами в 2010 году
Место |
Страна экспортер |
Объем, млрд долл, |
Доля, % |
Изм, к 2009, в % |
Место |
Страна импортер |
Объем, млрд долл, |
Доля, % |
Изм, к 2009, в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Китай |
1578 |
10,4 |
31 |
1 |
США |
1968 |
12,8 |
23 |
2 |
США |
1278 |
8,4 |
21 |
2 |
Китай |
1395 |
9,1 |
39 |
3 |
Германия |
1269 |
8,3 |
13 |
3 |
Германия |
1067 |
6,9 |
15 |
4 |
Япония |
770 |
5,1 |
33 |
4 |
Япония |
693 |
4,5 |
25 |
5 |
Нидерланды |
572 |
3,8 |
15 |
5 |
Франция |
606 |
3,9 |
8 |
6 |
Франция |
521 |
3,4 |
7 |
6 |
Великобритания |
558 |
3,6 |
15 |
7 |
Республика Корея |
466 |
3,1 |
28 |
7 |
Нидерланды |
517 |
3,4 |
17 |
8 |
Италия |
448 |
2,9 |
10 |
8 |
Италия |
484 |
3,1 |
17 |
9 |
Бельгия |
411 |
2,7 |
11 |
9 |
Гонконг, Китай |
442 |
2,9 |
25 |
- импорт для внутреннего потребления |
116 |
0,8 |
31 | ||||||
10 |
Великобритания |
405 |
2,7 |
15 |
10 |
Республика Корея |
425 |
2,8 |
32 |
Окончание таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Гонконг, Китай |
401 |
2,6 |
22 |
11 |
Канада |
402 |
2,6 |
22 |
- экспорт товаров собственного производства |
18 |
0,1 |
7 |
||||||
- реэкспорт |
383 |
2,5 |
23 |
||||||
12 |
Российская Федерация |
400 |
2,6 |
32 |
12 |
Бельгия |
390 |
2,5 |
11 |
13 |
Канада |
387 |
2,5 |
22 |
13 |
Индия |
323 |
2,1 |
25 |
14 |
Сингапур |
352 |
2,3 |
30 |
14 |
Испания |
312 |
2 |
6 |
- экспорт товаров собственного производства |
183 |
1,2 |
32 |
||||||
- реэкспорт |
169 |
1,1 |
28 |
||||||
15 |
Мексика |
298 |
2 |
30 |
15 |
Сингапур |
311 |
2 |
26 |
- импорт для внутреннего потребления |
142 |
0,9 |
24 | ||||||
16 |
Тайвань, Китай |
275 |
1,8 |
35 |
16 |
Мексика |
311 |
2 |
29 |
17 |
Саудовская Аравия1 |
254 |
1,7 |
32 |
17 |
Тайвань, Китай |
251 |
1,6 |
44 |
18 |
Испания |
245 |
1,6 |
8 |
18 |
Российская Федерация |
248 |
1,6 |
30 |
19 |
ОАЭ |
235 |
1,5 |
27 |
19 |
Австралия |
202 |
1,3 |
22 |
20 |
Индия |
216 |
1,4 |
31 |
20 |
Бразилия |
191 |
1,2 |
43 |
21 |
Австралия |
212 |
1,4 |
38 |
21 |
Турция |
185 |
1,2 |
32 |
22 |
Бразилия |
202 |
1,3 |
32 |
22 |
Таиланд |
182 |
1,2 |
36 |
23 |
Малайзия |
199 |
1,3 |
26 |
23 |
Швейцария |
176 |
1,1 |
13 |
24 |
Швейцария |
195 |
1,3 |
13 |
24 |
Польша |
174 |
1,1 |
16 |
25 |
Таиланд |
195 |
1,3 |
28 |
25 |
ОАЭ |
170 |
1,1 |
13 |
26 |
Швеция |
158 |
1 |
21 |
26 |
Малайзия |
165 |
1,1 |
33 |
27 |
Индонезия |
158 |
1 |
32 |
27 |
Австрия |
159 |
1 |
11 |
28 |
Польша |
156 |
1 |
14 |
28 |
Швеция |
148 |
1 |
23 |
29 |
Австрия |
62 |
1 |
11 |
29 |
Индонезия |
132 |
0,9 |
46 |
30 |
Чехия |
133 |
0,9 |
18 |
30 |
Чехия |
126 |
0,8 |
20 |
Всего по 30 странам |
12541 |
82,3 |
- |
Всего по 30 странам |
12712 |
82,7 |
- | ||
Мир в целом |
15238 |
100 |
22 |
Мир в целом |
15376 |
100 |
22 |
Информация о работе Особенности развития международной торговли в 21 веке