Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:33, контрольная работа
Специфика темы контрольной работы обусловила применение материалов по общей теории государства и права и истории государства и права зарубежных стран.
Объектом исследования данной работы является история развития государства и права Великобритании в XXвеке.
Цель работы – рассмотреть и изучить основные изменения в государственном строе и особенности развития правовой системы в Великобритании в XX веке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности развития государственно-монополистического капитализма,
- исследовать основные аспекты эволюции партийной системы,
- проанализировать основные изменения в государственном строе,
Введение……………………………………………………………………………………………..…4
1. Особенности развития государственного устройства в Великобритании в XX веке…………..5
1.1 Государственно-монополистический капитализм……………………………………………5
1.2 Эволюция партийной системы………………………………………………………………....6
1.3 Основные изменения в государственном строе………………………………………...…….8
1.4 Британская колониальная империя……………………………………………………………9
2. Особенности развития правовой системы Великобритании…………………...………………10
2.1 Характеристика правовой системы Великобритании в XXвеке…………….…………….10
2.2 Кабинет министров………………………………………………………………………...…12
2.3 Судебные и полицейские органы. Армия…………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………………………...16
Список использованных источников………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Особенности развития государственного
устройства в Великобритании в XX веке…………..5
1.1 Государственно-
1.2 Эволюция партийной системы……………………………………………………………
1.3 Основные изменения в государственном строе………………………………………...…….8
1.4 Британская колониальная
империя……………………………………………………………
2. Особенности развития правовой
системы Великобритании…………………...………………
2.1 Характеристика правовой
системы Великобритании в XXвеке…………….…………….10
2.2 Кабинет министров………………………………………………………
2.3 Судебные и полицейские органы. Армия…………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………………
Актуальность исследования
Специфика темы контрольной работы обусловила
применение материалов по общей теории
государства и права и истории государства
и права зарубежных стран.
Объектом
исследования данной работы является
история развития государства и права
Великобритании в XXвеке.
Цель
работы – рассмотреть и изучить основные
изменения в государственном строе и особенности
развития правовой системы в Великобритании
в XX веке.
Для
достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности развития государственно-
- исследовать основные аспекты эволюции
партийной системы,
- проанализировать основные изменения
в государственном строе,
- изучить основные этапы преобразования
Британской колониальной империи,
- охарактеризовать правовую и судебную
системы Великобритании в XX веке.
Основными
источниками при написании
Эволюция
мировой модели капитализма в
последней четверти XIX в. оказала большое
влияние на положение Великобритании
в мире и развитие ее политической
системы. В этот период Великобритания,
которая раньше была "мастерской мира",
потеряла мировое первенство в промышленном
производстве. В конце XIX - начале XX в. основой
английского капитализма стала не промышленная
и торговая, а колониальная монополия.
Трудности,
связанные с утратой промышленной монополии
и упадком традиционных отраслей промышленности
особенно обострились в результате мирового
экономического кризиса 20-х - начала 30-х
гг. Тяжелые последствия кризиса заставили
правящие круги расширить государственное
вмешательство в экономику и в сферу социальных
отношений в целях ее стабилизации.
Наиболее
радикальный шаг в этом направлении был
сделан после второй мировой войны, когда
правительство лейбористов осуществило
национализацию ряда ведущих отраслей
промышленности: угольной, сталелитейной,
энергетической, а также транспорта, связи,
гражданской авиации. Значительную долю
государственной собственности составили
жилой фонд и объекты здравоохранения.
Государственный сектор охватил 20% хозяйства
страны. В результате этого в британском
государственном аппарате была создана
разветвленная система специальных подразделений,
связанных с регулированием экономики.
Среди них особое место заняли публичные
корпорации, которые создавались главным
образом в национализированных отраслях.
Эти учреждения подчинялись общему руководству
со стороны соответствующих министерств,
но управлялись особым правлением и отличались
административной и финансовой самостоятельностью
в оперативной деятельности (Британское
железнодорожное управление, Лондонское
транспортное управление, Почтовое ведомство
и др.). Значительное распространение получили
и смешанные органы, в руководство которых
входили как должностные лица государственного
аппарата, так и представители крупнейших
компаний, а иногда и представители руководства
тред-юнионов (Национальный совет экономического
развития, Финансовая корпорация по делам
промышленности и др.)1.
На рубеже 80-х гг. правительство консерваторов
одним из первых в мире осуществило радикальную
переориентацию экономической политики,
направленную на сокращение вмешательства
государства в экономику в пользу "свободного
рыночного хозяйства" и "личной инициативы",
максимально возможную приватизацию экономики
и ослабление влияния профсоюзов. Основной
формой денационализации или приватизации
в Великобритании стала открытая продажа
акций. Такая политика получила название
"народного" или "рабочего" капитализма.
Уже к началу 90-х гг. доля госсектора в
английской промышленности сократилась
по сравнению с 1979 г. практически наполовину,
а число мелких акционеров утроилось.
Программа превращения англичан в "нацию
домовладельцев и акционеров" должна
была способствовать, по мнению ее авторов,
укреплению социальной стабильности в
стране. Но они не учли негативных последствий
этих радикальных нелиберальных реформ,
приведших к резкой концентрации богатства
и влияния в руках достаточно узкой элитной
группы. Своеобразным ответом на это стал
приход к власти в 1997 г. после длительного
бессменного руководства страной консерваторов,
правительства лейбористов. Не отказываясь
в целом от наследия консерваторов, лейбористское
правительство стремится найти новые
формы сохранения регулирующей роли государства
в условиях свободного развития рынка
и общемировых интеграционных процессов.
1.2
Эволюция партийной системы
Партийная система претерпела значительные
изменения. Консервативная партия начала
превращаться в партию крупных промышленных
и финансовых собственников. Либеральная
партия, в основном состоящая из средних
слоев, постепенно лишалась своей социальной
базы и теряла политические позиции, что
ускорило образование новой партии - лейбористов.
Лейбористская партия возникла как результат
подъема европейского социал-демократического
движения и появления в Англии социалистических
групп и организаций (Социал-демократической
федерации, Фабианского общества и др.).
Первоначально роль центра движения сыграл
Комитет рабочего представительства,
включивший в себя на правах коллективного
членства тред-юнионы, общество фабианцев
и ряд других организаций. Главной целью
Комитета была борьба за обеспечение рабочего
представительства в парламенте. В 1906
г. на базе Комитета была создана "трудовая"
(лейбористская) партия.
Становлению лейбористской партии способствовала
дальнейшая демократизация избирательного
права. В 70-80-х гг. была принята серия законов,
в том числе о введении тайного голосования
(1872), о наказании за подкуп избирателей
(1883). Особое значение имели законы 1884 и
1885 гг., которые составили третью по счету
в XIX в. избирательную реформу. Реформа
1884 г. увеличила избирательный корпус
с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный
ценз был отменен, а в графствах право
участвовать в выборах приобрели мелкие
арендаторы, а также все налогоплательщики,
проживающие в округе 6 месяцев. Вместе
с тем сохранялся "двойной вотум"
- право голосовать не только по месту
проживания, но и по месту нахождения недвижимой
собственности.
С 1916 г. у
власти в Великобритании находилось коалиционное
правительство Д. Ллойда Джорджа, состоявшее
из либералов, консерваторов и лейбористов.
На очередных выборах 8 декабря 1918 г. консерваторы
и либералы вновь составили единый блок2.
Лейбористские лидеры за несколько дней
до выборов вышли из правительственной
коалиции и выступили со своей программой,
в которой содержались заверения, что
в случае прихода к власти лейбористы
добьются немедленного вывода интервенционистских
войск из России, национализации земли,
ведущих отраслей промышленности, свободы
для Ирландии и Индии и т. д. Выборы с подавляющим
перевесом выиграла консервативно-либеральная
коалиция. Ведущее место в парламенте
заняли консерваторы, получившие большинство
мандатов. Лейбористы провели в парламент
60 депутатов.
Выборы показали,
что либеральная партия, стоявшая у власти
почти 100 лет, находится в состоянии упадка.
На выборах 1918 г. она потеряла около сотни
депутатских мест. Партия заметно поредела.
Часть либералов перешла к консерваторам,
часть — к лейбористам, влияние которых
возросло. Отныне либералы перестали быть
одной из основных партий страны, уступив
это место лейбористам.3
До 1922 г. у власти находилось
сформированное во время войны коалиционное
правительство консерваторов и либералов.
Однако еще в годы войны старая двухпартийная
система в результате раскола либеральной
партии оказалась значительно подорванной.
Одновременно с ослаблением либеральной
партии в условиях послевоенной социальной
борьбы шел процесс усиления партии лейбористов.
Сразу же после первой мировой войны была
проведена реорганизация партии, приняты
изменения в уставе и партийной программе,
в которой провозглашалась необходимость
построения нового общества, установления
"системы народовластия". Основным
методом достижения этой цели должно было
стать постепенное преобразование капиталистического
общества, его трансформация.
После распада коалиционного
правительства в 1922 г. на досрочных выборах
1923 г. ни одна партия не завоевала абсолютного
большинства мандатов. В этой ситуации
предпринимательские круги сочли возможным
приход к власти лейбористской партии4.
Ни первое (1924 г.),
ни второе (1929- 1931 гг.) лейбористское правительство
межвоенного периода, вопреки первоначальным
опасениям, не нарушили "правила игры"
и принципов политического консенсуса,
благодаря чему после выборов 1923 г. лейбористы
прочно заняли место официальной оппозиции
в парламенте.
В 1924г. лидер лейбористов
Р. Макдональд сформировал первое лейбористское
правительство, в которое вошли представители
правого крыла партии. Поскольку лейбористы
не имели большинства в парламенте, кабинет
Макдональда зависел от поддержки либеральной
партии. Либералы обещали оказать поддержку
при условии, что лейбористы будут осуществлять
только ту часть программы, которая не
расходилась с требованиями либеральной
партии. Правительство Макдональда провело
некоторые прогрессивные мероприятия,
однако большую часть своих обещаний не
выполнило. Второе лейбористское правительство
было сформировано в1929г. Однако окончательное
становление двухпартийной системы в
том виде, в каком она действует в Великобритании
в настоящее время, произошло лишь после
выборов 1945г. и крупной победы на них партии
лейбористов.
В 1997 г., после восемнадцатилетнего
правления консерваторов, правительство
вновь сформировала победившая на парламентских
выборах партия лейбористов. Новым лидерам
в условиях кризиса мирового социалистического
движения удалось реформировать устаревшую
партийную структуру и программу, ставшую
образцом для социал-демократов других
стран Западной Европы. "Новые" лейбористы
ориентируются в основном на средние слои
населения ("белые воротнички"), а
их решительный отказ от лозунгов всеобщей
национализации и тотального вмешательства
государства в социальные отношения (при
усилении роли "закона и порядка"
и при ослаблении роли профсоюзов в партии)
обеспечил им поддержку и части крупного
капитала.5
Итак, в
XX в. в Англии сохраняется двухпартийная
система, сущность которой заключается
в господстве на выборах двух основных
партий. До 1923 г. это были консерваторы
и либералы, с 1923 г.— консерваторы и лейбористы.
Двухпартийная система не исключает существования
других политических партий. Основным
средством сохранения существования двухпартийной
системы является избирательная система,
в основе которой лежит принцип избрания
одного депутата от каждого избирательного
округа. В результате представители малых
партий оказываются в невыгодном положении,
им трудно получить место в парламенте.
1.3
Основные изменения в государственном
строе
Государственный
строй Великобритании в XX в. изменялся
как в результате некоторых реформ конституционного
характера, так и главным образом путем
модификации прежних конвенций неписаной
конституции.
Для Великобритании
характерна стабильность политических
институтов и учреждений, являющаяся результатом
не только консенсуса ведущих политических
сил, но и предпочтения эволюционного
пути развития резким "историческим
поворотам", более гибких изменений
во взаимоотношениях государственных
органов. Британская политическая элита
сумела также сохранить и использовать
в своих интересах учреждения феодального
происхождения - монархию и палату лордов.
Изменения,
внесенные непосредственно в конституционное
законодательство Великобритании, имели
в большинстве случаев демократический
характер. Среди них следует выделить
очередную серию реформ избирательного
права, а также реформу парламента. В XX
в. было принято несколько избирательных
законов, демократизировавших избирательное
право.
Первая
избирательная реформа была проведена
непосредственно после первой мировой
войны, в 1918—1919 гг., новый избирательный
закон вводил всеобщее мужское и частичное
женское избирательное право.
Накануне парламентских
выборов 1929 г. консервативное правительство
осуществило еще одну реформу избирательного
права, предоставив женщинам равные с
мужчинами избирательные права. Новый
этап в демократизации избирательного
права отмечен после второй мировой войны.
Акт о народном представительстве 1948 г.,
принятый лейбористским правительством,
внес изменение в распределение избирательных
округов и, что более важно, отменил двойной
вотум. Отныне никто не мог голосовать
более чем в одном округе. На конец, в 1969
г. лейбористское правительство приняло
Акт о народном представительстве, которым
возрастной ценз был снижен с 21 года до
18 лет6.
Реформа парламента.
В конце XIX - начале XX в. английский парламент
превратился в орудие правительства, располагавшего
большинством в палате общин. Организационная
структура и партийная дисциплина, выработанные
главными партиями применительно к британской
системе парламентаризма, предопределили
подчинение депутатов каждой партии своему
лидеру.
Известно, что некоторые английские государствоведы (У. Бейджхот) уже во второй половине XIX в. начали подмечать складывающиеся новые взаимоотношения парламента и кабинета, указывая, что исполнительная власть начинает контролировать палату общин. В этом плане достаточно легко объяснима реформа парламента 1911 г., усилившая роль контролируемой кабинетом палаты общин в ущерб неизбираемой верхней палате. Акт о парламенте 1911 г. ограничил законодательные полномочия палаты лордов. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю на подпись и становился законом. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет. В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей.
Местное управление. В области местного управления усилился контроль центральных органов за деятельностью советов в городах и графствах. Постепенно эти органы лишались наиболее важных полномочий в проведении независимой от бюрократического надзора местной политики. , Контроль за местным управлением осуществляет Министерство охраны окружающей среды, а по отдельным вопросам (образование, здравоохранение, финансы и т. п.) - и другие министерства. Утверждению вышестоящих властей подлежат акты муниципалитетов, содержащие императивные предписания, акты о застройке населенных пунктов, о местных налогах.
1.4
Британская колониальная империя
В годы первой мировой войны
доминионы Британской империи были важной
опорой страны, являясь поставщиками сырья
и людских ресурсов. За это время значительно
усилилась экономика доминионов, окрепла
национальная буржуазия, которая стала
все решительнее добиваться предоставления
доминионам большей самостоятельности.
В 1917 г. на очередной имперской конференции
за доминионами был признан статус автономных
государств Британской империи.
В период после первой мировой
войны доминионы расширили свою автономию.
Нередко они вели вполне независимую от
метрополии политику, хотя взаимные экономические
финансовые связи побуждали и буржуазию
доминионов, и буржуазию метрополии к
компромиссам с целью сохранения сложившихся
форм отношений.
На состоявшейся в 1923 г. очередной
имперской конференции Великобритания
была вынуждена признать за доминионами
право самостоятельно заключать договоры
с иностранными государствами, а также
определять в каждом отдельном случае
свое участие или неучастие в международных
договорах, заключенных Великобританией.
После первой мировой
войны большой остроты достигла борьба
ирландского народа за освобождение. Результатом
этой борьбы стал Англо-ирландский договор,
заключенный 6 декабря 1921 г. Он предусматривал
создание доминиона Британской империи
Ирландское свободное государство, но
6 северо-восточных графств (Ольстер), составляющих
наиболее развитую в промышленном отношении
часть Ирландии, отторгались от нее и оставались
в пределах Великобритании. Английское
правительство сохраняло в новом доминионе
свои военные и военно-морские базы. Ирландские
крестьяне по-прежнему вносили в английскую
казну выкупные платежи за землю. Ирландия
была расчленена, Ирландское государство
осталось в рамках Британской империи,
и английская буржуазия в значительной
степени сохранила там свои экономические
позиции.
В 1931 г. был принят Вестминстерский
статут, закрепивший объединение английских
доминионов в Британское содружество
наций и определивший взаимоотношения
его членов. Согласно статуту ни один акт
парламента Соединенного Королевства
не является обязательным для доминиона,
если только доминион сам не просит об
утверждении такового и не согласится
на таковой.
После второй мировой
войны в результате активизации национально-освободительного
движения статус доминиона получили некоторые
британские колонии, в частности Индия.
Индия была расчленена по религиозному
признаку на два государства, которые
остались в составе Британской империи
в качестве доминионов. Тем не менее Индийский
Союз и Пакистан перестали быть колониями
и получили, хотя и ограниченную, государственную
независимость. Независимость и статус
доминиона получил также Цейлон7.
Еще сложнее становилась
обстановка в колониях Британской империи.
В результате колониальных войн в 1957 г.
добились независимости колонии Золотой
Берег (Гана) и Малайская Федерация. В 1959—1960
гг. стали независимыми Кипр и Нигерия.
Однако колониальная империя Великобритании,
особенно ее владения в Африке, все еще
сохраняла значительные размеры, и процесс
ее крушения развернулся со всей силой
в последующие годы8.
Информация о работе Особенности развития правовой системы Великобритании