Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 05:12, лекция
В 1991 году Республика Беларусь получила независимость, в свою очередь статус суверенного государства потребовал радикальной перестройки международных связей республики и формирования собственной внешней политики.
В 1990-ые гг. Республика Беларусь стала полноправным членом более 60 международных организаций, в 10 получила статус наблюдателя. В 1991-1995 гг. она подписала более 600 двусторонних межгосударственных и международных соглашений по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Беларусь заключила договоры с суверенными республиками СНГ, о дружбе и границах с Польшей, Латвией и Литвой. Республика стала участницей совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подписала Заключительный акт ОБСЕ в Хельсинки, подписала Парижскую хартию новой Европы, вошла в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития.
Особливості трансформації зовнішньополітичних пріоритетів Білорусії у другій половині XX – XXI ст.
ВСТУПЛЕНИ!
В 1991 году Республика
Беларусь получила независимость, в
свою очередь статус суверенного
государства потребовал радикальной
перестройки международных
В 1990-ые гг. Республика Беларусь стала полноправным членом более 60 международных организаций, в 10 получила статус наблюдателя. В 1991-1995 гг. она подписала более 600 двусторонних межгосударственных и международных соглашений по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Беларусь заключила договоры с суверенными республиками СНГ, о дружбе и границах с Польшей, Латвией и Литвой. Республика стала участницей совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подписала Заключительный акт ОБСЕ в Хельсинки, подписала Парижскую хартию новой Европы, вошла в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития.
(ОТКАЗ ОТ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ!)На момент распада СССР Беларусь была самой милитаризованной страной в мире. На ее территории размещалось 250-тысячная воинская группировка, было размещено 72 стратегические ракеты с ядерными боеголовками, большое количество тактического ядерного оружия. Выполняя взятые на себя обязательства в области безопасности и разоружения, в 1992 г. за пределы республики было вывезено тактическое ядерное оружие, а 1996 г. - межконтинентальные ракеты СС-25. Беларусь полностью выполнила международные обязательства и стала страной без ядерного оружия.
Республика присоединилась к договору об обычных вооруженных силах в Европе, подписала Конвенцию о запрещении химического оружия. В результате проведенных мероприятий по реформированию вооруженных сил к 1995 г. численность армии сократилась до 85 тыс. человек, что было высоко оценено международным сообществом.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
В процессе подготовки к семинару я условно разбила внешнюю политику Респ. Беларусь на рубеже 20 – 21 века на 2 этапа, исходя из ее внешнеполитических приоритетов:
Первый этап:
Как уже отмечалось в декабре 1991 г. независимая Беларусь была признана европейскими государствами, и на первых порах отмечалось устойчивое развитие отношений между Белоруссией и ЕС. В 1995 г. было подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (Partnership and Cooperation Agreement) в политической, экономической и торговой сфере. Белоруссия получала значительную помощь в рамках программы ТАСИС и по иным каналам. Развитию отношений между Белоруссией и ЕС помешали, однако, некоторые меры руководства Белоруссии, которые были восприняты на Западе как ущемление демократии. Евросоюз отказался признать изменения в Конституции Белоруссии 1994 года, внесённые в 1996 г. (Дело в том, что до середины 1994 г. механизмы разработки, принятия и реализации решений в области внешней политики были сосредоточены в Верховном Совете и Совете Министров. После введения института президента и особенно принятия на референдуме 1996 г. новой редакции Конституции Республики Беларусь ведущая роль в сфере разработки и реализации основных направлений внешней политики перешла к президенту- А. Г. Лукашенко, который вступил на пост президента в 1994 г..) В 1997 г. Совет Министров ЕС отказался продлить Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве и поддержать вступление Белоруссии в Совет Европы; были приостановлены двусторонние отношения на министерском уровне и заморожены программы технической помощи ЕС.
Белоруссия потеряла статус специально приглашённого члена в Ассамблее Совета Европы. Это решение было вызвано тем, что Парламентская ассамблея Совета Европы признала проведённые в Белоруссии в 1997 году выборы недемократичными, а давление на оппозицию — незаконным.
Этап второй:
Приоритетным направлением внешней политики руководства Беларуси во второй половине 90-х годов стало стремление к интеграции с Россией. 2 апреля 1996 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко и Президент Российской Федерации Б. Ельцин подписали в Москве договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Сохраняя суверенитет, государства начали строительство структур, которые имели бы общую законодательную базу. Были сформированы Высший Совет, Исполнительный комитет, Парламентское собрание, Российско-Белоруская комиссия по научному сотрудничеству и др. 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. В Договоре подчеркивалось, что каждая страна сохраняет государственный суверенитет и территориальную целостность, конституцию, флаг, герб. 10 июня 1997 г. Договор был ратифицирован в Минске и Москве. 8 декабря 1998 г. в Москве был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. 26 января 2000г. он был ратифицирован. Председателем Высшего Государственного Совета был избран А. Лукашенко, Председателем Совета Министров стал М. Касьянов, Госсекретарем - П. Бородин.
Вывод: После обретения независимости, Беларусь показала себя как европейское, демократическое государство, активно участвуя в европейских инициативах и т.д. + отказалась от ядерного оружия, но после прихода к власти А. Лукашенко, который консолидировал политическую власть в своих руках, Беларусь отказывается от многовекторного развития внешней политики (точнее, от сотрудничества с которой отказались европейские страны) и переходит на восточный вектор внешнеполитического сотрудничества, в первую очередь, подписав Союзный договор с Российской Федерацией, хотя до этого были попытки установления крепких взаимоотношений с странами Латинской Америки и Азии, но учитывая географическую отдаленность регионов, больших дивидендов, на первых парах, от этого не получила!
В свою очередь опыт развития Республики Беларусь второй половины 1990-х гг. доказывает неразрывность внутренней и внешней политики белорусского государства, внутренних и внешних факторов его функционирования. Это дает основания предполагать, что демократизация внутриполитической жизни будет вести к ослаблению внешнеполитической изоляции. С другой стороны, воздействие соседних государств и международного сообщества на правящий режим может и должно влиять на достижение национального согласия между оппозиционными силами и правительством, но даже, на современном этапе таковы попытки безуспешны.
Відносини Білорусії із країнами сусідами:
Білорусь – ЄС:
Взаимоотношения были первоначально
созданы после признания
Хотя Европейский союз
и Беларусь подписали соглашение
партнерства и сотрудничества (СПС)
в 1995 году, которое было предназначено
для регулирования взаимных политических
и экономических отношений, это
соглашение не было ратифицировано ЕС.
Кроме того, Европейский Союз исключил
Беларусь из своей Европейской политики
соседства (ЕПС), которая была первоначально
разработана, чтобы создать «кольцо
друзей» в географической близости
Союза. Брюссель утверждал, это исключение
будет прямым ответом на создание
авторитарного режима во главе с
президентом Лукашенко. Беларусь является
одним из немногих государств в Европе,
которые не просили о вступлении
в Европейский Союз. Кроме того,
членство в Европейском Союзе
не предложили и Минску. Беларусь стремится
постоянно
Однако после (сфальсифицированных по мнению ЕС) выборов 19 декабря 2010 г. отношения Беларуси с ЕС практически заморозились.
На протяжении 2011 года ЕС неоднократно призывал белорусские власти выпустить осуждённых по делу «19 декабря» и реабилитировать их.
Кроме того, в 2011 году Евросоюз расширил список лиц, которым запрещён въезд в страны ЕС. В их число вошли не только чиновники, представители силовых ведомств и судьи, но также бизнесмены (в частности, один из самых богатых белорусских людей Владимир Пефтиев). После очередного расширения этого списка в феврале 2012 года, МИД Беларуси отозвал своих представителей из ЕС и Польши, а также порекомендовал представителям официальной Варшавы и Брюсселя отправиться в свои страны для донесения позиции белорусской стороны о недопустимости санкций в отношении Республики Беларусь. В ответ на это, по предварительному согласованию, послы всех 27 стран ЕС покинули Минск и выехали в свои столицы. В марте 2012 года ЕС ужесточил санкции против ряда физических и юридических лиц РБ
С РОССИЕЙ:
Договор о создании Союзного
государства и Программа
Сегодня правовую базу сотрудничества составляет более 150 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Многосторонние соглашения о сотрудничестве связывают наши страны и в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ.
Принципиально новым шагом в дальнейшем развитии интеграционного взаимодействия стало формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Беларуси и Казахстана. Особое значение в этом контексте имело принятие на заседании Высшего органа Таможенного союза 9 декабря 2010 г. документов, составляющих договорно-правовую базу ЕЭП.
Сегодня в отношениях между Россией и Беларусью действует единое миграционное пространство, обеспечивается возможность для взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля. Граждане двух стран могут находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 30 дней. Ведется работа по гармонизации законодательства в экономической сфере, в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, валютного регулирования. Тесное взаимодействие осуществляется в вопросах внешней политики, военного и военно-технического сотрудничества, обеспечения коллективной безопасности.
По поводу проблем – в основном возникают на почве экономического сотрудничесва, а именно цен на энергоносители.
Первый серьёзный тревожный
звонок прозвучал в 2009-2010 годах, когда
нефтяные проблемы привели к резкому
и небывалому ухудшению российско-
Нефтяная проблема во взаимоотношениях России и Белоруссии имеет несколько аспектов. Кроме разницы мировых и внутренних российско-белорусских цен определенную роль играют и различия в форме собственности.
Фактически государственные белорусские НПЗ отнимают у российского частного капитала долю прибыли. Естественно, владельцам НПЗ в России такая ситуация не нравится.
Но дело не только в этом
– российские нефтяные компании в
итоге нашли схемы для
Рядовому российскому
потребителю и предприятиям-
Причем заключённые соглашения о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана не только не смягчили эту проблему, но, наоборот, обострили её до предела. С 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз, хотя к этому времени далеко не все позиции были согласованы и остался ряд неурегулированных проблем. Минск настаивал на том, что если строится полноценный Таможенный союз, то внутри него не может быть никаких торговых пошлин в принципе, в том числе и по нефти. Если бы это было реализовано, российская нефть начала бы свободно поступать на белорусские НПЗ, и Белоруссия имела бы не менее 4-6 млрд долл. профицита торгового баланса в год, решив все свои внутренние экономические проблемы. Но Москва заняла иную позицию, которая состояла в том, что беспошлинно в Белоруссию будет поставляться меньшая часть нефти, а большая - по условиям поставок сырья в третью страну вне Таможенного союза с пошлиной в 36%.
С УКРАИНОЙ:
Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Украиной были установлены 27 декабря 1991 года. В 1993 году открылось белорусское посольство в Киеве. C 15 июня 2001 года послом Белоруссии является Валентин Владимирович Величко. С 3 апреля 2013 года посол Украины в Беларуси — Михаил Брониславович Ежель
Двусторонние отношения являются важными для обоих государств, прежде всего из-за географической и историко-культурной близости. Однако экономическое сотрудничество между двумя странами долгое время развивается значительно активнее политического.
Как известно, официальный диалог между Республикой Беларусь и Украиной проходит на основе договорной базы, наработанной на протяжении всего периода их независимости. Следует напомнить, что уже 27 декабря 1991г. Украина и Республика Беларусь установили дипломатические отношения, а 17 июля 1995 г. (во время официального визита в Украину Президента Республики Беларусь А.Лукашенко) был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Украиной и Беларусью, вступивший в силу 6 августа 1997 г. Немногим ранее - 12 мая 1997 г. - президентом Украины Леонидом Кучмой и президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко был подписан Договор между Украиной и Республикой Беларусь о государственной границе.