Особливості трансформації зовнішньополітичних пріоритетів Білорусії у другій половині XX – XXI ст.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 05:12, лекция

Краткое описание

В 1991 году Республика Беларусь получила независимость, в свою очередь статус суверенного государства потребовал радикальной перестройки международных связей республики и формирования собственной внешней политики.
В 1990-ые гг. Республика Беларусь стала полноправным членом более 60 международных организаций, в 10 получила статус наблюдателя. В 1991-1995 гг. она подписала более 600 двусторонних межгосударственных и международных соглашений по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Беларусь заключила договоры с суверенными республиками СНГ, о дружбе и границах с Польшей, Латвией и Литвой. Республика стала участницей совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подписала Заключительный акт ОБСЕ в Хельсинки, подписала Парижскую хартию новой Европы, вошла в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Беларусь.docx

— 29.30 Кб (Скачать файл)

Особливості трансформації зовнішньополітичних пріоритетів Білорусії у другій половині XX – XXI ст.

ВСТУПЛЕНИ!

В 1991 году Республика Беларусь получила независимость, в  свою очередь статус суверенного  государства потребовал радикальной  перестройки международных связей республики и формирования собственной  внешней политики.

В 1990-ые гг. Республика Беларусь стала полноправным членом более 60 международных организаций, в 10 получила статус наблюдателя. В 1991-1995 гг. она подписала более 600 двусторонних межгосударственных и международных соглашений по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Беларусь заключила договоры с суверенными республиками СНГ, о дружбе и границах с Польшей, Латвией и Литвой. Республика стала участницей совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подписала Заключительный акт ОБСЕ в Хельсинки, подписала Парижскую хартию новой Европы, вошла в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития.

(ОТКАЗ ОТ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ!)На момент распада СССР Беларусь была самой милитаризованной страной в мире. На ее территории размещалось 250-тысячная воинская группировка, было размещено 72 стратегические ракеты с ядерными боеголовками, большое количество тактического ядерного оружия. Выполняя взятые на себя обязательства в области безопасности и разоружения, в 1992 г. за пределы республики было вывезено тактическое ядерное оружие, а 1996 г. - межконтинентальные ракеты СС-25. Беларусь полностью выполнила международные обязательства и стала страной без ядерного оружия.

Республика присоединилась к договору об обычных вооруженных  силах в Европе, подписала Конвенцию  о запрещении химического оружия. В результате проведенных мероприятий  по реформированию вооруженных сил  к 1995 г. численность армии сократилась  до 85 тыс. человек, что было высоко оценено  международным сообществом.

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ  ПРИОРИТЕТЫ

В процессе подготовки к семинару я условно разбила внешнюю  политику Респ. Беларусь на рубеже 20 – 21 века на 2 этапа, исходя из ее внешнеполитических приоритетов:

Первый этап:

Как уже отмечалось в декабре 1991 г. независимая Беларусь была признана европейскими государствами, и на первых порах отмечалось устойчивое развитие отношений между Белоруссией и ЕС. В 1995 г. было подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (Partnership and Cooperation Agreement) в политической, экономической и торговой сфере. Белоруссия получала значительную помощь в рамках программы ТАСИС и по иным каналам. Развитию отношений между Белоруссией и ЕС помешали, однако, некоторые меры руководства Белоруссии, которые были восприняты на Западе как ущемление демократии. Евросоюз отказался признать изменения в Конституции Белоруссии 1994 года, внесённые в 1996 г. (Дело в том, что до середины 1994 г. механизмы разработки, принятия и реализации решений в области внешней политики были сосредоточены в Верховном Совете и Совете Министров. После введения института президента и особенно принятия на референдуме 1996 г. новой редакции Конституции Республики Беларусь ведущая роль в сфере разработки и реализации основных направлений внешней политики перешла к президенту- А. Г. Лукашенко, который вступил на пост президента в 1994 г..) В 1997 г. Совет Министров ЕС отказался продлить Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве и поддержать вступление Белоруссии в Совет Европы; были приостановлены двусторонние отношения на министерском уровне и заморожены программы технической помощи ЕС.

Белоруссия потеряла статус специально приглашённого члена  в Ассамблее Совета Европы. Это решение было вызвано тем, что Парламентская ассамблея Совета Европы признала проведённые в Белоруссии в 1997 году выборы недемократичными, а давление на оппозицию — незаконным.

Этап второй:

Приоритетным направлением внешней политики руководства Беларуси во второй половине 90-х годов стало  стремление к интеграции с Россией. 2 апреля 1996 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко и Президент  Российской Федерации Б. Ельцин подписали  в Москве договор об образовании  Сообщества Беларуси и России. Сохраняя суверенитет, государства начали строительство  структур, которые имели бы общую  законодательную базу. Были сформированы Высший Совет, Исполнительный комитет, Парламентское собрание, Российско-Белоруская комиссия по научному сотрудничеству и др. 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. В Договоре подчеркивалось, что каждая страна сохраняет государственный суверенитет и территориальную целостность, конституцию, флаг, герб. 10 июня 1997 г. Договор был ратифицирован в Минске и Москве. 8 декабря 1998 г. в Москве был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. 26 января 2000г. он был ратифицирован. Председателем Высшего Государственного Совета был избран А. Лукашенко, Председателем Совета Министров стал М. Касьянов, Госсекретарем - П. Бородин.

Вывод: После обретения независимости, Беларусь показала себя как европейское, демократическое государство, активно участвуя в европейских инициативах и т.д. + отказалась от ядерного оружия, но после прихода к власти А. Лукашенко, который консолидировал политическую власть в своих руках, Беларусь отказывается от многовекторного развития внешней политики (точнее, от сотрудничества с которой отказались европейские страны) и переходит на восточный вектор внешнеполитического сотрудничества, в первую очередь, подписав Союзный договор с Российской Федерацией, хотя до этого были попытки установления крепких взаимоотношений с странами Латинской Америки и Азии, но учитывая географическую отдаленность регионов, больших дивидендов, на первых парах, от этого не получила!

В свою очередь опыт развития Республики Беларусь второй половины 1990-х гг. доказывает неразрывность внутренней и внешней политики белорусского государства, внутренних и внешних факторов его функционирования. Это дает основания предполагать, что демократизация внутриполитической жизни будет вести к ослаблению внешнеполитической изоляции. С другой стороны, воздействие соседних государств и международного сообщества на правящий режим может и должно влиять на достижение национального согласия между оппозиционными силами и правительством, но даже, на современном этапе таковы попытки безуспешны.

 

Відносини Білорусії із країнами сусідами:

Білорусь –  ЄС:

Взаимоотношения были первоначально  созданы после признания Европейского Союза независимости Беларуси в 1991 году. После прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году, отношения  между Минском и ЕС ухудшились, и остались холодными и дистанционными. Отношения с тех пор стали  улучшаться с октября 2008 года.

Хотя Европейский союз и Беларусь подписали соглашение партнерства и сотрудничества (СПС) в 1995 году, которое было предназначено  для регулирования взаимных политических и экономических отношений, это  соглашение не было ратифицировано ЕС. Кроме того, Европейский Союз исключил Беларусь из своей Европейской политики соседства (ЕПС), которая была первоначально  разработана, чтобы создать «кольцо  друзей» в географической близости Союза. Брюссель утверждал, это исключение будет прямым ответом на создание авторитарного режима во главе с  президентом Лукашенко. Беларусь является одним из немногих государств в Европе, которые не просили о вступлении в Европейский Союз. Кроме того, членство в Европейском Союзе  не предложили и Минску. Беларусь стремится  постоянно дистанционизироваться его экономических и политических связей с Россией, являясь одним из членов-учредителей Союзного государства (ранее «Союзного государства России и Беларуси»).

Однако после (сфальсифицированных по мнению ЕС) выборов 19 декабря 2010 г. отношения Беларуси с ЕС практически заморозились.

На протяжении 2011 года ЕС неоднократно призывал белорусские  власти выпустить осуждённых по делу «19 декабря» и реабилитировать их.

Кроме того, в 2011 году Евросоюз расширил список лиц, которым запрещён въезд в страны ЕС. В их число вошли не только чиновники, представители силовых ведомств и судьи, но также бизнесмены (в частности, один из самых богатых белорусских людей Владимир Пефтиев). После очередного расширения этого списка в феврале 2012 года, МИД Беларуси отозвал своих представителей из ЕС и Польши, а также порекомендовал представителям официальной Варшавы и Брюсселя отправиться в свои страны для донесения позиции белорусской стороны о недопустимости санкций в отношении Республики Беларусь. В ответ на это, по предварительному согласованию, послы всех 27 стран ЕС покинули Минск и выехали в свои столицы. В марте 2012 года ЕС ужесточил санкции против ряда физических и юридических лиц РБ

 

С РОССИЕЙ:

Договор о создании Союзного государства и Программа действий по реализации его положений, которыми были определены основные направления  и этапы двусторонней интеграции, включая формирование единого таможенного  и экономического пространства, углубление взаимодействия в гуманитарной области, в сферах внешней политики, обороны  и безопасности, были подписаны 8 декабря 1999 года.

Сегодня правовую базу сотрудничества составляет более 150 межгосударственных и межправительственных договоров  и соглашений. Многосторонние соглашения о сотрудничестве связывают наши страны и в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ.

Принципиально новым шагом  в дальнейшем развитии интеграционного  взаимодействия стало формирование Таможенного союза и Единого  экономического пространства (ЕЭП) России, Беларуси и Казахстана. Особое значение в этом контексте имело принятие на заседании Высшего органа Таможенного  союза 9 декабря 2010 г. документов, составляющих договорно-правовую базу ЕЭП.

Сегодня в отношениях между  Россией и Беларусью действует  единое миграционное пространство, обеспечивается возможность для взаимных поездок  по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля. Граждане двух стран могут находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 30 дней. Ведется работа по гармонизации законодательства в экономической сфере, в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, валютного регулирования. Тесное взаимодействие осуществляется в вопросах внешней политики, военного и военно-технического сотрудничества, обеспечения коллективной безопасности.

По поводу проблем – в основном возникают на почве экономического сотрудничесва, а именно цен на энергоносители.

Первый серьёзный тревожный  звонок прозвучал в 2009-2010 годах, когда  нефтяные проблемы привели к резкому  и небывалому ухудшению российско-белорусских  отношений. Именно тогда в Белоруссии фактически вторично после 1990-х годов  стартовала кампания по суверенизации  и культурно-историческому обособлению, чего не наблюдалось с момента  прихода А. Лукашенко к власти. Данная проблема остро встала и в 2006-2007 году, но тогда конфликт в отличие  от 2009-2010 годов удалось вовремя  погасить, в том числе и введением  специальной пошлины на поставляемую в Белоруссию нефть.

Нефтяная проблема во взаимоотношениях России и Белоруссии имеет несколько  аспектов. Кроме разницы мировых  и внутренних российско-белорусских  цен определенную роль играют и различия в форме собственности.

Фактически государственные  белорусские НПЗ отнимают у российского  частного капитала долю прибыли. Естественно, владельцам НПЗ в России такая  ситуация не нравится.

Но дело не только в этом – российские нефтяные компании в  итоге нашли схемы для выгодного  взаимодействия с Белоруссией. Однако нерешённой осталась другая проблема: при получении российской нефти  по ценам ниже мировых (хотя и выше внутрироссийских) продукция белорусского машиностроения и продовольствие активно  устремляются на российский рынок.

Рядовому российскому  потребителю и предприятиям-импортёрам это выгодно, чего не скажешь о  российских производителях аналогичной  продукции, которые пусть и не проигрывают в конкурентной борьбе белорусским коллегам, но всё же испытывают значительный прессинг со стороны последних, что вынуждает  их снижать цены на собственную продукцию  внутри России и, как следствие, терять прибыль. Таким образом, проблема неизбежной потери российским капиталом части  прибыли является существенной и  сложно решаемой.

Причем заключённые соглашения о создании Таможенного союза  России, Белоруссии и Казахстана не только не смягчили эту проблему, но, наоборот, обострили её до предела. С 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз, хотя к этому времени далеко не все позиции были согласованы и остался ряд неурегулированных проблем. Минск настаивал на том, что если строится полноценный Таможенный союз, то внутри него не может быть никаких торговых пошлин в принципе, в том числе и по нефти. Если бы это было реализовано, российская нефть начала бы свободно поступать на белорусские НПЗ, и Белоруссия имела бы не менее 4-6 млрд долл. профицита торгового баланса в год, решив все свои внутренние экономические проблемы. Но Москва заняла иную позицию, которая состояла в том, что беспошлинно в Белоруссию будет поставляться меньшая часть нефти, а большая - по условиям поставок сырья в третью страну вне Таможенного союза с пошлиной в 36%.

 

С УКРАИНОЙ:

Дипломатические отношения  между Республикой Беларусь и  Украиной были установлены 27 декабря 1991 года. В 1993 году открылось белорусское  посольство в Киеве. C 15 июня 2001 года послом Белоруссии является Валентин Владимирович Величко. С 3 апреля 2013 года посол Украины в Беларуси — Михаил Брониславович Ежель

Двусторонние отношения  являются важными для обоих государств, прежде всего из-за географической и историко-культурной близости. Однако экономическое сотрудничество между двумя странами долгое время развивается значительно активнее политического.

Как известно, официальный  диалог между Республикой Беларусь и Украиной проходит на основе договорной базы, наработанной на протяжении всего  периода их независимости. Следует  напомнить, что уже 27 декабря 1991г. Украина и Республика Беларусь установили дипломатические отношения, а 17 июля 1995 г. (во время официального визита в Украину Президента Республики Беларусь А.Лукашенко) был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Украиной и Беларусью, вступивший в силу 6 августа 1997 г. Немногим ранее - 12 мая 1997 г. - президентом Украины Леонидом Кучмой и президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко был подписан Договор между Украиной и Республикой Беларусь о государственной границе.

Информация о работе Особливості трансформації зовнішньополітичних пріоритетів Білорусії у другій половині XX – XXI ст.