Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 05:31, статья
Партнерский диалог Украина-ЕС развивается в ходе проведения ежегодных заседаний саммита Украина-ЕС. Мнения сторонников и противников вступления Украины в международную организацию. Возможные положительные и негативные последствия вступления Украины в ЕврАзЭС.
25 Выгодно ли вхождение в Таможенный союз со странами ЕврАзЭс Украине? Проблема имеет экономический и политический аспекты.
Экономическая точка зрения
Участие Украины в Таможенном союзе со странами ЕврАзЭс имело бы много позитивных сторон.
Участие в Таможенном союзе ЕврАзЭс откроет Украине доступ к получению российских энергоносителей по внутрироссийским ценам, затраты же на транспортировку не столь уж высоки. Правда, по мнению многих, это преимущество мнимое, поскольку Россия обязательно будет постепенно поднимать внутренние цены на энергоносители в соответствии с мировыми тенденциями. Но суть вопроса именно в том, что это будет происходить постепенно, в течение многих лет. А это даст возможность модернизировать наиболее энергоемкие украинские производства на основе энергосберегающих технологий.
Вступление в Таможенный союз Украины сделает невозможным создание препятствий для экспорта ее сельхозпродукции, как это было в случае с запретами на импорт украинской мясомолочной продукции в Россию. В целом же в данном случае перспективы отечественного сельского хозяйства существенно улучшаются.
К тому же украинское машиностроение быстро растет именно за счет экспорта в Россию и другие страны СНГ. По соотношению «цена–качество» эта продукция вполне конкурентоспособна и сейчас. В рамках Таможенного союза ее конкурентоспособность еще более возрастет.
Интеграцию в рамках
Таможенного союза ЕврАзЭС
Не только плюсы
Безусловно, членство Украины в Таможенном союзе с Россией имеет и свои минусы. Можно предположить, что оно несколько ослабит на некоторый период стимулы для внедрения энергосберегающих технологий.
Кроме того, может
резко снизиться и мотивация
для адаптации украинского
Нельзя не учитывать также и того, что свободное движение капиталов в рамках Таможенного союза предполагает рост роли прямых иностранных инвестиций из стран ЕврАзЭс. Но приток прямых иностранных инвестиций – это не просто приток капитала. Это и новые, современные требования к менеджменту, маркетингу, корпоративному управлению и т.д. Естественно, что в этом отношении постсоветские страны не могут соперничать со странами – членами Евросоюза.
Наконец, внешнеэкономические решения России далеко не всегда диктуются экономической целесообразностью, в них, несмотря на весь прагматизм, зачастую видны и политические мотивы. Вряд ли это в полной мере отвечает интересам Украины. Членство же Украины в ТС создаст механизм, заставляющий Украину в своей внешнеэкономической деятельности считаться с российскими политическими мотивациями.
26 Взаимоисключающие союзы
Тем не менее членство Украины в Таможенном союзе ЕврАзЭС выглядит маловероятным в силу политических причин, главной из которых является консенсус основных политических сил относительно целей интеграционного развития страны. Членство Украины в ТС ЕврАзЭС, безусловно, несовместимо с вступлением Украины в Евросоюз, так как исключает одновременное членство в различных таможенных союзах. Об этом немедленно напомнили представители европейских структур стразу после возникновения темы ЕЭП.
По словам представителя Еврокомиссии, заключение таможенного союза в рамках ЕЭП является нарушением договоренностей, достигнутых между Украиной и Евросоюзом и внесенных в соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС.
Еще одним аргументом против возможного создания таможенного союза и отношение к ВТО. Отметим, что Украина и Россия присоединяются к ВТО на совершенно разных условиях. Если Украина форсировала вступление в организацию путем максимальных уступок, то Россия последовательно отстаивала национальные интересы. Трудно представить, как в этой ситуации можно унифицировать таможенные нормы.
Итак, сейчас идея
участия Украины в Таможенном союзе
стран ЕврАзЭС выглядит практически нереализуемой.
30 Украина должна сотрудничать и с ЕС, и с ЕврАзЭС
Украина должна сотрудничать как с Евросоюзом, так и со странами ЕврАзЭС, исходя из своих национальных интересов, и это не противоречит заявленному курсу на евроинтеграцию страны, считает заместитель министра экономики Украины
"Не вижу никакого противоречия в сотрудничестве со странами ЕврАзЭС и курсом на евроинтеграцию. Украина должна сотрудничать и с ЕС, и с СНГ, с ЕврАзЭС, но должна при этом исходить из своих национальных интересов", - сказал он.
"Евросоюз - это
26,4% товарооборота, это инвестиции,
новые технологии, это интеграция,
это рынок в 500 миллионов населения
- как можно от этого отказаться,
как это не может быть
В то же время, по его словам, совершенно невозможно и неразумно отказываться и от сотрудничества со странами СНГ.
"Но я хочу сказать, что с СНГ у нас сегодня 39% товарооборота, у нас очень глубокие корни, у нас глубокие кооперация, интеграция, у нас сегодня энергозависимость - нет еще у нас инвестиций и капитала для того, чтобы мы перестроились. И терять этот рынок? Никто еще не показал, где мы его можем заместить", - подчеркнул Мунтиян.
Пока же, по мнению Мунтияна, "рапортовать не о чем, потому что по глобальным индексам конкурентоспособности мы уступаем своим конкурентам". При этом замминистра, отвечая на вопрос участников телемоста в Москве, считает ли он привлекательным для Украины участие в ЕврАзЭС, сказал: "Если бы это было 10 лет назад - безусловно, да". Но сейчас, по его словам, такие региональные объединения, как СНГ, ЕврАзЭС, ГУАМ - "лишние этапы", а думать надо над проектами, которые «позволят соответствовать тем вызовам, которые будут завтра".