Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 21:48, контрольная работа
Политика во все времена оказывала влияние на жизнь отдельных людей, социальных групп и общества в целом. Поэтому политические знания и культура нужны любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности. Без обладания такими знаниями личность рискует превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а складывается в ходе систематического приобретения соответствующих знаний и опыта
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА В АСПЕКТЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА 5
ГЛАВА 2 25
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ, СРАВНЕНИЕ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
НОУ ВПО «Институт Управления»
Ивановский Филиал
Экономический факультет
Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента организации
на тему:
«Политическая система общества: характеристика и тенденции развития».
Выполнил студент
Иваново 2014
СОДЕРЖАНИЕ
В данное время в системном анализе важное место занимает системный анализ политики. Речь идет о том, чтобы представить политическую жизнь общества в качестве некоей целостной системы, со свойственными ей законами и особенностями развития. Познание этих законов дает возможность глубокого понимания политики, создает необходимую теоретическую основу для совершенствования управления обществом, прогнозирования его развития.
В чем сущность и важность системного подхода к политике?
Во-первых, он позволяет сформировать понимание политики как некоей целостности, системы, поля, открывает возможность анализа различных способов ее взаимодействий с окружающей средой.
Во-вторых, он дает возможность представить политику, именно как систему поведения и деятельности людей, обусловленную властно-институциональными и социокультурными факторами, что представляется особенно важным при комплексном анализе политической системы общества.
Институционально-властной основой политической жизнедеятельности общества, ее организующим и направляющим началом выступает политическая система. Эта категория позволяет свести воедино основные понятия, характеризующие его политическую жизнь. Политическая система представляет собой конкретную историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические отношения между ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы политическую деятельность. Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, особую сферу, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством осуществления власти или борьбы за ее завоевание и использование.
Цель моей курсовой работы изучить политическую систему общества с точки зрения системного анализа.
Задачами данной работы являются:
Вначале своей работы я бы хотел привести несколько аргументов в пользу актуальности к исследованию выбранной мной темы.
Политика во все времена оказывала влияние на жизнь отдельных людей, социальных групп и общества в целом. Поэтому политические знания и культура нужны любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности. Без обладания такими знаниями личность рискует превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а складывается в ходе систематического приобретения соответствующих знаний и опыта.
Потребность в специальном изучении политики возрастает с увеличением интенсивности политических процессов и плотности политических событий во времени и пространстве. Основными объектами исследования являются комплекс политических интересов, идей, общественно-политических институтов, коммуникаций и технологий.
Суждения о политических событиях будут поверхностными и односторонними, если не выясняются их структуры, внутренние и внешние связи, сходства и различия, динамика соотношения различных элементов и тенденций политики.
Социальные и политические системы обладают способностью саморазвиваться и самообучаться. При этом возможности в выявлении закономерностей и прогнозировании ограничены, а политическая действительность постоянно ставит новые вопросы и требует ответа на них сегодня. Поэтому исследователь призван анализировать и оценивать современные политические процессы, не дожидаясь их завершения и тем более окончательных результатов.1
Другая сложность исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью исследователя быть предельно объективным и неизбежной заинтересованностью его в утверждении своего видения проблемы. Этот фактор может способствовать односторонности исследования, преувеличению роли одних ценностей и обстоятельств и недопущению других. Политическое знание должно быть приближено к практике, но не соединяться с ней. Политика должна оставаться делом практиков, исследование политических процессов делом аналитиков, чаще всего не приобщенных к политической борьбе.
Еще одна существенная особенность исследования политических процессов. Жизнь политическая динамична и не любит, а часто и не может ждать. В ней незаменимы такие качества, как быстрая реакция, интуиция, способность рисковать. Наука, наоборот, требует времени и наблюдения со стороны. Поэтому часто задачи исследования решаются с некоторым опозданием.
Эффективность изучения политики достигается разнообразием подходов и методов исследования. Успехи исследователя определяются не только достаточностью информации и стремлением к объективности, но и выбором рациональных для исследования конкретного объекта подхода и методов, а также умением их использовать. Ни один из методов не является универсальным, область применения каждого ограничена. Поэтому абсолютизация одного из них ведет в тупик, и только умело, дополняя одни методы другими, исследователь получает возможность более полного и углубленного изучения политики.
Современная теория политических систем сформировалась под воздействием системного подхода, сложившегося в биологии и кибернетике, а также новых открытий в политике. Универсальными признаками существования системы, живой или искусственной, являются взаимосвязанность группы элементов, образование ими самостоятельной целостности, свойство внутреннего взаимосоответствия, способность самосохраняться и вступать в отношения со средой и другими системами.
Создание общей теории систем ускорило становление системного подхода в исследовании политических систем и процессов.
При современном системном подходе политические отношения рассматриваются как взаимодействие внутренне сложных структур и процессов по поводу принятия и реализации властных решений. Соответственно исследование взаимоотношений - это разносторонний и разноуровневый процесс. Системный подход позволяет изучать политическую власть как продукт совместной деятельности людей, как процесс и результат взаимодействий различных субъектов и объектов (представительные и административные структуры, партии, ассоциации, политические лидеры и т.д.) При этом подходе преодолевается институциональная ограниченность, и внимание концентрируется на всей сфере политической деятельности. При системном подходе главным предметом анализа становится не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли.
Применение системного подхода в исследовании политических систем и процессов позволяет раскрыть сущность политической власти, механизм ее стабильности, установить, как в рамках конкретной системы вырабатывается политика, позволяющая распределять ценности в обществе и достигать коллективных целей.
Системный подход позволяет расширить границы объекта исследования. Проявляется возможность более широкого толкования политической системы, охватывающей все лица и институты, участвующие в политических отношениях. Появляются возможности исследовать политические системы как системы социальных взаимодействий, направленных на достижение целей, интеграцию и адаптацию внутри общества посредством применения более или менее легитимного принуждения.
Изучение политической системы не сводится к исследованию только внутренних механизмов властных отношений. Анализируется сфера ее обитания. К ней относятся другие подсистемы общества: экономическая, социальная, культурная, природная и др. К внешней среде относятся также международные факторы. Это важно потому, что решение стратегических вопросов политики возможно только при благоприятствовании тому международной среды.
Политическая система как объект исследования - это особая реальность, которая качественно отличается от других систем общества и развивается в соответствии с собственной логикой.2 Прежде всего, она ориентирована на распределение ценностей в обществе, причем таким образом, чтобы достичь баланса интересов и сохранить систему как единое целое. Сложность состоит в том, что каждый субъект политической системы стремится реализовать свои интересы с помощью механизма политической власти, но должен делать это в рамках системной интеграции.
Важным и сложным объектом исследования политических систем являются их функции, которые направлены на сохранение и развитие достигнутого состояния, на обеспечение взаимодействия со средой. Функции политической системы иерархичны и проявляются на разных уровнях. К функциям макроуровня, или первого порядка, относятся определение и достижение общих коллективных целей, адаптации и интеграции целей и различных элементов политических отношений, поддержание или сохранение системы. К функциям второго уровня (медиауровень) относятся такие функции, как регулирование, распределение ценностей, мобилизация ресурсов и т.д. К функциям третьего уровня (микроуровнь) относятся: агрегация интересов, их конверсия, принятие решений, формирование требований и организация необходимых поддержек.
Познавательное значение макрофункций состоит в том, что их исследование позволяет раскрыть соответствие политической системы обществу, оценить степень и характер активности политической системы по отношению к другим системам. Исследование функций мвдиауровня позволяет выявить направления политической деятельности, установить противоречивость политической государственной деятельности и спрогнозировать ее последствия. Целевая направленность изучения функций микроуровня - формирование эффективных технологий обеспечения решения той или иной задачи.
Итак, мы выяснили, что в последнее время исследование политических систем общества это одно из основных направлений в науке. Это во многом связано с тем, что политика буквально пронизала сегодня все сферы жизни человека и общества в целом. Все сильней становится плотность политических событий, а также растет интенсивность политических процессов, в связи с этим граждане должны принимать все больше и больше политических решений, которые будут рациональными. Для этого необходимо детально изучать политику, приобретая новые знания и набираясь опыта.
Научный подход к изучению современной политики требует, прежде всего, формирование понятийного аппарата.
Ключевым является само понятие политики. Суммируя наиболее важные черты, можно согласиться со следующим определением:
Политика - это деятельность, направленная на удовлетворение интересов и решение общественных проблем путем формирования, поддержания или изменения власти и управления обществом.3
Такое определение является достаточным, чтобы отличить ее как особую сферу управления обществом от всякой другой близкой или смежной общественной деятельности. Это имеет как научное, так и практическое значение. Конкретность определения позволяет четко определить предмет исследования, уточнить достаточно подвижную границу с социологией, государствоведением и правоведением, экономическими науками, философией и другими отраслями обществоведения. С практической точки зрения, это позволяет преодолеть две опасные тенденции. Во-первых, расширенное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены административно-правовыми средствами. Это дает возможность избежать использования политики для достижения чуждых ей целей и не допустить ослабления административно-правового управления обществом. Во-вторых, решения политических проблем в рамках имеющейся административно-правовой системы, что также наносит обществу значительный ущерб. Проблемы потому и являются политическими, что не могут быть решены без изменения законов и самой власти.
Политика является важнейшей частью системы управления, занимающейся формированием, поддержанием или изменением управления и самой власти для решения общественных проблем, оказавшихся не по силам нравственности и административно-правовому управлению в любых сферах общественного развития.4
Несмотря на разнообразие обществ, в структуре каждого из них можно выделить несколько основных сфер деятельности:
-отношения общества с природой;
-экономические отношения;
- социальные отношения;
-духовная жизнь;
-отношения с другими обществами.
В различных обществах эти сферы имеют разную структуру, функции и качества, но в каждом они переплетаются и пронизывают друг друга, образуя единое целое.
При всем разнообразии и динамике политических интересов, настроений и порождаемых ими политических проблем в основных сферах развития современных обществ имеются узловые проблемы, почти постоянно требующие политических усилий. Ими определяются важнейшие направления современной политики.
Информация о работе Политическая система общества: характеристика и тенденции развития